ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 11А-10765/18 от 11.09.2018 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело№ 11 а-10765/2018

Судья: Рыбакова М.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 сентября 2018 года город Челябинск

Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Сапрыгиной Л.Ю.,

судей Аганиной Т.А., Ишимова И.А.,

при секретаре Нидворягиной Т.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Автономной некоммерческой организации «Образовательный центр АФиНА-консалт» на решение Центрального районного суда города Челябинска от 21 декабря 2017 года по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции РФ по Челябинской области к Автономной некоммерческой организации «Образовательный центр АФиНА-консалт» о ликвидации организации.

Заслушав доклад судьи Сапрыгиной Л.Ю. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, выслушав представителя АНО «Образовательный центр АФиНА-консалт» Дьякову А.С., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Управление Министерства юстиции РФ по Челябинской области обратилось в суд с административным иском к Автономной некоммерческой организации «Образовательный центр «АФиНА-консалт» о ликвидации некоммерческой организации и исключении данной организации из Единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование требований указано на то, что в ходе проведенной административным истцом проверки было установлено, что в нарушение действующего законодательства организация не представила отчеты о деятельности за 2008-2016 годы в уполномоченный орган. Также установлено, что организация фактически прекратила свою деятельность.

В судебное заседание представитель административного истца Управления Министерства юстиции РФ по Челябинской области не явился, извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в их отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме.


2

Представитель административного ответчики Автономной некоммерческой организации «Образовательный центр «АФиНА-консалт» в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания.

Решением Центрального районного суда города Челябинска от 21 декабря 2017 года административное исковое заявление удовлетворено.

Не согласившись с указанным решением суда, АНО «Образовательный центр АФиНА-консалт» обратилось в Челябинский областной суд с апелляционной жалобой на указанное решение суда, просят решение районного суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылаются на ненадлежащее извещение о времени и месте рассмотрения дела.

Указывают, что административный ответчик на протяжении всей своей деятельности регулярно сдавал установленную отчетность в налоговый орган, пенсионный фонд, внебюджетные фонды. Полагает, что деятельность общества подпадает под действие пункта 3.1 ст. 32 Закона о некоммерческих организациях, в связи с чем организация не обязана осуществлять публикацию отчета о своей деятельности в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Представитель АНО «АФиНА-консалт» Дьякова А.С. в суде апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержала.

Представитель Управления Министерства юстиции РФ по Челябинской области в суд апелляционной инстанции не явился, извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия на основании ч. 2 ст. 306, ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного выше лица, извещенного надлежащим образом и не явившегося в судебное заседание.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность принятого по делу решения суда, выслушав представителя АНО «АФиНА-консалт» Дьякову А.С, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Право каждого на объединение, свобода деятельности общественных объединений гарантируются Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, положениями международных договоров Российской Федерации, включая Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря


1966 года, Конвенцию о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами. Данные права и свободы могут быть ограничены только федеральным законом (часть 4 статьи 15, часть 1 статьи 30, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).

Конституция Российской Федерации устанавливает обязанность граждан и их объединений соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (часть 2 статьи 15).

Нарушение некоммерческими организациями и иными общественными и религиозными объединениями, в том числе не являющимися юридическими лицами (далее - объединение граждан), Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов, может повлечь применение мер публично-правовой ответственности в виде приостановления деятельности объединения граждан, его ликвидации либо запрета деятельности по заявлению уполномоченного органа или должностного лица в порядке административного судопроизводства (часть 1 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации статья 18 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях).

В соответствии со статьей 18 Федерального закона "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Заявление в суд о ликвидации некоммерческой организации вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", уполномоченным органом или его территориальным органом.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона, иных правовых актов.

Из материалов дела следует, что Автономная некоммерческая организация «Образовательный центр «АФиНА-консалт» зарегистрирована в качестве юридического лица, дата внесения записи в ЕГРЮЛ 19 ноября 2007 года.

Указом Президента РФ от 13.10.2004 года N 1313 Министерство юстиции РФ уполномочено осуществлять контроль за соответствием деятельности некоммерческих организаций, в том числе отделений


международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, их уставным целям и задачам, за соответствием деятельности филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства РФ.

Как установлено пунктом 3.1 статьи 32 Федерального закона о некоммерческих организациях, некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.

В силу пункта 3 статьи 32 Федерального закона о некоммерческих организациях некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 3.2 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.

Некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности.


Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Положениями пункта 2 Постановления Правительства РФ от 15.04.2006 г. N 212 представление в уполномоченный орган (его территориальный орган) документов, содержащих информацию, предусмотренную п. 3 ст. 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", осуществляется ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Как следует из Устава АНО «Образовательный центр «АФиНА-консалт» является не имеющей членства некоммерческой организацией, учрежденной на основе добровольных учредительных взносов учредителей, в целях удовлетворения потребностей граждан в оказании и получении образовательных услуг.

