ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 11А-5582/19 от 28.05.2019 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 11a-5582/2019 Судья: Федосеева Л.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 мая 2019 года город Челябинск

Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе

председательствующего Аганиной Т.А.,

судей Зариповой Ю.С., Загайновой А.Ф.,

при секретаре Селезневой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело № 2а-311/2019 по апелляционным жалобам Черепановой Ларисы Юрьевны на решение Курчатовского районного суда г. Челябинска от 14 января 2019 года, на дополнительное решение Курчатовского районного суда г. Челябинска от 13 февраля 2019 года по иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по Курчатовскому району г. Челябинска к Черепановой Ларисе Юрьевне о взыскании недоимки по земельному налогу за 2016 год и пени,

заслушав доклад судьи Аганиной Т.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, возражение на апелляционную жалобу, выслушав мнение представителя ИФНС России по Курчатовскому району г. Челябинску Киртьянову Е.Г.,

УСТАНОВИЛА:

Инспекция Федеральной налоговой службы России по Курчатовскому району г. Челябинска (далее - ИФНС России по Курчатовскому району г. Челябинска, налоговый орган) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Черепановой Л.Ю. о взыскании задолженности по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением, за 2016 год в размере 9 040 рублей, пени за период со 02 декабря 2017 года по 21 декабря 2017 года в размере 49,12 рублей, о восстановлении пропущенного срока подачи в суд административного искового заявления.

В обоснование заявленных требований указано на то, что Черепанова Л.Ю. является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>. Установленные законом обязанности по уплате налога, не исполняет. Направленное уведомление о добровольной уплате земельного налога за 2016 год, оставлено без исполнения. В связи с неисполнением обязанности по уплате земельного налога в установленный срок, административному ответчику начислены пени. Требование по уплате налога в добровольном порядке не исполнено, что послужило основанием для обращения ИФНС России по Курчатовскому району г. Челябинска к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, а после его отмены в суд с указанным административным иском.

Представитель административного истца ИФНС России по Курчатовскому району г. Челябинска Чернявская Е.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме.

Административный ответчик Черепанова Л.Ю. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, представила в суд письменные возражения.

Решением Курчатовского районного суда г. Челябинска от 14 января 2019 года исковые требования ИФНС России по Курчатовскому району г. Челябинска удовлетворены полностью, с Черепановой Л.Ю. взыскана недоимка по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением в размере 9 040 рублей, в размере 49,12 рублей.

Дополнительным решением Курчатовского районного суда г. Челябинска от 13 февраля 2019 года с Черепановой Л.Ю. в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 400 рублей.

Не согласившись с постановленным по делу решением, Черепанова Л.Ю. обратилась в Челябинский областной суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить состоявшееся по делу решение, вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование доводов жалобы указывает на то, что решение суда является незаконным, необоснованным и подлежащим отмене, поскольку ею платежи были уплачены. Указала, что является пенсионером по возрасту, в связи с чем, в силу Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ имеет право на налоговый вычет в виде уменьшения облагаемой базы на 6000 кв.м., поскольку земельный участок находится в общей долевой собственности, ей принадлежит ? доля - 6 000 кв.м.

На дополнительное решение Черепановой Л.Ю. подана апелляционная жалоба, в которой она просит отменить дополнительное решение о взыскании с нее государственной пошлины, поскольку считает решение суда о взыскании с нее недоимки по земельному налогу незаконным. Суд не учел ее право на налоговую льготу по земельному налогу.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ИФНС России по Курчатовскому району г. Челябинска просит решение суда оставить без изменения, доводы апелляционной жалобы считает необоснованными.

Представитель административного истца ИФНС России по Курчатовскому району г. Челябинска Киртьянова Е.Г. возражала против доводов апелляционной жалобы.

Административный ответчик Черепанова Л.Ю. в суд апелляционной инстанции не явилась, была извещена.

В соответствии с частью 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Выслушав мнение представителя административного истца ИФНС России по Курчатовскому району г. Челябинска Киртьянову Е.Г., обсудив доводы апелляционной жалобы с дополнением, возражение на апелляционную жалобу, проверив материалы дела в полном объеме, включая приобщенные в соответствии с протокольным определением судебной коллегии в порядке части 2 статьи 308 КАС РФ дополнительно представленные документы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных актов суда первой инстанции.

В соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ) земельный налог является местным налогом (статья 15 НК РФ), устанавливается данным Кодексом (глава 31 НК РФ) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (пункт 1 статьи 387 НК РФ); устанавливая налог, эти органы определяют налоговые ставки в пределах, предусмотренных данным Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также налоговые льготы, основания и порядок их применения (пункт 2 статьи 387 НК РФ).

НК РФ предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения; в свою очередь, кадастровая стоимость определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (статья 390 НК РФ); налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом; для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (пункты 1 и 4 статьи 391 НК РФ), налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 393 НК РФ); сумма земельного налога, подлежащая уплате налогоплательщиком в бюджет, исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (пункт 1 статьи 396 НК РФ).

Согласно абзацу первому пункта 1 статьи 391 НК РФ, который не изменялся с момента принятия данного Кодекса до настоящего времени, налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Судом установлено, что Черепановой Л.Ю. в 2016 году на праве собственности принадлежала ? доля земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 12000 кв.м., расположенным по адресу: г. <адрес>, с кадастровой стоимостью 12 052 800 рублей (л.д. 11).

На основании сведений о зарегистрированном земельном участке и его кадастровой стоимости, полученных в порядке межведомственного взаимодействия, налоговым органом в адрес Черепановой Л.Ю. посредством почты, согласно списку № 603 от 07 августа 2017 года, было направлено налоговое уведомление № 20417280 от 16 июля 2017 года о подлежащей уплате сумме земельного налога за 2016 год в размере 9040 рублей (12 052 800 рублей кадастровая стоимость х ? доли в праве х 0,15 % налоговая ставка х 12 месяцев = 9040 рублей) в срок не позднее 01 декабря 2017 года (л.д. 9).

В связи с неуплатой земельного налога в установленный срок, Черепановой Л.Ю. посредством почты, согласно списку № 868 от 19 января 2018 года, направлено требование № 35808 об уплате земельного налога и пени по состоянию на 22 декабря 2017 года, согласно которому налогоплательщику необходимо уплатить земельный налог за 2016 год в размере 9040 рублей и пени по данному виду налога за период с 02 декабря 2017 года по 21 декабря 2017 года в размере 49,12 рублей ((за период с 02 декабря 2017 года по 17 декабря 2017 года: 9040 рублей налог х 16 дней просрочки х ставка ЦБ РФ 8,25%/300 = 39,78 рублей) + (за период с 18 декабря 2017 года по 21 декабря 2017 года: 9040 рублей налог х 4 дня просрочки х ставку ЦБ РФ 7,75%/300 = 9,34 рублей) = 49,12 рублей) в срок до 14 февраля 2018 года (л.д. 6,7).

Установлено, что данное требование налогоплательщиком не исполнено.

20 апреля 2018 года мировым судьей судебного участка № 7 Курчатовского района г. Челябинска вынесен судебный приказ № 2а-605/2018 о взыскании с Черепановой Л.Ю. задолженности по земельному налогу за 2016 год в размере 9040 рублей, пени в размере 53,76 рублей и государственной пошлины в размере 200 рублей, который был отменен определением и.о. мирового судьи судебного участка № 7 Курчатовского района г. Челябинска от 08 мая 2018 года на основании возражений Черепановой Л.Ю. (л.д. 18,19).

После отмены судебного приказа № 2а-605/2018 налоговый орган своевременно обратился в суд с настоящим административным иском (15 октября 2018 года).

Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о соблюдении административным истцом процедуры и сроков взыскания с административного ответчика недоимки по земельному налогу и пени, доведения указанной информации до налогоплательщика, в установленном законом порядке. Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции при разрешении заявленных налоговым органом требований, обоснованно исходил из того, что административный ответчик является плательщиком земельного налога и обязан производить оплату налога в установленные законом сроки. Кроме того, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что применение ставки земельного налога налоговым законодательством непосредственно поставлено в зависимость от категории, к которой отнесен земельный участок и вида разрешенного использования земельного участка, определяемого по данным кадастрового учета, в связи с указанным в отношении спорного земельного участка при исчислении земельного налога за 2016 год налоговым органом правомерно была применена налоговая ставка 0,15%, установленная в соответствии с пунктом 2 статьи 394 НК РФ, Решением городской Думы от 22 ноября 2005 года № 8/11, исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 12 052 800 рублей.

С такими выводами суда первой инстанции находит необходимым согласиться судебная коллегия, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования представленных сторонами доказательств в совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела по правилам статьи 84 КАС РФ.

Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом решении, и их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.

В Российской Федерации установлены следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

Земельный налог в силу статьи 15 НК РФ является местным налогом.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах - пункт 1 статьи 45 НК РФ.

Согласно части 2 статьи 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Согласно 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Согласно абзацев 1 и 4 части 1 и части 4 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии с частью 2 статьи 394 НК РФ допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка, а также в зависимости от места нахождения объекта налогообложения применительно к муниципальным образованиям, включенным в состав внутригородской территории города федерального значения Москвы в результате изменения его границ, в случае, если в соответствии с законом города федерального значения Москвы земельный налог отнесен к источникам доходов бюджетов указанных муниципальных образований.

Из пункта 1 статьи 4 Решения Челябинской городской Думы третьего созыва от 22 ноября 2005 года № 8/11 «О земельном налоге в г.Челябинске» следует, что с 1 января 2006 года установлены дифференцированные налоговые ставки в зависимости от видов разрешенного использования земельных участков (приложение 1).

Согласно Приложению № 1 к Решению Челябинской городской Думы третьего созыва от 22 ноября 2005 года № 8/11 установлены 0,15 процента в отношении земельных участков: занятых индивидуальными жилыми домами (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к индивидуальному жилищному фонду), или приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, животноводства.

Судом установлено, что спорный земельный участок площадью 12000 кв.м., расположенный по адресу: г.<адрес> в период приобретения его Черепановой Л.Ю., был поставлен на кадастровый учет с видом разрешенного использования – «для ведения личного подсобного хозяйства и эксплуатации строений», что отражено в ЕГРН (л.д. 103).

Государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов, расположенных на территории Челябинской области проведена по состоянию на 01 октября 2014 года, ее результаты утверждены приказом Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области от 10 ноября 2015 года № 263-П.

Согласно данного приказа № 263-П утверждена кадастровая стоимость земельного участка Черепановой Л.Ю. в размере 12 052 800 рублей, которая распространялась на налоговый период - 2016 года.

Данных об иной кадастровой стоимости и ином виде разрешенного использования спорного объекта налогообложения в налоговый период 2016 года материалы дела не содержат.

Разрешая требования истца, суд первой инстанции руководствовался императивными предписаниями пункта 1 статьи 391 НК РФ, согласно которым налоговый орган обязан производить исчисление земельного налога из кадастровой стоимости по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом.

Доводы апелляционной жалобы о том, что являясь пенсионером по возрасту, она имеет право на налоговый вычет в виде уменьшения облагаемой базы на 6000 кв.м., согласно Федеральному закону от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ, основаны на ошибочном понимании административным ответчиком норм права, не влекут отмену принятого по делу решения.

Статьей 395 НК РФ установлен перечень категорий налогоплательщиков, освобождаемых от уплаты земельного налога. Такая категория налогоплательщиков, как пенсионеры, в данный перечень не включена.

При этом Федеральным законом от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в пункт 5 статьи 391 Кодекса, согласно которым налоговая база при исчислении земельного налога уменьшается с 1 января 2017 года на сумму кадастровой стоимости 6 соток земельного участка в отношении одного земельного участка, принадлежащего налогоплательщику. Данная норма распространяется на пенсионеров, получающих пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством.

В соответствии с Решением Челябинской городской Думы от 22 ноября 2005 года № 8/11 (ред. от 24 ноября 2015 года) «О земельном налоге на территории города Челябинска», с 01 января 2016 года освобождались от налогообложения физические лица (граждане), достигшие возраста, дающего право на получение трудовой пенсии по старости (женщины 55 лет, мужчины 60 лет), члены многодетных семей, имеющие на своем содержании трех и более детей в возрасте до восемнадцати лет - в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) ими (им) для ведения садоводства или огородничества (статья 3 «Перечня дополнительных категорий налогоплательщиков, для которых установлены налоговые льготы по земельному налогу»).

Из материалов дела следует, что ? доля земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, по адресу: г. <адрес>, предоставлен административному ответчику из земель населенных пунктов – «для ведения личного подсобного хозяйства и эксплуатации строений».

Таким образом, разрешенный вид использования земельного участка «для ведения личного подсобного хозяйства и эксплуатации строений» не является основанием для освобождения Черепановой Л.Ю. от уплаты земельного налога за 2016 год.

Таким образом, аргументы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения в суде первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, и не являются основанием для отмены решения в соответствии со статьей 310 КАС РФ.

При изложенных обстоятельствах судебная коллегия находит обжалуемое судебное решение законным и обоснованным, поскольку оно вынесено в соответствии с правильно примененным судом законом и с учетом представленных сторонами доказательств. В апелляционной жалобе обоснованность выводов суда первой инстанции не опровергнута.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела по существу правильно определены и установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, им дана надлежащая правовая оценка с учетом норм права, регулирующих возникшие правоотношения, в результате чего постановлено законное и обоснованное решение, не подлежащее отмене по доводам апелляционной жалобы.

Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, влекущих безусловную отмену состоявшегося по делу решения, допущено не было.

Вместе с тем, согласно части 2 статьи 290 КАС РФ при удовлетворении требования о взыскании обязательных платежей и санкций в резолютивной части решения суда также должны быть указаны: 1) фамилия, имя и отчество (при наличии) лица, обязанного уплатить денежную сумму, составляющую задолженность, его место жительства; 2) общий размер подлежащей взысканию денежной суммы с определением отдельно основной задолженности и санкций.

При таких обстоятельствах, решение суда следует изменить, указав в резолютивной части место жительства лица, обязанного уплатить денежную сумму, составляющую задолженность по налогам и пени.

Оснований для отмены дополнительного решения суда от 13 февраля 2019 года также не имеется, государственная пошлина взыскана с Черепановой Л.Ю. обоснованно, в соответствии с требованиями НК РФ и статьи 114 КАС РФ.

Руководствуясь статьями 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Курчатовского районного суда г. Челябинска от 14 января 2019 года изменить, изложить второй абзац резолютивной части решения в следующей редакции:

«Взыскать с Черепановой Ларисы Юрьевны, проживающей по адресу: <адрес>, в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России № 7448 по Курчатовскому району г.Челябинска задолженность по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением, за 2016 год в размере 9 040 рублей, пени за период со 02 декабря 2017 года по 21 декабря 2017 года в размере 49,12 рублей, всего взыскать 9089 (Девять тысяч восемьдесят девять) рублей 12 копеек.».

Апелляционную жалобу Черепановой Ларисы Юрьевны оставить без удовлетворения.

Дополнительное решение Курчатовского районного суда г. Челябинска от 13 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Черепановой Ларисы Юрьевны - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи