ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 11А-12361/19 от 30.09.2019 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 11a-12361/2019 Судья: Манкевич Н.И.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 сентября 2019 года город Челябинск

Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Кучина М.И.,

судей Ишимова И.А., Аганиной Т.А.

при секретаре Смирновой Т.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ленинского районного суда г. Челябинска от 26 июня 2019 года.

Заслушав доклад судьи Кучина М.И. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, пояснения административного истца ФИО1 и его представителя адвоката Савюка О.В., представителя заинтересованного лица УФНС по Челябинской области ФИО2, судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Челябинска (далее – ИФНС по Ленинскому району г. Челябинска) о признании незаконным бездействия, выраженного в нерассмотрении по существу заявления от 11.02.2019 года, невыдаче ему копий документов, предоставленных в налоговый орган для регистрации ГСК № 320 и имеющихся в регистрационном деле № ИНН <данные изъяты>.

В судебном заседании административный истец ФИО1 и его представитель адвокат Савюк О.В. заявленные требования поддержали.

Представители административного ответчика ИФНС по Ленинскому району г. Челябинска ФИО3, заинтересованного лица УФНС по Челябинской области ФИО4 против удовлетворения иска возражали.

Решением Ленинского районного суда г. Челябинска от 26 июня 2019 года в удовлетворении требований ФИО1 отказано.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении его требований. Ссылаясь на положения части 3 статьи 8 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», пунктов 28, 29, 64 Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по представлению сведений и документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), утвержденного Приказом Минфина России от 15.01.2015 № 5н, настаивает на незаконности решения суда.

В заседание суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика ИФНС по Ленинскому району г. Челябинска, будучи надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения дела, не явился, в связи с чем судебная коллегия на основании статьей 150, части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) признала возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не установила.

Судом установлено, подтверждается материалами дела, что 11.02.2019 года ФИО1 обратился в ИФНС по Ленинскому району г.Челябинска с заявлением о предоставлении копий следующих документов: заявление формы Р17001, решение Р80001 от 31.12.2002, форма Р13001 от 06.07.2008, решение Р80001 от 07.08.2008, заявление Р14001, решение Р80001 от 28.02.2014, лист записи ЕГРЮЛ от 28.02.2014, протокол № 1 от 09.02.2014, заявление Р14001, решение от 05.03.2014, решение Р80001 от 16.047.2008 и других документов.

В ответе № 04-29/004354 от 12.03.2019 года ИФНС по Ленинскому району г. Челябинска разъяснило ФИО1 о необходимости получения копий документов в ИФНС России по Тракторозаводскому району г. Челябинска на платной основе.

Бездействие ИФНС по Ленинскому району г. Челябинска, выраженное в нерассмотрении заявления по существу, непредоставлении копий запрашиваемых документов, было обжаловано 10.04.2019 ФИО1 в УФНС по Челябинской области.

УФНС по Челябинской области в своем ответе от 15.05.2019 г. по результатам рассмотрения обращения ФИО1 сообщило, что с 11.01.2016 года ИФНС по Ленинскому району г. Челябинска не является регистрирующим органом, не производит регистрационные действия и не может выдавать копии документов, содержащихся в регистрационных делах. Обеспечение функций по приему документов для государственной регистрации, формированию и выдаче документов, подтверждающих внесение записей в ЕГРЮЛ и в ЕГРИП, а также предоставлению сведений и копий закреплено за ИФНС по Тракторозаводскому району г. Челябинска. В соответствии с пунктами 35, 37 Административного регламента, п. 1 с. 7 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» размер платы за предоставление содержащихся в ЕГРЮЛ, ЕГРИП сведений и документов устанавливается Правительством Российской Федерации. При непредставлении заявителем документа, необходимого для предоставления государственной услуги, в соответствии с п. 64 Административного регламента налоговый орган самостоятельно формирует межведомственный запрос в Федеральное казначейство о поступлении платы. Государственная услуга не предоставляется в случае не поступления платы, взимаемой за предоставление государственной услуги. В информационных ресурсах налоговых органов отсутствуют сведения о поступлении от ФИО1 платы за предоставление указанной государственной услуги, в связи с чем в письме Инспекции от 12.03.2019 №04-29/004354 указаны нормативные акты, устанавливающие размер платы за предоставление запрашиваемых им документов, а также приведены реквизиты для оплаты. В запрашиваемых ФИО1 документах, а именно: заявлениях по формам №№Р13001, Р14001, Р17001 содержится информация, доступ к которой органичен, в связи с чем предоставление вышеуказанных документов невозможно. Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона №129-ФЗ установлено, что представление содержащихся в ЕГРЮЛ сведений в форме электронных документов осуществляется бесплатно. Данная возможность реализована на сайте ФНС России www.nalog.ru в сервисе «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о конкретном юридическом лице/индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа», позволяющем бесплатно получить содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения о конкретном юридическом лице в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Предоставление выписки из ЕГРЮЛ на бумажном носителе осуществляется за плату. Реквизиты для оплаты ФИО1 направлены письмом Инспекции от 12.03.2019 г. №04-29/004354.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции в соответствии с положениями статьи 227 КАС РФ пришел к правильному выводу о том, что незаконного бездействия со стороны административного ответчика допущено не было, прав и охраняемых законом интересов ФИО1 оспариваемое бездействие не нарушило, что является основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований.

