ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 13-171/2022 от 19.05.2022 Мурманского областного суда (Мурманская область)

Судья Линчевская М.Г.

№ 33-1430-2022 УИД 51RS0001-01-2011-003291-70

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Мурманск

Мурманский областной суд в составе

судьи судебной коллегии по гражданским делам Муравьевой Е.А.

при ведении протокола помощником судьи Ковалевой Т.В.,

рассмотрев единолично в открытом судебном заседании материалы дела № 13-171/2022 по заявлению Администрации г. Мурманска об изменении способа и порядка исполнения решения суда по гражданскому делу 2-2828/2011 по иску прокурора Мурманской межрайонной природоохранной прокуратуры Мурманской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования город Мурманск, администрации муниципального образования город Кола, Государственному областному унитарному предприятию «Мурманскводоканал» понуждении ГОУП «Мурмаснкводоканал» построить и ввести в эксплуатацию очистные сооружения по выпускам № 1- № 10 с целью исключения сброса неочищенных сточных вод в водный объект - Кольский залив Баренцева моря, в срок до 27 декабря 2013 г. об исключении сброса неочищенных сточных вод по выпускам №№ 1-10 в водный объект – Кольский залив Баренцева моря

по частной жалобе администрации муниципального образования город Мурманск на определение Октябрьского районного суда города Мурманска от 9 марта 2022 г. с учетом определения об исправлении описки от 24 марта 2022 г.,

установил:

администрация города Мурманска обратилась в суд с заявлением об изменении способа и порядка исполнения судебного постановления.

В обоснование заявления указано, что вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда г. Мурманска от 4 октября 2011 г. по иску прокурора Мурманской межрайонной природоохранной прокуратуры Мурманской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, суд возложил на администрацию муниципального образования город Мурманска обязанность организовать строительство и введение в эксплуатацию очистных сооружений по выпускам №№ 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 с целью исключения сброса неочищенных сточных вод в водный объект - Кольский залив Баренцева моря в срок до 27 декабря 2015 г.; возложил на администрацию муниципального образования город Кола организовать строительство и введение в эксплуатацию очистных сооружений по выпуску № 3 с целью исключения сброса неочищенных сточных вод в водный объект - Кольский залив Баренцева моря, в срок до 27 декабря 2015 г., возложил на ГОУП «Мурманскводоканал» обязанность разработать проект инвестиционной программы по обеспечению очистки сточных вод г. Коле и г. Мурманске, выполнить технико-экономическое обоснование и выбор технологии очистки сточных вод г. Коле и г. Мурманске, разработать техническое задание и технические условия на строительство очистных сооружений в г. Коле и в г. Мурманске.

12 февраля 2015 г. постановлением судебного пристава-исполнителя межрайонного специализированного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Мурманской области по делу № 2-2828/2011 возбуждено исполнительное производство № *.

Во исполнение решения суда в 2015 г. ГОУП «Мурманскводоканал» предоставил в администрацию г. Мурманска технико-экономическое обоснование, выбор технологии очистки сточных вод г. Колы и г. Мурманска и технические условия на строительство четырех очистных сооружений канализации (далее по тексту – ОСК) в г. Кола и г. Мурманск: Южные ОСК (№ 2), ОСК района Дровяное (№№ 8, 9), ОСК района Абрам-мыс (№ 10), переключение выпусков района Роста (№ 4, 5, 6, 7), переключение района Центрального (№ 1) на Северные ОСК. Указанные мероприятия включены в техническое задание на разработку инвестиционной программы ГОУП «Мурманскводоканал» на 2015 г.-2023 г. постановлением администрации г. Мурманска от 2 сентября 2014 г. № 2851.

По обращению ГОУП «Мурманскводоканал» постановлением администрации г. Мурманска от 22 октября 2020 г. № 2432 внесены изменения в техническое задание на разработку инвестиционного программы ГОУП «Мурманскводоканал», в соответствии с которым откорректирован период реализации программы (2021 г.-2040 г.), а также перечень мероприятий, обеспеченных источниками финансирования, в части города Мурманска и пгт. Мурмаши. В техническое задание включены мероприятия по строительству очистных сооружений по выпускам № 2, 8, 9, 10 «расширение и реконструкция канализаций (1 очередь) в г. Мурманске (переключение выпусков Роста на Северные ОСК). На основании измененного технического задания разработана инвестиционная программа в сфере водоснабжения и водоотведения на 2021 г.-2040 г., которая была согласована с администрацией г. Мурманска, и 27 октября 2020 г. утверждена приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства № 187.

По информации ГОУП «Мурманскводоканал» во исполнение решения суда выполнены работы по переключению выпуска № 1 на Северные ОСК выполнены в рамках проведения работ «Расширение и реконструкция канализации (1 очередь) в г. Мурманске 2 пусковой комплекс» подрядной организацией ООО «Строительная компания «СМП-708». Выпуск № 7 переключен на выпуск № 5, выпуск № 6 переключен на действующие Северные ОСК. Работы по переключению выпусков выполнены ГОУП «Мурманскводоканал» в 2013 году. Таким образом, строительство очистных сооружений на выпусках №№ 1, 6, 7 не требуется.

Поскольку в рамках инвестиционной программы в сфере водоснабжения и водоотведения в период с 2022 г. по 2039 г. планируется реализация мероприятий проведения работ «Расширение и реконструкция канализации (1 очередь) в г. Мурманске (переключение выпусков района Роста на Северные ОСК) в рамках которого будет выполнено переключение выпусков № 4 и № 5 района Роста на Северное ОСК, строительство очистных по данным выпускам также не потребуется. Проблема сброса неочищенных сточных вод решается, в том числе путем переключения выпусков на очистные сооружения.

Бюджетом МО г. Мурманск предусмотрено предоставление субсидии на финансовое обеспечение затрат ГОУП «Мурманскводоканал», связанных с выполнением работ по организации строительства очистных сооружений для очистки сточных вод.

Для того, чтобы предусмотреть в проекте Совета депутатов города Мурманска «О бюджете муниципального образования город Мурманск на 2022 г. и на плановый период 2023 г. и 2024 г.» бюджетные ассигнования на предоставление ГОУП «Мурманскводоканал» субсидии на финансовое обеспечение затрат, связанных с выполнением работ по выбору трассы и подготовке проектной документации с целью переключения выпуска № 5 на Северные ОСК, необходимо изменить способ и порядок исполнения решения суда.

Просил изменить способ и порядок исполнения решения суда в части возложения на администрацию муниципального образования города Мурманска обязанности организовать строительство и введение в эксплуатацию очистных сооружений по выпускам №№ 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 с целью исключения сброса неочищенных сточных вод в водный объект - Кольский залив Баренцева моря на следующий - организовать строительство и введение в эксплуатацию очистных сооружений по выпускам №№ 2, 8, 9, 10 с целью исключения сброса неочищенных сточных вод в водный объект - Кольский залив Баренцева моря. По выпускам № 1, 4, 5, 6, 7 с целью исключения сброса неочищенных сточных вод в водный объект Кольский залив Баренцева моря организовать переключение выпусков: выпуск № 7 переключить на выпуск № 5, выпуски №№ 1, 4, 5, 6 переключить на Северные ОСК.

Судьей принято определение, которым заявление администрации города Мурманска оставлено без удовлетворения.

В частной жалобе представитель администрации города Мурманска Доцник В.А. просит определение отменить, разрешить вопрос по существу.

В обоснование жалобы ссылается на Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», постановление Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. № 641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения», полагая, что строительство очистных сооружений возможно только путем реализации мероприятий по инвестиционной программе ГОУП «Мурманскводоканал».

Указывает, что рамках разработанной инвестиционной программы в сфере водоснабжения и водоотведения на 2021-2040 годы в техническое задание включены мероприятия по строительству очистных сооружений по выпускам № 2, 8, 9, 10 «расширение и реконструкция канализаций (1 очередь) в г. Мурманске (переключение выпусков Роста на Северные ОСК).

Выражает мнение о том, что поскольку выпуск № 1 ликвидирован, в в 2013 г. ГОУП «Мурманскводоканал» переключил выпуск № 6 на Северные ОСК, а выпуск № 7 - на выпуск № 5, то строительство очистных сооружений на данных выпусках не требуется.

Приводит доводы о том, в рамках инвестиционной программы ГОУП «Мурманскводоканал» от 27 октября 2020 г. № 187 в период с 2022 г. по 2039 г. планируется реализация мероприятия «Расширение и реконструкция канализации (1 очередь) в г. Мурманске (переключение выпусков №№ 4, 5 района Роста на Северные ОСК, в связи с чем полагает, что строительство очистных сооружений по данным выпускам также не потребуется.

Указывает, что переключение выпусков приведет к поступлению сточных вод на действующие очистные сооружения, исключив сброс неочищенных сточных вод в Кольский залив Баренцева моря, район Роста.

В силу частей 3 и 4 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации частная жалоба рассмотрена судьей суда апелляционной инстанции единолично без вызова лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.

Вступившие в законную силу судебные постановления, как установлено частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно статье 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя, исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

В соответствии с положениями статьи 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявление сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 настоящего Кодекса.

Изменение способа и порядка исполнения решения предусматривает замену одного вида исполнения другим, без изменения существа принятого решения.

Основанием для изменения способа и порядка исполнения решения являются неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, которые носят исключительный характер, свидетельствуют о невозможности или крайней затруднительности исполнения решения суда в том порядке, который определен ранее.

Таким образом, вопрос об изменении способа и порядка исполнения решения суда разрешается судом не произвольно, а с учетом необходимости обеспечения баланса прав и законных интересов взыскателей и должников, соблюдения гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, требований справедливости и соразмерности.

Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Октябрьского районного суда города Мурманска от 4 октября 2011 г. (с учетом определения об исправлении описки от 11 ноября 2011 г.) удовлетворены исковые требования прокурора Мурманского межрайонной природоохранной прокуратуры Мурманской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, на администрацию муниципального образования город Мурманска в срок до 27 декабря 2015 г. возложена обязанность организовать строительство и введение в эксплуатацию очистных сооружений по выпускам №№ 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 с целью исключения сброса неочищенных сточных вод в водный объект - Кольский залив Баренцева моря; на администрацию муниципального образования города Колы организовать в срок до 27 декабря 2015 г. возложена обязанность по строительству и введению в эксплуатацию очистных сооружений по выпуску № 3 с целью исключения сброса неочищенных сточных вод в вводный объект - Кольский залив Баренцева моря; на ГОУП «Мурманскводоканал» возложена обязанность разработать проект инвестиционной программы по обеспечению очистки сточных вод г. Кола и г. Мурманск, выполнить технико-экономическое обоснование и выбор технологии очистки сточных вод г. Колы и г. Мурманска, разработать техническое задание и технические условия на строительство очистных сооружений в г. Коле и в г. Мурманске.

12 февраля 2015 г. межрайонным специализированным отделом судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Мурманской области возбуждено исполнительное производство № *.

Обращаясь в суд с настоящим заявлением представитель администрация города Мурманска указал на возможность изменения способа и порядка исполнения решения суда, возложившего на заявителя обязанность строительства выпусков, на их переключение на другие выпуски в рамках инвестиционной программы ГОУП «Мурманскводоканал» от 27 октября 2020 г. № 187.

Отказывая в удовлетворении заявления об изменении способа и порядка исполнения решения, судья исходил из того, что вопрос о целесообразности переключения выпусков №№ 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 с целью исключения сброса неочищенных сточных вод в водный объект - Кольский залив Баренцева моря не может быть поставлен в рамках исполнения решения суда, поскольку вступившим в законную силу решением суда на администрацию муниципального образования город Мурманск в срок до 27 декабря 2015 г. была возложена обязанность организовать строительство и введение в эксплуатацию очистных сооружений по указанным выше выпускам.

При этом ссылка заявителя на инвестиционную программу в сфере водоснабжения и водоотведения на 2021г. – 2040 г. не влияет на исполнение администрацией муниципального образования города Мурманска решения суда в части возложенных на нее обязательств.

Принимая во внимание вышеизложенное, оснований не согласиться с выводами судьи первой инстанции, которые подробно мотивированы, соответствуют обстоятельствам дела, требованиям процессуального права у суда апелляционной инстанции не имеется.

По смыслу положений статей 203, 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации изменение способа исполнения решения суда может заключаться в замене одного вида исполнения другим или в определенном преобразовании первоначального способа исполнения решения суда и допускается только при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда либо свидетельствующих о невозможности исполнить решение суда тем способом, который указан в решении суда.

Таких обстоятельств заявителем не приведено, и судом первой инстанции не установлено.

Отклоняя доводы частной жалобы, которые приводились суду первой инстанции, судебная коллегия учитывает, что в силу приведенных правовых норм изменение способа и порядка исполнения не может изменить содержания постановленного решения и выходить за пределы разрешенных судом исковых требований.

Вместе с тем из содержания заявления администрации города Мурманска следует, что заявителем фактически ставится вопрос не об изменении способа и порядка исполнения решения суда в связи с невозможностью его исполнения, а о другом способе разрешения проблемы сброса сточных вод, который предметом рассмотрения и разрешения заявленных прокурором требований не являлся.

При этом ссылок на доказательства, свидетельствующие о том, что заявителем исчерпана возможность исполнения решения суда, изложенная в резолютивной части, частная жалоба не содержит.

Судом правомерно принято во внимание, что решением суда необходимость строительства очистных сооружений не ставилась в зависимость от наличия либо отсутствия инвестиционной программы.

В этой связи суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии предусмотренных гражданским процессуальным законодательством оснований для удовлетворения заявления.

Доводы жалобы основаны на неверном толковании положений статей 203, 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.

Доводов, ставящих под сомнение законность и обоснованность определения, частная жалоба не содержит, в связи с чем обжалуемое судебное постановление отмене по доводам частной жалобы не подлежит.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену определения суда, не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 333, 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья апелляционной инстанции

определил:

определение Октябрьского районного суда города Мурманска от 9 марта 2022 г. с учетом определения об исправлении описки от 24 марта 2022 г. оставить без изменения, частную жалобу администрации муниципального образования город Мурманск – без удовлетворения.

Судья