ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 13-388/2022 от 07.06.2022 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу Дело №33-2023/2022

Судья Сенотрусова Т.Ю.

(дело в суде первой инстанции №2-2165/2012, №13-388/2022,

УИД 75RS0001-01-2012-001206-18)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Забайкальский краевой суд в составе судьи судебной коллегии по гражданским делам Процкой Т.В.

при секретаре Воложанине С.Н.

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Чите 7 июня 2022 года материал по заявлению Правительства Забайкальского края о прекращении исполнительного производства

по частной жалобе представителя Правительства Забайкальского края Живаевой Т.А.

на определение Центрального районного суда г. Читы от 9 марта 2022 года, которым постановлено:

заявление представителя Правительства Забайкальского края о прекращении исполнительного производства , возбужденного на основании решения Центрального районного суда г. Читы по гражданскому делу №2-2165/2012 по иску прокурора Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о признании бездействия незаконным – оставить без удовлетворения.

установил:

решением Центрального районного суда г. Читы от 4 апреля 2012 года постановлено: в удовлетворении иска Прокурора Забайкальского края в интересах неопределённого круга лиц к Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о признании незаконным бездействия, связанное с неисполнением в полном объеме государственных полномочий по обеспечению вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, состоящих на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, не имеющих закрепленного жилого помещения, у которых наступило право на обеспечение жильём, возложении обязанности устранить указанное нарушение, обязанности обеспечить вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, состоящих на учёте в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, не имеющих закрепленного жилого помещения, у которых наступило право на обеспечение жильём после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы в срок до 31.12.2015 г. отказать (л.м. 1-5).

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 13 июня 2012 года постановлено: отменить решение Центрального районного суда города Читы Забайкальского края от 4 апреля 2012 года и принять по делу новое решение. Заявление удовлетворить. Признать незаконным бездействие Правительства Забайкальского края и Министерства финансов Забайкальского края, выразившееся в неисполнении в полном объёме государственных полномочий по обеспечению вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, состоящих на учёте нуждающихся в жилых помещениях, не имеющих закреплённого жилого помещения, у которых наступило право на обеспечение жильём. Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края в срок до 31 декабря 2015 года обеспечить вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, состоящих на учёте нуждающихся в жилых помещениях, не имеющих закреплённого жилого помещения, у которых наступило право на обеспечение жильём, после окончания пребывания в образовательных учреждениях или учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооружённых Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (л.м. 6-12).

17 февраля 2022 года в районный суд поступило заявление Правительства Забайкальского края о прекращении исполнительного производства, в обоснование которого заявитель ссылался на то, что к настоящему времени должником утрачена возможность исполнения решения суда в связи с существенным изменением норм о предоставлении жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, полномочия органов исполнительной власти края, порядок предоставления жилья указанным категориям, порядок финансирования претерпели значительные изменения. Ежегодно органам местного самоуправления предоставляются субвенции из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края. На 1 января 2022 года неисполненных решений 45, по ним 11 граждан находятся в местах лишения свободы, в 2022 году планируется обеспечить 22 гражданина. В настоящее время исполнение решений суда данной категории связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений, при этом существуют ограничения как бюджетным финансированием, так и административной процедурой. Заявитель просил прекратить исполнительное производство , возбужденное по гражданскому делу №2-2165/2012 (л.м. 13-16).

Судом постановлено указанное выше определение (л.м. 33-37).

Определением суда от 19 апреля 2022 года Правительству Забайкальского края восстановлен пропущенный процессуальный срок на подачу частной жалобы (л.м. 57-60).

В частной жалобе представитель Правительства Забайкальского края Живаева Т.А. выражает несогласие с определением суда. В основу решения суда положены нормы, в настоящее время утратившие силу, нормативная правовая база по предоставлению жилых помещений со времени вынесения решения суда в 2012 году существенно изменилась и не затрагивает права, свободы и законные интересы лиц, в интересах которых действует прокурор, и которым предполагается предоставление жилых помещений по договорам социального найма. Ежегодно органам местного самоуправления предоставляются субвенции из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края. Полномочия органов исполнительной власти края, порядок предоставления жилья указанным категориям, порядок финансирования претерпели значительные изменения. В настоящее время исполнение решений суда данной категории связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений, при этом существуют ограничения как бюджетным финансированием, так и административной процедурой. К возникшим правоотношениям применимы положения пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Просит определение районного суда отменить (л.м. 50-53).

В соответствии с частью 3 статьи 333 ГПК РФ частная жалоба рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле.

Изучив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, проверив законность и обоснованность определения судьи районного суда, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

В силу части 2 статьи 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 439 ГПК РФ исполнительное производство прекращается судом в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 43 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство прекращается судом в случае утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий).

По смыслу приведенной нормы, прекращение исполнительного производства допускается в случае возникновения на стадии исполнительного производства объективных и неустранимых обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее принудительное исполнение требований исполнительного документа.

Отказывая в удовлетворении заявления ответчика, районный суд пришел к выводу о том, что возможность исполнения требований исполнительного документа не утрачена.

Суд апелляционной инстанции соглашается с суждениями районного суда, поскольку они основаны на материалах дела и в полной мере согласуются с нормами материального и нормами процессуального права.

Доводы заявителя частной жалобы о том, что в основу решения суда положены нормы, в настоящее время утратившие силу, нормативная правовая база по предоставлению жилых помещений со времени вынесения решения суда в 2012 году существенно изменилась и не затрагивает права, свободы и законные интересы лиц, в интересах которых действует прокурор, и которым предполагается предоставление жилых помещений по договорам социального найма; ежегодно органам местного самоуправления предоставляются субвенции из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края; полномочия органов исполнительной власти края, порядок предоставления жилья указанным категориям, порядок финансирования претерпели значительные изменения; в настоящее время исполнение решений суда данной категории связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений, при этом существуют ограничения как бюджетным финансированием, так и административной процедурой; к возникшим правоотношениям применимы положения пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона «Об исполнительном производстве», не могут быть приняты.

Для прекращения исполнительного производства должен быть установлен факт возникновения реальной утраты возможности исполнения исполнительного документа и отсутствие возможности его исполнения любыми способами, однако данных обстоятельств при рассмотрения заявления Правительства Забайкальского края судом не установлено.

Изменение законодательного регулирования вопросов о порядке предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа не является само по себе достаточным основанием для прекращения исполнительного производства по настоящему делу, данное обстоятельство не указано и в перечне оснований для прекращения исполнительного производства.

Кроме того, не подтверждено доказательствами, что ответчиками исполнено решение суда.

В этой связи суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявления о прекращении исполнительного производства.

При таких условиях определение районного суда является законным и обоснованным и не подлежит отмене по доводам частной жалобы.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

определил:

определение Центрального районного суда г. Читы от 9 марта 2022 года оставить без изменения, частную жалобу представителя Правительства Забайкальского края Живаевой Т.А. – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Судья Т.В.Процкая