ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 13-16/2022 от 15.08.2022 Суда Чукотского автономного округа (Чукотский автономного округ)

Судья суда 1 инстанции Дело № 33а-141/2022

Богданова Ю.М. № 13-16/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Анадырь 15 августа 2022 года

Суд Чукотского автономного округа в составе

председательствующего судьи Зиновьева С.А.,

рассмотрев материал по частной жалобе Администрации городского округа Певек на определение Чаунского районного суда Чукотского автономного округа от 20 мая 2022 года, которым постановлено:

«в удовлетворении заявления Администрации городского округа Певек о замене стороны исполнительного производства – отказать»,

установил:

решением Чаунского районного суда от 23 марта 2015 года исковое заявление прокурора Чаунского района в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Чаунского муниципального района о признании незаконным бездействия Администрации Чаунского муниципального района, выразившегося в непринятии мер по организации утилизации и переработки твёрдых бытовых отходов и мусора городского поселения Певек на территории Чаунского муниципального района; возложении обязанности на Администрацию Чаунского муниципального района в течение 12 месяцев со дня вступления в силу решения суда организовать обустройство полигона твёрдых бытовых отходов городского поселения Певек, разработанного в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии гигиеническим требованиям участка для устройства полигона; обеспечить получение проектной документации объекта, связанного с размещением и обезвреживанием отходов; обеспечить разработку программы (плана) производственного контроля, предусматривающей контроль за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв, уровней шума в зоне возможного влияния полигона твёрдых бытовых отходов; обеспечить разработку проекта санитарной защитной зоны полигона; обеспечить внесение полигона твёрдых бытовых отходов в государственный реестр объектов размещения отходов; обеспечить принятие мер по недопустимости самовозгорания твёрдых бытовых отходов; обеспечить установку производственно-бытового здания; обеспечить в ограде полигона установку шлагбаума; обеспечить проведение мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на полигоне - удовлетворено.

Признано незаконным бездействие Администрации Чаунского муниципального района, выразившееся в непринятии мер по организации утилизации и переработки твёрдых бытовых отходов и мусора городского поселения Певек на территории Чаунского муниципального района.

На Администрацию Чаунского муниципального района возложена обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления в силу решения суда организовать обустройство полигона твёрдых бытовых отходов городского поселения Певек, разработанного в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии гигиеническим требованиям участка для устройства полигона; обеспечить получение проектной документации объекта, связанного с размещением и обезвреживанием отходов; обеспечить разработку программы (плана) производственного контроля, предусматривающей контроль за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв, уровней шума в зоне возможного влияния полигона твёрдых бытовых отходов; обеспечить разработку проекта санитарной защитной зоны полигона; обеспечить внесение полигона твёрдых бытовых отходов в государственный реестр объектов размещения отходов; обеспечить принятие мер по недопустимости самовозгорания твёрдых бытовых отходов; обеспечить установку производственно-бытового здания; обеспечить в ограде полигона установку шлагбаума; обеспечить проведение мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на полигоне.

Определением Чаунского районного суда от 24.05.2021 заявление Администрации городского округа Певек о предоставлении отсрочки исполнения решения Чаунского районного суда от 22 марта 2015 года по 20.12.2021 удовлетворено.

Являясь должником по исполнительному производству от 04.08.2016 № (ранее ), возбужденному по исполнительному листу ФС № 002360115, выданному на основании вышеуказанного решения Чаунского районного суда, вступившего в законную силу 02.07.2015, Администрация городского округа Певек (далее – Администрация, заявитель) обратилась в Чаунский районный суд с заявлением о замене стороны исполнительного производства.

В обоснование доводов заявления Администрация указала на то, что организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов в настоящий момент относится к полномочиям субъекта Российской федерации в области обращения с отходами, что регламентировано абзацем 16 статьи 6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

До настоящего времени решение суда не исполнено, несмотря на предпринимаемые Администрацией меры: конкурные процедуры в 2019 и 2020 году на разработку проектно-сметной документации на строительство (реконструкцию) полигонов твердых коммунальных отходов не состоялись по причине отсутствия заявок на участие в электронном аукционе. В 2021 году заключенные муниципальные контракты на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на строительство (реконструкцию) полигонов твердых коммунальных отходов в г. Певек, на выполнение инженерно-геологических изысканий по объекту: «Мусоросортировочный комплекс в границах городского округа Певек», выполнение работ по разработке проектной документации по указанному объекту, на проведение археологического обследования и государственной историко-культурной экспертизы земельного участка на основании представления прокурора Чаунского района от 13.10.2021 расторгнуты по соглашению сторон. В 2022 году электронный аукцион на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на строительство полигона твердых коммунальных отходов городского округа Певек признан несостоявшимся в связи с отсутствием заявок.

Законом Чукотского автономного округа от 04.04.2022 № 15-ОЗ Закон Чукотского автономного округа «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Чукотского автономного округа государственными полномочиями по реализации региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в части разработки проектно-сметной документации на строительство (реконструкцию) полигонов твердых коммунальных отходов» признан утратившим силу, о чём Департамент природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа 30.03.2022 года уведомил Администрацию, запросив имеющуюся документацию, разработанную в рамках муниципальных контрактов 2019-2021 при исполнении переданных государственным полномочий, что Администрацией было выполнено.

Поскольку подпунктом 9 пункта 2.7 Положения о Департаменте природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа, утвержденного постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 01.04.2020 № 146 (далее - Департамент) на Департамент возложена организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, заявитель просит суд заменить должника в исполнительном производстве на Департамент.

Судом первой инстанции постановлено определение, резолютивная часть которого приведена выше.

