ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 13-181/2020550014-01-2015-001597-62 от 08.04.2021 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Шестакова О.Н.

Дело № 33-1232/2021 № 2-1621/2015№ 13-181/202055RS0014-01-2015-001597-62

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Омск 08 апреля 2021 года

Судья Омского областного суда Черноморец Т.В., при секретаре Л., при подготовке и организации судебного процесса помощником судьи Я., рассмотрев в судебном заседании дело по частной жалобе Сибирского межрегионального Управления Росприроднадзора на определение Калачинского городского суда Омской области от 14 декабря 2020 года, которым постановлено:

«Заявление администрации Калачинского муниципального района Омской области о прекращении исполнительного производства удовлетворить.

Прекратить исполнительное производство № <...>-ИП, возбужденное на основании исполнительного документа - исполнительного листа № <...> от 17.12.2015, выданного Калачинским городским судом Омской области по делу № <...>, вступившему в законную силу 02.03.2016, с предметом исполнения: обязать Администрацию Калачинского муниципального района не допускать хозяйственную деятельность до выполнения требований природоохранного законодательства, в части недопущения свала (сброса) отходов производства и потребления на почву; сброса (слива) жидких бытовых и производственных стоков на почву; горения отходов; загрязнения, в том числе биогенного; обеспечения сбора отходов производства и истребления 1-4 класса опасности сваленных (сброшенных) на почву и на тело свалки отходов на земельном участке с кадастровым номером № <...>, с местоположением: Омская область, Калачинский район, с.п. Куликовское, по автодороге г. Калачинск - Оконешниково 9 км»,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Калачинского муниципального района Омской области обратилась в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства, указав в его обоснование, что Администрация является должником по исполнительному производству от 25.10.2018 № <...>-ИП, возбужденному на основании исполнительного листа от 17.12.2015 № <...>, выданного Калачинским городским судом Омской области на основании решения от 17.12.2015 по гражданскому делу № <...>.

Указанным решением удовлетворено исковое заявление Росприроднадзора по Омской области к Администрация Калачинского муниципального района Омской области, ООО «Тепловик» об устранении нарушений природоохранного законодательства, а именно, на ООО «Тепловик» возложена обязанность приостановить, на Администрацию Калачинского муниципального района Омской области не допускать хозяйственную деятельность до выполнения требований природоохранного законодательства, в части недопущения свала (сброса) отходов производства и потребления на почву (полигона); сброса (слива) жидких бытовых и производственных стоков на почву; горения отходов; загрязнения, в том числе биогенного; обеспечения сбора отходов производства и истребления 1-4 класса опасности сваленных (сброшенных) на почву и на тело свалки (полигона) отходов на земельном участке с кадастровым номером № <...>, с местоположением: Омская область, Калачинского района, с/п. Куликовское, по автодороге г. Калачинск - Оконешниково 9 км.

В связи с тем, что на территории Калачинского муниципального района Омской области отсутствует полигон, отвечающий требованиям природоохранного законодательства, а имеющийся полигон с кадастровым номером № <...>, с местоположением: Омская область, Калачинского района, с/п. Куликовское, по автодороге г. Калачинск - Оконешниково 9 км, на территории Калачинского муниципального района Омской области не соответствовал вышеуказанным требованиям, его дальнейшая эксплуатация без устранения нарушений невозможна. Выполнить все мероприятия по приведению указанного объекта в соответствии с действующим законодательством и исполнение вышеуказанных действий по исполнительному производству от 25.10.2018 № <...>-ИП также не представляется возможным.

В сложившейся ситуации Администрацией принято решение об исключении полигона захоронений ТКО, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № <...>, с местоположением: Омская область, Калачинского района, с/п. Куликовское, по автодороге г. Калачинск - Оконешниково 9 км (далее - полигона захоронений ТКО), из реестра объектов размещения ТКО для дальнейшего включения вышеуказанного земельного участка в Перечень «Объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации» в порядке установленном действующим законодательством.

25.06.2020 в адрес Администрации поступило письмо из Сибирского межрегионального Управления Росприроднадзора, из которого следует, что приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 08.06.2020 № <...> полигон захоронения ТКО в г. Калачинске из государственного реестра объектов размещения ТКО исключен.

Согласно письму Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации земельный участок с кадастровым номером № <...>, общей площадью 98,9156 га, с местоположением: Омская область, Калачинского района, с/п. Куликовское, по автодороге г. Калачинск - Оконешниково 9 км, включен в Перечень Объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации, согласно Приказу Минприроды России от 14.05.2019 № 303 «Об утверждении Порядка формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации и Порядка подготовки заключения Минприроды России о возможности использования объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до 01.01.2019 и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, для размещения твердых коммунальных отходов».

На основании вышеизложенного исполнение вышеуказанного решения суда не предоставляется возможным, так как полигон захоронения ТКО перестал существовать.

В данной связи, ссылаясь на утрату возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия, заявитель просил прекратить исполнительное производство от 25.10.2018 № <...>-ИП.

В судебном заседании представители Администрации Калачинского муниципального района Омской области - ФИО1, ФИО2 поддержали заявление по приведенным в нем доводам, просили удовлетворить.

И.о. начальника Калачинского РОСП УФССП России по Омской области ФИО3 в судебном заседании заявление Администрации Калачинского муниципального района Омской области поддержал, согласившись с доводами должника о наличии оснований для прекращения исполнительного производства, предусмотренных п. 2 ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», а именно, утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия.

Представитель Сибирского межрегионального Управления Росприроднадзора в судебном заседании не участвовал, в письменном отзыве представитель взыскателя С. О.В. просила отказать в удовлетворении требований Администрации Калачинского муниципального района Омской области, ссылаясь на отсутствие в данном случае достаточных правовых оснований для прекращения исполнительного производства.

Судом постановлено изложенное выше определение.

В частной жалобе представитель Сибирского межрегионального Управления Росприроднадзора ФИО4 просит определение суда отменить, в удовлетворении заявления Администрации Калачинского муниципального района Омской области о прекращении исполнительного производства отказать, приводя доводы о том, что основания для прекращения исполнительного производства должны носить объективно неустранимый характер и свидетельствовать о невозможности или безрезультатности совершения исполнительных действий и мер принудительного исполнения. В данном случае решение Калачинского городского суда Омской области от 17.12.2015 не исполнялось на протяжении пяти лет. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие и организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Поскольку собственником земельного участка с кадастровым номером № <...> на котором расположен полигон захоронения твердых коммунальных отходов, является Калачинский муниципальный район, соответственно, Администрация Калачинского муниципального района Омской области обязана осуществлять деятельность в области обращения с отходами. В резолютивной части решения суда слово «полигон», как указано в заявлении Администрации на 1 листе, отсутствует, из чего следует, что заявителем приведена «вольная» трактовка резолютивной части решения суда. Администрацией в обоснование своих доводов не приведено доказательств того, что исполнение действий по исполнительному производству не представляется возможным в связи с тем, что, по мнению заявителя, объект полигон захоронения ТКО перестал существовать, одновременно с тем указывая, что земельный участок с кадастровым номером № <...> включен в перечень объектов для размещения ТКО на территории Омской области. В материалы дела не представлено бесспорных доказательств с достоверностью свидетельствующих об утрате должником возможности исполнения постановленного по делу решения. Вместе с тем прекращение исполнительного производства приведет к окончательному завершению всех действий по исполнительному производству без возможности возобновления их в будущем.

В возражениях на частную жалобу представитель Администрация Калачинского муниципального района Омской области ФИО2 просит определение суда оставить без изменения, частную жалобу – без удовлетворения.

В соответствии с частью 3 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации частная жалоба, представление прокурора на определение суда первой инстанции, за исключением предусмотренных в настоящей статье, рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле.

Вместе с тем, с учетом характера и сложности разрешаемого процессуального вопроса, а также доводов частной жалобы суд апелляционной инстанции может вызвать лиц, участвующих в деле, в судебное заседание, известив их о времени и месте рассмотрения частной жалобы.

В данном случае участвующие в деле лица были извещены судом апелляционной инстанции о времени и месте рассмотрения частной жалобы.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Сибирского межрегионального Управления Росприроднадзора ФИО5 поддержала частную жалобу по приведенным в ней доводам. Не отрицая факта исключения указанного в решении суда объекта размещения отходов из государственного реестра размещения отходов и включения его в перечень объектов на территории Омской области, не имеющих предусмотренной законодательством Российской Федерации документации, указала на возможность в данном случае предоставления должнику отсрочки исполнения решения, но не прекращения исполнительного производства по неисполненному решению.

Представитель администрации Калачинского муниципального района Омской области ФИО2 поддержала возражения на апелляционную жалобу, полагая определение суда с учетом сложившихся фактических обстоятельств законным и обоснованным.

Иные, участвующие в деле лица, в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, что в соответствии с частью 1 статьи 327, статьи 333, частями 3, 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению дела по частной жалобе.

Частью 4 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что частная жалоба, представление прокурора на определение суда первой инстанции, за исключением определений, указанных в части 3 настоящей статьи, рассматриваются судьей единолично в сроки, предусмотренные статьей 327.2 настоящего Кодекса, если иные сроки не установлены гражданским процессуальным законодательством.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Из материалов дела усматривается, что решением Калачинского городского суда Омской области от 17.12.2015 делу № <...> на ООО «Тепловодоканал» возложена обязанность приостановить, а на Администрацию Калачинского муниципального района Омской области не допускать хозяйственную деятельность до выполнения требований природоохранного законодательства, в части недопущения свала (сброса) отходов производства и потребления на почву; сброса (слива) жидких бытовых и производственных стоков на почву; горения отходов; загрязнения, в том числе биогенного; обеспечения сбора отходов производства и потребления 1-4 класса опасности сваленных (сброшенных) на почву и тело свалки отходов на земельном участке с кадастровым номером № <...>, с местоположением: Омская область, Калачинский район, с.п. Куликовское, по автодороге г. Калачинск - Оконешниково 9 км. (л.д. 145-150 том 1).

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 02.03.2016 указанное решение оставлено без изменения (л.д. 169-175 том 1).

Определениями суда от 29.03.2017, 12.09.2017, 13.02.2018 Администрации Калачинского муниципального района Омской области неоднократно предоставлялась отсрочка исполнения судебного решения, срок последней отсрочки истек 06 июня 2018 года (л.д. 228-229 том 1, 82-83, 187-188 том 2).

Определениями Калачинского городского суда Омской области от 21.06.2018, 13.01.2020 в предоставлении очередной отсрочки было отказано (л.д. 41-43, 203-205 том 3).

Из материалов дела также следует, что 04.10.2018 Калачинский городской суд Омской области выдал взыскателю исполнительные листы ФС № <...>, ФС № <...> на основании которых 25.10.2018 судебным приставом-исполнителем Калачинского РОСП УФССП России по Омской области в отношении должников ООО «Тепловодоканал» и Администрации Калачинского муниципального района Омской области возбуждены исполнительные производства № <...>-ИП, № <...>-ИП.

03.12.2018 судебным приставом-исполнителем Калачинского РОСП УФССП России по Омской области составлены акты совершения исполнительских действий, согласно которым запрещенная решением Калачинского городского суда Омской области от 17.12.2015 хозяйственная деятельность в части сброса отходов на земельный участок с кадастровым номером № <...> должниками не ведется.

На основании данных актов 05.12.2018 судебным приставом-исполнителем Калачинского РОСП УФССП России по Омской области были вынесены постановления об окончании исполнительных производств № <...>-ИП, № <...>-ИП.

Однако постановлениями начальника отдела – старшего судебного пристава Калачинского РОСП УФССП России по Омской области от 16.12.2019 указанные постановления были отменены, исполнительные производства возобновлены.

На основании приказа Росприроднадзора от 02.06.2015 № <...> полигон захоронения твердых коммунальных отходов, расположенный в Калачинском районе Омской области, состоял в государственном реестре объектов размещения отходов.

08.06.2020 приказом Федеральной службы Росприроднадзора Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № <...> утвержден список объектов размещения отходов, исключенных из государственного реестра объектов размещения отходов, в связи с получением Росприроднадзором в уведомительном порядке от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты размещения отходов, заявлений о прекращении эксплуатации объекта размещения отходов. В данном списке указан полигон захоронения твердых коммунальных отходов в г. Калачинске (л.д. 3 том 4).

В соответствии с п. 8 ст. 29.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции, действующей с 05.01.2019 г.) до 1 января 2023 года объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов. Указанные объекты при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, о возможности использования указанных объектов для размещения твердых коммунальных отходов по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (далее - перечень). Порядок формирования и изменения перечня и порядок подготовки заключения, предусмотренного настоящим пунктом, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Данные о месте нахождения объектов размещения твердых коммунальных отходов, включенных в перечень, вносятся в территориальную схему обращения с отходами соответствующего субъекта Российской Федерации. Объекты, указанные в настоящем пункте, подлежат исключению из территориальной схемы обращения с отходами не позднее 1 января 2023 года и подлежат обустройству и рекультивации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

14.06.2020 Распоряжением Министерства природных ресурсов и экологии Омской области № <...> утвержден перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до 01.01.2019 года и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, на территории Омской области.

