ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 120003-02-2020-001749-33 от 16.04.2021 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Дело № 33-5005/2021; 2- 3093/2021

УИД № 12RS0003-02-2020-001749-33

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург 16 апреля 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Суханкина А.Н.,

судей Мехонцевой Е.М., Ольковой А.А.

при ведении протокола помощником судьи Батрышиной Л.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием средств аудиозаписи гражданское дело по иску Военного прокурора 19 военной прокуратуры армии, войсковая часть 56680 к ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности, поступившее по апелляционному представлению прокурора на решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 16.11.2020.

Заслушав доклад судьи Мехонцевой Е.М., объяснения представителя ответчика и третьего лица Министерства обороны Российской Федерации ФИО1, судебная коллегия

установила:

Военный прокурор 19 военной прокуратуры армии, войсковая часть 56680 к ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации обратился в суд с иском о возложении обязанности произвести государственную регистрацию права собственности Российской Федерации и права оперативного управления ответчика на здание общежития, расположенное по адресу: <адрес>.

В обоснование требований указал, что по результатам проверки установлено, что на основании приказа Минобороны России от 25.09.2012 № 2941 в оперативное управление ФГБУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России передано здание общежития по указанному адресу. Согласно пункту 3 указанного приказа начальнику ФГБУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России предписано в трехмесячный срок с момента передачи указанного объекта обеспечить государственную регистрацию прав собственности Российской Федерации и право оперативного управления в отношении указанного объекта недвижимого имущества. Ответчиком до настоящего времени не зарегистрировано право собственности Российской Федерации и право оперативного управления на указанный объект. Полагает, что отсутствие зарегистрированных вещных прав нарушает порядок регистрации прав собственности недвижимого имущества, ущемляет интересы Российской Федерации.

В письменных возражениях представитель ответчика просила отказать в удовлетворении исковых требований. В обоснование указывает, что учреждением ведется работа по оформлению прав собственности и права оперативного управления на указанный объект недвижимого имущества. Право собственности и право оперативного управления до настоящего времени не зарегистрировано, поскольку вышеуказанный объект недвижимости учтен Росреестром в едином государственном реестре недвижимости с кадастровым номером <№>:78 как здание «многоквартирный дом, жилой дом». После актуализации сведений Управлением Росреестра будет продолжена соответствующая работа.

В письменном отзыве на исковое заявление представитель Министерства обороны Российской Федерации оставил разрешение исковых требований на усмотрение суда.

Решением суда в удовлетворении иска отказано.

В апелляционном представлении прокурор просит решение отменить, ссылаясь на неверное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального права.

В судебном заседании представитель ответчика и третьего лица Министерства обороны Российской Федерации ФИО1 возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.

Представители истца, третьего лица Управления Росреестра по Республике Марий Эл в судебное заседание не явились, судебные извещения направлены по почте, которые были вручены 31.03.2021, 01.04.2021, 02.04.2021, 05.04.2021. Кроме того, лица, участвующие в деле, извещены с учетом положений части 2.1 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, сведения о движении дела, дате и времени судебного заседания заблаговременно размещены на официальном сайте Свердловского областного суда. С учетом изложенного, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что не явившиеся лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом и в срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика и третьего лица, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Разрешая спор, суд правильно установил характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, собранным по делу доказательствам дал оценку в их совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу статей 210, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Федерального закона «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.

Исходя из положений пункта 12 статьи 1, пункта 2 статьи 13 Федерального закона «Об обороне», полномочия по распоряжению имуществом, предоставленным Вооруженным Силам Российской Федерации, являются расходным обязательством Российской Федерации и принадлежат Министерству обороны Российской Федерации в лице его уполномоченных органов.

В структуру Министерства обороны Российской Федерации входят центральные органы военного управления и иные подразделения.

В силу статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением этого имущества.

В соответствии с частью 6 статьи 1 Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.

В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 3 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав.

Судом установлено, что в соответствии с уставом, утвержденным Министром обороны Российской Федерации 25.05.2012, ФГКУ «Приволжско-Уральского территориального управления имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации создано для выполнения работ, оказания услуг, в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны Российской Федерации в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля над использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил Российской Федерации.

Основной целью деятельности Учреждения является осуществление в Вооруженных Силах решения и выполнения задач по организации учета, контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил, а также управлению и распоряжению имуществом Вооруженных Сил по решениям (заданиям) Министра обороны Российской Федерации и (или) директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации

На основании приказа Минобороны России от 25.09.2012 № 2941 в оперативное управление ФГБУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России передано здание общежития по адресу: <адрес><адрес>.

Согласно пункту 3 указанного приказа начальнику ФГБУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России предписано в трехмесячный срок с момента передачи указанного объекта обеспечить государственную регистрацию прав собственности Российской Федерации и право оперативного управления в отношении указанного объекта недвижимого имущества.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (часть 3 статьи 1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).

Согласно части 2 статьи 7 данного Закона Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости) и реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость).

В силу части 1 статьи 9 указанного Закона в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.

Как установлено частью 1 статьи 14 этого же Закона, государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Из положений пунктов 1, 2 части 2 названной статьи следует, что основаниями для осуществления государственной регистрации прав являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.

В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений об объекте недвижимого имущества, право на который регистрируется, в связи с переходом права на объект недвижимости.

По правилам пункта 4 части 3 статьи 15 указанного Закона государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется по заявлению правообладателя объекта недвижимости - при подтверждении права на учтенный в Едином государственном реестре недвижимости объект недвижимости, возникшего до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» либо возникшего в силу федерального закона.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 26 этого же Закона осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).

Частью 1 статьи 8 Закона Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

По правилам части 4 статьи 1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

В свою очередь часть 7 статьи 1 данного Закона определяет государственный кадастровый учет недвижимого имущества как внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных Федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

Анализ изложенных правовых норм позволяет прийти к выводу о том, что государственной регистрации подлежит право на объект недвижимости, в спорном случае на здание общежития, который должен быть идентифицирован в качестве индивидуально-определенной вещи, в связи с чем сведения об указанном объекте недвижимости должны содержаться в кадастре недвижимости.

Согласно данным «Реформа ЖКХ» по адресу <адрес>, расположены: здание общежития (35-ти квартирное, пятиэтажное, 1985 года постройки, площадью 3233 кв.м.) и многоквартирный дом (22 квартирный, 6 этажный, 1985 года постройки, площадью 1635,2 кв.м.).

Из ответа Управления Росреестра по республике Марий Эл от 29.06.2020 следует, что 18.02.2012 сведения о здании с кадастровым номером <№>78, расположенном по адресу: <адрес> (многоквартирный дом, площадь: 3232,5 кв.м., этажность 5) были внесены в Единый государственный реестр недвижимости на основании сведений, полученных от филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по <адрес>, согласно государственному контракту № 165 Д от 07.12.2011.

Из письма Министерства экономического развития Российской Федерации Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии № 14-исх/05565-ГЕ/16 от 22.04.2016, здание общежития, не являющиеся многоквартирным домом, имеет статус «нежилое здание».

11.03.2020 ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России направлен запрос на предоставление технической документации на указанный объект недвижимости, в связи с поступившим ответом направлен запрос в Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации с просьбой о направлении обращения Департамента о предоставлении технической документации в отношении здания общежития и здания многоквартирного дома, расположенных по адресу: <адрес>.

Указанная техническая документация получена от АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Волго-Вятское отделение по Республике Марий Эл в письме от 28.08.2020.

Представленный технический паспорт от 04.02.1986 инв № 9566 выдан на объект недвижимости «5 этажное здание общежития с 6-ти этажным пристроем», расположенным по адресу: <адрес>, (площадь общежоия составляет 3232,5 кв.м., количество квартир – 35, площадь пристроя, являющегося жилым домом, составляет 1555,1 кв.м, количество квартир – 22). В государственном кадастровом учете обозначен объект недвижимого имущества с кадастровым номером <№>:78, с характеристиками общежития, в котором расположены жилые помещения, относящиеся к зданию общежития (35 квартир) и жилые помещения, относящиеся к многоквартирному дому.

Чтобы зарегистрировать право собственности на общежитие, необходимо произвести кадастровый учет объекта недвижимого имущества в собственности Российской Федерации с учетом указанных документы о правах на имущества.

Как следует из письма Управления Росреестра по республике Марий Эл в адрес ответчика, в рамках рассмотрения обращения представлены актуальные сведения ЕГРН об указанном объекте недвижимости: адрес: <адрес>, кадастровый <№>, вид объекта – здание, наименование здания – 5-ти этажное здание с 6-ти этажным пристроем и 5-этажной вставкой, общей площадью 4790 кв.м.

Таким образом, до настоящего времени здание общежития не является самостоятельным объектом кадастрового учета, включает также многоквартирный дом. Многоквартирный дом не передан в оперативное управление, в отношении многоквартирного дома не составлялся приказ Минобороны России от 25.09.2012 № 2941.

То есть до настоящего времени не произведен самостоятельный кадастровый учет здания общежития, отсутствуют основания для регистрации права собственности Российской Федерации и права оперативного ФГКУ «Приволжско-Уральского ТУИО» Минобороны России на здание общежития, расположенного по адресу: <адрес>. Меры по кадастровому учету здания общежития ответчиком выполняются.

Требование о возложении обязанности на ответчика через соответствующий уполномоченный орган произвести государственную регистрацию права собственности Российской Федерации и права оперативного управления ответчика без выполнения государственного кадастрового учета здания общежития как самостоятельного объекта, не соответствует требованиям Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Делая указанный вывод, коллегия отмечает, что действующее законодательство не предусматривает возможность государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, сведения о котором отсутствуют в ЕГРН.

Выражая несогласие с указанным доводом ответчика, прокурор ссылается на недоказанность выполнения исчерпывающих мер, необходимых для осуществления государственной регистрации права.

Однако данное утверждение не отменяет установленный порядок осуществления государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, который может быть осуществлен без одновременного государственного кадастрового учета объекта недвижимости только при наличии в ЕРГН сведений об объекте недвижимого имущества.

Соответственно отсутствие государственного кадастрового учета здания общежития, расположенного по адресу: <адрес>, является безусловным препятствием для государственной регистрации права в отношении такого объекта недвижимости, что исключает государственную регистрация права.

В соответствии с положениями статей 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Судебная коллегия приходит к выводу о том, что из представленных стороной ответчика доказательств следует, что ФГБУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России принимаются все необходимые меры для обеспечения государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимого имущества, отсутствие регистрации вызвано объективными причинами, не связанными с неисполнением ответчиком возложенных на него обязанностей.

Удовлетворение требований не направлено на ускорение регистрации, при отсутствии самостоятельного кадастрового учета общежития государственная регистрация права невозможна. До надлежащего кадастрового учета здания общежития отсутствуют правовые основания для государственной регистрации права собственности на него.

С учетом изложенного решение суда является законным и обоснованным, отмене или изменению по доводам апелляционной жалобы не подлежит. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Невьянского городского суда Свердловской области от 24.06.2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.

Председательствующий: Суханкин А.Н.

Судьи: Мехонцева Е.М.

Олькова А.А.