Судья М.И. Дело № 33-3655/2020
№ 13-1164/2020
УИД 67RS0002-01-2010-004395-72
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
08 декабря 2020 года г. Смоленск
Смоленский областной суд в составе:
председательствующего: М
при секретаре (помощнике судьи): Л,
рассмотрев в открытом судебном заседании материал по апелляционному представлению первого заместителя прокурора ...К на определение Ленинского районного суда ... от (дата) о прекращении исполнительного производства,
установил:
вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда ... от (дата) иск прокурора ... в интересах неопределенного круга лиц удовлетворен: ФИО2 как главный распорядитель денежных средств федерального бюджета обязана выделить денежные средства, необходимые для обеспечения проектирования и строительства камерных помещений для содержания 250 подозреваемых и обвиняемых в ФБУ «СИЗО № УФСИН России по ...»; УФСИН России по ... - перераспределить указанные денежные средства, а ФБУ «Следственный изолятор № УФСИН по ...» их освоить (гр.д. №, л.д. 83-85, 101).
Постановлением Ленинского РОСП ... УФССП России по ...(дата) в отношении должника ФБУ «СИЗО № УФСИН России по ...» возбуждено исполнительное производство №.
(дата) ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ... обратилось в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства от (дата) №, ссылаясь на утрату возможности исполнить требования об освоении выделенных денежных средств на проектирование и строительство камерных помещений для содержания 250 подозреваемых и обвиняемых в учреждении. Учреждение обратилось в УФСИН России по ... о рассмотрении вопроса проведения экспертизы на предмет строительства режимного корпуса на территории учреждения. Согласно заключению ООО «<данные изъяты>» от (дата) строительство режимного корпуса на территории ФКУ СИЗО-№ УФСИН России по ... невозможно, поскольку объект является памятником истории и культуры регионального значения. Кроме того, в настоящее время в учреждении соблюдается норма санитарной площади, установленной на одного человека: на (дата) содержится 489 человек, при установленном лимите 504 человека (л.д. 2-4).
В судебном заседании представитель ФКУ СИЗО-№ УФСИН России по ...Е заявление поддержала.
Представитель УФСИН России по ... и ФСИН России С просила заявление удовлетворить.
Представитель прокуратуры ...Ю возражала против удовлетворения заявления, указывая на отсутствие законных оснований для прекращения исполнительного производства.
Определением Ленинского районного суда ... от (дата) прекращено исполнительное производство от (дата) №, возбужденное на основании решения Ленинского районного суда ... от (дата) (л.д. 83-84).
На указанное определение первым заместителем прокурора ...К подано апелляционное представление, в котором просит определение отменить как незаконное, разрешить вопрос по существу (л.д. 86-88).
Исследовав материал и обсудив доводы апелляционного представления, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу (дата) решением Ленинского районного суда ... от (дата) иск прокурора ... в интересах неопределенного круга лиц удовлетворен: ФИО2 как главный распорядитель денежных средств федерального бюджета обязана выделить денежные средства, необходимые для обеспечения проектирования и строительства камерных помещений для содержания 250 подозреваемых и обвиняемых в ФБУ «СИЗО № УФСИН России по ...»; УФСИН России по ... - перераспределить указанные денежные средства, а ФБУ «Следственный изолятор № УФСИН по ...» их освоить (гр.д. №, л.д. 83-85, 101).
Постановлением Ленинского РОСП ... УФССП России по ...(дата) в отношении должника ФБУ «СИЗО № УФСИН России по ...» возбуждено исполнительное производство №.
Решение суда до настоящего времени не исполнено, неоднократно должникам предоставлялась отсрочка исполнения решения суда; определением от(дата) ФКУ СИЗО-№ УФСИН России по ... отказано в отсрочке исполнения решения суда.
Обращаясь с заявлением о прекращении исполнительного производства, должник ФКУ СИЗО-№ УФСИН России по ... ссылается на утрату возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия ввиду того, что объект «Тюремный комплекс начала ХХ века», расположенный по адресу: ..., является объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) регионального значения, на территории которого какое - либо строительство запрещено; что отсутствует сама необходимость строительства камерных помещений, поскольку лимит наполняемости учреждения не превышен.