Так, судом установлено, что на заявление ФИО1 от 11.02.2019 ИФНС по Ленинскому району г. Челябинска в установленные сроки был дан ответ, который соответствует требованиям закона, подписан уполномоченным на то должностным лицом, которым разъяснен порядок обращения с заявлением о предоставлении копий документов из регистрационного дела; выводы, изложенные в нем, мотивированы. Невыдача испрашиваемых копий документов не свидетельствует о бездействии налогового органа.

Административным регламентом предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по представлению сведений и документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), утвержденным Приказом Минфина России от 15.01.2015 № 5н, (далее – Административный регламент) определен порядок и условия оказания налоговыми органами государственной услуги по предоставлению содержащихся в ЕГРЮЛ, ЕГРИП сведений и документов о конкретном юридическом лице или индивидуальном предпринимателе.

В соответствии с п. 22 указанного Административного регламента запрос о предоставлении сведений из ЕГРЮЛ направляется в налоговый орган, уполномоченный на предоставление таких сведений.

Приказом УФНС по Челябинской области №01-01/259@ от 14.12.2015 функции ИФНС по Ленинскому району г. Челябинска по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств с 11.01.2016 года переданы в Единый регистрационный центр, созданный в составе Межрайонной ИФНС России №17 по Челябинской области.

Таким образом, с 11.01.2016 ИФНС по Ленинскому району г. Челябинска не является регистрирующим органом, не производит регистрационные действия и не может выдавать копии документов, содержащихся в регистрационных делах.

В соответствии с данным приказом обеспечение функций по приему документов для государственной регистрации, формированию и выдаче документов, подтверждающих внесение записей в ЕГРЮЛ и в ЕГРИП, а также предоставлению сведений и копий закреплено за ИФНС по Тракторозаводскому району г. Челябинска.

В соответствии с п.п. 35, 37 Административного регламента, п. 1 ст. 7 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» размер платы за предоставление содержащихся в ЕГРЮЛ, ЕГРИП сведений и документов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно постановлению Правительства РФ от 19.05.2014 №462 сведения предоставляются налоговыми органами на платной основе.

Размер платы за предоставление информации в виде выписок из ЕГРИП, копий документов или справок об отсутствии информации составляет 200 рублей за каждый такой документ. Размер платы за срочное предоставление информации составляет 400 рублей за каждый документ.

При непредставлении заявителем документа, подтверждающего оплату такой услуги в соответствии с п. 64 Административного регламента налоговый орган самостоятельно формирует межведомственный запрос в Федеральное казначейство о поступлении платы.

В информационных ресурсах налоговых органов сведения о поступлении от ФИО1 платы за предоставление указанной государственной услуги отсутствуют, в связи с чем ИФНС по Ленинскому району г. Челябинска в письме от 12.03.2019 №04-29/004354 дана ссылка на нормативные акты, устанавливающие размер платы за предоставление запрашиваемых им документов, а также приведены реквизиты для оплаты.

В соответствии с п. 33 Административного регламента государственная услуга не предоставляется в случае не поступления платы, взимаемой за предоставление государственной услуги. При этом заявителю выдается (направляется) уведомление о невозможности предоставления копий документов, в котором указывается причина. К уведомлению также прилагается документ об оплате, если он был предоставлен (п.п. 4 п. 17, п. 81 Административного регламента).

Ссылки в апелляционной жалобе на положения части 3 статьи 8 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в силу которой письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данного государственного органа или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения; пунктов 28, 29, 64 Административного регламента, которыми предусмотрено, что в случае если в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ предоставление государственной услуги по предоставлению содержащихся в ЕГРЮЛ/ЕГРИП сведений и документов осуществляется за плату, размер которой установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2014 г. №462, заявитель вправе представить по собственной инициативе в налоговый орган, уполномоченную организацию одновременно с запросом о предоставлении государственной услуги документ, подтверждающий оплату; непредставление заявителем указанного в пункте 28 настоящего Административного регламента документа не является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги; а основанием для начала административной процедуры по формированию и направлению межведомственного запроса о предоставлении документа, необходимого для предоставления государственной услуги, предусмотренного пунктом 28 настоящего Административного регламента, в Федеральное казначейство, является непредставление заявителем документа, необходимого для предоставления государственной услуги, предусмотренного пунктом 28 настоящего Административного регламента, об ошибочности принятого судом решения не свидетельствуют.

Как уже указано выше, межведомственный запрос, подтвердивший то обстоятельство, что в информационных ресурсах налоговых органов сведения о поступлении от ФИО1 платы за предоставление указанной государственной услуги отсутствуют, был сделан, что в силу пунктов 35, 37 Административного регламента, п. 1 ст. 7 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ исключает предоставление требуемой услуги, в связи с чем у ИФНС по Ленинскому району г. Челябинска отсутствовали основания для направления заявления ФИО1 в ИФНС по Тракторозаводскому району г. Челябинска.

Возможности обратиться в налоговый орган, к чьей компетенции отнесено предоставление требуемой информации, предварительно оплатив получение запрошенной услуги, ФИО1 не лишен.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, при рассмотрении настоящего дела по существу судом первой инстанции верно определены и установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, им дана надлежащая правовая оценка с учетом норм права, регулирующих возникшие правоотношения, в результате чего постановлено законное и обоснованное решение. Оснований к отмене этого решения по доводам апелляционной жалобы судебной коллегией не установлено.

Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Решение Ленинского районного суда г. Челябинска от 26 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: