ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 13-240/2023 от 26.09.2023 Вологодского областного суда (Вологодская область)

Судья Мокиевская С.Н. Дело № 13-240/2023

УИД 35RS0019-01-2021-001679-50

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 26 сентября 2023 года № 33-5032/2023

город Вологда

Вологодский областной суд в составе судьи Белозеровой Л.В., при секретаре Рябининой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по частной жалобе администрации Сокольского муниципального округа Вологодской области на определение Сокольского районного суда Вологодской области от 10.08.2023 о процессуальном правопреемстве,

установил:

Комитет по охране объектов культурного наследия Вологодской области (далее в том числе Комитет) обратился в суд с заявлением о процессуальном правопреемстве по гражданскому делу №... – замене должника Администрации г. Кадникова на Администрацию Сокольского муниципального округа Вологодской области, мотивировав требование тем, что решением суда от 18.08.2021 на Администрацию г. Кадникова возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на объекты недвижимости, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов культурного наследия «Церковь Дмитрия Солунского», 1826 года, и «Ограда церкви», конец XIX - начало XX вв., входящих в состав объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс кладбищенской церкви Дмитрия Солунского, 1826 г., кон. XIX-XX вв.», расположенного по адресу: <адрес>. Администрация г. Кадников прекратила свою деятельность 21.04.2023.

Определением Сокольского районного суда Вологодской области от 20.07.2023 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Отделение судебных приставов по Сокольскому и Усть-Кубинскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Вологодской области, произведена замена заинтересованных лиц ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Вологодской области на филиал ППК «Роскадастр» по Вологодской области, Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Сокольскго муниципального района Вологодской области на Комитет по управлению муниципальным имуществом Сокольского муниципального округа Вологодской области.

Определением Сокольского районного суда Вологодской области от 10.08.2023 произведена замена должника по исполнительному документу, выданному по гражданскому делу №... по исковому заявлению Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области к Администрации г. Кадников Сокольского муниципального района Вологодской области о возложении обязанности по постановке на учет в качестве бесхозяйного объектов культурного наследия регионального значения, с Администрации г. Кадникова Сокольского муниципального района Вологодской области на Администрацию Сокольского муниципального округа Вологодской области.

В частной жалобе и дополнениях к ней администрация Сокольского муниципального округа Вологодской области просит определение суда отменить и разрешить вопрос по существу, заменив сторону исполнительного производства по вышеуказанному гражданскому делу Администрации г. Кадникова Сокольского Сокольского муниципального района Вологодской области на Территориальный орган Администрации Сокольского муниципального округа Вологодской области- «Город Кадников». В обоснование указывает, что при вынесении оспариваемого определения суд исходил лишь из «прямого» правопреемства органов местного самоуправления, не учитывая при этом положения о разграничении полномочий между органами местного самоуправления Сокольского муниципального округа Вологодской области и его структурными органами. При вынесении определения судом допущено вмешательство в административно-хозяйственную деятельность органов местного самоуправления Сокольского муниципального округа Вологодской области, что является недопустимым, а также не учтены обстоятельства, имеющие юридическое значение для правильного разрешения спора. Кроме того, судом не приняты во внимание муниципальные правовые акты Сокольского муниципального округа Вологодской области, регулирующие вопросы деятельности всех органов, осуществляющие вопросы местного значения округа на соответствующей территории. Суд не учел специфику правопреемства органов государственной власти и органов местного самоуправления, заменив орган местного самоуправления без учета функционального правопреемства.

В отзыве на частную жалобу Комитет по охране объектов культурного наследия Вологодской области просит определение суда оставить без изменения, частную жалобу - без удовлетворения.

Департамент имущественных отношений Вологодской области в отзыве на частную жалобу оставляет разрешение вопроса по частной жалобе на усмотрение суда.

Проверив законность и обоснованность определения суда в пределах доводов, изложенных в частной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Вступившим в законную силу решением Сокольского районного суда Вологодской области от 18.08.2021 на Администрацию г. Кадникова возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на объекты недвижимости, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов культурного наследия «Церковь Дмитрия Солунского», 1826 года, и «Ограда церкви», конец XIX - начало XX вв., входящих в состав объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс кладбищенской церкви Дмитрия Солунского, 1826 г., кон. XIX-XX вв.», расположенного по адресу: <адрес>.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Отделения судебных приставов по Сокольскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Вологодской области от 22.10.2021 возбуждено исполнительное производство №... на предмет исполнения судебного решения.

По настоящее время решение суда не исполнено.

В соответствии с положениями статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства (часть 1).

Все действия, совершенные до вступления правопреемника в процесс, обязательны для него в той мере, в какой они были бы обязательны для лица, которое правопреемник заменил (часть 2).

Как закреплено в части 10 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации, с даты, начиная с которой указанные органы местного самоуправления приступают к исполнению полномочий в соответствии с положениями части 5 статьи 84 настоящего Федерального закона.

Частью 1 статьи 13 названного Федерального закона установлено, что преобразованием муниципальных образований, в том числе, являются объединение, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа. Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом (часть 2 статьи 13 данного Закона).

В соответствии частью 1 статьи 1 Закона Вологодской области от 06.05.2022 № 5119-ОЗ «О преобразовании всех поселений, входящих в состав Сокольского муниципального района Вологодской области, путем их объединения, наделении вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа и установлении границ Сокольского муниципального округа Вологодской области» Сокольский муниципальный район Вологодской области с 01.06.2022 преобразован в Сокольский муниципальный округ Вологодской области.

Сокольский муниципальный округ Вологодской области является правопреемником Сокольского муниципального района Вологодской области и муниципальных образований, преобразованных в соответствии с частью 1 настоящей статьи (часть 4 статьи 1 Закона № 5119-ОЗ).

Администрация Сокольского муниципального округа является правопреемником администрации города Кадникова.

Согласно пункту 2 решения Муниципального Собрания Сокольского муниципального округа от 29.09.2022 № 18 «О вопросах правопреемства» администрация Сокольского муниципального округа Вологодской области является правопреемником, в том числе администрации города Кадникова в правоотношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Вологодской области, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.

В силу пункта 16 указанного решения администрация Сокольского муниципального округа Вологодской области является правопреемником по гражданским, административным, уголовным делам и исполнительным производствам, стороной по которым является администрация города Кадникова.

Поскольку администрация Сокольского муниципального округа Вологодской области является правопреемником администрации города Кадникова в правоотношениях с физическими лицами, а также по гражданским делам и исполнительным производствам, стороной по которым является администрация города Кадникова, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными нормами материального и процессуального права, обоснованно произвел замену должника по исполнительному документу, выданному по гражданскому делу №... - администрации города Кадникова ее правопреемником администрацией Сокольского муниципального округа Вологодской области.

По изложенным основаниям отклоняется ссылка автора жалобы на то, что надлежащим должником по исполнительному документу является Территориальный орган Администрации Сокольского муниципального округа Вологодской области - «Город Кадников», поскольку данное учреждение является муниципальным казенным учреждением, созданным для осуществления полномочий Администрации округа по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Сокольского муниципального округа Вологодской области федеральными законами и законами Вологодской области, в пределах, установленных статьей 5 Положения о территориальном органе Администрации Сокольского муниципального округа Вологодской области – «Город Кадников» (далее Положение).

Вместе с тем, согласно статье 5 вышеуказанного Положения, к функциям территориального органа относится организация работ по ремонту, обеспечению сохранности объектов культурного наследия, расположенных на подведомственной территории, однако данной статьей не предусмотрены полномочия по обращению в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на объекты недвижимости с заявление о постановке на учет в качестве бесхозных объектов культурного наследия.

В свою очередь Устав Сокольского муниципального округа Вологодской области, утвержденный решением Муниципального Собрания Сокольского муниципального округа от 17.11.2022 №..., в пункте 23 относит к вопросам местного значения муниципального округа сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории муниципального округа.

Кроме того, Территориальный орган Администрации Сокольского муниципального округа Вологодской области - «Город Кадников» ни органом местного самоуправления, ни правопреемником администрации города Кадникова не является. Администрация Сокольского муниципального округа Вологодской области является правопреемником администрации города Кадникова в силу прямого указания закона.

Таким образом, обжалуемое определение принято при соблюдении норм гражданского процессуального законодательства с учетом фактических обстоятельств дела и сведений, представленных заявителем, является законным, обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь статьей 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

определил:

определение Сокольского районного суда Вологодской области от 10.08.2023 оставить без изменения, частную жалобу администрации Сокольского муниципального округа Вологодской области– без удовлетворения.

Судья Л.В. Белозерова