Удовлетворяя заявление о прекращении исполнительного производства, суд первой инстанции исходил из того, что в настоящее время изменились обстоятельства, имевшие место на дату принятия решения суда от (дата) . При этом суд сослался на предоставленное должником техническое заключение ООО «<данные изъяты>» от (дата) , по которому строительство нового объекта капитального строительства на территории ФКУ СИЗО№ УФСИН России по ..., расположенного по адресу: ... (земельный участок с кадастровым номером №), технически невозможно, так как объект является объектом культурного наследия (памятника истории и культуры) регионального значения, с видовой принадлежностью - ансамбль. Строительство новых объектов капитального строительства на таких объектах в соответствии с Федеральным законом от (дата) № 73-ФЗ (в редакции от (дата) ) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» запрещено (л.д. 23-30).
Суд апелляционной инстанции не может согласиться в данным выводом исходя из следующего.
Согласно частям 2 и 3 статьи 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.
В соответствии с Федеральным законом от (дата) № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (ст. 2).
Своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения является одним из принципов осуществления исполнительного производства в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона об исполнительном производстве.
В соответствии с абзацем 2 п. 1 ст. 12 Федерального закона от (дата) № 118-ФЗ «О судебных приставах» (далее - Закон о судебных приставах) в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 43 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что исполнительное производство прекращается судом в случае утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий).
По смыслу указанной статьи, прекращение исполнительного производства допускается в случае возникновения на стадии исполнительного производства объективных и неустранимых обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее принудительное исполнение требований исполнительного документа.
Таким образом, для прекращения исполнительного производства должен быть установлен факт возникновения реальной утраты возможности исполнения исполнительного документа и отсутствие возможности его исполнения любыми способами.
Приказом Департамента ... по культуре от (дата) №, в рамках реализации полномочий по формированию единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, утверждены особенности объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения «Тюремный комплекс начала ХХ века», расположенного по адресу: ..., послужившие основанием для включения объекта в Реестр и подлежащие обязательному сохранению (л.д. 33-38).
По мнению заявителя, данное обстоятельство освобождает его от обязанности по освоению выделенных денежных средств на проектирование и строительство камерных помещений для содержания 250 человек в учреждении, поскольку правовой режим объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) регионального значения не предусматривает возможность проведения работ по строительству и является основанием для прекращения исполнительного производства по делу.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обстоятельства, на которые ссылается ФКУ СИЗО-№ УФСИН России по ... в обоснование своего заявления, не являются основанием для прекращения исполнительного производства по правилам статьи 43 Закона об исполнительном производстве, так как сами по себе не свидетельствуют об утрате возможности исполнения исполнительного документа, и не влияют на обязанность должника исполнить исполнительный документ.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от (дата) у ФКУ СИЗО-№ УФСИН России по ... находится в постоянном (бессрочном) пользовании земельный участок с кадастровым номером № площадью 19900 кв.м по адресу: ...; имеет разрешенное использование: для проектирования и строительства пристройки к существующему зданию областной больницы, бани на 30 мест (л.д. 32). Данных о подготовке проектно - сметной документации, а также об обращении в Департамент ... по культуре и туризму в целях согласования проектирования и строительства камерных помещений, заявителем не предоставлено.
Ссылки заявителя на то, что строительство режимного корпуса Следственного изолятора №... исключено из Перечня мероприятий по строительству следственных изоляторов в 2007-2016 годах по федеральной целевой программе «Развитие уголовно - исполнительной системы (2007-2016 годы), не могут быть приняты во внимание, поскольку сведений о прекращении исполнительных производств применительно к ч. 1 ст. 43 Закона об исполнительном производстве в отношении основных должников (ФСИН России и УФСИН России по ...) не предоставлено. Исходя из предмета исполнения, должник ФБУ «Следственный изолятор № УФСИН по ...» обязан лишь освоить выделенные денежные средства, после выделения и перераспределения денежных средств.
Доводы заявителя о соблюдении в учреждении лимита наполняемости несостоятельны, поскольку указанное обстоятельство не является основанием для прекращения исполнительного производства, не свидетельствует о невозможности исполнения решения суда.
При таких обстоятельствах, основания для прекращения исполнительного производства отсутствуют. Определение нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем, оно подлежит отмене (п. 2 ст. 334 ГПК РФ) с разрешением вопроса по существу.
Руководствуясь ст.ст. 333 - 335 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции
определил:
определение Ленинского районного суда ... от (дата) отменить, разрешить вопрос по существу.
В удовлетворении заявления ФКУ СИЗО-№ УФСИН России по ... о прекращении исполнительного производства от (дата) №, отказать.
Председательствующий: М