ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 13-33/20 от 18.06.2020 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 13-33/2020 (№ 33-1710/20) судья Ракитский Н.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Тверской областной суд в составе

председательствующего судьи Булавкина А.А.,

при секретаре судебного заседания Воробьёвой В.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Твери

18 июня 2020 года

дело по частной жалобе ответчика администрации Осташковского городского округа на определение Осташковского межрайонного суда Тверской области от 25 февраля 2020 года, которым постановлено:

«Отказать в удовлетворении заявления должника - Администрации Осташковского городского округа Тверской области об отсрочке исполнения решения Осташковского городского суда Тверской области от 13 июня 2013 года».

установил:

Администрации Осташковского городского округа обратилась в суд с заявлением об отсрочке до 01 августа 2020 года исполнения решения Осташковского городского суда Тверской области от 13 июня 2013 года, которым она обязана в срок до 01 октября 2013 года привести в соответствие с ГОСТ Р 50597-93 покрытие проезжей части дорог на проспекте Ленинский и улицы Магницкого г. Осташкова Тверской области.

В заявлении указала, что решение суда частично исполнено. Выполнены работы по капитальному ремонту асфальтового покрытия на Ленинском проспекте, на ул. Магницкого на участке от пер. Южный до пер. Литвиненко. Текущий (ямочный) ремонт асфальтового покрытия на участке от пер. Литвиненко до пер. Панфилова проводился в рамках летнего содержания улично-дорожной сети г. Осташкова летом 2018 - 2019 г. В 2019 году направлена заявка в ГБУ «Тверской РЦЦС» на изготовление сметной документации по объекту «Ремонт дорожного покрытия на ул. Магницкого от пер. Литвиненко до пер. Советский в г. Осташкова Тверской области». В бюджете Осташковского городского округа заложены денежные средства на выполнение работ по ремонту дорожного покрытия на ул. Магницкого от пер. Литвиненко до пер. Советский г. Осташкова на условиях софинансирования. Выполнение данного вида работ включено в план график и запланировано на летний период 2020 года. При таких обстоятельствах, а также учитывая погодные условия, выполнение ремонта дорожного покрытия на ул. Магницкого в настоящее время не предоставляется возможным.

Судом постановлено обжалуемое определение.

В частной жалобе Администрация Осташковского городского округа просит определение Осташковского городского суда Тверской области от 25.02.2020 года отменить и вынести новое определение об удовлетворении заявленных требований. Ссылаясь на положения ст. 203, ч.1 ст. 330, ст. 334, ст. 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2008 года № 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции», п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» отмечает, что до настоящего времени Администрацией Осташковского городского округа решение суда частично исполнено: выполнены работы по капитальному ремонту асфальтового покрытия на Ленинском проспекте, на ул. Магницкого от пер. Южный, до пер. Литвиненко. Текущий (ямочный) ремонт асфальтового покрытия на участке от пер. Литвиненко до пер. Панфилова проводился в рамках летнего содержания улично-дорожной сети г. Осташкова летом 2018 г., 2019 г. В 2019 году направлена заявка в ГБУ «Тверской РЦЦС» на изготовление сметной документации по объекту «Ремонт дорожного покрытия на ул. Магницкого от пер. Литвиненко до пер. Советский в г. Осташков Тверской области». В бюджете Осташковского городского округа заложены денежные средства на выполнение работ по ремонту дорожного покрытия на ул. Магницкого от пер. Литвиненко до пер. Советский в г. Осташков Тверской области на условиях софинансирования. Выполнение данного вида работ включено в план график и запланировано на летний период 2020 года.

Изложенное свидетельствует о том, что Администрацией Осташковского городского округа принимаются все зависящие от нее меры для исполнения решения суда, однако оно не исполнено в силу объективных причин.

Администрацией Осташковского городского округа исполнена значительная часть решения суда.

В настоящее время исполнение решения суда в полном объеме невозможно в связи с погодными условиями и необходимостью проведения конкурентных процедур, предусмотренных Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-03 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд."

Проверив материалы дела, изучив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены обжалуемого определения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.

В соответствии со ст. 203 ГПК РФ, суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

Согласно ст. 434 ГПК РФ, при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или рассрочке исполнения.

Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Осташковского городского суда Тверской области от 13 июня 2013 года постановлено признать бездействие администрации МО «Городское поселение г. Осташков» по неисполнению требований законодательства по содержанию и ремонту дороги на Ленинском проспекте и ул. Магнитского г. Осташкова Тверской области незаконными. Обязать администрацию МО «Городское поседение г. Осташков» в срок до 01 октября 2013 года привести в соответствие с ГОСТ Р 50597-93 покрытие проезжей части дорог на Ленинском проспекте и ул. Магнитского г. Осташкова Тверской области.

26.07.2013 года судебным приставом-исполнителем Осташковского районного отдела УФССП по Тверской области возбуждено исполнительное производство №5926/13/23/69 отношении должника - администрации МО «Городское поселение - г. Осташков».

21.03.2014 администрация МО «Городское поседение г. Осташков» обратилась с заявлением об отсрочке вышеуказанного решения.

Определением Осташковского городского суда от 09.04.2014 заявление об отсрочке удовлетворено. Постановлено предоставить отсрочку исполнения решения суда до 01.09.2014.

14.12.2016 администрация МО «Городское поседение г. Осташков» повторно обратилась с заявлением об отсрочке вышеуказанного решения.

Определением Осташковского городского суда от 25.01.2017 заявление об отсрочке удовлетворено. Постановлено предоставить отсрочку исполнения решения суда до 31.07.2017.

На основании Закона Тверской области от 17.04.2017 № 27-30 создано вновь образованное муниципальное образование - Осташковский городской округ.

Определением Осташковского городского суда Тверской области от 12.02.2018 года произведена замена стороны исполнительного производства администрации МО «Городское поселение - г. Осташков» правопреемником Администрацией Осташковского городского округа.

16.04.2018 администрация Осташковского городского округа обратилась с заявлением об отсрочке вышеуказанного решения.

Определением Осташковского городского суда от 28.04.2018 заявление об отсрочке удовлетворено. Постановлено предоставить отсрочку исполнения решения суда до 01.08.2018.

10.07.2019 администрация Осташковского городского округа повторно обратилась с заявлением об отсрочке вышеуказанного решения.

Определением Осташковского городского суда от 17.09.2019 заявление об отсрочке удовлетворено. Постановлено предоставить отсрочку исполнения решения суда до 01.11.2019.

Отказывая в удовлетворении ходатайства об отсрочке исполнения решения, суд исходил из того, что действующее законодательство не содержит перечня оснований для отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, а лишь устанавливает критерий их определения - конкретные обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта и свидетельствующие о том, что имущественное положение должника не позволяет исполнить решение суда в установленные сроки. При этом, основания для отсрочки либо рассрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к исполнению судебного решения. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом положения Конституции РФ и исходя из общеправового принципа справедливости, а также из основных принципов правосудия: своевременности и полноты исполнения судебных решений. Исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов и взыскателя и должника. Возможная же рассрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав лиц, участвующих в деле.

Кроме того, исходя из правовой позиции, сформулированной в п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 года N 5 "О применений судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного гражданского права и международных договоров РФ", при осуществлении судопроизводства суды должны принимать во внимание, что в силу п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки. Сроки судебного разбирательства по гражданским делам в смысле п. 1 ст. 6 Конвенции начинают исчисляться со времени поступления искового заявления, а заканчиваются в момент исполнения судебного акта.

Из указанных норм следует, что отсрочка исполнения решения суда возможна лишь в отношении неисполненного судебного акта при наличии исключительных обстоятельств, затрудняющих его исполнение, и лицо, обращающееся с заявлением, должно представить суду доказательства наличия серьезных препятствий и затруднений к совершению исполнительных действий. При этом, должны учитываться интересы, как взыскателя, так и должника.

Между тем, заявителем не представлено доказательств, подтверждающих невозможность исполнения решения суда с 2013 года.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами судебного постановления, поскольку вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, согласно частям 1 и 2 статьи 6 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

При таких обстоятельствах, предоставление отсрочки до 01.08.2020 года не будет отвечать принципам соразмерности и пропорциональности, обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателя и должников, повлечет нарушение норм действующего законодательства, а именно статьи 6.1 ГПК РФ, предусматривающей осуществление исполнения судебного постановления в разумные сроки.

Доводы частной жалобы не содержат обстоятельств, которые опровергали выводы судебного постановления, а потому не могут служить основанием для его отмены.

Руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, суд

определил:

определение Осташковского межрайонного суда Тверской области от 25 февраля 2020 года оставить без изменения, частную жалобу ответчика администрации Осташковского городского округа - без удовлетворения.

Председательствующий А.А. Булавкин