Председательствующий: Верещагина Т.Ю. Дело № 33-4385/2022
№ 13-309/2022 (2-4375/2021)
55RS0003-01-2021-006968-51
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Омск 27 июля 2022 года
Омский областной суд в составе
председательствующего судьи Дзюбенко А.А.,
при секретаре Овчинниковой Е.О.
рассмотрел в судебном заседании гражданское дело по частной жалобе представителя заинтересованного лица Департамента жилищной политики Администрации г. Омска ФИО1 на определение Ленинского районного суда г. Омска от , которым постановлено:
«Взыскать с Департамента жилищной политики Администрации г. Омска в пользу ФИО2 судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 рублей, на проезд и проживание представителя в размере 7 000 рублей, расходы, связанные с авиаперелетом в размере 13 144 рублей, почтовые расходы в размере 484,52 рубля, расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, всего взыскать 35 928 (тридцать пять тысяч девятьсот двадцать восемь) рублей 52 копейки»,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с заявлением к департаменту жилищной политики Администрации г. Омска о взыскании судебных расходов. В обоснование указал, что решением Ленинского районного суда г. Омска от по гражданскому делу № были удовлетворены его исковые требования к департаменту жилищной политики Администрации г. Омска о возложении обязанности принять жилое помещение в муниципальную собственность, расторгнуть договор приватизации. В связи с рассмотрением данного гражданского дела им были понесены расходы на оплату государственной пошлины в суме 300 руб., услуг нотариуса в сумме 3200 рублей на оформление доверенности на представителя, а также на оплату услуг представителя, в том числе: 30 000 руб. за досудебное урегулирование спора по деприватизации квартиры в <...> 000 руб. - за написание искового заявления, 30 000 руб. за участие представителя в судебных заседаниях. Также истцом были понесены расходы на оплату проезда и проживания представителя в городе Омске, почтовые расходы.
Просил взыскать с Департамента жилищной политики Администрации г. Омска в пользу истца судебные расходы в размере 108 678,52 руб.
Заявитель ФИО2 в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Заинтересованные лица ФИО3, Е.Ю.В. в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица департамента жилищной политики Администрации г. Омска ФИО1 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения заявления извещена надлежащим образом, представила отзыв на заявление, в котором полагала требования не подлежащими удовлетворению, поскольку рассмотрение судом иска ФИО2 не было обусловлено нарушением его прав со стороны ответчика.
Судом постановлено изложенное выше определение.
В частной жалобе представитель заинтересованного лица департамента жилищной политики Администрации г. Омска ФИО1 просит отменить определение суда и отказать в удовлетворении заявления. Указывает, что обращение истца в суд не было обусловлено нарушением его прав со стороны департамента. Полагает, что вопрос о деприватизации жилого помещения мог быть разрешен во внесудебном порядке при условии повторного обращения истца и представления им всех требуемых документов. Отмечает, что отказ департамента в деприватизации не оспаривался и незаконным не признавался. Считает, что постановленное решение суда не может быть расценено как принятое не в пользу департамента, поскольку у департамента отсутствовала заинтересованность в исходе спора.
В возражениях на частную жалобу представитель заявителя ФИО4 считает определение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене. Указывает, что поводом для обращения истца в суд явился неправомерный отказ ответчика в заключении договора безвозмездной передачи жилого помещения в муниципальную собственность.
В силу статьи 333 ГПК РФ частная жалоба рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле.
Вместе с тем, информация о рассмотрении частной жалобы представителя заинтересованного лица департамента жилищной политики Администрации г. Омска ФИО1 размещена на официальном сайте Омского областного суда (раздел «Судебное делопроизводство») в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Изучив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы и возражений на нее, судья не усматривает предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения определения суда в апелляционном порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в частной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Доводы частной жалобы о том, что обращение истца в суд не было обусловлено нарушением его прав со стороны департамента подлежат отклонению по следующим основаниям.
Гарантированная частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации судебная защита прав и свобод каждого включает, в частности, правовой механизм восстановления имущественной массы лица, право которого было нарушено, на его затраты, связанные с судебной защитой.
Согласно части 1 статьи 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, суммы, подлежащие выплате экспертам, расходы на оплату услуг представителей (статья 94 ГПК РФ).
По общему правилу, предусмотренному частью 1 статьи 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В силу части 1 статьи 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 г. N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" (далее - постановление Пленума N 1), не подлежат распределению между лицами, участвующими в деле, издержки, понесенные в связи с рассмотрением требований, удовлетворение которых не обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав истца ответчиком.
При этом под оспариванием прав истца ответчиком, третьими лицами, заявляющими либо не заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора, следует понимать совершение последним определенных действий, свидетельствующих о несогласии с предъявленным иском, например, подача встречного искового заявления, то есть наличие самостоятельных претензий ответчика, иного лица, принимающего участие в деле на объект спора.
Как установлено судом и следует из материалов дела, между МО ГО г. Омск в лице заместителя директора департамента жилищной политики Администрации г. Омска ФИО5 и ФИО2 в лице представителя по доверенности ФИО6 заключен договор № социального найма жилого помещения по адресу: г. , площадью 52,6 кв.м. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются члены его семьи: ФИО3, Е.Ю.В.
На основании договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан от МО ГО г. Омск в лице заместителя директора департамента жилищной политики Администрации г. Омска ФИО5 передал в долевую собственность (по 1/3 доли) граждан ФИО2, ФИО3, Е.Ю.В. жилое помещение по адресу: , площадью 52,6 кв.м.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости жилое помещение по адресу: , площадью 52,6 кв.м. находится в общей долевой собственности ФИО2, ФИО3, Е.Ю.В., размер доли 1/3.
Согласно копии лицевого счета № от по адресу: зарегистрирована по месту проживания ФИО3
Из послужного списка ФИО2 усматривается, что с по настоящее время последний проходит службу по контракту (заключен на 3 года до ) в п. .
Решением от № ФГКУ Западное региональное управление жилищного обеспечения Отделение (территориальное ) ФИО2 а также члены его семьи ФИО3, Е.Ю.В., ФИО7 приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. При вынесении решения учтено наличие у ФИО2, ФИО3, Е.Ю.В. по 1/3 в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: .
ФИО2 уведомлен начальником отделения ФГКУ Западное региональное управление жилищного обеспечения Отделение (территориальное ) об изменении формы обеспечения жилым помещением на предоставление жилищной субсидии на приобретение или строительство жилого помещения.
представитель ФИО2ФИО4 уведомлена начальником отделения ФГКУ КУ Западное региональное управление жилищного обеспечения в , что при выплате субсидии будет учтена площадь спорной квартиры. Однако, в том случае, если право собственности Е-вых на указанное жилое помещение будет прекращено, с последующим заключением договора социального найма и предоставлением обязательства о сдаче жилого помещения ФГКУ «Западрегионжилье», субсидия будет выплачена в полном объеме.
Приказом Комитета по социальной защите Псковской области ТО от № разрешено Е.Ю.В., действующей с согласия законного представителя ФИО3 расприватизировать жилое помещение по адресу: г. , где ей принадлежит 1/3 доля в праве собственности, поскольку ее отец ФИО2 принят на учет нуждающихся в жилых помещениям, предоставляемых по договорам социального найма решением № от и имеет право на получение жилищной субсидии в полном объеме.
ФИО2, ФИО3, Е.Ю.В. в лице представителя по доверенности ФИО4 обратились в департамент жилищной политики Администрации г. Омска с заявлением о принятии в муниципальную собственность и заключении договора социального найма жилого помещения по адресу: г.
Ответом от в удовлетворении заявления отказано со ссылкой на положения ст. 9.1 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
В обоснование отказа департамент указал, что регистрация ФИО2, Е.Ю.В. по адресу: г отсутствует. Соответственно, заявителями не представлены документы, подтверждающие, что приватизированное жилое помещение по указанному адресу является для них единственным местом постоянного проживания. Также департамент указал, что отсутствие регистрации в указанном жилом помещении лиц, которые принимали участие в приватизации, является препятствием для передачи жилого помещения в муниципальную собственность по причине того, что принятие жилого помещения в муниципальную собственность возлагает на орган местного самоуправления обязанность заключить договор социального найма, что будет невозможным при отсутствии в копии лицевого счета сведений о регистрации граждан по месту жительства.
Статьей 9.1Статьей 9.1 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с этими гражданами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
При этом при рассмотрении дела в судебном заседании суда первой инстанции представитель ответчика исковые требования не признал, указав, что в пользовании истцов имеются два жилых помещения, что является основанием к отказу в принятии жилого помещения в муниципальную собственность.
Порядок заключения и расторжения договоров безвозмездной передачи жилых помещений муниципального жилищного фонда города Омска в собственность граждан урегулирован административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Заключение и расторжение договоров безвозмездной передачи жилых помещений муниципального жилищного фонда города Омска в собственность граждан", утв. постановлением Администрации города Омска от 19 марта 2012 г. N 422-п.
Главой 8 регламента предусмотрен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги.
Так, в соответствии с пунктом 9 регламента предусмотрен перечень документов, необходимых для расторжения договора приватизации, а именно:
1) заявление о расторжении договора приватизации (по форме согласно приложению к регламенту);
2) паспорта заявителя и всех членов его семьи, свидетельства о рождении (для несовершеннолетних);
3) два оригинала договора приватизации;
4) два оригинала акта приема-передачи жилого помещения к договору приватизации;
5) выписка из ЕГРН о принадлежности жилого помещения, об отсутствии ограничений (обременений) прав на жилое помещение;
6) нотариально удостоверенная доверенность на право представления интересов заявителей (в случае если интересы заявителей представляет уполномоченный представитель).
(в ред. Постановления Администрации города Омска от 22.09.2017 N 1033-п)
Главой 9 регламента предусмотрен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, подлежащих представлению заявителем самостоятельно.
Так, в соответствии с пунктом 11 регламента предусмотрен перечень документов, необходимых для принятия решения о расторжении (отказе в расторжении) договора приватизации, подлежащих представлению заявителем самостоятельно:
1) заявление о расторжении договора приватизации (по форме согласно приложению к регламенту);
2) паспорта заявителя и всех членов его семьи, свидетельства о рождении (для несовершеннолетних);
3) два оригинала договора приватизации;
4) два оригинала акта приема-передачи жилого помещения к договору приватизации;
5) нотариально удостоверенная доверенность на право представления интересов заявителей (в случае если интересы заявителей представляет уполномоченный представитель).
В соответствии с пунктом 14 регламента для принятия решения о расторжении (отказе в расторжении) договора приватизации заявитель вправе представить по собственной инициативе выписку из ЕГРН о принадлежности жилого помещения, об отсутствии ограничений (обременений) прав на жилое помещение.
При этом в соответствии с пунктом 19 регламента департамент не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, предоставление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальной услуги.
Глава 12 регламента урегулирован исчерпывающий перечень оснований для приостановления, прекращения или отказа в предоставлении муниципальной услуги.
Так, в соответствии с п. 22 регламента основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги являются: непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пунктах 10, 11 настоящего Административного регламента (подп. 2); отсутствие согласия на расторжение договора приватизации лица, указанного в договоре приватизации (подп. 19); отзыв согласия на расторжение договора приватизации (подп. 20).
Таким образом, в исчерпывающий перечень документов, представляемых при предоставлении муниципальной услуги не входят документы о том, что жилое помещение является единственным.
Таким образом, доводы департамента о том, что заявителями не представлены документы, подтверждающие, что приватизированное жилое помещение по указанному адресу является для них единственным местом постоянного проживания, что является основанием для отказа в предоставлении услуги, являлись несостоятельными.
Также несостоятельны доводы департамента о том, что отсутствие регистрации в указанном жилом помещении лиц, которые принимали участие в приватизации, является препятствием для передачи жилого помещения в муниципальную собственность по причине того, что принятие жилого помещения в муниципальную собственность возлагает на орган местного самоуправления обязанность заключить договор социального найма, что будет невозможным при отсутствии в копии лицевого счета сведений о регистрации граждан по месту жительства.
В исчерпывающий перечень документов, представляемых при предоставлении муниципальной услуги не входят документы о наличии регистрации в жилом помещении, в отношении которого расторгается договор приватизации.
В соответствии с пунктом 5 регламента результатом предоставления муниципальной услуги является соглашение о расторжении договора приватизации.
Предоставление же муниципальной услуги "Заключение и расторжение договоров социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда города Омска" определяется иным документом, а именно, Административным регламентом, утвержденным постановлением Администрации города Омска от 21 марта 2012 г. N 436-п.
В соответствии с пунктом 9 регламента в перечне документов, необходимых для заключения договора социального найма предусмотрен финансовый лицевой счет по месту жительства, содержащий следующие сведения: дату выдачи документа; адрес жилого помещения; общую и жилую площадь помещения; количество комнат; фамилию, имя, отчество нанимателя и членов его семьи; даты рождения, даты регистрации (снятии с регистрационного учета) по месту жительства лиц, проживающих (проживавших) в жилом помещении; документ должен быть заверен уполномоченным лицом и печатью организации, выдавшей документ (при наличии); срок действия документа 14 рабочих дней (подп. 5).
Вместе с тем, заявителям услуга по заключению договора социального найма не оказывалась, поскольку заявление по установленной регламентом форме ими не заполнялось.
Административным же регламентом, регулирующим расторжение договора приватизации не предусмотрено одновременно с расторжением договора приватизации заключение договора социального найма.
Такое одновременное заключение договора социального найма не предусмотрено в качестве результата услуги.
Не предусмотрено указанным регламентом и предоставление документов для одновременного заключения договора социального найма при расторжении договора приватизации.
Кроме того, при подаче документов для расторжения договора найма заявителями представлена справка ООО «Инженерный сервис».
Согласно справке ООО «Инженерный сервис» ФИО2 проживает по адресу: . Военный городок является закрытым (Перечень Закрытых военных городков, утв. Постановлением Правительства РФ от № -р). Квартиры в городке приватизации не подлежат, являются служебными.
В заявлении также заявителями указано, что адрес регистрации ФИО2 и его дочери Е.Ю.В.: (войсковая часть № ) является местом регистрации штаба войсковой части № и не является постоянным местом жительства.
При таких обстоятельствах заявителями был предоставлен необходимый комплект документов для предоставления муниципальной услуги по расторжению договора найма.
Вместе с тем, им было отказано в расторжении договора приватизации по вышеуказанным основаниям. Как указано выше указанные основания не являлись обоснованными для отказа в предоставлении муниципальной услуги.
С учетом изложенного, а также того обстоятельства, что представитель департамента в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований по тем же основаниям, что изложены в отказе предоставления муниципальной услуги, суд первой инстанции при разрешении вопроса о взыскании судебных расходов пришел к обоснованному выводу о том, что между сторонами имелся спор, а обращение истцов в суд обусловлено действиями ответчика, в силу чего заявление о взыскании судебных расходов подлежало удовлетворению.
Таким образом, доводы частной жалобы не влияют на существо принятого судом определения и не содержат правовых оснований к его отмене, поскольку сводятся к несогласию апеллянта с выводами суда первой инстанции, иной оценке обстоятельств дела.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ и влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, судьей апелляционной инстанции в ходе проверки законности и обоснованности вынесения обжалуемого определения не установлено, частная жалоба не содержит указаний на такие нарушения.
Руководствуясь ст.ст. 333, 334 ГПК РФ, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
определение Ленинского районного суда г. Омска от оставить без изменения, частную жалобу – без удовлетворения.
Судья: (подпись)
«КОПИЯ ВЕРНА» подпись судьи_______________секретарь судебного заседания___________________________ Мотивированное апелляционное определение изготовлено .