ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 13-1365/19 от 19.05.2020 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 13-1365/2019 судья Панасюк Т.Я. 2020 год

Тверской областной суд

в составе председательствующего судьи Харитоновой В.А.

при секретаре судебного заседания Соловьевой В.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Твери

19 мая 2020 года

дело по представлению прокурора Калязинского района Тверской области на определение судьи Центрального районного суда города Твери от 04 декабря 2019 года, которым постановлено:

«заявление Министерства транспорта Тверской области об отсрочке исполнения решения суда удовлетворить.

Предоставить Министерству транспорта Тверской области отсрочку исполнения решения Центрального районного суда города Твери от 09 декабря 2014 года по гражданскому делу № 2-3499/2014 по иску прокурора Калязинского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к ГКУ Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области», Министерству транспорта Тверской области, Министерству финансов Тверской области, Министерству имущественных и земельных отношений, Правительству Тверской области о возложении обязанности по организации электроосвещения на участках дорог и организации работ по оборудованию участка дороги стационарным электрическим освещением - до 01 июля 2020 года»

Суд

установил:

Решением Центрального районного суда города Твери от 09 декабря 2014 года исковые требования прокурора Калязинского района Тверской области к Министерству транспорта Тверской области удовлетворены. Этим решением на Министерство транспорта Тверской области возложена обязанность за счет средств областного бюджета обеспечить организацию работ по оборудованию участка автомобильной дороги общего пользования регионального значения 1 класса в пределах населенных пунктов С. Посад-Калязин-Рыбинск-Череповец (с. Поречье Калязинского района) Калязинского района Тверской области стационарным электрическим освещением в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 19 марта 2015 года данное решение оставлено без изменения.

20 ноября 2019 года Министерство транспорта Тверской области обратилось в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения указанного решения до 31 сентября 2020 года.

В обоснование заявления указано о том, что в период действия ранее предоставленной определением суда от 11 августа 2017 года отсрочки Министерством в целях исполнения решения и в соответствии с требованиями постановления Правительства Тверской области от 08 февраля 2018 года № 50-пп «О порядке ремонта автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Тверской области» организована работа по включению мероприятий по оборудованию автомобильной дороги общего пользования регионального значения С. Посад - Калязин - Рыбинск - Череповец (с. Поречье) Калязинского района Тверской области стационарным электрическим освещением в Программу дорожных работ на 2019 год. Программа дорожных работ на 2019 год утверждена распоряжением Правительства Тверской области от 25 января 2019 года № 60-рп «О Программе дорожных работ на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области в 2019 году». Программа дорожных работ на 2019 год формировалась по результатам оценки технического состояния автомобильных дорог с учетом анализа аварийности, социальной значимости автомобильных дорог, жалоб и обращений граждан о состоянии автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Тверской области. В связи с тем, что объем финансирования по отрасли дорожное хозяйство, предусмотренный в законе Тверской области от 28 декабря 2019 года № 71-ЗО «Об областном бюджете Тверской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», является недостаточным для реализации Программы дорожных работ в полном объёме, лимиты бюджетных обязательств распределены постановлением Правительства Тверской области от 05 марта 2019 года № 75-пп «О внесении изменений в постановление Правительства Тверской области от 10 ноября 2015 года № 525-пп» на социально-значимые, находящиеся в аварийном и предаварийном состоянии автомобильные дороги и мостовые сооружения. При этом, реализация заявленного объекта запланирована Программой дорожных работ в рамках дополнительных бюджетных ассигнований государственной программы Тверской области «Развитие транспортного комплекса и дорожного хозяйства Тверской области» на 2016-2021 годы, утверждённой постановлением Правительства Тверской области от 10 ноября 2015 года № 525-пп. В целях дополнительного финансирования Программы дорожных работ 13 августа 2019 года Бюджетной комиссией Тверской области одобрено высвобождение лимитов Министерству за счет уменьшения бюджетных ассигнований по направлению «Субсидии на реализацию закона Тверской области от 16 февраля 2009 года № 7-ЗО «О статусе города Тверской области, удостоенного почетного звания Российской Федерации «Город воинской славы», а также по объекту «Строительство мостового перехода через реку Волга в г. Твери (Западный мост)». В связи с указанными обстоятельствами Министерством организована работа по подготовке проекта закона «О внесении изменений в закон Тверской области «Об областном бюджете Тверской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» для внесения его Губернатором Тверской области в порядке законодательной инициативы в Законодательное Собрание Тверской области. Закон Тверской области № 53-ЗО «О внесении изменений в закон Тверской области «Об областном бюджете Тверской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» принят Законодательным Собранием Тверской области 12 сентября 2019 года.

