Судья Синельникова Н.П. дело № 13-102/2022
№ 33-3041/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Астрахань 27 июля 2023 года
Суд апелляционной инстанции Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Метелевой А.М.
при секретаре Барковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по частной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Газпром добыча Астрахань», представлению прокуратуры Советского района г. Астрахани на определение Советского районного суда г. Астрахани от 28 сентября 2022 г. о предоставлении отсрочки исполнения решения Советского районного суда г. Астрахани от 28 октября 2010 г. по гражданскому делу по иску прокурора Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области, обществу с ограниченной ответственностью «Газпром добыча Астрахань» о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия,
установила:
Прокурор Астраханской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области, обществу с ограниченной ответственностью «Газпром добыча Астрахань» о признании бездействия незаконным, обязании совершить определенные действия.
Решением Советского районного суда г. Астрахани от 28 октября 2010 года, вступившим в законную силу, исковые требования прокурора удовлетворены. На Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области возложена обязанность включить в реестр государственной собственности поисково-разведочные скважины № расположенные в левобережной части астраханского газоконденсатного месторождения; организовать проведение работ по надлежащей ликвидации скважин №; зарегистрировать скважины № в реестре опасных производственных объектов; организовать приведение скважин в соответствие с требованиями законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов. Общество с ограниченной ответственностью «Газпром добыча Астрахань» обязано принять под наблюдение скважины № после их надлежащей ликвидации.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области обратилось в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения Советского районного суда г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ г., указав, что судебное постановление исполняется, находится под контролем заместителя председателя Правительства Российской Федерации, носит исключительный характер, свидетельствующий о невозможности его исполнения в установленный законом срок. Проектирование и согласование проектно-сметной документации на ликвидацию скважин Астраханского газоконденсатного месторождения (Астраханского ГКМ) должно осуществляться исключительно из принципа индивидуального проектирования комплекса работ для каждой конкретной скважины, исходя из её реального технического состояния. Для проведения работ по ликвидации скважин требуется выполнение работ по экспертизе промышленной безопасности запорно-регулирующей арматуры, с последующей регистрацией экспертизы в региональном органе Ростехнадзора. Данные мероприятия проводятся на всех без исключения объектах с целью определения остаточного ресурса и подготовки скважины к дальнейшему проведению работ по диагностике. Также предусматривается проведение работ по разделению скважин на классы опасности в зависимости от их технического состояния и наличия (или отсутствия) техногенных залежей и флюидодинамики в околоскважинном пространстве, наличия (или отсутствия) межколонных давлений и давлений в трубном и затрубном пространствах, а также технического состояния самой скважины, данные мероприятия позволят выявить наиболее опасные объекты, требующие немедленного вмешательства, определить очередность ликвидации, разработать план-график по мониторингу, проведение самой ликвидации скважины. Учитывая данные факторы при планировании работ при ликвидации скважин необходимо предусматривать возможное возникновение необходимости использования специализированного оборудования, позволяющего осуществлять принудительный спуск бурильных труб под давлением. При необходимости проведения таких работ потребуется закупка по импорту оборудования, в том числе и специального, необходимого для их проведения. Согласно экспертной оценке, представленной в адрес Минприроды России, приблизительная стоимость работ по исследованию состояния 12 скважин, расположенных в границах Астраханского газоконденсатного месторождения, по ликвидации скважин составляет 6-10 млрд., руб., при этом сумма постоянно меняется. Мероприятия по проведению ликвидации скважин могут занять около 10 лет, что указывает на исключительный характер данных обстоятельств. Согласно протоколу совещания от ДД.ММ.