В частной жалобе Администрация, выражая несогласие с вынесенным определением суда, просит его отменить и разрешить вопрос по существу.

В возражениях на частную жалобу Администрации прокурор Чаунского района указывает, что определение суда первой инстанции является законным, обоснованным и мотивированным, просит в удовлетворении частной жалобы отказать.

В силу положений частей 2, 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) частная жалоба рассмотрена судьёй единолично без проведения судебного заседания.

Изучив материалы дела, оценив имеющиеся в нём доказательства, проверив определение районного суда в соответствии со статьёй 308 КАС РФ в полном объёме, суд апелляционной инстанции находит доводы частной жалобы заявителя заслуживающими внимания и подлежащими удовлетворению.

Отказывая в удовлетворении заявления Администрации, суд пришёл к выводу о том, что (далее дословно) «Принятие Закона Чукотского автономного округа от 04.04.2022 года №15-ОЗ «О признании утратившим силу Закона Чукотского автономного округа, в соответствии со ст.1 которого, признан утратившим силу Закон Чукотского автономного округа от 23 апреля 2019 года № 42-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Чукотского автономного округа государственными полномочиями по реализации региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в части разработки проектно-сметной документации на строительство (реконструкцию) полигонов коммунальных отходов», не свидетельствует о выбытии стороны правоотношения в рамках исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного документа по решению суда, которым обязанность по разработке проектно-сметной документации на строительство (реконструкцию) полигонов коммунальных отходов на должника - Администрацию городского округа Певек не возложена, а и не может породить оснований для процессуального правопреемства».

С данным выводом суда первой инстанции суд апелляционной инстанции согласиться не может, так как суд при рассмотрении заявления Администрации не учёл изменений законодательства в сфере обращения с отходами.

Если при вынесении судом решения от 23.03.2015 к вопросам местного значения муниципального района, городского округа относилась организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, то с 01.01.2016 редакция подпункта 24 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» изменилась и стала звучать как участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Федеральным законом от 31.12.2017 № 503-ФЗ были внесены изменения в статью 6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ), а именно: к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами были отнесены, помимо прочего, утверждение инвестиционных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами; утверждение производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами; организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

Этим же законом пункт 4 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ был также изменён со вступлением в силу с 01.01.2019 в следующей редакции: «К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами».

Ранее же в старой редакции к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относилось участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов (пункт 3 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).

В письме от 30.03.2022, адресованном Главе Администрации, и.о. начальника Департамента указал, что мероприятия в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в части разработки проектно-сметной документации на строительство (реконструкцию) полигонов ТКО, будут реализовываться Департаментом (л.д.6).

Сравнив содержание решения Чаунского районного суда от 23 марта 2015 года, в том числе его резолютивной части, с вышеуказанными изменениями федерального законодательства в сфере обращения с отходами и сопоставив их с фактом принятия Чукотским АО Закона от 04.04.2022 № 15-ОЗ «О признании утратившим силу Закона Чукотского АО от 23.04.2019 № 42-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Чукотского автономного округа государственными полномочиями по реализации региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в части разработки проектно-сметной документации на строительство (реконструкцию) полигонов коммунальных отходов», суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обязанность организовать обустройство полигона твёрдых бытовых отходов, возложенная решением суда на Администрацию, к настоящему периоду времени в силу перечисленных законодательных изменений стала относиться к компетенции Чукотского АО.

Дальнейшее перечисление судом в резолютивной части решения далеко не полного списка действий, которые должен совершить ответчик, является внутренней, составной, неотъемлемой частью этого обустройства, как и разработка проектно-сметной документации на строительство полигона.

Искусственное вычленение судом первой инстанции из единого перечня действий во исполнение обязанности организовать обустройство полигона именно разработки проектно-сметной документации на строительство полигона, обязанность по которой суд на ответчика не возложил, что и послужило основанием для отказа в удовлетворении заявления Администрации о замене стороны в исполнительном производстве, суд апелляционной инстанции находит неправильным.

Согласно части 1 статьи 44 КАС РФ в случае, если в период рассмотрения административного дела орган государственной власти, иной государственный орган или орган местного самоуправления, являющиеся стороной в административном деле, реорганизован, суд производит замену этой стороны его правопреемником.

В силу положений частей 1 и 2 статьи 382 ГК РФ право (требование), принадлежащее на основании обязательства кредитору, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или может перейти к другому лицу на основании закона.

В пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что в случае выбытия взыскателя или должника в исполнительном производстве, возбужденном на основании выданного судом исполнительного документа (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в правоотношениях), вопрос о правопреемстве подлежит разрешению судом (статья 44 ГПК РФ, статья 44 КАС РФ, статья 48 АПК РФ, пункт 1 части 2 статьи 52 Закона об исполнительном производстве). По вопросу правопреемства в суд могут обратиться: судебный пристав-исполнитель, стороны исполнительного производства, лицо, считающее себя правопреемником выбывшей стороны исполнительного производства.

Проанализировав изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что заявление Администрации о его замене в исполнительном производстве Департаментом подлежало удовлетворению, а потому в силу пункта 2 статьи 316 КАС РФ находит определение суда первой инстанции подлежащим отмене с разрешением вопроса по существу.

Руководствуясь статьями 44, 316 КАС РФ, судья

определил:

определение Чаунского районного суда от 20 мая 2022 года отменить.

Произвести процессуальное правопреемство по административному делу № 33а-141/2022 (2-12/2015, 13-16/2022), заменив в исполнительном производстве № должника Администрацию городского округа Певек на Департамент природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа.

Частную жалобу Администрации городского округа Певек удовлетворить.

Судья А.С. Зиновьев