Министерство указывает о том, что в срок до 12 сентября 2019 года было лишено возможности исполнить решение суда. При этом, сроки организации работ по ремонту определены Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и могут занимать до 60 дней. Выполнение работ по ремонту объекта возможно только в период летнего содержания автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Тверской области. Начало и окончание периодов летнего и зимнего содержания на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения Тверской области определяются в соответствии с пунктом 9 Порядка содержания автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области, утвержденного постановлением Администрации Тверской области от 01 февраля 2011 года № 12-па и на основании распоряжения ГКУ «Дирекция ТДФ». Исходя из сложившейся практики и природно-климатических условий летний период содержания автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Тверской области длится в течение шести месяцев (апрель - октябрь). Таким образом, с учетом сроков, предусмотренных действующим законодательством, начало работ на объекте возможно не ранее начала периода летнего содержания 2020 года.

Судом постановлено приведенное выше определение.

В представлении прокурором Калязинского района Тверской области ставится вопрос об отмене определения Центрального районного суда г. Твери от 04 декабря 2019 года как незаконного, принятии нового определения об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.

В обоснование доводов представления указывается о том, что отсрочка исполнения решения суда предоставлялась Министерству транспорта Тверской области в течение длительного срока - более 4 лет. Изначально судом первой инстанции был предоставлен достаточный срок, а именно 1 год с момента вступления решения суда в законную силу. Действенных мер за столь длительный промежуток времени, на который систематически предоставлялась отсрочка, принято не было. Все действия сводились к внесению изменений в программы, к планированию выделения денежных средств. Обстоятельства, вследствие которых невозможно было исполнить решение суда, отсутствуют, причины, по которым решение суда не исполнено, не носят исключительный характер. Содержащиеся в заявлениях о предоставлении отсрочки причины, которые заявитель приводит как препятствующие исполнению решения суда, нельзя признать уважительными. Предоставление Министерству транспорта Тверской области на постоянной основе отсрочек исполнения решения Центрального районного суда г. Твери от 09 декабря 2014 года приводит к нарушениям прав участников дорожного движения, создает опасную обстановку на автомобильной дороге.

В соответствии с положениями статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представление прокурора на определение рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле.

Проверив законность и обоснованность определения, обсудив доводы представления, суд апелляционной инстанции не находит возможным с учетом обстоятельств спорной ситуации признать обоснованным определение судьи Центрального районного суда г. Твери от 04 декабря 2019 года.

В силу статьи 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу.

Согласно части 1 статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя, исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

В соответствии со статьей 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения.

В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 13 от 26 июня 2008 года «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции», заявления лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда рассматриваются в порядке, установленном статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При рассмотрении указанных заявлений с учетом необходимости своевременного и полного исполнения решения или приговора в части имущественного взыскания суду в каждом случае следует тщательно оценивать доказательства, представленные в обоснование просьбы об отсрочке (рассрочке), и материалы исполнительного производства, если исполнительный документ был предъявлен к исполнению.

В силу требований части 4 статьи 15, части 3 статьи 17, частей 1, 2 статьи 19, частей 1, 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости, исполнение вступив-шего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможные отсрочка, рассрочка и изменение порядка исполнения решения суда должны отвечать требованиям справедливости, быть адекватными и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.

В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5 от 10 октября 2003 года «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», принятого с учетом пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека, основных свобод, права каждого на судебное разбирательство в разумные сроки, сроки судебного разбирательства по гражданским делам в смысле названной международной нормы начинают исчисляться со времени поступления искового заявления, а заканчиваются в момент исполнения судебного акта.

