ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 13-30/2021 от 08.06.2021 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Судья Карпычев А.Н. (№13-30/2021) Дело №33-6405/2021

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Нижний Новгород 08 июня 2021 года

Судья судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда Будько Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем: Ошмариной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по частной жалобе Администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области

на определение Балахнинского городского суда Нижегородской области от 29 января 2021 года об отказе в удовлетворении заявления Администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области о прекращении исполнительного производства [номер]-ИП

по гражданскому делу по иску Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ФИО1[адрес] в [адрес], городском округе [адрес] к администрации Балахнинского муниципального района ФИО1[адрес], администрации муниципального образования «р.[адрес]» Балахнинского муниципального района ФИО1[адрес], муниципального унитарному предприятию муниципального образования «р.[адрес]» Балахнинского муниципального района ФИО1[адрес] о защите прав неопределенного круга потребителей,

УСТАНОВИЛА:

Администрация Балахнинского муниципального района Нижегородской области обратилась в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства.

Просит прекратить исполнительное производство [номер]-ИП. возбуждённое судебным приставом-исполнителем Балахнинского РОСП УФССП России по ФИО1[адрес]ФИО4 в отношении администрации [адрес]ФИО1[адрес] в части обязания обеспечить реализацию Плана Мероприятий по приведению в соответствие с установленными требованиями качества питьевой воды, подаваемой населению р.[адрес].

В обоснование заявленных требований указывает, что 04.12.2017г. судебным приставом-исполнителем Балахнинского РОСП УФССП России по ФИО1[адрес]ФИО4 возбуждено исполнительное производство [номер]-ИП в отношении администрации Балахнинского муниципального района ФИО1[адрес]. Предметом исполнения является обязанность обеспечить реализацию "Плана мероприятий по приведению в соответствие с установленными требованиями качества питьевой воды подаваемой населению р.[адрес].

Исходя из данного судебного акта осуществление действий, с вязанных с обеспечением реализации Плана мероприятий по приведению в соответствие с установленными требованиями качества питьевой воды подаваемой населению р.[адрес] возможно только после разработки Плана мероприятий и согласования его МУП «Малое Козино» с Управлением Роспотребнадзора по ФИО1[адрес].

До настоящего времени План мероприятий по приведению в соответствие с установленными требованиями качества питьевой воды подаваемой населению р.[адрес] не разработан. Более того, согласно выписки из ЕГРЮЛ МУП «Малое Козино» муниципального образования «рабочий [адрес]» прекратило свою деятельность (ликвидировано) 04.03.2020г.

В связи с тем, что исполнитель основного мероприятия - Муниципальное унитарное предприятие «Малое Козино» муниципального образования «рабочий [адрес]» ликвидировано без правопреемства, у администрации Балахнинского муниципального района отсутствует возможность обеспечения реализации плана мероприятий по приведению в соответствие с установленными требованиями качества питьевой воды подаваемой населению р.[адрес] и соответственно отсутствует возможность исполнения решения Балахнинского городского суда в указанной части.

Представители взыскателя, должника и пристав-исполнитель в судебное заседание не явились.

Определением Балахнинского городского суда ФИО1[адрес] от [дата] в удовлетворении заявления Администрации Балахнинского муниципального района ФИО1[адрес] о прекращении исполнительного производства 59196/17/52012-ИП, возбужденного [дата] на основании исполнительного листа, выданного Балахнинским городским судом ФИО1[адрес] отказано.

В частной жалобе Администрации Балахнинского муниципального района ФИО1[адрес] поставлен вопрос об отмене определения суда. В частности, заявитель указывает, что МУП «р.[адрес]» ликвидировано без правопреемства. МУП «[адрес] коммунальная компания» не является правопреемником МУП «р.[адрес]», данная организация решением Балахнинского городского суда не наделена обязанностью по разработке спорного плана мероприятий, определением Арбитражного суда ФИО1[адрес] от [дата], оставленным без изменения постановлениями Первого арбитражного апелляционного суда от [дата], постановлением Арбитражного суда [адрес] от [дата] и определением ВС РФ от [дата], отказано конкурсному управляющему МУП «р.[адрес]» в привлечении к субсидиарной ответственности администрации Балахнинского муниципального района и муниципального образования «р.[адрес]», соответственно отсутствует возможность исполнения решения Балахнинского городского суда ФИО1[адрес] в указанной части.

В силу положений части 3 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса РФ, пункта 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2012 N13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 30.11.2012 N29-П, а также с учетом характера, сложности, отсутствия материально-правовой природы разрешаемого процессуального вопроса, суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть его без извещения лиц, участвующих в деле.

Законность и обоснованность принятого судом определения проверена судебной коллегией в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов, изложенных в частной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

В силу части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 439 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исполнительное производство прекращается судом в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве".

На основании части 1 статьи 43 Федерального закона N229-ФЗ исполнительное производство прекращается судом в случаях утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий).

По смыслу указанной статьи, прекращение исполнительного производства допускается в случае возникновения на стадии исполнительного производства объективных и неустранимых обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее принудительное исполнение требований исполнительного документа.

Таким образом, для прекращения исполнительного производства должен быть установлен факт возникновения реальной утраты возможности исполнения исполнительного документа и отсутствие возможности его исполнения любыми способами.

В силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", устанавливающим общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации и определяющим государственные гарантии его осуществления, установлено, что вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и указанным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (абзац двенадцатый ч. 1 ст. 2).

Из положений п. 4 ч. 1 ст. 14 названного закона следует, что к вопросам местного значения относятся в том числе и организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения.

Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и об обеспечении нормальных условий существования, уважения чести и достоинства человека как важнейших социально-правовых ценностей.

Как следует из материалов дела, решением Балахнинского городского суда ФИО1[адрес] от [дата], вступившим в законную силу [дата] удовлетворены исковые требования Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ФИО1[адрес] в [адрес], городском округе [адрес].

Постановлено: обязать администрацию Балахнинского муниципального района ФИО1[адрес] разработать и утвердить техническое задание по разработке инвестиционной программы в части мероприятий по приведению в соответствие с установленными требованиями качества питьевой воды, подаваемой населению р.[адрес] в срок до [дата]

Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Малое Козино» муниципального образования «рабочий [адрес]» разработать План мероприятий по приведению в соответствие с установленными требованиями качества питьевой воды, подаваемой населению р.[адрес], и согласовать его с Управлением Роспотребнадзора по «ФИО1[адрес]» в срок до 01.11.2017г.

Обязать администрацию Балахнинского муниципального района ФИО1[адрес] и администрацию МО «рабочий [адрес]» Балахнинского муниципального района ФИО1[адрес] обеспечить реализацию Плана мероприятий по приведению в соответствие с установленными требованиями качества питьевой воды, подаваемой населению р.[адрес] в срок до 31.12.2017г.

Обязать МУП «Малое Козино» муниципального образования «р.[адрес]» в течение срока выполнения плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не допускать снижения ткачества воды, подаваемой после водоочистки централизованной системой холодного водоснабжения населению р.[адрес] перед ее поступлением в распределительную сеть (в РЧВ) и в распределительной сети р.[адрес] по показателям мутность, железо, марганец, а так же не допускать несоответствие качества подаваемой питьевой воды по показателям, характеризующим ее безопасность (по микробиологическим показателям и содержанию алюминия) в срок до 31.12.2017г.

Из материалов исполнительного производства, следует, что на основании исполнительного листа ФС [номер], выданного [дата], УФССП по ФИО1[адрес] Балахнинское РОСП [дата] возбуждено исполнительное производство [номер]-ИП в отношении администрации муниципального района ФИО1[адрес] (л.д.182-183,185-186 том 1).

Определением Балахнинского городского суда ФИО1[адрес] от [дата] постановлено: предоставить администрации Балахнинского муниципального района ФИО1[адрес] до [дата]г. отсрочку исполнения решения Балахнинского городского суда ФИО1[адрес] от [дата] об обязании администрации Балахнинского муниципального района ФИО1[адрес] в срок до [дата]г. исполнить требования по разработке и утверждению технического задания по разработке инвестиционной программы в части мероприятий по приведению в соответствие с установленными требованиями качества питьевой воды, подаваемой населению р.[адрес].

Предоставить администрации Балахнинского муниципального района ФИО1[адрес] отсрочку исполнения решения Балахнинского городского суда ФИО1[адрес] от [дата] об обязании администрации Балахнинского муниципального района ФИО1[адрес] в срок до [дата]г. исполнить требования по обеспечению реализации Плана мероприятий по приведению в соответствие с установленными требованиями качества питьевой воды, подаваемой населению р.[адрес] до [дата]г.

Определением Балахнинского городского суда ФИО1[адрес] от [дата] постановлено: предоставить МУП «Малое Козино» МО «р.[адрес]» до [дата]г. отсрочку исполнения решения Балахнинского городского суда ФИО1[адрес] от [дата] об обязании МУП «Малое Козино» МО «р.[адрес]» по разработке Плана мероприятий по приведению в соответствие с установленными требованиями качества питьевой воды, подаваемой населению р.[адрес], и согласовать его с Управлением Роспотребнадзора по «ФИО1[адрес]».

[дата] руководителю организации должника – Администрации Балахнинского муниципального района ФИО1[адрес] выдано предупреждение о том, что в случае злостного неисполнения вступившего в законную силу решения суда может быть привлечён к уголовной ответственности, предусмотренной ст. 315 УК РФ (л.д.190-191 том 1).

Судебным приставом – исполнителем Балахнинского РОСП УФССП России по ФИО1[адрес] выписано требование в отношении должника: Администрация Балахнинского муниципального района ФИО1[адрес] в 7-дневный срок со дня поступления настоящего требования предоставить документацию об исполнении (или неисполнении) решения суда по делу [номер], вступившему в законную силу [дата], предмет исполнения: обязать Администрацию Балахнинского муниципального района ФИО1[адрес] и администрацию МО «рп. Малое Козино» [адрес] обеспечить реализацию Плана мероприятий по приведению в соответствии с установленными требованиями качества питьевой воды, подаваемой населению р.[адрес] в срок до [дата] (л.д.192 том 1).

[дата] Администрация Балахнинского муниципального района ФИО1[адрес] вновь обратилась с заявлением об отсрочке исполнения решения суда от [дата].

Определением Балахнинского городского суда ФИО1[адрес] от [дата] в удовлетворении заявления администрации Балахнинского муниципального района ФИО1[адрес] об отсрочке исполнения решения суда от [дата] по гражданскому делу по иску Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ФИО1[адрес] в [адрес], городском округе [адрес] к администрации Балахнинского муниципального района ФИО1[адрес], администрации муниципального образования «р.[адрес]» Балахнинского муниципального района ФИО1[адрес], муниципальному унитарному предприятию муниципального образования «р.[адрес]» Балахнинского муниципального района ФИО1[адрес] о защите прав неопределенного круга потребителей отказано.

[дата] судебным приставом-исполнителем [адрес] отдела УФССП по ФИО1[адрес] составлен акт о том, что должником Администрацией Балахнинского муниципального района ФИО1[адрес] не исполнено решение суда по делу [номер] от [дата] (л.д.196 том 1).

В соответствии с частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно статье 105 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон "Об исполнительном производстве") в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.

Указанные нормы направлены на обеспечение своевременного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

[дата] в отношении Администрации Балахнинского муниципального района ФИО1[адрес] составлен протокол об административном правонарушении [номер]-АП, в связи с неисполнением требования СПИ от [дата], а именно не исполнено решение суда по делу [номер] от [дата] об обеспечении реализации плана мероприятий по приведению в соответствии с установленными требованиями качества питьевой воды, подаваемой населению р.[адрес], ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ (л.д.194 -195 том 1).

[дата] начальником отделения - старшим судебным приставом Балахнинского РОСП УФССП по ФИО1[адрес] вынесено постановление [номер] по делу об административном правонарушении в отношении Администрации Балахнинского муниципального района ФИО1[адрес], наложен штраф в сумме 30 000 рублей (л.д. 198-199 том 1).

[дата] судебным приставом-исполнителем [адрес] отдела УФССП по ФИО1[адрес] вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора [номер] (л.д.216-217).

[дата] начальником отделения - старшим судебным приставом Балахнинского РОСП УФССП по ФИО1[адрес] вынесено постановление [номер] по делу об административном правонарушении в отношении Администрации Балахнинского муниципального района ФИО1[адрес], наложен штраф в сумме 30 000 рублей (л.д. 214-215 том 1).

[дата] судебным приставом-исполнителем [адрес] отдела УФССП по ФИО1[адрес] составлен протокол об административном правонарушении [номер]-АП в отношении Администрации Балахнинского муниципального района ФИО1[адрес] (л.д.218-219 том 1).

Согласно материалам дела, учредителем МУП «Малое Козино» является Муниципальное образование «р.[адрес]». Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от [дата] №ЮЭ[номер] Администрация Муниципального образования «р.[адрес]» вместе с Администрацией Балахнинского муниципального района ФИО1[адрес] реорганизовано в форме слияния в Администрацию Балахнинского муниципального округа ФИО1[адрес] (ОГРН1215200001279).

Постановлением администрации Балахнинского муниципального района от [дата][номер] МУП «МП «БРКК» МО «БМР» определено гарантирующей организацией системы водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования «рабочий [адрес]» [адрес]ФИО1[адрес]».

Администрацией Балахнинского муниципального района разработан проект технического задания на разработку инвестиционной программы «Доведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями законодательства Российской Федерации» предприятием МУП «МП «БРКК» МО «БМР» на 2020-2027 годы.

В настоящее время проект технического задания проходит процедуру рассмотрения и утверждения в соответствие с Постановлением администрации Балахнинского муниципального района ФИО1[адрес] от [дата][номер] «Об утверждении Положения о рабочей группе по рассмотрению технических заданий и инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, осуществляющих деятельность в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения на территории Балахнинского муниципального района».

Проектом технического задания предусмотрен план мероприятий по улучшению качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями, а именно: проведение гидрологических исследований и оформление проектных работ по бурению новой скважины в р.[адрес]; разработка ПСД на выполнение работ по строительству водозаборной скважины и модернизация оборудования станции водоподготовки в р.[адрес] и строительство водопровода от р.[адрес] до р.[адрес] и [адрес]; строительство водозаборной скважины и модернизация оборудования станции водоподготовки в р.[адрес]; строительство водопровода от станции водоподготовки р.[адрес] до р.[адрес] и [адрес]; разработка и согласование проекта организации зон санитарной охраны скважин и станции водоподготовки р.[адрес].

План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями включаются в состав инвестиционной программы.

Проектом технического задания установлен разработчик инвестиционной программы - МУП «МП «БРКК» МО «БМР», являющейся гарантирующей организацией системы водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования «рабочий [адрес]» [адрес]ФИО1[адрес]».

Источниками финансирования инвестиционной программы могут быть: собственные средства МУП «МП «БРКК» МО «БМР»; финансовые средства, полученные от применения установленных тарифов на подключение и надбавки к тарифам; финансовые средства, определяемые в ходе реализации федеральных, региональных, муниципальных целевых программ.

Отказывая в удовлетворении заявления Администрации Балахнинского муниципального района ФИО1[адрес] о прекращении исполнительного производства [номер]-ИП по делу по иску Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ФИО1[адрес] в [адрес], городском округе [адрес] к администрации Балахнинского муниципального района ФИО1[адрес], администрации муниципального образования «р.[адрес]» Балахнинского муниципального района ФИО1[адрес], муниципального унитарному предприятию муниципального образования «р.[адрес]» Балахнинского муниципального района ФИО1[адрес] о защите прав неопределенного круга потребителей, суд первой инстанции исходил из того, что произошедшие преобразования не прекращают обязанностей соответствующего органа местного самоуправления по организации надлежащего водоснабжения населения, в связи с чем фактически возможность исполнения решения суда в настоящее время не утрачена и может быть исполнена Администрацией Балахнинского муниципального округа ФИО1[адрес].

Суд апелляционной инстанции в полной мере соглашается с указанными выводами суда, поскольку считает их основанными на правильном применении норм процессуального права, с учетом установленных, при рассмотрении заявления, юридически значимых обстоятельств.

Доводы жалобы заявителя о необходимости прекращения исполнительного производства, в связи с тем, что исполнитель основного мероприятия Муниципальное унитарное предприятие «Малое Козино» муниципального образования «рабочий [адрес]» ликвидировано без правопреемства, у администрации Балахнинского муниципального района ФИО1[адрес] отсутствует возможность обеспечения реализации плана мероприятий по приведению в соответствие с установленными требованиями качества питьевой воды подаваемой населанию р.[адрес]ФИО1[адрес] и соответственно отсутствует возможность исполнения решения суда, судебная коллегия находит необоснованными, исходя из следующего.

Часть 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. По смыслу данной конституционной нормы исполнение судебного решения должно рассматриваться как элемент судебной защиты, а государство обязано принимать необходимые меры по обеспечению его реализации.

В соответствии с частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), вступившие в законную силу судебные постановления, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Кроме того, возложенная решением суда на администрацию Балахнинского муниципального района ФИО1[адрес] обязанность по обеспечению реализации Плана мероприятий по приведению в соответствие с установленными требованиями качества питьевой воды, подаваемой населению р.[адрес] в срок до [дата]г. не связана с исполнением обязанности по разработке Плана мероприятий по приведению в соответствие с установленными требованиями качества питьевой воды именно МУП «Малое Козино».

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что администрация Балахнинского муниципального района ФИО1[адрес] не утратила возможность исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия, в связи с чем у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для прекращения исполнительного производства.

Иные доводы частной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и переоценке доказательств, и не содержат фактов, которые не были бы проверены или не были учтены судом первой инстанции при разрешении спора и опровергали бы выводы суда, влияли бы на обоснованность и законность определения, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для изменения или отмены определения суда.

Руководствуясь статьями 333, 334 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции

ОПРЕДЕЛИЛ:

Определение Балахнинского городского суда Нижегородской области от 29 января 2021 года оставить без изменения, частную жалобу заявителя - без удовлетворения.

Судья Е.В. Будько