Судья Новикова С.Е. Дело № 13-275/2023
УИД 35RS0019-01-2021-001208-08
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 ноября 2023 года № 33-5942/2023
г. Вологда
Вологодский областной суд в составе:
председательствующего судьи Вахониной А.М.,
при секретаре Рябининой А.С.
в открытом судебном заседании гражданское дело по частной жалобе Администрации Сокольского муниципального округа Вологодской области на определение Сокольского районного суда Вологодской области от 21 сентября 2023 года,
установил:
Комитет по охране объектов культурного наследия Вологодской области (далее - Комитет) обратился в суд с заявлением о процессуальном правопреемстве по гражданскому делу № 2-741/2021 - замене должника Администрации г. Кадникова на Администрацию Сокольского муниципального округа Вологодской области, мотивировав требование тем, что решением суда от 11 июня 2021 года на Администрацию г. Кадникова возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на объекты недвижимости, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта культурного наследия «Комплекс кладбищенской церкви Дмитрия Солунского, 1826 г., кон. XIX-XX вв.», расположенного по адресу: Вологодская область, Сокольский район, г. Кадников, ул. Рабоче-Крестьянская. Администрация г. Кадников прекратила свою деятельность 21 апреля 2023 года.
Определением Сокольского районного суда Вологодской области от 21 сентября 2023 года заявление Комитета о процессуальном правопреемстве по гражданскому делу № 2-741/2021 по исковому заявлению Комитета к Администрации г. Кадникова Сокольского муниципального района Вологодской области о возложении обязанности по постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта культурного наследия регионального значения удовлетворено.
Произведена замена стороны (должника) по исполнительному документу, выданному на основании решения Сокольского районного суда Вологодской области от 11 июня 2021 года по гражданскому делу № 2-741/2021 по исковому заявлению Комитета к Администрации города Кадников Сокольского муниципального района Вологодской области о возложении обязанности по постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта культурного наследия регионального значения с Администрации города Кадникова на Администрацию Сокольского муниципального округа Вологодской области.
В частной жалобе Администрация Сокольского муниципального округа Вологодской области просит определение суда отменить и разрешить вопрос по существу, заменив сторону исполнительного производства по вышеуказанному гражданскому делу Администрации г. Кадникова Сокольского муниципального района Вологодской области на Территориальный орган Администрации Сокольского муниципального округа Вологодской области - «Город Кадников».
В обоснование указывает, что решением Муниципального собрания Сокольского муниципального округа от 17 ноября 2022 года № 42 создан Территориальный орган Администрации Сокольского муниципального округа Вологодской области – «Город Кадников», утверждено положение о нем. Решением Муниципального собрания Сокольского муниципального округа от 16 февраля 2023 года № 106 Территориальный орган Администрации Сокольского муниципального округа Вологодской области – «Город Кадников» наделен полномочиями по организации работы по ремонту, обеспечению сохранности объектов культурного наследия, расположенных по подведомственной территории. Кроме того, до него доведены достаточные лимиты денежных средств на осуществление указанного мероприятия в рамках мероприятий по содержанию муниципального имущества. Таким образом, ввиду изложенного, сложилась ситуация функционального правопреемства, которая не была выявлена Сокольским районным судом Вологодской области ввиду формального подхода к рассмотрению данного заявления. Администрацией Сокольского муниципального округа Вологодской области представлено исчерпывающее обоснование перехода части правового статуса к Территориальному органу Администрации Сокольского муниципального округа Вологодской области - «Город Кадников» подведомственной ему территории, наделением его соответствующими материальными средствами.
В возражениях на частную жалобу Комитет просит определение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность определения суда в пределах доводов, изложенных в частной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для её удовлетворения.
Вступившим в законную силу решением Сокольского районного суда Вологодской области от 11 июня 2021 года на Администрацию города Кадникова возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на объекты недвижимости, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта культурного наследия «Комплекс кладбищенской церкви Дмитрия Солунского, 1826 г., кон. XIX-XX вв.», расположенного по адресу: Вологодская область, Сокольский район, г. Кадников, ул. Рабоче-Крестьянская.
Решение суда вступило в законную силу 13 июля 2021 года, на основании решения судом выдан исполнительный лист ФС № 030048037.
12 августа 2021 года судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов по Сокольскому и Усть-Кубинскому районам возбуждено исполнительное производство № 81243/21/35042-ИП.
Судом установлено, что решение суда от 11 июня 2021 года должником не исполнено.
В соответствии с положениями статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства (часть 1).
Все действия, совершенные до вступления правопреемника в процесс, обязательны для него в той мере, в какой они были бы обязательны для лица, которое правопреемник заменил (часть 2).
Как закреплено в части 10 статьи 85 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ), органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации, с даты, начиная с которой указанные органы местного самоуправления приступают к исполнению полномочий в соответствии с положениями части 5 статьи 84 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 13 Закона № 131-ФЗ установлено, что преобразованием муниципальных образований, в том числе, являются объединение, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа. Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом (часть 2 статьи 13 данного Закона).
В соответствии частью 1 статьи 1 Закона Вологодской области от 06 мая 2022 года № 5119-ОЗ «О преобразовании всех поселений, входящих в состав Сокольского муниципального района Вологодской области, путем их объединения, наделении вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа и установлении границ Сокольского муниципального округа Вологодской области» (далее – Закон № 5119-ОЗ) Сокольский муниципальный район Вологодской области с 01 июня 2022 года преобразован в Сокольский муниципальный округ Вологодской области.
Сокольский муниципальный округ Вологодской области является правопреемником Сокольского муниципального района Вологодской области и муниципальных образований, преобразованных в соответствии с частью 1 настоящей статьи (часть 4 статьи 1 Закона № 5119-ОЗ).
Администрация Сокольского муниципального округа является правопреемником Администрации города Кадникова.
Согласно пункту 2 решения Муниципального Собрания Сокольского муниципального округа от 29 сентября 2022 года № 18 «О вопросах правопреемства» администрация Сокольского муниципального округа Вологодской области является правопреемником, в том числе Администрации города Кадникова в правоотношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Вологодской области, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.
В силу пункта 16 указанного решения Администрация Сокольского муниципального округа Вологодской области является правопреемником по гражданским, административным, уголовным делам и исполнительным производствам, стороной по которым является Администрация города Кадникова.
Поскольку Администрация Сокольского муниципального округа Вологодской области является правопреемником Администрации города Кадникова в правоотношениях с физическими лицами, а также по гражданским делам и исполнительным производствам, стороной по которым является Администрация города Кадникова, суд, руководствуясь приведенными нормами материального и процессуального права, обоснованно произвел замену должника по исполнительному документу, выданному по гражданскому делу № 2-741/2021 - Администрации города Кадникова её правопреемником Администрацией Сокольского муниципального округа Вологодской области.
По изложенным основаниям отклоняется ссылка автора жалобы на то, что надлежащим должником по исполнительному документу является Территориальный орган Администрации Сокольского муниципального округа Вологодской области - «Город Кадников», поскольку данное учреждение является муниципальным казенным учреждением, созданным для осуществления полномочий Администрации округа по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Сокольского муниципального округа Вологодской области федеральными законами и законами Вологодской области, в пределах, установленных статьей 5 Положения о территориальном органе Администрации Сокольского муниципального округа Вологодской области – «Город Кадников» (далее Положение).
Вместе с тем, согласно статье 5 вышеуказанного Положения, к функциям территориального органа относится организация работ по ремонту, обеспечению сохранности объектов культурного наследия, расположенных на подведомственной территории, однако, данной статьей не предусмотрены полномочия по обращению в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на объекты недвижимости с заявлением о постановке на учёт в качестве бесхозных объектов культурного наследия.
В свою очередь Устав Сокольского муниципального округа Вологодской области, утвержденный решением Муниципального Собрания Сокольского муниципального округа от 17 ноября 2022 года № 37, в пункте 23 относит к вопросам местного значения муниципального округа сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории муниципального округа.
Кроме того, Территориальный орган Администрации Сокольского муниципального округа Вологодской области - «Город Кадников» ни органом местного самоуправления, ни правопреемником Администрации города Кадникова не является. Администрация Сокольского муниципального округа Вологодской области является правопреемником Администрации города Кадникова в силу прямого указания закона.
Таким образом, обжалуемое определение принято при соблюдении норм гражданского процессуального законодательства с учетом фактических обстоятельств дела и сведений, представленных заявителем, является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьей 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
определение Вологодского городского суда Вологодской области от 21 сентября 2023 года оставить без изменения, частную жалобу Администрации Сокольского муниципального округа Вологодской области - без удовлетворения.
Судья А.М. Вахонина