Судья при разрешении вопроса о возможности предоставления отсрочки исполнения судебного акта пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления Министерства транспорта Тверской области.

Суд апелляционной инстанции не считает возможным с таким выводом судьи районного суда согласиться.

При разрешении ходатайства следовало учесть то, что отсрочка исполнения решения суда отдаляет реальную защиту нарушенных прав и охраняемых интересов граждан, в интересах которых было принято решение суда. Основания предоставления отсрочки исполнения судебного акта должны носить исключительный характер, между тем ответчиком доказательств, свидетельствующих о наличии таких исключительных обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления, и не позволяющих его исполнить на протяжении периода более четырех лет, не представлено. К настоящему моменту прошло более пяти лет с момента вступления в законную силу решения суда, но оно так и не исполнено.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», вопрос о наличии оснований для предоставлении отсрочки или рассрочки решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.

При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.

Прокурор Калязинского района Тверской области справедливо обратил внимание суда на то обстоятельство, что принятое в 2014 году решение суда не исполнено, несмотря на то, что отсрочки судом ранее предоставлялись неоднократно.

С целью предоставления ответчикам возможности исполнить принятое решение Центральный районный суд г. Твери определением от 11.05.2018 года предоставил отсрочку исполнения решения по заявлению Министерства транспорта Тверской области до 31.12.2018 года; определением от 29.04.2019 года – отсрочку до 01.10.2019 года.

Ранее предоставленные судом отсрочки исполнения решения не были эффективно реализованы, не привели к тому, чтобы судебный акт был исполнен. Но предоставление таких отсрочек не может быть обусловлено исключительно просьбой заявителя об этом в отсутствие учета всей ситуации, связанной с исполнением решения. Так, в частности не представлено заявителем объяснения тому обстоятельству, что длительный срок решение не исполнено, несмотря на то, что до момента обращения в суд с просьбой об очередной отсрочке прошло более четырех лет, почему исполнению судебного акта не уделяется должного внимания столь длительное время.

Не представлено заявителем доказательств, подтверждающих факт принятия им достаточных и действенных мер, направленных на исполнение решения суда. Суд апелляционной инстанции не усматривает невозможности для ответчика исполнить судебное решение с учетом предоставленных отсрочек и при действительном намерении предпринять возможные меры для исполнения решения суда. Доводы об очередном оформлении документов, сложностях с финансированием обстоятельствами, вследствие которых отсрочка безусловно должна быть предоставлена, не являются.

В данной ситуации отношение ответчика к вопросу исполнения судебного акта не свидетельствует о его в должной мере ответственном отношении к исполнению возложенной на него судом обязанности. Не ясно, в связи с чем, финансирование установленной судом обязанности является менее приоритетным по отношению к мероприятиям, для которых финансирование было предусмотрено и выделено на протяжении пяти лет. Указанный вопрос судьей при разрешении вопроса об отсрочке исполнения судебного акта не исследовался.

Суд апелляционной инстанции, не соглашаясь с выводом судьи первой инстанции о возможности предоставления отсрочки исполнения судебного акта при установленных по делу обстоятельствах, полагает, что определение судьи Центрального районного суда г. Твери подлежит отмене, полагает, что в удовлетворении ходатайства о предоставлении отсрочки исполнения решения суда следует отказать.

Руководствуясь ст. 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

определил:

Представление прокурора Калязинского района Тверской области удовлетворить.

Определение судьи Центрального районного суда города Твери от 04 декабря 2019 года отменить, в удовлетворении заявления Министерства транспорта Тверской области о предоставлении отсрочки исполнения решения Центрального районного суда города Твери от 09 декабря 2014 года по гражданскому делу № 2-3499/2014 по иску прокурора Калязинского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к ГКУ Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области», Министерству транспорта Тверской области, Министерству финансов Тверской области, Министерству имущественных и земельных отношений, Правительству Тверской области о возложении обязанности по организации электроосвещения на участках дорог и организации работ по оборудованию участка дороги стационарным электрическим освещением – отказать.

Председательствующий В.А. Харитонова