ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 11А-7625/19 от 25.06.2019 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 11а - 7625/2019 Судья Юркина С.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 июня 2019 года город Челябинск

Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего судьи Загайновой А.Ф.,

судей Зариповой Ю.С., Сапрыгиной Л.Ю.,

при секретаре Селезневой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Копейского городского суда Челябинской области от 08 апреля 2019 года по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Челябинской области к ФИО1 о взыскании недоимки по налогам, пени,

заслушав доклад судьи Загайновой А.Ф. об обстоятельствах дела,

у с т а н о в и л а:

Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой № 10 по Челябинской области (далее МИФНС России №10) обратилась в суд с административным иском (с учетом дополнений) к ФИО1 о взыскании транспортного налога за 2016 годы в размере 2910 рублей, пени по нему в размере 54,90 рублей, налога на имущество физических лиц за 2016 год в размере 667 рублей (126 +541), пени по нему в размере 12,58 рублей (2,37+10,21) и земельного налога за 2013 год в размере 2606 рублей, за 2016 год в размере 29 рублей и пени по нему в размере 0,55 рублей.

В обоснование требований указано, что ответчик, как собственник транспортных средств, земельного участка, квартир, является плательщиком соответственно транспортного, земельного налогов и налога на имущество физических лиц. Обязанность по уплате налогов исполнена ФИО1 не была, в связи с чем начислены пени. Требования об уплате недоимки по налогам и пени также не исполнены.

Представитель МИФНС России № 10 ФИО2 в судебном заседании заявленные требования поддержала.

ФИО1 в судебном заседании участия не принимала.

Решением суда требования налогового удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда в части взыскания земельного налога за 2013 год, вынести в данной части новое - об отказе в удовлетворении требований. Указывает, что с учетом статей 397, 52 Налогового кодекса РФ о сроках уплаты налога налоговое уведомление о начислении земельного налога за 2013 год должно было быть направлено не позднее 31 августа 2014 года, однако материалы дела таких данных не содержат. Кроме того, поскольку в силу части 4 статьи 397 Налогового кодекса РФ направление налогового уведомления допускается не более чем за 3 налоговых периода, предшествующих календарному году его направления, то направление налогового уведомления за 2013 год в 2017 году недопустимо. Обращает внимание, что суд при взыскании земельного налога за 2013 год не учел положения ФЗ № 436, в соответствии с которым недоимка по налогам, образовавшаяся на 01 января 2015 года, считается безнадежной и подлежит списанию. Ходатайство налогового органа о восстановлении срока на обращение в суд в связи с поздним (только в 2016 году) получением сведений об изменении кадастровой стоимости земельного налога, считает необоснованным, так как сведения о кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости были внесены в ЕГРН 02 августа 2013 года, в связи с чем, налоговый орган имел возможность исчислить налог за 2013 год своевременно. Доказательств невозможности получения сведений о новой кадастровой стоимости и исчислении налога своевременно налоговая инспекция не представила. Полагает, что суд при рассмотрении дела нарушил закон в части распределения обязанности по доказыванию.

Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Исходя из положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание.

Проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства РФ, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя МИФНС России № 10 ФИО2, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 3, пунктом 1 статьи 23 Налогового Кодекса РФ, статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно пункту 1 статьи 357 Налогового Кодекса РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Объектом налогообложения признаются, в том числе автомобили (пункт 1 статьи 358 Налогового Кодекса РФ).

Пункт 1 статьи 362 Налогового Кодекса РФ предусматривает, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.

В силу пункта 3 статьи 363 Налогового Кодекса РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего кодекса, на праве собственности, праве постоянно (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (пункт 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 389 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (статьи 390, 391 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 4 статьи 391 Налогового кодекса РФ для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта (пункт 4 статьи 397 Налогового кодекса РФ).

Согласно статье 400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Согласно статье 400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В силу статьи 401 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения является, в том числе квартира, иные здание, строение, сооружение, помещение.

Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом (статья 409 Налогового кодекса РФ).

Пунктом 3 статьи 52 Налогового Кодекса РФ предусмотрено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

При наличии у налогоплательщика недоимки в его адрес направляется требование об уплате налога в срок не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей (статьи 69, 70 Налогового Кодекса РФ).

В силу пункта 4 статьи 52 и пункта 6 статьи 69 Налогового Кодекса РФ в случае направления указанного требования по почте заказным письмом, оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Уплата причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки является основанием для взыскания пени, которая начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ (статья 75 Налогового Кодекса РФ).

Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что ФИО1, как собственник автомобилей «Форд Фокус» гос. номер <данные изъяты>, земельного участка с кадастровым № <данные изъяты> является плательщиком соответственно транспортного и земельного налогов, налога на имущество физических лиц. Принадлежность объектов налогообложения ФИО1 подтверждена материалами дела и ответчиком не оспаривается.

Так, ФИО1 начислены в отношении указанного имущества следующие налоги:

на основании налогового уведомления № 20737284 от 16 июля 2017 года: транспортный налог за 2016 год в размере 2910 рублей, земельный налог за 2016 год в размере 29 рублей (исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 115 270 рублей); налог на имущество за 2016 год по ОКТМО <данные изъяты> в размере 126 рублей, по ОКТМО <данные изъяты> в размере 541 рублей; срок уплаты налога указан до 01 декабря 2017 года;

на основании налогового уведомления № 156210186 от 07 февраля 2017 года земельный налог за 2013 год в отношении указанного земельного участка в размере 2606 рублей исходя из его кадастровой стоимости в размере 189 543 рубля; срок уплаты налога указан до 03 апреля 2017 года.

В связи с неисполнением данных налоговых уведомлений в адрес ответчика были направлены требования:

№ 32637 по состоянию на 27 апреля 2017 года об уплате земельного налога в размере 2606 рублей; указан срок исполнения требования - до 29 мая 2017 года;

№ 4891 по состоянию на 12 февраля 2018 года об уплате транспортного налога в размере 2910 рублей и пени по нему в размере 54,90 рублей, налога на имущество в размере 126 и 541 рублей, пени по нему в размере 2,37 и 10,21 рублей, земельного налога в размере 29 рублей и пени по нему в размере 0,55 рублей; указан срок исполнения требования - до 09 апреля 2018 года.

Факт направления налоговых уведомлений и требований в адрес ответчика подтверждается реестрами почтовых отправлений с отметкой Почты России.

На основании судебного приказа мирового судьи судебного участка № 2 г. Коркино от 24 августа 2018 года с ФИО1 была взыскана недоимка по указанным налогам и пени. Определением мирового судьи от 24 сентября 2018 года указанный судебный приказ отменен.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО1 обязанность по уплате налогов не исполнила, в связи с чем на сумму недоимки начислены пени; размер недоимки по налогам и пени исчислен верно. При этом, суд восстановил налоговому органу срок для обращения в суд, посчитав причину его пропуска уважительной со ссылкой на то, что сведения об изменении кадастровой стоимости земельного участка поступили в налоговый орган только в 2016 году.

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции в части взыскания земельного налога за 2013 год неправильными, в остальной части выводы суда являются верными.

Процедура взыскания недоимки по налогам (за исключением земельного налога за 2013 год) и пени налоговой инспекцией соблюдена: налоговые уведомления и требования об уплате налогов и пени направлены в адрес ответчика с соблюдением положений статей 52, 69, 70 Налогового кодекса РФ.

Сроки взыскания налогов и пени, установленные статьей 48 Налогового кодекса РФ, не нарушены.

Так, согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

В силу пункта 2 указанной статьи заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ).

Так, общая сумма налогов, пени по требованию № 4891 превышала 3000 рублей, в связи с чем, с заявлением о выдаче судебного приказа налоговый орган мог обратиться, учитывая срок исполнения данного требования, в срок до 09 октября 2018 года (09 апреля 2018 года + 6 месяцев).

Принимая во внимание, что судебный приказ о взыскании вышеуказанных сумм был вынесен 24 августа 2018 года, срок на обращение в суд с заявлением о вынесении судебного приказа не пропущен. После отмены судебного приказа 24 сентября 2018 года в суд с иском налоговый орган обратился 10 января 2019 года, то есть также в установленный законом срок (24 августа 2018 года + 6 месяцев).

В силу пункта 2 статьи 57 Налогового Кодекса РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно пункту 1 статьи 72 Налогового Кодекса РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

В соответствии со статьей 75 Налогового Кодекса РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

При этом пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5).

Так, из расчета пени следует, что пени по налогам (транспортному, земельному налогу за 2016, налогу на имущество) начислены на сумму взыскиваемой недоимки за период с 02 декабря 2017 года (возникновение недоимки) по 11 февраля 2018 года (выставление требования). Расчет пени проверен судом первой инстанции, обоснованно признан верным.

Вместе с тем, выводы суда в части взыскания земельного налога за 2013 год сделаны без учета фактических обстоятельств дела и норм материального права.

Так, налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 52, пункта 4 статьи 397 Налогового кодекса РФ направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

Таким образом, данная императивная норма устанавливает, по сути, срок давности исчисления соответствующих налогов и ограничивает обязанность налогоплательщика по их уплате только тремя налоговыми периодами, предшествующими календарному году направления налогового уведомления. Данный срок является пресекательным и восстановлению не подлежит. Нормы статьи 48 Налогового кодекса РФ предусматривают возможность восстановления срока давности взыскания недоимки, а не срока исчисления налога, в связи с чем в данном случае применению не подлежат.

При этом, положения вышеуказанных норм права направлены на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов по средством недопущения не ограниченного временными рамками возможности исчисления налога и влекут последствие в случае исчисления налога за пределами данного срока в виде права налогоплательщика не уплачивать такой налог.

Из материалов дела следует, что первоначально земельный налог в отношении вышеуказанного земельного участка был начислен ответчику на основании налогового уведомления № 861797 в размере 18 500 рублей исходя из его кадастровой стоимости в размере 1 345 485,74 рубля; срок уплаты налога указан до 10 ноября 2014 года.

В связи с неуплатой налога ФИО1 было направлено требование № 62486 по состоянию на 28 ноября 2014 года об уплате, в том числе данного налога и пени; указан срок исполнения требования до 10 февраля 2015 года.

Поскольку требование об уплате налога исполнено не было, по заявлению налогового органа мировым судьей судебного участка № 2 г. Коркино был вынесен судебный приказ от 22 июля 2015 года (дело № 2-1344/2015) о взыскании, в том числе земельного налога за 2013 год в размере 18 500 рублей. Определением мирового судьи от 29 июля 2015 года судебный приказ был отменен.

После отмены судебного приказа налоговый орган 10 декабря 2015 года обратился в суд за взысканием налога в исковом порядке. Административный иск определением Коркинского городского суда от 15 декабря 2015 года был возвращен. Иных сведений, в том числе о взыскании земельного налога за 2013 год на основании на основании налогового уведомления № 861797, налоговый орган не представил.

07 февраля 2017 года налоговый орган выставил ответчику налоговое уведомление № 156210186, согласно которому земельный налог за 2013 год в отношении спорного земельного участка составил 2606 рублей и был исчислен исходя из его кадастровой стоимости в размере 189 543 рубля.

При этом, направление данного налогового уведомления было связано с тем, что в декабре 2016 года в налоговый орган поступили сведения о кадастровой стоимости данного земельного участка, установленной решением Арбитражного суда Челябинской области от 04 апреля 2013 года в размере его рыночной стоимости в сумме 189 543 рубля.

Так, в силу пункта 4 статьи 391 Налогового кодекса РФ для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания (пункт 1.1 статьи 391 Налогового кодекса РФ).

При этом, в таком случае сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (статья 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Вместе с тем, данные положения закона должны применяться с учетом норм абзаца 3 пункта 2 статьи 52, пункта 4 статьи 397 Налогового кодекса РФ.

Учитывая, что налоговое уведомление, которым начислен налог за 2013 год, выставлено в 2017 году, налоговым органом нарушены вышеуказанные нормы, в связи с чем земельный налог за 2013 год взысканию не подлежит.

Кроме того, судебная коллегия учитывает, что налоговый орган еще до поступления сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка фактически пропустил срок на принудительное взыскание земельного налога за 2013 год, поскольку после отмены 29 июля 2015 года судебного приказа от 22 июля 2015 года (на основании налогового уведомления № 861797) взыскание налога в исковом порядке в течение 6 месяцев со дня вынесения определения об отмене судебного приказа не произвел (поданный в декабре 2015 года административный иск был возращен, иных сведений о взыскании земельного налога за 2013 год в исковом порядке по первичному налоговому уведомлению налоговый орган не представил).

Принимая во внимание изложенное, решение суда в части взыскания земельного налога за 2013 год нельзя признать законным, оно подлежит отмене с принятием нового об отказе в удовлетворении требований в данной части.

Руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда

о п р е д е л и л а:

решение Копейского городского суда Челябинской области от 08 апреля 2019 года отменить в части взыскания с ФИО1 земельного налога за 2013 год в размере 2606 рублей. Принять в данной части новое решение.

В удовлетворении административного иска Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Челябинской области о взыскании с ФИО1 недоимки по земельному налогу за 2013 год в размере 2606 рублей отказать.

В остальной части это же решение оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи