Дело № 13-83/2020 судья Шалыгин А.А. 2020 год
(33-3106/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 сентября 2020 года г. Тверь
Тверской областной суд в составе:
председательствующего судьи Солдатовой Ю.Ю.,
при секретаре судебного заседания Дубининой Р.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Тверского областного суда дело по представлению и.о. прокурора Старицкого района Тверской области на определение Старицкого районного суда Тверской области от 24 июля 2020 года, которым постановлено:
«Заявление Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Тверской технологический колледж» удовлетворить.
Отсрочить исполнение решения Старицкого районного суда Тверской области от 06 февраля 2019 г. по гражданскому делу №:
в части возложения на Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Тверской технологический колледж» обязанности по оборудованию (возведению) ограждения территории филиала г. Старица по адресу: <адрес>, по границе земельного участка с кадастровым номером № - до 31 декабря 2021 г.;
в части возложения на Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Тверской технологический колледж» обязанности по оборудованию здания учебного и общественно-бытового корпуса филиала г. Старица по адресу: <адрес> системой видеонаблюдения - до 1 декабря 2020 г.»
установил:
ГБП ОУ «Тверской технологический колледж» обратилось в суд с заявлением, в котором просит отсрочить исполнение решения Старицкого районного суда Тверской области от 06 февраля 2019 года по гражданскому делу №.
В обоснование заявленных требований указано, что ГБП ОУ «Тверской технологический колледж» является бюджетным учреждением. До января 2020 года главным распорядителем бюджетных средств Учреждения являлось Министерство образования Тверской области, с января 2020 года полномочия учредителя осуществляет Министерство строительства Тверской области, оно же решает вопросы финансирования. Министерством образования Тверской области планировалось выделение денежных средств в 2019 году на устранение указанных нарушений, однако, по состоянию на декабрь 2019 года денежные средства не поступили.
В конце декабря 2019 года колледж получил информацию от Министерства образования Тверской области о включении в реестр потребностей СПО на 2020-2022 годы работ по оборудования здания в г. Старица системой видеонаблюдения в сумме № руб. на 2020 год и по возведению ограждения территории в сумме № на 2021 год.
В связи с утратой актуальности Постановления Правительства РФ от 07.10.2017 № 1235 и принятием Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006, был составлен новый акт обследования и категорирования филиала г. Старица от 15.11.2019 и паспорт безопасности от 27.03.2020, которыми колледжу определена категория опасности № 4, где мероприятия по оборудованию (возведению) ограждения территории филиала г. Старица отсутствуют.
Поскольку в первом и начале второго квартала 2020 года денежные средства для исполнения решения суда колледжу не выделялись, последний в мае 2020 года обратился в Министерство строительства Тверской области с просьбой о выделении денежных средств. В соответствии с приказом Министерства строительства Тверской области от 30.06.2020 № 85, в 2020 году колледжу будут выделены денежные средства на оборудование видеонаблюдения зданий учебного и общественно-бытового корпуса филиала г. Старица. Выделение денежных средств на оборудование ограждения филиала г. Старица в соответствии реестром потребностей планируется в 2021 году. При этом, учреждению потребуется около 6 месяцев для проведения конкурса или аукциона, заключения и исполнения государственного контракта.
В судебном заседании представитель заявителя ФИО1 заявленные требования поддержала, пояснила, что 20.07.2020 колледжем заключен контракт на выполнение работ по монтажу системы видеонаблюдения со сроком исполнения в течение 30 дней со дня его заключения, в настоящее время подрядчик уже приступил к выполнению работ. Денежные средства на оплату контракта предусмотрены в бюджете, что подтверждено письмом Министерства строительства Тверской области от 22.07.2020, однако, отсрочка необходима до 01.12.2020, так как в ходе приемки работ по контракту могут быть выявлены недостатки, устранение которые потребует дополнительного времени. Выделение денежных средств на возведение ограждения предусмотрено в 2021 году, поэтому подготовку проведения конкурсных процедур колледж начнет проводить не ранее января 2021 года. Учитывая из опыта, что денежные средства на такие работы выделяются не ранее второго квартала и, что время подготовки аукциона и заключения контрактов составляет не менее 6-9 месяцев, отсрочка исполнения решения суда в данной части необходима до 31 декабря 2021 года.
Представитель прокурора Озерова О.О. против удовлетворения заявления и предоставления отсрочки возражала, считала, что объективные обстоятельства, свидетельствующие о невозможности исполнения решения суда в установленные сроки, отсутствуют.
Представители ответчика Министерства образования Тверской области, третьих лиц УФСБ России по Тверской области, Правительства Тверской области, Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, Министерства финансов Тверской области, Территориального подразделения Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Тверской области, Территориального подразделения ГУ МЧС России по Тверской области, Министерства строительства Тверской области и судебный пристав-исполнитель Старицкого районного отдела судебных приставов УФССП России по Тверской области, в судебное заседание не явились при надлежащем извещении.
Представители Министерства строительства Тверской области, Министерства образования Тверской области, Министерства финансов Тверской области, Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Тверской области направили письменные отзывы, в которых просили рассматривать дело без своего участия, заявление о предоставлении отсрочки поддержали и просили удовлетворить.
Заместитель начальника Старицкого районного отдела судебных приставов УФССП России по Тверской области ФИО2 в письменном заявлении просила рассматривать дело без своего участия и принять решение на усмотрение суда.
Остальные участвующие в деле лица о причинах неявки своих представителей не сообщили, об отложении слушания дела не просили, заявлений и ходатайств не представили.
Судом постановлено приведенное выше определение.
В апелляционном представлении и.о. прокурора Старицкого района Тверской области просит обжалуемое определение отменить и вынести новое определение об отказе в удовлетворении заявления об отсрочке исполнения решения Старицкого районного суда Тверской области от 06.02.2019 по делу №.
По мнению апеллянта, указанное определение суда является необоснованным, поскольку заявителем ГБП ОУ «Тверской технологический колледж» не представлено сведений о каких-либо исключительных объективных обстоятельствах, которые могли бы затруднить исполнение решения суда и являлись бы основанием для предоставления отсрочки его исполнения. Обстоятельства, изложенные в обоснование заявленного требования об отсрочке ГБП ОУ «Тверской технологический колледж» уже приводились в заявлении, по которому отсрочка была предоставлена определением суда от 28.02.2020, заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о принятии исчерпывающих мер к получению своевременного финансирования установленных судом мероприятий антитеррористической защищенности. Так, только 15.05.2020 ГБП ОУ «Тверской технологический колледж» обратился в Министерство строительства Тверской области с просьбой о выделении денежных средств.
Предоставление очередной отсрочки исполнения решения суда затягивает фактическое исполнение судебного постановления, в связи с чем не отвечает задачам исполнительного производства и существенно снижает эффективность судебного решения, а также приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц.
ГБП ОУ «Тверской технологический колледж» представлены письменные возражения на представление прокурора, в которых указывают, что с доводами, изложенными в представлении не согласны, считают их необоснованным и не подлежащим удовлетворению. Также указано, что на сегодняшний день решение суда в части оборудования здания учебного и общественно-бытового корпуса филиала г. Старица системой видеонаблюдения, исполнено.
Правительством Тверской области представлены письменные возражения на представление прокурора, в которых выражается несогласие с его доводами, полагают вынесенное судом определение законным и обоснованным.
Министерством строительства Тверской области представлены письменные возражения на представление прокурора, которое считают незаконным, необоснованным и не подлежащим удовлетворению, определение суда просят оставить без изменения.
Министерством образования Тверской области представлено письменное ходатайство, в котором полагают необходимым оставить определение Старицкого районного суда Тверской области от 24.07.2020 без изменения, апелляционное представление прокурора – без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подача частной жалобы, представления прокурора и их рассмотрение происходят в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с изъятиями и особенностями, предусмотренными настоящей статьей; в силу положений части 3 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации частная жалоба, представление прокурора на определение суда первой инстанции за исключением перечисленных в этой части определений, рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле.
Представление прокурора рассмотрено судом апелляционной инстанции без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения в соответствии с частью 3 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации частная жалоба, представление на определение суда первой инстанции, за исключением определений, указанных в части третьей настоящей статьи, рассматриваются судьей единолично.
Проверив материалы дела, обсудив доводы представления, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены определения суда.
Из материалов гражданского дела № следует, что решением Старицкого районного суда Тверской области от 06 февраля 2019 года на ГБП ОУ «Тверской технологический колледж» возложена обязанность в срок до 01 сентября 2019 года оборудовать (возвести) ограждение территории филиала г. Старица по адресу: <адрес>, по границе земельного участка с кадастровым номером № и оборудовать здание учебного и общественно-бытового корпуса филиала <адрес> по адресу: <адрес> системой видеонаблюдения. В удовлетворении исковых требований к Министерству образования Тверской области отказано.
Решение суда не обжаловано и вступило в законную силу 12 марта 2019 года.
Определением Старицкого районного суда от 16 августа 2019 года исполнение решения суда отсрочено: в части возложения обязанности по обустройству системы видеонаблюдения - до 31 декабря 2019 года; в части возложения обязанности по оборудованию ограждения территории филиала колледжа - до 1 сентября 2020 года.
Определением Старицкого районного суда от 28 февраля 2020 года решение суда в части возложения на колледж обязанности по оборудованию системы видеонаблюдения отсрочено до 1 июля 2020 года.
Удовлетворяя заявление ГБП ОУ «Тверской технологический колледж» о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в части исполнения обязанности по оборудованию здания учебного и общественно-бытового корпуса системой видеонаблюдения до 01 декабря 2020 года, суд руководствовался ст. 203, 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и исходил из того, что ГБП ОУ «Тверской технологический колледж» является бюджетной организацией, осуществляющей хозяйственную деятельность за счет субсидий из бюджета Тверской области (пункты 1.4, 8.11 Устава колледжа), задержка выполнения работ по оборудованию системы видеонаблюдения в срок, установленный судом, вызвана объективными причинами.
Так, в соответствии с постановлением Правительства Тверской области от 06.05.2017 № 122-пп «О подведомственности государственных унитарных предприятий Тверской области и государственных учреждений Тверской области исполнительным органам государственной власти Тверской области» (в редакции от 20.09.2019) на период 2019 года ГБП ОУ «Тверской технологический колледж» был отнесен к подведомственности Министерства образования Тверской области.
Постановлением Правительства Тверской области от 27.12.2019 № 552-пп «О внесении изменений в Постановление Правительства Тверской области от 06.05.2017 № 122-пп» учреждение передано в подведомственность Министерству строительства Тверской области, которое, в соответствии с пунктами 2, 3 раздела 1 Порядка осуществления исполнительными органами государственной власти Тверской области функций и полномочий учредителя государственного учреждения Тверской области, утвержденного Постановлением Правительства Тверской области от 05.02.2018 № 34-пп, в настоящее время исполняет функции и полномочия учредителя от имени Тверской области.
Для определения финансовых потребностей заявителем ГБП ОУ «Тверской технологический колледж» в 2018 году были получены коммерческие предложения на разработку проектной документации и установку ограждения и оборудование системы видеонаблюдения (том 1 л.д. 171-173, 176-178, 200-202), на основании которых произведен расчет начальной (максимальной) цены контрактов (том 1 л.д. 170, 175, 199), направлены соответствующие заявки в Министерство образования Тверской области на выделение денежных средств. Однако, в план финансово-хозяйственной деятельности колледжа на 2019 год данные расходы включены не были (том 1 л.д.220-221), что было принято во внимание судом при предоставлении отсрочки исполнения решения суда определением от 16 августа 2019 года.
После вынесения решения суда от 06.02.2019, колледж неоднократно обращался в Министерство образования Тверской области с заявками на выделение денежных средств (л.д.20, 21, 22).
Согласно реестру потребностей СПО, согласованному Министерством образования Тверской области и действующим учредителем колледжа - Министерством строительства Тверской области, в 2020 году колледжу было предусмотрено выделение денежных средств на монтаж системы видеонаблюдения в филиале в г. Старица в размере № руб.; в 2021 году запланировано выделение денежных средств на проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы по устройству ограждения филиала в г. Старица в общем размере № руб. (л.д.36).
Однако, как следует из заявления колледжа и пояснений представителя заявителя ФИО1, на день окончания отсрочки - 01.07.2020 и по настоящее время, денежные средства, запланированные на монтаж системы видеонаблюдения в колледж не поступили.
Вместе с тем, представленные заявителем доказательства свидетельствуют о его готовности к выполнению работ по монтажу системы видеонаблюдения и подтверждают наличие для этих целей бюджетных средств, в связи с чем суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что предоставление заявителю отсрочки исполнения обязанности по оборудованию системы видеонаблюдения будет способствовать реальному исполнению решения суда.
Учитывая присвоенную в настоящее время филиалу колледжа в г. Старица самую низкую, четвертую категории опасности, в связи с чем необходимость обустройства ограждения территории филиала к первоочередным мероприятиям по антитеррористической защищенности объекта комиссией при его обследовании не отнесено, в паспорт безопасности филиала колледжа, утвержденный 27.03.2020, это мероприятие не включено и то, что денежные средства на установку ограждения территории филиала в г. Старица включены в реестр потребностей учреждения только на 2021 год, суд также посчитал возможным предоставить заявителю отсрочку исполнения решения суда в части исполнения обязанности по оборудованию (возведению) ограждения – до 31 декабря 2021 года.
При этом, судом учтены сведения о запланированных сроках выделения субсидий на оборудование ограждения территории филиала колледжа, большой объем финансирования работ, особенности процедуры предоставления бюджетных средств и организации заключения государственных контрактов.
Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал поставленный заявителем вопрос об отсрочке исполнения постановления суда и с учетом конкретных обстоятельств дела пришел к обоснованному выводу об удовлетворении поданного заявления.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" не содержат перечня оснований для рассрочки исполнения судебного акта, а лишь устанавливает критерий их определения – наличие обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии, с учетом всех обстоятельств дела, с соблюдением баланса интересов лиц, участвующих в деле.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 года № 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции», при рассмотрении заявлений об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда с учетом необходимости своевременного и полного исполнения решения суду в каждом случае следует тщательно оценивать доказательства, представленные в обоснование просьбы об отсрочке (рассрочке), и материалы исполнительного производства, если исполнительный документ был предъявлен к исполнению.
В данном случае предоставление ответчику отсрочки исполнения решения суда учитывает баланс прав и законных интересов сторон, отвечает требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивает существа гарантированных прав лиц, в том числе, права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
Срок отсрочки предоставлен судом с учетом объективно существующих причин, сложности и многоступенчатости процедуры исполнения решения, необходимости соблюдения предусмотренных законом процедур.
Выводы, положенные в основу обжалуемого судебного постановления, следует признать правильными, в должной степени мотивированными. Заявление об отсрочке исполнения судебного решения рассмотрено судом в соответствии с положениями действующего гражданского процессуального законодательства, доводы представления прокурора не могут служить основанием к отмене определения суда, поскольку направлены на иную оценку выводов суда, но не опровергают их.
Правовых доводов, свидетельствующих о незаконности данного определения, частная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 333, 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определил:
определение Старицкого районного суда Тверской области от 24 июля 2020 года оставить без изменения, представление и.о. прокурора Старицкого района Тверской области – без удовлетворения.
Председательствующий Ю.Ю. Солдатова