15.10.2020 Минприроды России составлено заключение № <...>-э о возможности использования объекта, расположенного по адресу: Омская область, Калачинский район, Куликовское сельское поселение, для размещения ТКО.

26.10.2020 Распоряжением Министерства природных ресурсов и экологии Омской области № <...> (л.д. 16-17) внесены изменения в распоряжение Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 11.06.2020 года № <...>, в частности, пункт 2, непосредственно содержащий сведения об объектах, включенных в перечень на основании заключений Минприроды России о возможности использования их для размещения ТКО, дополнен подпунктом 15 – объект, расположенный по адресу: Омская область, Калачинский район, Куликовское сельское поселение (заявитель – Администрация Калачинского муниципального района Омской области).

С учетом вышеприведенных обстоятельств суд пришел к выводу о том, что поскольку в соответствии с Приказом Федеральной службы Роспотребнадзора от 29.12.2018 года № № <...>, использование объектов размещения отходов, не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, с 01.01.2019 возможно после включения таких объектов в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации, имеются основания для прекращения исполнительного производства от 25.10.2018 № № <...>-ИП в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в связи с утратой возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия, при том, что Полигон захоронения твердых коммунальных отходов в г. Калачинске исключен из государственного реестра объектов размещения отходов, сведения о наличии негативного воздействия данного объекта на окружающую среду отсутствуют, объект включен в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до 01.01.2019 и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федарации, на территории Омской области.

С данной позицией суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, как основанной на неверном толковании предусмотренных законом оснований для прекращения исполнительного производства.

Частью 1 ст. 439 ГПК РФ определено, что исполнительное производство прекращается судом в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

В соответствии с п. 2 ч. 1 статьи 43 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство прекращается судом в случае утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий).

По смыслу указанной статьи, прекращение исполнительного производства допускается в случае возникновения на стадии исполнительного производства объективных и неустранимых обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее принудительное исполнение требований исполнительного документа без возможности его возобновления в будущем.

Таким образом, для прекращения исполнительного производства должен быть установлен факт возникновения реальной утраты возможности исполнения исполнительного документа и отсутствие возможности его исполнения любыми способами.

В соответствии с правовой позицией, сформулированной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.03.2017 № 704-О, вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, согласно частям 1 и 2 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Изменение законодательства, примененного судом при рассмотрении конкретного дела, после вступления в законную силу вынесенного по этому делу судебного постановления не может являться основанием для прекращения соответствующего исполнительного производства по мотивам невозможности исполнения судебного решения, поскольку такое изменение не отменяет свойство исполнимости указанного судебного постановления, которому корреспондирует обязанность судебного пристава-исполнителя обеспечить правильное и своевременное исполнение судебных актов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, в соответствии с положениями, в частности, статьи 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве», устанавливающими общие условия исполнения содержащихся в исполнительных документах требований к должнику совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий).

Частью 7 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлен запрет на размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Частью 2.1 ст. 29.1 того же нормативного правового акта установлено, что до 1 января 2023 года запрет, установленный пунктом 7 статьи 12 настоящего Федерального закона, также не распространяется на объекты, указанные в пункте 8 настоящей статьи.

Объекты, включенные в перечень и территориальную схему обращения с отходами, могут использоваться для размещения твердых коммунальных отходов без лицензии на осуществление деятельности по размещению отходов I - IV классов опасности. Деятельность по размещению твердых коммунальных отходов на объектах, включенных в перечень, регулируется в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для объектов размещения отходов.

Иных объектов для размещения отходов, соответствующих требованиям законодательства об отходах производства и потребления, в Калачинском муниципальном районе Омской области не имеется, однако, принимая во внимание включение спорного объекта в Перечень уже после вынесения судом решения, возможность использования его с учетом изменившегося законодательства до 01.01.2023, оснований для прекращения исполнительного производства по заявленному Администрацией Калачинского муниципального района Омской области основанию не имеется.

При таких обстоятельствах постановленное судом первой инстанции определение законным и обоснованным признано быть не может, подлежит отмене, заявление Администрации Калачинского муниципального района Омской области о прекращении исполнительного производства – оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст. ст. 333, 334 Гражданского процессуального кодекса РФ,

ОПРЕДЕЛИЛ:

частную жалобу Сибирского межрегионального Управления Росприроднадзора удовлетворить.

Определение Калачинского городского суда Омской области от 14 декабря 2020 года отменить.

В удовлетворении заявления администрации Калачинского муниципального района Омской области о прекращении исполнительного производства отказать.

Судья