ГГГГ. № № о проблемных вопросах, связанных с финансированием, содержанием имущества государственной казны Российской Федерации, Росимущество доложило в Минфин России о том, что не обладает финансовыми средствами, специализированными структурами и соответствующими полномочиями для исполнения решения суда. При этом при проведении специализированными организациями работ по ликвидации (скважин) требуется надзор исполнения, а также прием выполненных работ уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. По результатам проведенного совещания принято решение, согласно которому Департаменту регулирования имущественных отношений Минфина России совместно с Росимуществом проработать проект решения об определении ПАО «Газпром» единственным исполнителем работ по обеспечению безопасности и надлежащей ликвидации астраханских скважин с последующим заключением договора пользования, а в отношении скважины № заключения договора с АО «АстраН». В этой связи в рамках подготовки договора аренды Территориальным управлением заключен договор на проведение оценки рыночной стоимости арендной платы за пользование скважиной №. ДД.ММ.ГГГГ г. получен отчет об оценке. С учетом указанного решения и отчета об оценке рыночной стоимости арендной платы за пользование скважиной № подготовлен и заключен договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ. № скважины № между Территориальным управлением и АО «АстраН», сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ г. ДД.ММ.ГГГГ. Росимущество на основании письма № № направило в Минприроды России, Ростехнадзор и АО «АстраН» на согласование доработанный проект «дорожной карты» по обеспечению безопасности аварийной скважины № и ее дальнейшей ликвидации. Срок исполнения мероприятий по проведению санации и ликвидации скважины приблизительно составляет ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время АО «АстраН» проводятся работы по заключению договора с ООО «Газпром газобезопасность» на оказание услуг по обеспечению противофонтанной и газовой безопасности на ликвидированной скважине №. После заключения договора планируются работы по проверке рабочего состояния устьевого оборудования, а также замеры давлений в межколонных, трубном и затрубном пространствах. Также АО «АстраН» письмом от ДД.ММ.ГГГГ г. № просило отложить рассмотрение проекта «дорожной карты» до обследования устьевого оборудования скважины № и получения информации о состоянии его безопасности, которая до настоящего времени в Росимущество не представлена. Документы, которые были запрошены у ООО «Газпром добыча Астрахань», необходимые для предоставления государственной преференции и последующего заключения договоров на предоставление скважин № Астраханского газоконденсатного месторождения, в Росимущество так и не поступили.
Кроме того, решением суда помимо ликвидации скважин возложена обязанность по регистрации их в реестре опасных производственных объектов, с учетом требований приказа Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ г. №, утвердившего административный регламент. Для регистрации опасного производственного объекта (ОПО) необходимо провести его идентификацию и сформировать пакет документов, на что также потребуется определенное время. Для того, чтобы отнести производственный объект к категории опасных и получить сведения, которые нужны для его регистрации, необходимо провести его идентификацию, которая осуществляется эксплуатирующей организацией, а правильность ее проведения проверяет регистрирующий орган при регистрации объекта в реестре. Территориальное управление не является организацией, эксплуатирующей указанные скважины, соответственно зарегистрировать их в реестре опасного производственного объекта, в соответствии с административным регламентом не имеет возможности. Материалы необходимые для идентификации скважин в Территориальном управлении отсутствуют. С учетом изложенных обстоятельств, просили суд предоставить отсрочку исполнения по решению Советского районного суда г. Астрахани по делу № до ДД.ММ.ГГГГ г. включительно.
В судебном заседании представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области Галыгин А.В. заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения суда поддержал, просил суд его удовлетворить.
В судебном заседании представитель АО «АстраН» Дементьева В.В. заявление Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области полагала обоснованным и подлежащим удовлетворению, поскольку работы по ликвидации скважин требуют значительного времени, а также больших финансовых затрат.
В судебном заседании представитель прокуратуры Астраханской области Винник Е.Ю. в удовлетворении заявления Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области о предоставлении отсрочки исполнения решения суда просила отказать.
Представители общества с ограниченной ответственностью «Газпром добыча Астрахань», ведущий судебный пристав - исполнитель МООИП УФССП России по Астраханской области Раджабов Ш.М. в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом, ходатайства об отложении слушания дела не поступали.
Определением Советского районного суда г. Астрахани от 28 сентября 2022 года заявление Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области о предоставлении отсрочки исполнения решения суда удовлетворено частично. Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области предоставлена отсрочка исполнения решения суда сроком на 3 года с момента вступления определения суда в законную силу.
В частной жалобе общество с ограниченной ответственностью «Газпром добыча Астрахань» ставит вопрос об отмене определения суда ввиду его незаконности и необоснованности, нарушения норм материального и процессуального права, указав, что заявителем не представлены в материалы дела доказательства, затрудняющие исполнение судебного решения в короткие сроки, доказательства, свидетельствующие о принятии заявителем мер к фактическому исполнению решения суда. Длительное неисполнение решения суда нарушает принцип обязанности исполнения судебных актов и ущемляет права тех, в чьих интересах вынесено решение.
В представлении прокурор ставит вопрос об отмене определения суда ввиду незаконности и необоснованности, нарушения судом норм процессуального права, указав, что отсутствие или недостаточное финансирование не являются исключительным основанием для предоставления отсрочки исполнения решения суда. Отсрочка исполнения решения суда создает реальную угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, а также экологической безопасности окружающей среды.
В соответствии с частью 3, 4 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации частная жалоба, представление прокурора рассматривается судьей апелляционной инстанции единолично без извещения лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в нем доказательства, проверив законность и обоснованность определения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в частной жалобе, представлении прокурора, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Согласно статье 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм.
Из материалов дела следует, что решением Советского районного суда г. Астрахани от 28 октября 2010 г., вступившим в законную силу 15 декабря 2010 г., исковые требования прокурора Астраханской области удовлетворены. На Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области возложена обязанность включить в реестр государственной собственности поисково-разведочных скважин № № расположенные в левобережной части Астраханского газоконденсатного месторождения; организовать проведение работ по надлежащей ликвидации скважин №; зарегистрировать скважины № в реестре опасных производственных объектов; организовать приведение скважин в соответствие с требованиями законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов. Общество с ограниченной ответственностью «Газпром добыча Астрахань» обязано принять под наблюдение скважины № после их надлежащей ликвидации.
До настоящего времени решение суда не исполнено.
Обращаясь в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области ссылается на сложность и затратность выполнения возложенных на должника действий, исполнение судебного акта затрагивает сложный технологический процесс, финансирование которого должно быть одобрено Правительственной комиссией по бюджетным проектировкам, указав, что заявитель принимает меры в исполнению решения суда.
Согласно письму заместителя Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации Киселева Е.А. от ДД.ММ.ГГГГ г. №, адресованному заместителю руководителя Росимущества Аноприенко С.М., объем затрат финансовых средств на проведение ликвидационных работ по скважине № расположенной в переделах территории лицензионного участка, предоставленного в пользование акционерному обществу «АстраН», составит 15,5 млрд. руб.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ г. № заместителя председателя правления публичного акционерного общества «Газпром» Мареклова В.А., направленным в адрес Росимущества, поступило предложение от публичного акционерного общества «Газпром» о подготовительных работах ликвидации 11 аварийных скважин Астраханского газоконденсатного месторождения. Указана предварительная стоимость диагностики устьевого оборудования. Наземные площадные исследования аварийных скважин составляют 20 420, 45 млн. руб., на разработку проектной документации по ликвидации 11 скважин предварительная стоимость будет уточняться по результатам выполнения предыдущих этапов, срок окончания мероприятий указан ДД.ММ.ГГГГ г. Стоимость по ликвидации 11 скважин также будет уточняться по результатам выполнения предыдущих этапов, срок окончания мероприятий по ликвидации - ДД.ММ.ГГГГ
Согласно протокольному совещанию от ДД.ММ.ГГГГ года № о проблемных вопросах, связанных с финансированием и содержанием имущества государственной казны Российской Федерации, Росимущество доложило в Минфин России о том, что не обладает финансовыми средствами, специализированными структурами и соответствующими полномочиями для исполнения решения Советского районного суда г. Астрахани от 28 октября 2010 г. При этом при проведении специализированными организациями работ по ликвидации (скважин) требуется надзор исполнения, а также прием выполненных работ уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. По итогам совещания принято решение, согласно которому на Департамент регулирования имущественных отношений Минфина России совместно с Росимуществом возложена обязанность о проработке проекта решения по определению публичного акционерного общества «Газпром» единственным исполнителем работ по обеспечению безопасности и надлежащей ликвидации астраханских скважин с последующим заключением договора пользования, а в отношении скважины № заключения договора с акционерным обществом «АстраН».
В рамках подготовки договора аренды Территориальным управлением заключен договор на проведение оценки рыночной стоимости арендной платы за пользование скважиной №, ДД.ММ.ГГГГ года получен отчет об оценке.
С учетом вышеуказанного решения и отчета об оценке рыночной стоимости арендной платы за пользование скважиной № подготовлен и заключен договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ г. № скважины № между Территориальным управлением и акционерным обществом «АстраН», срок действия которого установлен до ДД.ММ.ГГГГ г.
ДД.ММ.ГГГГ г. Росимущество направило на согласование в адрес Минприроды России, Ростехнадзора и акционерного общества «АстрaН» доработанный проект «дорожной карты» по обеспечению безопасности аварийной скважины № и ее дальнейшей ликвидации. Срок исполнения мероприятий по проведению санации и ликвидации скважины приблизительно составит ДД.ММ.ГГГГ г. Проект «дорожной карты» согласован письмом от ДД.ММ.ГГГГ г. № с Минприроды России без замечаний и Ростехнадзором (письмом от ДД.ММ.ГГГГ г. №) с замечаниями.
Ответ от акционерного общества «АстраН» относительно согласования доработанного проекта «дорожной карты» в Росимущество не поступил, в этой связи Росимуществом в адрес акционерного общества «АстраН» направлены письма от ДД.ММ.ГГГГ г. №, от ДД.ММ.ГГГГ г. № о представлении позиции по проекту «дорожной карты».
ДД.ММ.ГГГГ г. акционерное общество «АстраН» направило в Росимущество информацию в отношении скважины №.
Из материалов дела следует и судом установлено, что акционерным обществом «АстраН» проводятся работы по заключению договора с обществом с ограниченной ответственностью «Газпром газобезопасность» на оказание услуг по обеспечению противофонтанной и газовой безопасности на ликвидированной скважине № 53, после заключения договора планируются работы по проверке рабочего состояния устьевого оборудования, а также замеры давлений в межколонных, трубном и затрубном пространствах.
Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ г. № акционерное общество «АстраН» просило отложить рассмотрение проекта «дорожной карты» до обследования устьевого оборудования скважины № № и получения информации о состоянии его безопасности. Однако указанная информация до настоящего времени в Росимущество так и не представлена.
При обследовании устья скважины № № Астраханская и прилегающей территории установлено частичное несоответствие оборудования устья скважины требованиям действующих в Российской Федерации обязательных норм и правил о безопасности, о чем ДД.ММ.ГГГГ г. сообщено в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в Астраханской области.
Документы, запрашиваемые у общества с ограниченной ответственностью «Газпром добыча Астрахань» и необходимые для предоставления государственной преференции и последующего заключения договоров на предоставление скважин № № Астраханского газоконденсатного месторождения, в Росимущество не поступали.
Судом установлено, что на основании заключенного договора аренды мероприятия по ликвидации скважины № акционерным обществом «АстраН» производиться не будут.
В суде первой инстанции представитель акционерного общества «АстраН» Дементьева В.В. пояснила, что на основании акта о выполнении плана ликвидационных работ по скважине № Астраханской площади от ДД.ММ.ГГГГ г. мероприятия по ликвидации скважины № произведены еще в ДД.ММ.ГГГГ г.
Согласно письму Института проблем нефти и газа Российской академии наук при ликвидации скважин главные требования выдвигаются к технологиям по остановке: надежная изоляция пластов, содержащих нефтяные и газовые продукты, водоносных слоев; правильная герметизация обсадных колонн. Учитывая, что проведение ликвидационных работ носит исключительный и осложненный характер, мероприятия по проведению санации и ликвидации скважины приблизительно составляют около 10 лет.
Как следует из сведений Минприроды России, содержащихся в письме ДД.ММ.ГГГГ г., объем затрат на ликвидацию одной скважины № № предварительно оценивается в размере 15,5 млрд. руб.
Из сведений, представленных акционерным обществом «Октопус» от ДД.ММ.ГГГГ., продолжительность разработки проектной документации на ликвидацию скважин составляет 141 рабочий день, общая продолжительность - 420 рабочих дней, срок проведения конкурсных процедур по выбору организации в среднем около 3 месяцев. Стоимость разработки по ликвидации одной скважины Астраханского газоконденсатного месторождения в ценах на 2022 год составляет от 599 248 млн. руб. до 838 948 млн. руб. Вместе с тем, точная информация о стоимости процесса ликвидации скважин как у Территориального управления, так и у Центрального аппарата Росимущества отсутствует.
Разрешая заявленные требования, руководствуясь положениями 203, 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 37 Федерального закона «Об исполнительном производстве», разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, суд первой инстанции, исходя из того, что должник предпринимает реальные действия к исполнению решения суда, в материалах дела имеются доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств, затрудняющих или препятствующих исполнению решения суда и реальной возможности Росимущества исполнить судебный акт в будущем при условии предоставления ему отсрочки исполнения решения, пришел к выводу о наличии оснований для предоставления заявителю отсрочки исполнения решения суда.
Определяя срок предоставления отсрочки исполнения судебного акта на 3 года с момента вступления настоящего судебного акта в законную силу, суд первой инстанции сослался на сложность, процедуру и объем действий, выполнение которых возложено на заявителя.
Суд апелляционной инстанции не согласен с данными выводами суда первой инстанции по следующим обстоятельствам.
Вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, согласно частям 1 и 2 статьи 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Вопрос о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения решения суда разрешается судом не произвольно, а с учетом необходимости обеспечения баланса прав и законных интересов взыскателей и должников, соблюдения гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, требований справедливости и соразмерности.
Удовлетворяя требования, суд первой инстанции не учел недоказанность исключительного характера обстоятельств, на которые ссылался заявитель, порождающие основания для отсрочки исполнения решения суда, оставил без внимания длительность периода неисполнения судебного акта и не привел в обжалуемом постановлении конкретный перечень исчерпывающих мер, принятых Управлением с целью своевременного исполнения вступившего в законную силу решения суда.
Длительность процедур оформления соответствующих разрешений и согласований, как и отсутствие их финансирования, не может рассматриваться в качестве основания для предоставления отсрочки, а таковые должны носить исключительный характер, возникать только при серьезных препятствиях к исполнению судебного акта.
Перечисленные заявителем обстоятельства не могут рассматриваться в качестве оснований для предоставления отсрочки исполнения судебного акта, поскольку в рассматриваемом случае предоставление отсрочки исполнения судебного акта не будет способствовать установлению баланса интересов, в том числе, учитывая, что неисполнение решения суда затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц, повышая риски возникновения чрезвычайной ситуации.
Данный вывод следует из решения суда первой инстанции от ДД.ММ.ГГГГ г.
При этом следует учитывать, что в силу ч.ч. 1 и 2 ст. 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», вступившие в силу судебные постановления обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
В таком случае основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу статей 15 (часть 4), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
При таких обстоятельствах доводы частной жалобы ООО «Газпром межрегионгаз Астрахань» и представления прокурора о невозможности отсрочки исполнения судебного решения подлежат удовлетворению, оспариваемое определение – отмене, а заявление Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области о предоставлении отсрочки исполнения решения суда – оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции Астраханского областного суда
определил:
определение Советского районного суда г. Астрахани от 28 сентября 2022 года отменить.
Отказать в удовлетворении заявления Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области о предоставлении отсрочки исполнения решения Советского районного суда г. Астрахани от 28 октября 2010 года.
Председательствующий А.М. Метелева