Судья Багателия Н. В. дело № 33-1208/2022 (№ 13-114/2021)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ханты-Мансийск 15.02.2022
Суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи судебной коллегии по гражданским делам Протасовой М. М. при ведении протокола помощником судьи Федоровой А. А. рассмотрел в открытом судебном заседании частную жалобу Фонда социального страхования Российской Федерации на определение Нижневартовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 15.10.2021.
Заслушав доклад судьи Протасовой М. М., суд апелляционной инстанции
УСТАНОВИЛ:
решением Нижневартовского районного суда ХМАО – Югры от 21.04.2015, вступившим в законную силу, удовлетворены исковые требования Б.Ч.Ф с Минфина России в пользу Б.Ч.Ф за счет казны Российской Федерации единовременно взыскана сумма капитализированных платежей за период с 26.09.2012 по 31.12.2014 в размере 722 962 руб. 31 коп., а также капитализированные повременные платежи в размере по 28 876 руб. 21 коп. ежемесячно с 01.01.2015 и до достижения Б.Ч.Ф возраста 70 лет с учетом индексации в установленном действующим законодательством порядке.
Определением суда от 26.08.2015 решение разъяснено, указано, что капитализированные повременные платежи в размере 28 876 руб. 21 коп. подлежат взысканию с Минфина России за счет казны Российской Федерации в пользу Б.Ч.Ф. ежемесячно, начиная с 25 числа месяца, следующего за расчетным, начиная с 01.01.2015 и до достижения Б.Ч.Ф. возраста 70 лет с учетом индексации в установленном действующим законодательством порядке.
01.01.2021 в суд поступило заявление Минфина России об изменении способа и порядка исполнения вышеуказанного решения суда, в обоснование которого указано, что постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2019 № 872 «О мерах по реализации статей 135 и 189.94 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» государственным органом, уполномоченным производить капитализированные повременные платежи с Российской Федерации, определен Фонд социального страхования Российской Федерации.
На основании изложенного просил изменить способ и порядок исполнения решения Нижневартовского районного суда ХМАО – Югры от 21.04.2015, заменив Минфин России на Фонд социального страхования Российской Федерации.
Определением суда от 15.10.2021 заявление удовлетворено.
В частной жалобе на указанное определение Фонд социального страхования Российской Федерации просит его отменить, указывает, что Фонд не являлся стороной по ранее рассмотренному гражданскому делу, в связи с чем, выводы решения суда не имеют для него преюдициального значения. Оспариваемым определением на Фонд возложена обязанность по индексации повременных платежей, между тем возложение на Минфин России, а с 2020 года на Фонд обязанности выплачивать капитализированные платежи с учетом индексации противоречит Бюджетному кодексу Российской Федерации.
В возражениях на частную жалобу Минфин России и Б.Ч.Ф против ее удовлетворения возражают, просят определение суда оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, в соответствии с ч. 3 ст. 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что предметом разрешения суда апелляционной инстанции является вопрос правильности применения норм права, суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Изучив доводы частной жалобы, поступившие материалы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Согласно ст. 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм.
Пунктом Постановления Правительства Российской Федерации от 09.07.2019 № 872 «О мерах по реализации статей 135 и 189.94 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», вступившего в силу с 01.01.2020, установлено, что Фонд социального страхования Российской Федерации осуществляет функции по выплате капитализированных повременных платежей по требованиям граждан, перед которыми должник (кредитная организация) несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, за счет средств федерального бюджета в случае перехода обязательств должника (кредитной организации) перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей к Российской Федерации.
Вышеназванным Постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила исполнения Российской Федерацией обязательств должника (кредитной организации) перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей в случае перехода таких обязательств к Российской Федерации.
Согласно п. 2 Правил финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с выплатой в соответствии с настоящими Правилами капитализированных повременных платежей, осуществляется за счет предоставляемых бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предусмотренных на эти цели, включая расходы на доставку и пересылку, Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
Выплата капитализированных повременных платежей гражданам производится Фондом в соответствии с установленным судебным актом о взыскании с должника или взыскании с Российской Федерации размером ежемесячных платежей на основании заявления гражданина, указанного в п. 3 настоящих Правил (п. 4 Правил).
В соответствии с п. 13 Правил после вступления в законную силу судебных актов, предусматривающих переход обязательств по исполнению судебных актов по выплате соответствующих капитализированных повременных платежей гражданам от Министерства финансов Российской Федерации к Фонду, Министерство финансов Российской Федерации передает Фонду находившиеся на исполнении в Министерстве финансов Российской Федерации исполнительные листы (с отметкой о произведенных Министерством финансов Российской Федерации выплатах).
Одновременно с исполнительным листом Министерством финансов Российской Федерации в Фонд передаются иные документы, необходимые для исполнения Фондом судебных актов, в том числе: заявление взыскателя (реквизиты банковского счета взыскателя); копия судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист; копии иных судебных актов по делу, которыми располагает Министерство финансов Российской Федерации; копия судебного акта о взыскании соответствующих капитализированных повременных платежей с должника - организации, признанной в установленном порядке банкротом (при наличии в Министерстве финансов Российской Федерации) (п. 14 Правил).
Министерство финансов Российской Федерации информирует получателя капитализированных повременных платежей, а также суд, выдавший исполнительный лист, о передаче исполнительного листа и иных документов в Фонд для дальнейшего производства выплат капитализированных повременных платежей (п. 15 Правил).
Фондом социального страхования Российской Федерации не оспаривается, что взысканные решением Нижневартовского районного суда ХМАО – Югры от 21.04.2015 с Министерства финансов Российской Федерации в пользу Б.Ч.Ф. платежи имеют статус капитализированных повременных платежей.
С учетом изложенных положений законодательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявления Министерства финансов Российской Федерации.
Доводы частной жалобы Фонда социального страхования Российской Федерации правильность оспариваемого определения не опровергают.
Такие доводы фактически сводятся к несогласию со вступившими в законную силу судебными актами, которыми в пользу Б.Ч.Ф. взысканы денежные средства и которые не могут являться предметом судебной проверки при рассмотрении заявления об изменении порядка и способа исполнения решения суда.
То обстоятельство, что Фонд социального страхования не являлся лицом, участвовавшим в ранее рассмотренном деле, не отменяет обязательный характер судебного решения. В соответствии ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 329, п. 1 ст. 334, ст. 335 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ОПРЕДЕЛИЛ:
определение Нижневартовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 15.10.2021 оставить без изменения, частную жалобу Фонда социального страхования Российской Федерации – без удовлетворения.
Настоящее апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев с подачей жалобы через суд первой инстанции.
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 17.02.2022.
Председательствующий М. М. Протасова