Разрешая заявленные требования, установив, что АНО «Образовательный центр «АФиНА-консалт» за 2008-2016 годы в нарушение требований пункта 3.1 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях не представлены в Управление Министерства юстиции РФ по Челябинской области отчеты о деятельности организации, а также в нарушение требований пункта 3.2 статьи 32 Федерального закона не размещались в сети «интернет» и не предоставлены средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции.

Поскольку АНО «Образовательный центр «АФиНА-консалт» подпадает под действие пункта 3.1 ст. 32 Закона о некоммерческих организациях, судебная коллегия полагает, заслуживающими внимание доводы апелляционной жалобы о том, что организация не обязана осуществлять публикацию отчета о своей деятельности в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», так как некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно


6

размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности.

Также из представленных с апелляционной жалобой и в суд апелляционной инстанции материалов видно, что вопреки доводам административного искового заявления о том, что АНО «Образовательный центр «АФиНА-консалт» фактически прекратило свою деятельность, организация оказывает информационно-консультационные услуги в сфере бухгалтерского и налогового учета, трудового законодательства, что подтверждено договорами на оказание услуг.

Как следует из представленных материалов и пояснений представителя административного ответчика в суде апелляционной инстанции, фактически АНО «Образовательный центр «АФиНА-консалт» находится и осуществляет деятельность по адресу: ****. Подготовлены к регистрации изменения в Устав организации в части места нахождения организации.

В штате АНО «Образовательный центр «АФиНА-консалт» в спорный период имелось 6 работников, которым начислялась заработная плата, а также производились установленные законом отчисления в бюджет. На протяжении всего периода деятельности организацией в установленные сроки сдавалась отчетность в налоговый орган, пенсионный фонд, внебюжетные фонды. Указанные обстоятельства подтверждены представленными сведениями о застрахованных лицах, расчетами по начисленным и уплаченным страховым взносам, квитанциями и приеме налоговых деклараций поданных в электронном виде, справками о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ.

С учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18 июля 2013 года N 14-П по делу "О проверке конституционности положений ст. 35 Федерального закона "Об акционерных обществах", статей 61 и 99 ГК РФ.....", допущенные юридическим лицом нарушения закона могут являться основанием для его ликвидации только в том случае, если такие нарушения являются настолько существенными, что позволяют сделать вывод о невозможности дальнейшей деятельности организации.

В данном случае, нарушений АНО «Образовательный центр «АФиНА-консалт» обязательных требований, установленных законом, которые носили бы грубый характер либо являлись неустранимыми, либо повлекли какие-либо существенные негативные последствия, судом установлено не было, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии достаточных оснований для ликвидации организации.


7

В силу положений ст. 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", органы юстиции осуществляют контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами. Одним из таких средств является направление руководителю некоммерческой организации письменного предупреждения.

Между тем, в материалах дела отсутствуют доказательства направления и получения административным ответчиком письменных предупреждений уполномоченного органа.

Доводы апелляционной жалобы о ненадлежащем извещении административного ответчика о месте и времени судебного заседания, судебная коллегия не принимает.

В соответствии с частью 1 статьи 96 КАС РФ лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова.

Из материалов дела следует, что административный ответчик извещен судом по месту регистрации, указанному в ЕГРЮЛ, заказное письмо возвращено отправителю по истечении срока хранения.

Применительно к правилам части 2 статьи 100 КАС РФ отказ в получении почтовой корреспонденции, о чем свидетельствует его возврат по истечении срока хранения, следует считать надлежащим извещением о слушании дела.

Таким образом, административный ответчик добровольно отказался от реализации своих процессуальных прав, не получив своевременно почтовое отправление разряда "Судебное".

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 28 постановления от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" также подчеркнул, что неоднократность нарушения законодательства сама по себе не может служить основанием для принятия судом решения о ликвидации юридического лица. Такая исключительная мера должна быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.


На это обстоятельство обращено внимание судов и в пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 64.

В материалах настоящего административного дела отсутствуют доказательства того, что ликвидация АНО «Образовательный центр «АФиНА-консалт», осуществляющей свою деятельность с 2007 года, является соразмерной и адекватной мерой, без которой невозможно устранить допущенные названной некоммерческой организацией нарушения и достигнуть социально значимые цели, что судом первой инстанции учтено не было.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции нельзя признать законным о обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене с принятием по административному делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда города Челябинска от 21 декабря 2017 года отменить. Принять по административному делу новое решение.

В удовлетворении административных исковых требований Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области к Автономной некоммерческой организации «Образовательный центр АФиНА-консалт» о ликвидации организации отказать.

Председательствующий:

Судьи: