ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 13-43/2021 от 13.07.2021 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)

Гр. дело № 13-43/2021

Судья Балакина С.В.

Апел. дело № 33-1588/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13.07.2021 г.Салехард

Судья судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа Кайгородова И.В., при ведении протокола помощником судьи Кречмаровской Ю.Р., рассмотрела частную жалобу Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа на определение судьи Шурышкарского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11.05.2021 об отказе в удовлетворении ходатайства о предоставлении отсрочки исполнения решения Шурышкарского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 19.10.2017,

УСТАНОВИЛ:

решением Шурышкарского районного суда от 19.10.2017, вступившим в законную силу 21.11.2017, был удовлетворен иск прокурора Шурышкарского района к Департаменту природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, Администрации МО Шурышкарский район о возложении обязанности провести мероприятия по предотвращению негативного воздействия вод реки Сыня, внести изменения в план предупреждения чрезвычайных ситуаций. Суд обязал Департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа провести мероприятия по предотвращению негативного воздействия вод реки Сыня на территории села Овгорг Шурышкарского района, а именно мероприятия по противопаводковой защите, включающие биогенное закрепление, укрепление берегов песчано-гравийной и каменной наброской на наиболее проблемных участках, включая проектные работы. Администрация МО Шурышкарский район с учетом результатов проведения мероприятий должна по решению суда внести изменения в План по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденной главой Администрации МО Шурышкарский район 11.03.2014, дополнить п. 2.2.3 мероприятиями по проверке объектов берегоукрепления. Срок для исполнения настоящего решения был установлен до 20.10.2019.

Определением Шурышкарского районного суда от 02.07.2019 Департаменту природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа была предоставлена отсрочка исполнения указанного решения до 20.10.2020. Определением суда от 14.08.2020 Департаменту предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 20.10.2021. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 01.10.2020 определение Шурышкарского районного суда отменено, определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 10.12.2020 определение суда остановлено без изменения.

30.04.2021 Департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Департамент) вновь обратился в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 19.10.2017.

В обосновании требований указано, что в целях исполнения решения суда был заключен государственный контракт № 01902000003190015120001 по выполнению работ по актуализации проектно-сметной документации «Берегоукрепление реки Сыня и противопаводковая защита села Овгорт МО Шурышкарский район». В ходе выполнения работ по контракту исполнителем при проведении археологических изысканий в границах проектируемого участка были выявлены объект археологического наследия (поселения) и объект, обладающий признаками объекта культурного наследия (священное место), который в последствии включен в перечень выявленных объектов культурного наследия. Кроме этого, исполнителем по контракту было выявлено наложение проектируемого под дамбу земельного участка на земельный участок, пользователем которого является Обь-Иртышское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, и где располагается гидрологический пост. Департаментом решался вопрос об изменении статуса земельных участков. 29.03.2021 Департаментом заключен государственный контракт № 0190200000321008880001 с ООО «ЕвроГеоПроект», который выполнит работы по инженерным изысканиям для разработки проектной документации на строительство объекта водоограждающей дамбы в с. Овгорт. Срок исполнения данного контракта 15.11.2021. Учитывая объем необходимых работ и мероприятий Департамент просит о предоставлении отсрочки исполнения решения суда до 31.12.2024.

В судебном заседании представители Департамента Дубровина Е.Л., Ярикова М.Н., действующие на основании доверенностей, на удовлетворении заявления настаивали.

Прокурор Цыганов Д.В. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявления об отсрочке исполнения решения суда ввиду того, что решение не исполняется в течение нескольких лет, предоставление отсрочки не будет способствовать интересам неопределенного круга лиц, а именно - интересам населения поселка.

Определением судьи Шурышкарского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11.05.2021 заявление оставлено без удовлетворения.

С указанным определением не согласен Департамент.

В частной жалобе им ставится вопрос об отмене определения суда. В обоснование Департамент приводит доводы о том, что согласно экспертному заключению предотвратить негативное воздействие вод реки Сыня на территорию села Овгорт возможно только единственным эффективным способом - путем строительства противопаводковой дамбы. Таким образом, предписанные решением меры по биогенному закреплению, укреплению берегов песчано-гравийной и каменной наброской не являются эффективными и не обеспечат защиту граждан и их имущество от затопления в период паводок. Определением суда Департаменту было отказано в удовлетворении заявления об изменении способа и порядка исполнения решения суда с указанием, что решением суда не ограничено право Департамента по проведению иных противопаводковых мероприятий, в том числе и тех, которые рекомендованы заключением эксперта. В 2018 году Департаментом проведены следующие мероприятия по исполнению решения суда. Департамент обратился в уполномоченный орган для выделения финансирования. Протоколом заседания бассейнового совета Нижнеобского бассейнового округа от 11.04.23018 №18 одобрены и рекомендованы к реализации все мероприятия, за исключением разработки проектно-сметной документации на выполнение работ по предотвращению негативного воздействия вод реки Сыня на территорию села Овгорт Шурышкарского района, запланированного к реализации в 2019-2020 годах. Департаменту рекомендовано произвести изыскательские работы паводковоопасной территории с выработкой нескольких вариантов решения вопроса по укреплению берега реки Сыня за счет средств бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа. В 2019 году Департаменту выделено финансирование на выполнение проектных работ из бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа. 03.04.2019 Департаментом заключен государственный контракт по выполнению работ по актуализации проектно-сметной документации, срок окончания работ - 10.12.2019. В ходе проведения работ по контракту при проведении археологических изысканий выявлен объект археологического наследия (поселение), объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия (священное место), в связи с чем необходима подготовка документации, прохождение историко-культурной экспертизы. Департаментом велась переписка со Службой государственной охраны объекта культурного наследия Ямало-Ненецкого автономного округа, из которой следует, что Департаменту необходимо разработать проект или раздел обеспечения сохранности объекта культурного наследия либо план проведения спасательных археологических полевых работ, получить по документации, обосновывающей меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, заключение государственной историко-культурной экспертизы, представить в Службу на согласование, провести археологические работы. Кроме того, в рамках выполнения работ по контракту исполнителем выявлено наложение проектируемого под дамбу земельного участка на земельный участок, землепользователем которого является ФГБУ «Обь-Иртышское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», которое выразило возражения относительно изъятия земельного участка, но согласилось на временный перенос гидрологического поста, расположенного на земельном участке, на новое место на период строительства дамбы. Исполнителю направлены материалы, представленные ФГБУ «Обь-Иртышское УГМС», однако доработка проектно-сметной документации исполнителем не проведена. Контракт расторгнут в связи с ненадлежащим выполнением работ подрядчиком. В 2020 году с учетом выявленных объектов культурного наследия и существующего гидропоста, Департаментом были запрошены коммерческие предложения, поступили ответы 3 организаций. 08.10.2020 на заседании бюджетной комиссии по одобрению выделения денежных средств из окружного бюджета согласовано выделение Департаменту денежных средств для проведения инженерных изысканий и разработки документации по объекту археологического наследия. 29.03.2021 Департаментом с ООО «ЕвроГеоПроект» заключен государственный контракт на выполнение работ по инженерным изысканиям для разработки проектной документации на строительство объекта. Окончание работ согласно контракту - 15.11.2021. В 2022 году в рамках нового государственного контракта планируется осуществить проектирование объекта, подготовку комплекта проектно-сметной документации, получить заключение государственной экспертизы. Работы носят сезонный характер, преимущественное выполнение - в бесснежный период с мая по октябрь. Таким образом, вывод суда, что фактически решение в течение более 3 лет Департаментом не исполнялось, не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Представленные в дело доказательства подтверждают принятие Департаментом исчерпывающих мер для исполнения решения суда. Противопаводковая дамба является объектом капитального строительства, поэтому требуется проведение инженерных изысканий, разработка проектной документации, прохождение государственных экспертиз, строительство дамбы, при этом большая часть работ выполняется в бесснежный период, поэтому реализация мероприятия по строительству дамбы требует существенных временных затрат нежели проведение мероприятия по биогенному закреплению, укреплению берегов песчано-гравийной и каменной наброской, предписанных в решении суда. В связи с этим имеется необходимость в предоставлении отсрочки исполнения решения суда: в 2021 году в рамках государственного контракта планируется провести инженерные изыскания для разработки проектной документации на строительство дамбы, получить необходимые заключения и согласования на инженерные изыскания и объект культурного наследия; в 2022 году в рамках государственного контракта планируется разработать проектную документацию на строительство дамбы, получить заключение государственной экспертизы на проектную документацию и сметные расчеты; в 2023-2024 годах осуществить реализацию проектной документации.

В дополнении к частной жалобе Департамент указывает, что им в 2020 году проведены мероприятия по исполнению решения суда: заключен контракт с ИП Чумак С.Г. от 19.02.2020 по ослаблению прочности льда на р. Сыня, проведена работа по выделению на 2021-2022 годы финансирования для разработки проектной документации, в октябре 2020 года заключен договор с ФГБУ «Российский научно-исследовательский институт комплексного использования и охраны водных ресурсов» в целях подготовки экспертного заключения по вопросу целесообразности выполнения мероприятия по предотвращению негативного воздействия вод реки Сына на территории села Овгорт путем проведения мероприятия по противопаводковой защите. Согласно экспертному заключению указанного учреждения от 20.10.2020 необходима разработка проектно-сметной и изыскательской документации на строительство объекта «Водоограждающая дамба в с. Овгорт». В 2021 году Департаментом проведены, а также запланированы следующие мероприятия. Заключены государственный контракт от 08.02.2021 с ИП Чумак С.Г. по ослаблению прочности льда на р. Сыня, от 29.03.2021 с ООО «ЕвроГеоПроект» в целях выполнения работ по инженерным изысканиям для разработки проектной документации на строительство объекта «Водоограждающая дамба в с. Овгорт», подрядчиком проводится комплекс инженерных изысканий, также подрядчик проводит археологические изыскания с привлечением ООО «Ямальская археологическая экспертиза». Результаты инженерных изысканий подлежат обязательному прохождению государственной экспертизы, срок получения заключения - 42 рабочих дня. Результаты археологических исследований подлежат прохождению историко-культурной экспертизы в Службе государственной охраны объектов культурного наследия по ЯНАО, срок получения - 45 рабочих дней. Проведение археологических исследований возможно только в бесснежный период. Департаментом проводится подготовительная работа по заключению государственного контракта по разработке проектно-сметной документации по строительству объекта «Водоограждающая дамба в с. Овгорт», для этого направлены запросы коммерческих предложений, на них получены ответы. Проводится работа по перераспределению бюджетных ассигнований окружного бюджета. Сроки проведения конкурсных процедур для заключения государственного контракта от 45 до 60 календарных дней, разработка проектно-сметной документации в среднем занимает 2 месяца, подготовка и согласование в Федеральном агентстве по рыболовству расчета ущерба водным биоресурсам - 2 месяца. Разработка проекта планировки территории и проекта межевания территории, их утверждение администрацией МО Шурышкарский район занимает 2-3 месяца. Разработанная проектно-сметная документация подлежит прохождению оценки воздействия на окружающую среду проектируемого объекта, срок - 2 месяца. После проведения экологической экспертизы необходимо прохождение государственной экспертизы проектно-сметной документации, срок - 42 рабочих дня. В связи с изложенным приступить к реализации проекта возможно не ранее 2022 года. Из экспертного заключения №376-20, полученного департаментом в 2020 году, следует, что предотвратить негативное воздействие вод реки Сыня на территорию села Овгорт возможно только путем строительства противопаводковой дамбы. Сроки, необходимые для строительства капитального объекта, значительно больше, нежели установлены судом для проведения мероприятия по биогенному закреплению, укреплению берегов песчано-гравийной и каменной наброской. Таким образом, Департамент принимает все возможные меры, предусмотренные положениями законодательства, направленные на эффективное исполнение решения.

К частной жалобе и дополнениях к ней Департаментом приложены: копия экспертного заключения ФГБУ «Российский научно-исследовательский институт комплексного использования и охраны водных ресурсов» от 20.10.2020 №376-20 по вопросу целесообразности выполнения мероприятия по предотвращению негативного воздействия вод реки Сыня на территорию села Овгорт Шурышкарского района Ямало-Ненецкого автономного округа путем проведения мероприятия по противопаводковой защите, включающее биогенное закрепление, укрепление берегов песчано-гравийной и каменной наброской на наиболее проблемных участках; копия отчета АО «Сибземпроект» от 12.09.2018 по выполнению работ по подготовке сведений о границах зон затопления, подтопления с. Овгорт Шурышкарского района для внесения их в Единый государственный реестр недвижимости - определение границ зон затопления, подтопления с. Овгорт Шурышкарского района; копия государственного контракта от 08.02.2021 между Департаментом и ИП Чумак С.Г. о выполнении работ по ослаблению прочности льда на реке Сыня (с. Овгорт) с приложением (техническое задание); копия письма Департамента в адрес Заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 31.07.2020 о направлении предложений по формированию расходных обязательств автономного округа на очередной финансовый год и плановый период; копия государственного контракта от 29.03.2021 между Департаментом и ООО «ЕвроГеоПроект» о выполнении работ по инженерным изысканиям для разработки проектной документации на строительство объекта «Водоограждающая дамба в с. Овгорт» с приложением (техническое задание); копии запросов коммерческих предложений Департамента от 03.06.2021 - в адрес ООО «Группа 72», ООО Проектное бюро «Волна», ООО «ЕвроГеоПроект», ООО «ЕГП Групп», ООО «Экотектор»; копии коммерческих предложений ООО «Группа 72» от 11.06.2021, ООО «ПБ Волна» от 11.06.2021, ООО «ЕвроГеоПроект» от 11.06.2021.

В приобщении указанных документов к делу и их исследовании в судебном заседании судьей отказано, так как часть из них, с учетом даты их составления, имелась на момент вынесения обжалуемого определения и Департаментом не указаны уважительные причины непредставления этих документов в суд первой инстанции (ч. 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), часть представленных документов была составлена уже после принятия определения суда от 11.05.2021, а копия государственного контракта от 29.03.2021 между департаментом и ООО «ЕвроГеоПроект» уже приобщена к материалу судом первой инстанции.

Возражений относительно жалобы не поступило.

В соответствии с частью 2 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса РФ настоящая частная жалоба на определение суда первой инстанции рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле.

Исследовав материал, изучив доводы частной жалобы, прихожу к следующему.

Согласно статье 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, являются обязательными для всех без исключения органов власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии со статьей 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявления сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 настоящего Кодекса.

Статья 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя, либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда.

В пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» разъяснено, что при осуществлении судопроизводства суды должны принимать во внимание пункт 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в соответствии с которым каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки. Сроки судебного разбирательства по гражданским делам в смысле пункта 1 статьи 6 Конвенции начинают исчисляться со времени поступления искового заявления, а заканчиваются в момент исполнения судебного акта.

В Определении от 18.04.2006 № 104-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что, несмотря на то, что отсрочка исполнения решения суда предполагает наступление в будущем обстоятельств, способствующих исполнению судебного решения, она отдаляет реальную защиту нарушенных прав или охраняемых законом интересов взыскателя, часто - на неопределенный срок. С учетом этого, основания для отсрочки либо рассрочки исполнения решения должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий.

Согласно пункту 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2008 № 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции» при рассмотрении заявлений об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда с учетом необходимости своевременного и полного исполнения решения или приговора в части имущественного взыскания суду в каждом случае следует тщательно оценивать доказательства, представленные в обоснование просьбы об отсрочке (рассрочке), и материалы исполнительного производства, если исполнительный документ был предъявлен к исполнению.

При этом определение обстоятельств, достаточных для предоставления отсрочки исполнения решения суда, а также срока, на который она может быть предоставлена, является исключительной компетенцией суда.

Необходимость предоставления отсрочки, как и срок, на который она может быть предоставлена, решается судом в каждом конкретном случае, исходя из обеспечения реального и справедливого исполнения вступившего в законную силу судебного постановления, обоснованности доводов заявления о предоставлении рассрочки.

Как следует из представленных материалов, решением Шурышкарского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 19.10.2017, вступившим в законную силу 21.11.2017, удовлетворены исковые требования прокурора Шурышкарского района ЯНАО, на Департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО возложена обязанность в срок до 20.10.2019 провести мероприятия по предотвращению негативного воздействия вод реки Сыня на территории с.Овгорт, а именно мероприятия по противопаводковой защите, включающие биогенное закрепление, укрепление берегов песчано-гравийной и каменной наброской на наиболее проблемных участках, включая проектные работы.

Кроме того, определением Шурышкарского районного суда от 02.07.2019 Департаменту природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа была предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 20.10.2020. Определением Шурышкарского районного суда от 14.08.2020 Департаменту природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 20.10.2021.

Апелляционным определением суда ЯНАО от 01.10.2020 определение Шурышкарского районного суда отменено, Департаменту отказано в предоставлении отсрочки исполнения решения суда. Определением Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 10.12.2020 определение суда ЯНАО оставлено без изменения.

Действующим законодательством не предусмотрен перечень оснований для изменения способа и порядка исполнения судебного акта, поэтому суд в каждом конкретном случае должен с учетом всех обстоятельств дела определять, есть ли действительная необходимость в изменении способа и порядка исполнения судебного акта; изменение способа и порядка исполнения судебного акта является исключительной мерой, применяемой при наличии неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта.

Между тем, таких доказательств суду первой инстанции не представлено.

Отказывая в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения, суд правильно исходил из того, что неисполнение должником решения суда по указанным в нем основаниям, не может быть признано обстоятельством, затрудняющим его исполнение и влекущим изменение способа и порядка исполнения судебного акта.

Доводы заявителя об обратном не могут быть приняты во внимание и явиться основанием для отмены определения суда.

Судом правомерно отклонены доводы Департамента об осуществлении им мероприятий по исполнению судебного решения и невозможности исполнения решения суда в установленный срок по причинам, не зависящим от Департамента, о существенных временных и финансовых затратах.

Перечисленные Департаментом как в заявлении, так и в частной жалобе и дополнениях к ней обстоятельства не могут быть признаны достаточными основаниями для предоставления отсрочки исполнения вступившего в законную силу решения суда.

Как верно указано судом, сама по себе сложность исполнения решения суда, требующего совершения предусмотренных законом и нормативными актами процедурных действий на каждом этапе исполнения, не является безусловным основанием для предоставления отсрочки его исполнения.

Следует учесть и тот факт, что ранее должнику предоставлена отсрочка исполнения решения суда, сроком до 20.10.2020, в период которой, имелась возможность исполнить надлежащим образом решение суда, выполнить противопаводковые мероприятия, рекомендованные экспертным заключением, на которые ссылается заявитель в жалобе.

Необходимо учитывать, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (п. 1 ст. 7 Констиуции Российской Федерации), а непринятие мер по созданию противопаводковой защиты очевидно нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, может повлечь угрозу жизни и здоровью граждан. Поэтому предоставление отсрочки исполнения решения суда на столь значительный срок явно не соответствует интересам взыскателя - населения Шурышкарского района.

Поскольку решение суда с момента вступления в законную силу в 2017 году и до настоящего времени не исполнено, при этом всех необходимых и надлежащих мер к его исполнению Департаментом не предпринимается, то удовлетворение заявления должника о предоставлении отсрочки исполнения решения суда будет противоречить общепризнанному принципу международного права - проведение судебного разбирательства в разумные сроки, которые по смыслу п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, исчисляются со времени поступления искового заявления, а заканчиваются в момент исполнения судебного акта.

Таким образом, постановленное судом определение соответствует принципам соразмерности и пропорциональности, обеспечения баланса прав и законных интересов взыскателей (неопределенного круга лиц) и должника, требованиям разумности и справедливости. Исключительных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда, не установлено.

Следовательно, определение суда является законным и обоснованным и по доводам частной жалобы отмене не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьёй 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа,

ОПРЕДЕЛИЛ:

определение Шурышкарского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11.05.2021 оставить без изменения, частную жалобу - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Судья И.В. Кайгородова