Судья Камынина С.В. Дело № 33-1218/2020
№ 13-62/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 апреля 2020 года
Апелляционная инстанция Томского областного суда в составе:
председательствующего Жолудевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске частную жалобу представителя Департамента по вопросам семьи и детей Томской области Паздериной Натальи Николаевны на определение Томского районного суда Томской области от 28.01.2020 об отказе в предоставлении отсрочки исполнения решения суда,
установила:
решением Томского районного суда Томской области от 27.12.2018 удовлетворен иск прокурора Томского района Томской области, на Областное государственное бюджетное учреждение «Центр детского и семейного отдыха «Здоровье», Томскую область в лице Департамента по вопросам семьи и детей Томской области возложена обязанность в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности.
14.01.2020 Департамент по вопросам семьи и детей Томской области обратился в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 27.12.2018 сроком до 31.12.2020.
Определением Томского районного суда Томской области от 28.01.2020 в удовлетворении заявления Департамента по вопросам семьи и детей Томской области отказано.
В частной жалобе представитель Департамента Паздерина Н.Н просит определение отменить, разрешить вопрос по существу, предоставив отсрочку исполнения решения суда до 31.12.2020.
В обоснование жалобы указано, что большая часть нарушений законодательства о пожарной безопасности, установленных решением суда от 27.12.2018, устранена, вместе с тем, часть их них, требует значительных временных затрат в связи с проведением капитального ремонта зданий.
Капитальный ремонт указанного в решении имущества может быть осуществлен только в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В связи с чем, Департаменту необходим значительный временной период для заключения договоров на разработку проектно-сметной документации, получения положительных заключений проверки достоверности определения сметной стоимости, получения бюджетных ассигнований, проведения конкурсных процедур для заключения контракта с подрядчиком на выполнение работ по капитальному ремонту.
В 2019 году Департамент заключил договоры на изготовление проектно-сметной документации по всем строениям ОГБУ «Центра детского и семейного отдыха «Здоровье». Проектная документация подготовлена и направлена в ОГКУ «Облстройзаказчик» для рассмотрения ее на соответствие Техническим заданиям, ориентировочный срок завершения указанной проверки – конец февраля - март 2020 года.
После получения положительных заключений будут проведены конкурсные процедуры для определения подрядчика, с которым будет заключен контракт на проведение капитального ремонта ОГБУ ЦД и СО «Здоровье».
Срок проведения указанных процедур составляет 1,5 месяца. Выполнение монтажных работ подрядчиком требует значительных временных затрат, в связи с чем контракт с ним будет заключен на срок до декабря 2020 года.
На основании ч. 3 ст. 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации частная жалоба рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле.
Информация о времени и месте рассмотрения частной жалобы размещена на официальном сайте Томского областного суда в информационно-коммуникационной системе Интернет.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого определения по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции оснований для отмены обжалуемого судебного акта не находит.
Согласно ст. 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу.
В соответствии со ст. 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения. Такое заявление сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматривается в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 настоящего Кодекса.
В силу ст. 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить исполнение решения суда.
Вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, согласно ч. 1 и 2 ст. 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Эти требования корреспондируют ст. 2 Международного пакта о гражданских и политических правах, провозгласившей обязанность государства обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективные средства правовой защиты, а также п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в его интерпретации Европейским Судом по правам человека, в силу ст. 15 (ч. 4) Конституции Российской Федерации являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации.
Поскольку отсрочка исполнения решения суда предполагает наступление в будущем обстоятельств, способствующих исполнению судебного решения, она отдаляет реальную защиту нарушенных прав или охраняемых законом интересов взыскателя, то основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий.
Как следует из материалов дела, решением Томского районного суда Томской области от 27.12.2018 удовлетворен иск прокурора Томского района Томской области, предъявленный к ОГБУ «Центр детского и семейного отдыха «Здоровье», Томской области в лице Департамента по вопросам семьи и детей Томской области о понуждении к совершению действий, на Департамент возложена обязанность в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить следующие нарушения законодательства о пожарной безопасности: оборудовать кабинет заместителя директора дымовыми пожарными извещателями, выполнение монтажных работ обеспечить в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке; оборудовать помещение актового зала вытяжной противодымной вентиляцией; привести в соответствие с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности покрытие полов в актовом зале и игровой комнате, применить строительные материалы с классом пожарной опасности не более чем КМ2 (Г1, В2, Д2, Т2, РП1); в актовом зале обеспечить обработку деревянных конструкций сценической коробки, горючих декораций, сценического оформления огнезащитным составом с составлением акта с указанием даты пропитки и срока ее действия в зданиях: спального корпуса № 1 (кадастровый номер: 70:14:0100040:1212), спального корпуса № 2 (кадастровый номер: 70:14:0100040:1234), спального корпуса № 3 (кадастровый номер: 70:14:0100040:1205), спального корпуса № 4 (кадастровый номер: 70:14:0100040:1223); оборудовать помещения встроенных шкафов, сообщающихся с коридорами, коридоры здания спального корпуса № 2 дымовыми пожарными извещателями, выполнение монтажных работ обеспечить в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке; обеспечить монтаж точечных дымовых пожарных извещателей в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке; привести в соответствие с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности кабели и провода установки автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, установить кабели и провода способом, обеспечивающим работоспособность кабельных линий и электропроводки в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и эвакуации людей в безопасную зону, в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке; привести в соответствие с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности количество, расстановку, мощность звуковых и речевых пожарных оповещателей; привести в соответствие с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности расстановку световых пожарных оповещателей «Выход» на вторых этажах; обеспечить ширину эвакуационных выходов, ведущих на наружные лестницы, в свету не менее 0,8 м; привести в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности отделку стен и потолков на путях эвакуации в коридорах и тамбурах первого и второго этаже, ведущих непосредственно наружу, применить строительные материалы с классом пожарной опасности не более чем КМ1 (Г1, В1, Д2, Т2, РП1); обеспечить требуемый предел огнестойкости строительных конструкций лестничных клеток (косоуров маршей внутренних лестниц), применить огнезащиту, обеспечивающую требуемый предел огнестойкости R60; привести в соответствие с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности покрытие полов, потолков, стен в спальных помещениях, применить строительные материалы с классом пожарной опасности не более чем КМ2 (Г1, В2, Д2, Т2, РП1); привести в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности расположение вводного электрощита в здании спального корпуса № 2; установить отвечающее требованиям ГОСТ 12.4.026-2015 эвакуационные знаки пожарной безопасности, указывающие направление движения на путях эвакуации (лестничных клетках, холлах, коридорах и т.п.); обеспечить обозначение знаками пожарной безопасности, соответствующими требованиям ГОСТ 12.4.026-2015, огнетушителей, пожарных кранов, кнопок включения установок пожарной автоматики, звуковых оповещателей пожарной тревоги.
Решение суда вступило в законную силу 12.02.2019, по делу выдан исполнительный лист серии ФС № 031307257, возбуждено исполнительное производство.
Определением Томского районного суда Томской области от 16.10.2019 удовлетворено заявление Департамента по вопросам семьи и детей Томской области, предоставлена отсрочка исполнения указанного решения суда на срок до 30.01.2020.
На момент обращения в суд должником не устранены следующие нарушения пожарной безопасности: не оборудовано помещение актового зала вытяжной противодымной вентиляцией; не приведено в соответствие с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности покрытие полов в актовом зале и игровой комнате, не применены строительные материалы с классом пожарной безопасности не более чем КМ2 (Г1,В2, Д2, Т2, РП1); не обеспечена ширина эвакуационных выходов, ведущих на наружные лестницы; не обеспечен требуемый предел огнестойкости строительных конструкций лестничных клеток (косоуров маршей внутренних лестниц), не применена огнезащита, обеспечивающая требуемый предел огнестойкости R 60; не приведены в соответствие с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности покрытие полов, потолков, стен в спальных помещениях, не применены строительные материалы с классом пожарной опасности не более чем КМ 2 (Г1, В2, Д2, Т2, РП1).
Также в материалы дела должником представлены:
- государственный контракт № 2.2019 на выполнение обмерных работ, на инструментальное обследование строительных конструкций, разработку проектной документации по объекту: «Капитальный ремонт здания спального корпуса № 1 ОГБУ «Центр детского и семейного отдыха «Здоровье», расположенного по адресу: Томская область, Томский район, окрестность с. Калтай, строение № 2 от 24.06.2019;
- государственный контракт № 3.2019 на выполнение обмерных работ, на инструментальное обследование строительных конструкций, разработку проектной документации по объекту: «Капитальный ремонт здания спального корпуса № 3 ОГБУ «Центр детского и семейного отдыха «Здоровье», расположенного по адресу: Томская область, Томский район, окрестность с. Калтай, строение № 4 от 26.06.2019;
- государственный контракт № 4.2019 на выполнение обмерных работ, на инструментальное обследование строительных конструкций, разработку проектной документации по объекту: «Капитальный ремонт здания спального корпуса № 2 ОГБУ «Центр детского и семейного отдыха «Здоровье», расположенного по адресу: Томская область, Томский район, окрестность с. Калтай, строение № 3 от 26.06.2019;
- государственный контракт № 5.2019 на выполнение обмерных работ, на инструментальное обследование строительных конструкций, разработку проектной документации по объекту: «Капитальный ремонт здания спального корпуса № 2 ОГБУ «Центр детского и семейного отдыха «Здоровье», расположенного по адресу: Томская область, Томский район, окрестность с. Калтай, строение № 5 от 26.06.2019;
- государственный контракт № 10.2019 на выполнение обмерных работ, разработке проектной документации по объекту: «Капитальный ремонт здания гостиницы ОГБУ «Центр детского и семейного отдыха «Здоровье», расположенного по адресу: Томская область, Томский район, окрестность с. Калтай, строение № 6 от 24.06.2019;
- государственный контракт № 13.2019 на выполнение инженерных изысканий, обмерных работ, инструментальное обследование строительных конструкций, разработку проектной документации по объекту: «Капитальный ремонт здания Клуба-столовой ОГБУ «Центр детского и семейного отдыха «Здоровье», расположенного по адресу: Томская область, Томский район, окрестность с. Калтай, строение № 1 от 11.07.2019.
Срок работ по указанным контрактам: ноябрь-декабрь 2019 года.
Отказывая должнику в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки, суд первой инстанции исходил из того, что им не представлены доказательства наличия исключительных обстоятельств, препятствующих исполнению решения суда в установленный срок, принятии им всех необходимых и возможных мер к добросовестному исполнению решения суда.
Оснований не соглашаться с выводами суда не имеется, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела и соответствуют закону.
В силу ст. 15 (ч. 4), 17 (ч. 3), 19 (ч. 1, 2) и 55 (ч. 1, 3) Конституции Российской Федерации и, исходя из общеправового принципа справедливости, исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что учредителем ОГБУ «Центр детского и семейного отдыха «Здоровье» является Департамент по вопросам семьи и детей Томской области (т.1 л.д.59).
ОГБУ «Центр детского и семейного отдыха «Здоровье» занимается следующими видами деятельности: санаторно-курортной, зрелищно-развлекательной ипредоставлением мест для временного проживания.
Следовательно, в помещениях указанного учреждения постоянно находятся граждане, в том числе несовершеннолетние.
Несоблюдение администрацией ОГБУ «Центр детского и семейного отдыха «Здоровье» мер противопожарной безопасности свидетельствует о нарушении прав и интересов неопределенного круга лиц, наличии реальной угрозы их жизни, здоровью и имуществу.
Поскольку заявленные требования направлены в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц в целях предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что повторное предоставление отсрочки исполнения судебного решения влечет существенное нарушение баланса интересов сторон.
Доводы, по которым должник повторно ходатайствует о предоставлении отсрочки исполнения решения, аналогичны тем, которые были заявлены ранее. Причины, по которым стало не возможно проведение капитального ремонта помещения и исполнение решения суда в срок до 31.01.2020, заявителем не приведены и не мотивированы.
Кроме того, доказательства тому, что проектная документация направлена Департаментом для рассмотрения в ОГКУ «Облстройзаказчик» на соответствие ее техническим заданиям не представлены.
Приведенные должником обстоятельства с достоверностью не подтверждают факт того, что решение суда не могло быть исполнено в установленные законом сроки.
То обстоятельство, что в 2021 году в бюджете Томской области на капитальный ремонт учреждения предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 162,5 млн.руб., а в 2020 году – 100 млн.руб., не может расцениваться как безусловное основание для предоставления отсрочки, поскольку обязанность по исполнению вступившего в законную силу судебного постановления не может быть поставлена в зависимость от его наличия.
Кроме того, в п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» разъяснено, что при осуществлении судопроизводства суды должны принимать во внимание, что в силу п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки.
Сроки судебного разбирательства по гражданскому делу в смысле п. 1 ст. 6 Конвенции начинают исчисляться со времени поступления искового заявления, а заканчиваются в момент исполнения судебного акта.
Таким образом, по смыслу ст. 6 Конвенции исполнение судебного решения рассматривается как составляющая судебного разбирательства. С учетом этого при рассмотрении вопросов об отсрочке, рассрочке, изменении способа и порядка исполнения судебных решений, а также при рассмотрении жалоб на действия судебных приставов-исполнителей должно приниматься во внимание необходимость соблюдения требований Конвенции об исполнении судебных решений в разумные сроки.
Обжалуемое определение отвечает требованиям приведенных положений закона.
Учитывая высокую значимость разрешенного судом спора, принимая во внимание фактические обстоятельства дела, срок, на который ранее ответчику предоставлялась отсрочка, а также то, что неисполнение судебного решения создает угрозу жизни, здоровью и имуществу неопределенного круга лиц судебная инстанция не находит оснований для отмены определения суда, постановленного в соответствии с законом.
Приведенные в обоснование заявления доводы о невозможности исполнения решения суда в установленные сроки не подкреплены достаточными доказательствами, а представленные в суд документы не свидетельствуют о наличии исключительных обстоятельств, серьезных препятствий, которые могут послужить основанием для предоставления отсрочки исполнения решения суда.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 329, п. 1 ст. 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
определил:
определение судьи Томского районного суда Томской области от 28.01.2020 оставить без изменения, частную жалобу представителя Департамента по вопросам семьи и детей Томской области Паздериной Натальи Николаевны – без удовлетворения.
Председательствующий