ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 13-48/20 от 10.03.2021 Верховного Суда Республики Мордовия (Республика Мордовия)

Судья Раскин Н.И. № 13-48/2020

Дело № 33-468/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Верховный Суд Республики Мордовия в составе судьи Ганченковой В.А.,

при секретаре Мирской Н.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 10 марта 2021 г. в г. Саранске материал по заявлению администрации Ардатовского муниципального района Республики Мордовия об отсрочке исполнения решения суда по представлению прокурора Ардатовского района Республики Мордовия Еналеева М.А. на определение Ардатовского районного суда Республики Мордовия от 18 декабря 2020 г.,

установил:

решением Ардатовского районного суда Республики Мордовия от 26 ноября 2018 г., вступившим в законную силу 10 января 2019 г., удовлетворены исковые требования прокурора Ардатовского района Республики Мордовия, действующего в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «ЖКХ «Ардатовское» (далее МУП «ЖКХ «Ардатовское») и администрации Ардатовского муниципального района Республики Мордовия об устранении нарушений экологического, санитарно-эпидемиологического и противопожарного законодательства на полигоне твёрдых бытовых отходов, расположенном по адресу: Республика Мордовия, г. Ардатов, юго-восточная окраина, 1790 метров от ориентира ул. Снигирева д. 1а.

На администрацию Ардатовского муниципального района Республики Мордовия возложена обязанность в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить МУП «ЖКХ «Ардатовское» устранение выявленных нарушений экологического, санитарно-эпидемиологического и противопожарного законодательства на полигоне твёрдых бытовых отходов (далее ТБО), расположенном по адресу: Республика Мордовия, г. Ардатов, юго-восточная окраина, 1790 метров от ориентира ул. Снигирева д. 1а, путём выполнения следующих работ и мероприятий:

- забетонировать или асфальтировать полностью территорию хозяйственной зоны и оградить её легким ограждением;

- применять дезраствор в контрольно-дезинфицирующей установке для обработки ходовой части мусоровозов;

- обеспечить подъезды для автотранспорта к сооружениям по контролю качества грунтовых и поверхностных вод, а также ёмкости для водоотлива или откачки воды перед взятием проб;

- в соответствии с требованиями инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твёрдых бытовых отходов (утверждённой Минстроем России 2 ноября 1996 г.), выполнить на полигоне ТБО складирование, уплотнение и промежуточную изоляцию поступивших отходов;

- принять меры по недопущению самовозгорания ТБО, путём сооружения на территории полигона ТБО сборного железобетонного резервуара или пруда для пожаротушения ёмкостью не менее 50 куб.м (с учётом расхода воды на наружное пожаротушение не менее 10 л/с);

- на дверях служебных помещений (в хозяйственной зоне полигона ТБО) нанести обозначения их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

- обучить мерам пожарной безопасности лиц, допущенных к работе на полигоне ТБО;

- в служебных помещениях полигона ТБО нанести знаки пожарной безопасности, предусмотренные ГОСТ Р 12.2.143-2009;

- обеспечить территорию полигона и служебное помещение первичными средствами пожаротушения, согласно требованиям раздела XIX Правил противопожарного режима в РФ;

- установить предтопочный лист размером 0.5 x 0.7 метров у печи в служебном помещении;

- на служебных помещениях полигона ТБО нанести указатели направления движения к источникам противопожарного водоснабжения, с чётко нанесёнными цифрами расстояния до их месторасположения;

- обеспечить радиационный, дозиметрический контроль по приёму отходов на полигон ТБО, разработать соответствующую инструкцию;

- обеспечить производственный контроль полигона ТБО, в части контроля состояния атмосферного воздуха и почв в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона, в том числе отобрать и исследовать пробы грунтовых и поверхностных вод на гельминтологические и бактериологические показатели.

Определением Ардатовского районного суда Республики Мордовия от 21 ноября 2019 г. по заявлению администрации Ардатовского муниципального района Республики Мордовия предоставлена отсрочка исполнения решения Ардатовского районного суда Республики Мордовия от 26 ноября 2018 г. до 31 декабря 2020 г.

11 декабря 2020 г. администрация Ардатовского муниципального района Республики Мордовия обратилась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения вышеуказанного решения сроком до 31 декабря 2021 г.

В обоснование заявления указано, что в целях устранения нарушений экологического, санитарно-эпидемиологического и противопожарного законодательства на полигоне ТБО были выполнены ряд работ и мероприятий, указанных в решении суда. В настоящее время необходимо выполнить следующие мероприятия: забетонировать или асфальтировать полностью территорию хозяйственной зоны и оградить её легким ограждением; обеспечить подъезды для автотранспорта к сооружениям по контролю качества грунтовых и поверхностных вод, а также ёмкости для водоотлива или откачки воды перед взятием проб. Для выполнения названных мероприятий необходимо около 5 000 000 рублей.

Своевременно исполнить решение не представилось возможным, поскольку бюджет на 2020 год является дефицитным и выделение дополнительных средств бюджета на исполнение решения невозможно.

Кроме того, в связи с тяжёлым финансовым положением в Республике Мордовия между Министерством финансов Республики Мордовия и администрацией Ардатовского муниципального района было подписано соглашение от 31 мая 2019 г. о реструктуризации задолженности Ардатовского муниципального района Республики Мордовия по бюджетным кредитам, предоставленным из республиканского бюджета Республики Мордовия, в котором администрация Ардатовского муниципального района приняла на себя обязательство исполнять запрет на финансовое обеспечение за счёт средств местного бюджета капитальных вложений в объекты муниципальной собственности (в том числе в форме субсидий и иных межбюджетных трансфертов). Следовательно, администрация района на основании вышеуказанного соглашения не имеет возможности проводить расходы на капитальные вложения.

Также администрацией Ардатовского муниципального района проведена работа по подготовке смет расходов в 2019 году по видам работ, необходимым для исполнения решения суда. Администрация Ардатовского муниципального района, а также МУП «ЖКХ «Ардатовское» неоднократно обращались в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Мордовия о выделении денежных средств, так как в муниципальном бюджете отсутствуют денежные средства.

Определением Ардатовского районного суда Республики Мордовия от 18 декабря 2020 г. заявление администрации Ардатовского муниципального района Республики Мордовия удовлетворено.

Прокурором Ардатовского района Республики Мордовия Еналеевым М.А. принесено представление на вышеназванное определение, в котором просит его отменить и принять новое определение об отказе в удовлетворении заявления. Указывает, что проведённой прокуратурой проверкой установлено, что решение суда длительное время не исполняется по мнимым причинам. До настоящего времени ответчиками беспричинно не выполнены следующие работы и мероприятия на полигоне ТБО: не забетонирована или асфальтирована полностью территория хозяйственной зоны и не ограждена лёгким ограждением; не обеспечены подъезды для автотранспорта к сооружениям по контролю качества грунтовых и поверхностных вод, а также ёмкости для водоотлива или откачки воды перед взятием проб; в соответствии с требованиями инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для ТБО на полигоне ТБО не выполняются мероприятия по складированию, уплотнению и промежуточная изоляция поступивших на полигон отходов; не приняты меры по недопущению самовозгорания ТБО путём сооружения на территории полигона ТБО сборного железобетонного резервуара или пруда для пожаротушения ёмкостью не менее 50 куб.м (с учётом расхода воды на наружное пожаротушение не менее 10 л/с); не обеспечен производственный контроль полигона ТБО в части контроля за состоянием атмосферного воздуха и почв в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона, в том числе путём отбора и исследования проб грунтовых и поверхностных вод на гельминтологические и бактериологические показатели. Ответчик безосновательно указал, что иные работы и мероприятия, помимо поименованных в заявлении, им выполнены, чем ввёл суд в заблуждение.

Кроме того в представлении указано, что суд принял решение о предоставлении отсрочки основываясь лишь на представленных ответчиком документах. Каких-либо доказательств, подтверждающих, что перечисленные в решении суда работы отнесены к капитальным вложениям, не представлено, в связи с чем суд необоснованно руководствовался положениями постановления Правительства Российской Федерации от 24 октября 2018 г. № 1268 «Об утверждении общих требований к установлению случаев и условий продления срока исполнения бюджетной меры принуждения», которым наложен запрет на финансовое обеспечение за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности. Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия не обязано выделять какие-либо средства, связанные с эксплуатацией полигона ТБО, так как МУП «ЖКХ «Ардатовское» является коммерческой организацией, самостоятельно отвечающей по своим обязательствам, а органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются имеющимся у них имуществом. Выделение какой-либо финансовой поддержки является правом, а не обязанностью названного Министерства. Региональным оператором по обращению с отходами на территории Республики Мордовия является общество с ограниченной ответственностью «РЕМОНДИС Саранск», которое несёт обязанность по обращению с ТКО. Судом не дана должная оценка определению суда о предоставлении отсрочки исполнения решения суда на срок до 31 декабря 2020 г. Кроме того ответчиком не выполнен и ряд других мероприятий, которые не требуют значительных финансовых затрат, что свидетельствует о настойчивом длительном нежелании ответчика исполнить решение суда. После возбуждения исполнительного производства ответчики по мнимым и надуманным основаниям уклоняются от исполнения судебного решения. Оснований полагать, что в случае предоставления отсрочки финансовое состояние должника улучшится настолько, что позволит ему полностью исполнить судебный акт, нет. Решение суда затрагивает интересы неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду. В прокуратуру вновь поступило обращение жителей г. Ардатов о нарушении их прав длительным неисполнением судебного акта. Кроме того у ответчика имелась и имеется возможность исполнить решение суда иным способом, прекратив эксплуатацию (использование) полигона ТБО.

В возражениях, поданных на представление прокурора, глава Ардатовского муниципального района Республики Мордовия Антипов А.Н. просил оспариваемое определение суда оставить без изменения, представление прокурора – без удовлетворения.

В соответствии с положениями части 3 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обжалуемое определение суда не относится к числу определений суда первой инстанции, частные жалобы на которые рассматриваются с извещением лиц, участвующих в деле.

Суд апелляционной инстанции, оценив характер и сложность разрешаемого процессуального вопроса, приходит к выводу о возможности рассмотрения частной жалобы без извещения лиц, участвующих в деле.

Проверив законность и обоснованность определения суда, обсудив доводы представления, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Вступившие в законную силу судебные постановления, как установлено частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с положениями статьи 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присуждённых денежных сумм. Такие заявление сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

Аналогичные положения содержатся в части 1 статьи 37 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Как разъяснено в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», по смыслу положений статьи 37 Закона об исполнительном производстве, статьи 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учётом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки. При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок (абзацы первый, второй и третий).

Из приведённых нормативных положений в их системной взаимосвязи, разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению, следует, что по заявлению лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя суд вправе решить вопрос об отсрочке исполнения решения при наличии установленных законом оснований и исходя из совокупности представленных сторонами доказательств с учётом принципов равноправия и состязательности сторон, а также принципа справедливости судебного разбирательства. Основанием для отсрочки или рассрочки исполнения решения являются неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, которые носят исключительный характер, свидетельствуют о невозможности или крайней затруднительности исполнения решения суда. К числу указанных обстоятельств могут быть отнесены в том числе тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки. Суд при рассмотрении заявлений лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда в каждом конкретном случае должен установить наличие или отсутствие таких обстоятельств, препятствующих исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. При этом суд обязан оценить все представленные должником доводы о необходимости отсрочки или рассрочки исполнения решения суда, возражения взыскателя относительно этой отсрочки или рассрочки по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, и исчерпывающим образом мотивировать свои выводы по данному вопросу в определении суда.

Таким образом, вопрос о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения решения суда разрешается судом не произвольно, а с учётом необходимости обеспечения баланса прав и законных интересов взыскателей и должников, соблюдения гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, требований справедливости и соразмерности.

Удовлетворяя заявление администрации Ардатовского муниципального района Республики Мордовия и предоставляя отсрочку исполнения решения суда на срок до 31 декабря 2021 г., суд первой инстанции исходил из того, что заявителем принимались меры к исполнению требований исполнительных документов, выданных по решению суда, но в связи с недостаточностью финансовых средств, необходимых для этих целей, требования были выполнены не в полном объёме, что расценено судом как исключительные обстоятельства, возникшие не по вине должника и свидетельствующие о крайней затруднительности исполнения решения суда.

С данными выводами суд апелляционной инстанции согласиться не может, поскольку они сделаны при неправильном применении процессуальных норм, без учёта фактических обстоятельств дела, находя заслуживающими внимания доводы представления прокурора.

Как следует из материалов дела вышеуказанное решение Ардатовского районного суда Республики Мордовия от 26 ноября 2018 г. вступило в законную силу 10 января 2019 г. (л.д. 5-11).

На основании указанного решения судом выдан исполнительный лист серии ФС № 029375258.

16 октября 2019 г. судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по Ардатовскому и Атяшевскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия на основании указанного листа в отношении должника администрации Ардатовского муниципального района Республики Мордовия возбуждено исполнительное производство № 35042/19/13001-ИП (л.д. 37-38).

Определением Ардатовского районного суда Республики Мордовия от 21 ноября 2019 г. по заявлению администрации Ардатовского муниципального района Республики Мордовия предоставлена отсрочка исполнения решения Ардатовского районного суда Республики Мордовия от 26 ноября 2018 г. до 31 декабря 2020 г. (л.д. 12-14).

Основанием для предоставления отсрочки послужило отсутствие у администрации Ардатовского муниципального района Республики Мордовия собственных финансовых средств на выполнение мероприятий, указанных в решении суда и необходимость привлечения средств республиканского бюджета.

Определением Ардатовского районного суда Республики Мордовия от 13 декабря 2019 г. по заявлению МУП «ЖКХ «Ардатовское» предоставлена рассрочка исполнения решения Ардатовского районного суда Республики Мордовия от 26 ноября 2018 г. до 31 декабря 2020 г.

Исполнение решения от 26 ноября 2028 г. рассрочено на срок, включающий три этапа:

1) 8-10-й месяц 2020 года – бетонирование или асфальтирование полностью территории хозяйственной зоны и ограждении её легким ограждением;

2) 7-9-й месяц 2020 года – обеспечение подъезда для автотранспорта к сооружениям по контролю качества грунтовых и поверхностных вод, а также ёмкости для водоотлива или откачки воды перед взятием проб;

3) 1-12-й месяц 2020 года – обеспечение радиационного дозиметрического контроля по приёму отходов на полигон ТБО, разработка соответствующей инструкции.

Из сообщения администрации Ардатовского муниципального района Республики Мордовия от 25 сентября 2020 г., адресованного в службу судебных приставов следует, что третий пункт требований определения суда выполнен в полном объёме, кроме того установлен резервуар для пожаротушения ёмкостью 5 куб.м. Также на дверях служебных помещений (в хозяйственной зоне полигона ТБО) нанесены обозначения их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7, 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Первые два пункта определения не исполнены ввиду отсутствия денежных средств (л.д. 39-40).

Требования исполнительного документа на момент рассмотрения заявления в полном объёме исполнены не были.

В обоснование настоящего заявления о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта администрация Ардатовского муниципального района Республики Мордовия вновь ссылается на отсутствие в муниципальном бюджете средств, необходимых для исполнения решения суда в полном объёме.

Так, из соглашения о реструктуризации задолженности Ардатовского муниципального района Республики Мордовия по бюджетным кредитам, предоставленным из республиканского бюджета Республики Мордовия от 31 мая 2019 г. и дополнительного соглашения № 1 от 31 июля 2019 г., заключённых между Министерством финансов Республики Мордовия и администрацией Ардатовского муниципального района Республики Мордовия, следует, что администрация Ардатовского муниципального района Республики Мордовия приняла на себя обязательство исполнять запрет на финансовое обеспечение за счёт средств местного бюджета капитальных вложений в объекты муниципальной собственности (в том числе в форме субсидий и иных межбюджетных трансфертов) (л.д. 15-24).

Согласно решению Совета депутатов Ардатовского муниципального района Республики Мордовия от 26 декабря 2019 г. № 145 «О бюджете Ардатовского муниципального района на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» бюджет на 2020 год является дефицитным (л.д. 25).

8 апреля 2020 г. и 2 ноября 2020 г. администрацией Ардатовского муниципального района Республики Мордовия заместителю Председателя Правительства – Министру жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия были направлены письма о выделении денежных средств на приведение полигона ТБО в соответствии с экологическим, санитарно-эпидемиологическим и противопожарным законодательством (л.д. 27, 28-29).

Аналогичные письма заместителю Председателя Правительства – Министру жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия были направлены 4 июня 2020 г., 4 сентября 2020 г., 16 ноября 2020 г. и МУП «ЖКХ «Ардатовское» (л.д. 30, 31, 32).

Вместе с тем, по мнению суда апелляционной инстанции, указанные обстоятельства, на которые ссылается заявитель, не могут служить достаточным основанием для предоставления отсрочки исполнения решения суда от 26 ноября 2018 г., вступившего в законную силу 10 января 2019 г. и которое должно быть исполнено до октября 2019 года.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 18 апреля 2006 г. № 104-О, основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьёзных препятствиях к совершению исполнительных действий.

Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учётом того, что в силу статей 15 (часть 4), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации и, исходя из общеправового принципа справедливости, исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников.

В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» с учётом положения пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод разъяснено, что каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки, а исполнение судебного решения рассматривается как составляющая судебного разбирательства. С учётом этого, при рассмотрении вопросов об отсрочке, рассрочке, изменении способа и порядка исполнения судебных решений, а также при рассмотрении жалоб на действия судебных приставов-исполнителей суды должны принимать во внимание необходимость соблюдения требований Конвенции об исполнении судебных решений в разумные сроки.

Длительное неисполнение решения суда снижает его эффективность, что противоречит общим принципам правосудия. Конечная цель судопроизводства в таком случае не будет достигнута.

Удовлетворяя заявление администрации о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 26 ноября 2018 г. до 31 декабря 2021 г., суд первой инстанции счёл доказанными заявленные исключительные обстоятельства, затрудняющие исполнение решения суда.

Вместе с тем, принимая во внимание, что после вступления в законную силу решения суда и истечения установленного судом срока для его исполнения заявитель добровольно не исполнил возложенную на него судом обязанность устранить нарушения экологического, санитарно-эпидемиологического и противопожарного законодательства на полигоне ТБО, суд не учёл, что предоставление отсрочки исполнения решения суда ещё на один год в данном случае не соответствует правовым принципам, не обеспечивает баланс интересов сторон, нарушает права граждан, гарантированные Конституцией Российской Федерации на благоприятную окружающую среду, а также противоречит принципу разумного срока исполнения судебных актов.

Право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, является конституционным правом, и его реализация не может быть отсрочена по основаниям, изложенным в заявлении администрации Ардатовского муниципального района Республики Мордовия.

Разрешая вопрос об отсрочке исполнения решения суда, суд апелляционной инстанции также исходит из того, что при рассмотрении вопроса об отсрочке исполнения судебного решения необходимо учитывать не только интересы должника, но и интересы взыскателя, в противном случае рассрочка исполнения судебного решения может стать инструментом затягивания его реального исполнения, что будет противоречить не только общим целям правосудия и исполнительного производства, но и нарушать права граждан, гарантированные Конституцией Российской Федерации.

Указанные администрацией в заявлении о предоставлении отсрочки исполнения решения суда обстоятельства, при наличии вступившего в законную силу решения суда, не могут иметь приоритетного значения перед восстановлением законных прав неопределённого круга лиц.

Само по себе отсутствие в бюджете Ардатовского муниципального района Республики Мордовия денежных средств и материально-технической базы для выполнения мероприятий для приведения полигона ТБО в надлежащее состояние, с учётом особенностей бюджетного планирования не является основанием для предоставления отсрочки и для освобождения ответчика от гражданско-правовой ответственности за санитарно-эпидемиологические и экологические нарушения. При том, что судебное решение вступило в законную силу два года назад.

Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности.

Данные обстоятельства, вопреки выводам суда первой инстанции, не могут расцениваться как объективные обстоятельства, препятствующие исполнению решения суда, и служить безусловным основанием отсрочки исполнения судебного решения. Должник в любом случае должен принимать надлежащие меры для исполнения обязанностей, возложенных на него решением суда, учитывать в своей деятельности необходимость финансирования исполнения таких обязанностей.

В силу действующего законодательства отсрочка исполнения решения суда предполагает изменение срока его исполнения и переноса на более поздний срок по сравнению с установленным, поэтому может быть предоставлена только при наличии исключительных обстоятельств, которых в данном деле не установлено.

Кроме того заявителем не представлены доказательства, что по истечении заявленного срока, исполнение решения суда станет возможным.

Изложенные заявителем в заявлении доводы с очевидностью свидетельствует о том, что обстоятельства, которые указаны ответчиком в качестве основания для предоставления отсрочки исполнения решения, не отпадут до вышеуказанной даты. Бюджет Ардатовского муниципального района Республики Мордовия и на 2021 и на 2022 годы является дефицитным. За период, на который ранее предоставлялась отсрочка, решение суда не исполнено.

Заявленная отсрочка исполнения решения суда направлена на безосновательное затягивание срока его исполнения, влечёт нарушение прав неопределённого круга лиц, а не восстановление нарушенного права.

Ссылку суда первой инстанции на подпункт «г» пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 24 октября 2018 г. № 1268 «Об утверждении общих требований к установлению случаев и условий продления срока исполнения бюджетной меры принуждения», предусматривающий применение обязательства в отношении муниципального образования в виде запрета на финансовое обеспечение за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности (в том числе в форме субсидий и иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам), суд апелляционной инстанции находит неправомерной, поскольку отсутствуют доказательства, подтверждающие, что перечисленные в решении суда работы отнесены к капитальным вложениям.

Оснований полагать, что отказ в предоставлении отсрочки будет противоречить общественным интересам, нет, учитывая, что решение, об отсрочке исполнения которого просит ответчик, направлено на защиту права неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду.

При таких обстоятельствах, установив факт неисполнения судебного решения с января 2019 года, ранее предоставленную отсрочку до 31 декабря 2020 г., учитывая интересы не только должника, но и взыскателя (неопределённого круга лиц), фактические обстоятельства дела, а также, принимая во внимание отсутствие доказательств, свидетельствующих о совершении должником эффективных действий, направленных на исполнение решения суда, а также того, что по истечении заявленного срока, исполнение решения суда станет возможным, определение суда первой инстанции нельзя признать правомерным, поэтому оно подлежит отмене, как постановленное с нарушением норм процессуального закона с разрешением вопроса по существу об отказе в удовлетворении заявления администрации Ардатовского муниципального района Республики Мордовия о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 26 ноября 2018 г.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Республики Мордовия

определил:

определение Ардатовского районного суда Республики Мордовия от 18 декабря 2020 г. отменить.

В удовлетворении заявления администрации Ардатовского муниципального района Республики Мордовия об отсрочке исполнения решения Ардатовского районного суда Республики Мордовия от 26 ноября 2018 г. по гражданскому делу № 2-685/2018 по иску прокурора Ардатовского района Республики Мордовия, действующего в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «ЖКХ «Ардатовское» и администрации Ардатовского муниципального района Республики Мордовия об устранении нарушений экологического, санитарно-эпидемиологического и противопожарного законодательства на полигоне твёрдых бытовых отходов, расположенном по адресу: Республика Мордовия, г. Ардатов, юго-восточная окраина, 1790 метров от ориентира ул. Снигирева д. 1а до 31 декабря 2021 г. отказать.

Судья Верховного Суда

Республики Мордовия В.А. Ганченкова

Мотивированное апелляционное определение составлено 10 марта 2021 г.

Судья Верховного Суда

Республики Мордовия В.А. Ганченкова