ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 11А-9691/19 от 15.07.2019 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 11а-9691/2019 Судья Пашкова А.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 июля 2019 года г. Челябинск

Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Ишимова И.А.,

судей Шигаповой С.В., Загайновой А.Ф.,

при секретаре Селезневой Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лебедева Александра Васильевича к территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Челябинска о признании незаконным и отмене решения, возложении обязанности по совершению действий

по апелляционной жалобе Лебедева Александра Васильевича на решение Ленинского районного суда г. Челябинска от 05 июля 2019 года.

Заслушав доклад судьи Ишимова И.А., выслушав объяснения Лебедева А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя территориальной комиссии по Ленинскому району г. Челябинска – Трофимовой А.З., заключение прокурора прокуратуры Челябинской области – Соколовой Н.Ф., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Лебедев А.В. обратился в суд с административным иском к территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Челябинска о признании незаконным и отмене решения № 83/502-4 «О внесении изменений в решение территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Челябинска от 17 июня 2014 года № 37/2 «О схеме одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Совета депутатов Ленинского района г. Челябинска первого созыва и ее графических изображений», возложении обязанности на территориальную избирательную комиссию принять новую схему одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Совета депутатов Ленинского района г. Челябинска и ее графических изображений.

Требования мотивированы тем, что поскольку Ленинский район г. Челябинска не относится к труднодоступным и отдаленным местностям, в силу ст. 18 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации» разница в округах не может превышать более 10 %. Исходя из того, что численность избирателей Ленинского района г. Челябинска составляет 139857 человек, с учетом 25 депутатов Совета депутатов Ленинского района г. Челябинска средняя норма представительства составит 5594 избирателя, нижняя граница по избирательным округам – 5035 избирателей, а верхняя – 6154 избирателя. Однако согласно оспариваемому решению округа 14 и 17 содержат число избирателей 7155 и 7141, что превышает допустимые нормы, а округа 3, 4, 5, 13 – 4960, 4943, 4766, 4804 соответственно, что ниже допустимой границы. Указанным нарушаются права административного истца, как жителя Ленинского района г. Челябинска и потенциального кандидата в депутаты Совета депутатов Ленинского района г. Челябинска. Кандидаты в депутаты одного и того же округа должны тратить разные ресурсы на избрание, а жители иметь разный уровень доступности к местному самоуправлению.

Решением Ленинского районного суда г. Челябинска от 05 июля 2019 года административное исковое заявление Лебедева А.В. оставлено без удовлетворения.

В апелляционной жалобе Лебедев А.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым признать нарушение избирательных прав жителей Ленинского района г. Челябинска и обязать орган, уполномоченный на принятие новой схемы округов по выборам в Совет депутатов Ленинского района г. Челябинска, принять новую схему округов с учетом соблюдения законодательства и принципов равенства округов, а также прописать механизм восстановления нарушенных прав в связи с действиями / бездействием комиссии. Обращает внимание на то, что в Федеральном законе от 26 ноября 1996 года № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», который по своей юридической силе считается равным Федеральному закону от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, не содержится ограничений про изменение округов ранее, чем через 10 лет. Кроме того, Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ не содержит прямых запретов на изменение схемы округов при невыполнении условий соблюдения равенства избирательных прав жителей и кандидатов. В статье 18 названного Федерального закона предусмотрены условия, при которых в обязательном порядке принимаются новые схемы округов. Указывает, что целью обращения в суд является обеспечение кандидатов и избирателей Ленинского района г. Челябинска равными избирательными правами. Настаивает на том, что в настоящее время имеется неравенство в названных правах в связи отклонением численности округов более чем 10 %. Считает, что суд первой инстанции обязан был обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности положения закона и приостановить рассмотрение иска. Обращает внимание на то, что суд необоснованно удалил его из зала судебного заседания на время исследования материалов дела. Считает, что он доказал нарушение избирательных прав, а административный ответчик не смог доказать законность и обоснованность оспариваемого решения. Отмечает, что изначально прокурор по настоящему делу не был привлечен, и не была оповещена в нарушение ст. 243 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) Избирательная комиссия Челябинской области.

Заслушав лиц, принявших участие в судебном заседании суда апелляционной инстанции, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, решением территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Челябинска от 17 июня 2014 года №37/2 утверждена схема одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Совета депутатов Ленинского района первого созыва и ее графических изображений (приложения № 1 и 2). В приложении № 1 дано описание 25 одномандатных избирательных округов Ленинского района г. Челябинска с перечислением конкретных адресов, входящих в составы избирательных округов и подсчетом общего числа избирателей в каждом из округов. Приложение №2 содержит графическое изображение 25 избирательных округов с нанесением их границ на карту Ленинского района г. Челябинска (л.д. 23-36).

18 июня 2019 года территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Челябинска было принято решение № 83/502-4 «О внесении изменений в решение территориальной избирательной комиссии Ленинского района города Челябинска от 17 июня 2014 года № 37/2 «О схеме одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Совета депутатов Ленинского района города Челябинска первого созыва и ее графических изображений», которым в решение территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Челябинска от 17 июня 2014 года № 37/2 внесены следующие изменения:

а) в заголовке и пункте 1 решения слова «первого созыва» исключить;

б) приложение № 1 к решению изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему решению;

в) приложение № 2 к решению изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему решению (л.д. 37-51).

Приложением № 1 изменялся состав 25 одномандатных избирательных округов путем дополнения новыми адресами и исключения некоторых старых адресов, а соответственно, и общая численность избирателей по каждому избирательному округу. Приложение № 2 полностью дублировало Приложение № 2 к решению территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Челябинска от 17 июня 2014 года № 37/2.

В последствии решением территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Челябинска от 01 июля 2019 года № 86/527-4 «О внесении изменений в решение территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Челябинска от 18 июня 2019 года № 83/502-4 «О внесении изменений в решение территориальной избирательной комиссии Ленинского района города Челябинска от 17 июня 2014 года № 37/2 «О схеме одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Совета депутатов Ленинского района города Челябинска первого созыва и ее графических изображений» в связи с технической ошибкой внесены изменения в решение территориальной избирательной комиссии Ленинского района города Челябинска от 18 июня 2019 года № 83/502-4 путем исключения подпункта «в» пункта 1 решения и приложения № 2 к решению (л.д. 52).

Другим решением территориальной избирательной комиссии Ленинского района города Челябинска от 04 июля 2019 года № 88/533-4 «О внесении изменений в решение территориальной избирательной комиссии Ленинского района города Челябинска от 18 июня 2019 года № 83/502-4 «О внесении изменений в решение территориальной избирательной комиссии Ленинского района города Челябинска от 17 июня 2014 года № 37/2 «О схеме одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Совета депутатов Ленинского района г. Челябинска первого созыва и ее графических изображений» в решение территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Челябинска от 18 июня 2019 года № 83/502-4 внесены изменения, согласно которым исключены подпункт «б» пункта 1 решения и приложение № 1 к решению (л.д. 128).

Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, исходя из того, что после принятия решений о внесении изменений в оспариваемое решение территориальной избирательной комиссией от 18 июня 2019 года № 83/502-4, последнее свелось только к исключению формулировки, указывающей на применение схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов первого созыва, признал соблюденным принцип равенства одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением при формировании схемы одномандатных избирательных округов Ленинского района г. Челябинска. При этом судом было установлено отсутствие предусмотренных законом оснований для утверждения новой схемы избирательных округов на территории Ленинского района г. Челябинска, а также отсутствие у территориальной избирательной комиссии полномочий по утверждению такой схемы. При указанных обстоятельствах суд не усмотрел нарушений избирательных прав граждан Ленинского района г. Челябинска и прав административного истца.

Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, поскольку при рассмотрении спора судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы и оценены представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, правильно применены нормы материального права к соответствующим обстоятельствам дела.

В соответствии с ч.. 1 ст. 239 КАС РФ избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.

В порядке ч. 1 ст. 244 КАС РФ суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если пропущен срок обращения в суд и отсутствует возможность его восстановления или если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными (ч. 2 названной выше статьи).

Порядок образования (определения) избирательных округов, округа референдума установлен в ст. 18 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В силу п. 2 ст. 18 данного Федерального закона одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа образуются сроком на десять лет на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона. Избирательная комиссия, организующая выборы в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования, определяет схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, в которой обозначены их границы, определен перечень административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ (если избирательный округ включает в себя часть территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта, в схеме должны быть обозначены границы данной части территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта), указаны номер каждого избирательного округа, число избирателей в каждом избирательном округе, а для многомандатных избирательных округов - также количество мандатов, замещаемых в округе. Новая схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов определяется не позднее чем за 80 дней до истечения срока, на который была утверждена прежняя схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов. Соответствующий законодательный (представительный) орган государственной власти, представительный орган муниципального образования утверждают новую схему избирательных округов не позднее чем за 20 дней до истечения срока, на который была утверждена прежняя схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, при этом до утверждения представленной схемы избирательных округов указанный орган вправе вносить в нее поправки.

В пункте 7.1 ст. 18 этого же Федерального закона приведен случай, когда утверждается новая схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, а именно в случае, если схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов не может быть применена при проведении выборов в связи с изменением положений конституции (устава) субъекта Российской Федерации, закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования, устанавливающих соответственно число депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования и (или) вид избирательной системы, применяемой на соответствующих выборах, а также в связи с изменением границ муниципального образования. В такой ситуации законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования вправе по представлению организующей выборы избирательной комиссии утвердить новую схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов не позднее чем через 30 дней со дня вступления в силу соответствующих положений конституции (устава) субъекта Российской Федерации, закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования.

Принимая во внимание приведенные выше правовые нормы, учитывая установленные по делу обстоятельства, связанные с принятием территориальной избирательной комиссией оспариваемого решения от 18 июня 2019 года № 83/502-4 и внесением в него изменений, судебной коллегией нарушений законодательства о выборах не усматривается.

Так, после внесенных в оспариваемое решение изменений оно фактически только изменило заголовок решения территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Челябинска от 17 июня 2014 года № 37/2 и наименование утвержденной им схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Совета депутатов Ленинского района и ее графических изображений путем исключения слов «первого созыва».

Таким образом, утвержденная решением территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Челябинска от 17 июня 2014 года № 37/2 схема одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Совета депутатов Ленинского района и ее графических изображений осталась неизменной, в том числе содержащееся в ней описание состава одномандатных избирательных округов, их границ и число избирателей в каждом округе.

Позиция административного истца со ссылкой на подп. «а» п. 4 ст. 18 упомянутого выше Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ о несоблюдении примерного равенства одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 % представляется судебной коллегий ошибочной.

Исходя из буквального толкования данной правовой нормы, требование о соблюдении примерного равенства одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов предъявляется только при образовании одномандатных избирательных округов.

Как усматривается из схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Совета депутатов Ленинского района и ее графических изображений, утвержденной решением территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Челябинска от 17 июня 2014 года № 37/2, примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов соблюдено.

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что в Федеральном законе от 26 ноября 1996 года № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», который по своей юридической силе считается равным Федеральному закону от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, не содержится ограничений про изменение округов ранее, чем через 10 лет, отклоняется судебной коллегией, как необоснованная.

Федеральный закон от 26 ноября 1996 года № 138-ФЗ устанавливает правовые нормы, обеспечивающие реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в случаях нарушения указанных прав и не определяет гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, к которым в том числе относятся гарантии прав граждан Российской Федерации при образовании избирательных округов.

Утверждение административного истца, что Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ не содержит прямых запретов на изменение схемы округов при невыполнении условий соблюдения равенства избирательных прав жителей и кандидатов, является несостоятельным, поскольку в ст. 18 закона прямо указано, что избирательные округа образуются сроком на десять лет, и новая схема избирательных округов утверждается только в случае, если ранее утвержденная схема не может быть применена при проведении выборов в связи с изменением положений устава муниципального образования, устанавливающего соответственно число депутатов представительного органа муниципального образования и (или) вид избирательной системы, применяемой на соответствующих выборах, а также в связи с изменением границ муниципального образования.

При рассмотрении настоящего дела не имеет правового значения то обстоятельство, что в настоящее время имеется отклонением численности округов более чем 10 %. Как указывалось выше, допустимое отклонение от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов соблюдается только при образовании одномандатных избирательных округов.

Вопреки доводам апелляционной жалобы предусмотренных ч. 3 ст. 15 КАС РФ оснований для направления запроса в Конституционный Суд РФ в целях проверки конституционности положений ст. 18 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ не имеется, так как какого-либо несоответствия данного закона Конституции РФ не усматривается.

В связи с допущенным нарушением Лебедевым АВ. порядка в судебном заседании при исследовании судом материалов дела, что усматривается из протокола судебного заседания, его удаление из зала судебного заседания на время исследования материалов дела нельзя признать необоснованным.

Также отсутствие прокурора в самом начале судебного заседания не может расцениваться как нарушение порядка рассмотрение данного дела.

Отсутствие в материалах дела сведений об информировании судом в соответствии с ч. 1 ст. 243 КАС РФ вышестоящей избирательной комиссии – избирательной комиссии Челябинской области о принятии к производству суда административного искового заявления о признании незаконным решения территориальной избирательной комиссии по Ленинскому району г. Челябинска, не свидетельствует о нарушении судом норм процессуального права, которое привело к принятию неправильного решения.

В соответствии с ч. 5 ст. 310 КАС РФ правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по формальным соображениям.

Учитывая положения ч. 9 ст. 307 КАС РФ, а также п. 4 ч. 1 ст. 310 КАС РФ во взаимосвязи, судебная коллегия обращает внимание на то, что у суда апелляционной инстанции отсутствуют полномочия по привлечению к участию в дела новых лиц, не привлеченных судом первой инстанции к участию в деле, поскольку само по себе принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле, служит безусловным основанием для отмены решения суда.

Не может служить основанием для отмены решения суда ссылка административного истца на непривлечение к участию в деле избирательной комиссии Челябинской области и органа местного самоуправления, поскольку отсутствуют основания полагать, что при разрешении настоящего административного дела могут быть затронуты их права и обязанности.

Также судебная коллегия не усмотрела оснований для исследования в судебном заседании схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Совета депутатов Ленинского района города Челябинска первого созыва и ее графических изображений, изучив ее в совещательной комнате.

Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, неверной оценке установленных по делу обстоятельств, направлены на переоценку собранных по делу доказательств и сделанных на их основании выводов, а потому не могут повлечь отмены законного и обоснованного решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Челябинска от 05 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Лебедева Александра Васильевича – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи