Председательствующий по делу Дело №33-4345/2023
Судья Дёмина Н.В.
(дело в суде первой инстанции №2-818/2016 (№13-94/2023),
УИД 0)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Забайкальский краевой суд в составе судьи судебной коллегии по гражданским делам Процкой Т.В.
при секретаре Железковой Д.О.
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Чите 8 ноября 2023 года гражданское дело по иску Даурского транспортного прокурора к федеральному государственному казенному учреждению «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы», Министерству транспорта Российской Федерации о понуждении к действиям
по частной жалобе представителя ФГКУ «Росгранстрой» Дубинина В.С.
на определение Забайкальского районного суда Забайкальского края от 15 августа 2023 года, которым постановлено:
заявление Читинского филиала Федерального государственного казенного учреждения «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» о прекращении исполнительного производства №, возбужденного на основании исполнительного листа, выданного Забайкальским районным судом Забайкальского края по гражданскому делу №2-818/2016 по исковому заявлению Даурского транспортного прокурора к ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы», Министерству транспорта Российской Федерации об обязании оборудовать пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации ЖДПП «<данные изъяты>» железнодорожными весами типа РД-Д для статистического и динамического взвешивания грузового железнодорожного транспорта, оставить без удовлетворения.
установил:
решением Забайкальского районного суда Забайкальского края от 19 октября 2016 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 4 мая 2017 года, постановлено: исковые требования Даурского транспортного прокурора к Федеральному государственному казенному учреждению «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы», Министерству транспорта Российской Федерации о понуждении к действиям удовлетворить.
Возложить на Федеральное государственное казенное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы», Министерство транспорта Российской Федерации обязанность оборудовать пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации ЖДПП «<данные изъяты>» железнодорожными весами типа РД-Д для статического и динамического взвешивания грузового железнодорожного транспорта, установив срок выполнения в 1 год 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу (т. 2, л.д. 48-52, т. 3, л.д. 71-80).
16 августа 2017 года возбуждено исполнительное производство (т. 2, л.м. №13-94/2023 62-63).
Определением районного суда от 5 марта 2019 года в предоставлении отсрочки исполнения решения суда отказано (л.м. №13-13/2019 78-84).
Определением районного суда от 4 июля 2019 года постановлено:
заявление и.о. директора ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» об изменении способа и порядка исполнения решения Забайкальского районного суда от 19 октября 2016 года по гражданскому делу №2-818/2016 удовлетворить.
Изменить способ и порядок исполнения решения Забайкальского районного суда от 19.10.2016 г. по гражданскому делу №2-818/2016 г., возложив на Федеральное государственное казенное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы», Министерство транспорта Российской Федерации обязанность оборудовать пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации ЖДПП «<данные изъяты>» путем установки на главном пути № (колея № мм) железнодорожных весов типа РТВ-Д для статического и динамического взвешивания грузового железнодорожного транспорта.
Требования о приостановлении исполнительного производства № оставить без рассмотрения (л.м. №13-44/2019 92-96).
Определением районного суда от 27 июня 2022 года в предоставлении отсрочки исполнения решения суда отказано (л.м. №13-105/2022 122-124).
Определением районного суда от 16 января 2023 года в предоставлении отсрочки исполнения решения суда отказано (л.м. №13-3/2023 80-82).
Определением районного суда от 6 апреля 2023 года в предоставлении отсрочки исполнения решения суда отказано (л.м. №13-40/2023 125-127).
Определением районного суда от 25 мая 2023 года заявление ФГКУ «Росгранстрой» о разъяснении решения суда оставлено без удовлетворения (л.м. №13-58/2023 17-18).
3 августа 2023 года ФГКУ «Росгранстрой» обратилось в районный суд с заявлением о прекращении исполнительного производства, ссылаясь в обоснование на то, что в рамках исполнения решения суда в соответствии с актом по рассмотрению возможности установки весов в ЖДПП <данные изъяты> местом размещения весов 25 августа 2017 года определен внепарковый путь № с указанием потребности в дополнительных работах по выправке продольного профильного пути, получены технические условия на установку вагонных весов типа РТВ-Ддв, 13 мая 2022 года в ОАО «РЖД» направлен запрос о предоставлении в субаренду земельного участка, расположенного в полосе отвода Забайкальской железной дороги- филиала ОАО «РЖД», площадью 28 кв.м (внепарковый путь №, участок эксплуатационной ординаты № км №). В ответе от 6 июля 2022 года ОАО «РЖД» сообщило, что внепарковый путь № (<данные изъяты>) является главным железнодорожным путем общего пользования станции <данные изъяты>, предназначенным для приема организованных поездов, и в соответствии с постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2004 года №57 «Об ограниченных в обороте объектах имущества ОАО «РЖД» ограничен в обороте, как и части земельных участков, на которых расположены пути для приема поездов. Железнодорожные пути на перегонах и железнодорожных станциях, предназначенные для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа и грузобагажа, выполнению сортировочной и маневровой работы, не подлежат передаче в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление и залог. 28 декабря 2022 года проведено совместное совещание, по итогам которого Забайкальской железной дороге предложено в срок до 20 февраля 2023 года представить в прокуратуру варианты установки весового оборудования в пределах ЖДПП <данные изъяты> и согласовать с Читинским филиалом ФГКУ «Росгранстрой» и Читинской таможней место установки весов с составлением акта; зависящие от ОАО «РЖД» протокольные мероприятия в установленный срок не исполнены. 14 апреля 2023 года на совместном совещании стороны пришли к мнению о том, что в той форме, в которой принято решение, его исполнение невозможно. 7 июня 2023 года Минтранс России обратился в ОАО «РЖД» с просьбой об оказании содействия при исполнении предусмотренных решением суда мероприятий и рассмотрении возможности проведения ОАО «РЖД» подготовительных работ или установки весов в ЖДПП <данные изъяты> силами ОАО «РЖД» с дальнейшей передачей их в оперативное управление ФГКУ «Росгранстрой». 4 июля 2023 года ОАО «РЖД» отказало в оказании содействия и иных мероприятиях ввиду невозможности изъятия из оборота железнодорожных путей для установки весов в силу постановления Правительства РФ от 6 февраля 2004 года №57. Поэтому решение суда не может быть исполнено по объективным и неустранимым причинам, установленным законодательством РФ. Заявитель просил прекратить исполнительное производство № (т. 1, л.м. №13-94/2023 1-5).
Судом постановлено указанное выше определение (т. 2, л.м. №13-94/2023 109-113).
В частной жалобе представитель ФГКУ «Росгранстрой» Дубинин В.С. выражает несогласие с определением суда, считает его необоснованным. Положенные в основу отказа прекращения исполнительного производства основания некорректны, фактически для исполнения решения предлагается инициировать изменения в постановление Правительства РФ от 6 февраля 2004 года №57; основания утраты возможности исполнения исполнительного документа должны рассматриваться наравне с реальностью их исполнения в конкретном правовом поле, а не с учетом возможных механизмов его изменения. В рамках исполнения решения суда совместно с участвующими в деле лицами определено место размещения весов – внепарковый путь № (акт по рассмотрению возможности установки весов в ЖДПП <данные изъяты> от 25 августа 2017 года), изменен способ и порядок исполнения решения суда определением от 4 июля 2019 года, получены технические условия и согласование места на установку вагонных весов типа РТВ-Д (письмо от 25 июня 2021 года №), однако в дальнейшем ОАО «РЖД» отменило как ранее определенное место установки весового оборудования, так и выданные технические условия (письмо от 6 июля 2021 года №). ФГКУ «Росгранстрой» с участием Даурского транспортного прокурора неоднократно проводило совещания с целью разрешения вопросов исполнения решения суда, в результате пришли к мнению, что в той форме, в которой решение принято, его исполнение невозможно. 13 мая 2022 года ФГКУ «Росгранстрой» направило запрос о предоставлении в субаренду участка, расположенного в полосе отвода филиала ОАО «РЖД» Забайкальская железная дорога площадью 28 кв.м (внепарковый путь №, участок эксплуатационной ординаты № км №), в предоставлении которого 6 июля 2022 года отказано. 7 июня 2023 года Минтранс России обратился в ОАО «РЖД» с просьбой об оказании содействия при исполнении предусмотренных решением суда мероприятий и рассмотрении возможности проведения ОАО «РЖД» подготовительных работ или установки весов в ЖДПП <данные изъяты> силами ОАО «РЖД» с дальнейшей передачей их в оперативное управление ФГКУ «Росгранстрой». 11 июля 2023 года ОАО «РЖД» отказало в оказании содействия и иных мероприятиях ввиду невозможности изъятия из оборота железнодорожных путей для установки весов в силу постановления Правительства РФ от 6 февраля 2004 года №57, а также сообщило, что установка вагонных весов силами ФГКУ «Росгранстрой» невозможна; на ЖДПП <данные изъяты> установлены вагонные весы, которые в полной мере обеспечивают взвешивание вагонов по требованиям контрольных органов. Данное обстоятельство опровергает необходимость направления ФГКУ «Росгранстрой» повторного запроса и согласования иного места размещения весов. В связи с утратой возможности исполнения решения суда возможность выбора для ФГКУ «Росгранстрой» того или иного способа исполнения отсутствует, и фактически влечет противоречивое регулирование отношений, для реализации которых судом указано на необходимость изменения нормативно-правовой базы, а не на реальность исполнения, которая прямо зависит от воли собственника (ОАО «РЖД»), отозвавшего технические условия и место установки и отказавшегося впоследствии от установки весового оборудования. Поэтому фактическая возможность исполнения ФГКУ «Росгранстрой» решения утрачена, указанная судом мера к принятию противоречит статьям 439, 440 ГПК РФ, статье 43 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Внепарковой путь № (<данные изъяты>), в отношении которого определением ФГКУ «Росгранстрой» предписано принять меры по получению согласия Правительства Российской Федерации, относящийся к железнодорожным путям (земляное полотно, верхнее строение пути и искусственные сооружения) на перегонах и железнодорожных станциях, предназначенные для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа и грузобагажа, выполнению сортировочной и маневровой работы, внесен в Перечень объектов имущества открытого акционерного общества «Российские железные дороги», внесенных в его уставный капитал и не подлежащих передаче в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление или залог, к которому не применяется Положение о распоряжении объектами имущества открытого акционерного общества «Российские железные дороги», на передачу которых в залог, а также продажу и распоряжение иным образом, влекущим за собой переход права собственности, требуется согласие Правительства Российской Федерации (Перечень и Положение утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2004 года №57). Указанные обстоятельства подтверждают невозможность исполнения решения без внесения соответствующих изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2004 года №57. Обозначенным Положением определено, что инициатором обращения в Правительство Российской Федерации для согласования распоряжения имуществом является только ОАО «РЖД». 7 июня 2023 года Министерством транспорта Российской Федерации направлено письмо ОАО «РЖД» о содействии и рассмотрении возможности проведения ОАО «РЖД» подготовительных работ или установки весов в ЖДПП <данные изъяты> силами ОАО «РЖД» с дальнейшей передачей их в оперативное управление ФГКУ «Росгранстрой». Согласно ответу от 11 июля 2023 года ОАО «РЖД» сообщило, что в настоящее время на железнодорожной станции <данные изъяты> вагонные весы установлены на внепарковом пути №, пути № парка «№», пути № парка «№», что в полной мере обеспечивает взвешивание вагонов по требованиям контрольных органов. Согласно протоколу совещания от 23 января 2018 года единственно приемлемым вариантом установки весов является путь №, согласно акту выбора от 25 августа 2017 года, с учетом включения места установки в пределы пункта пропуска. Соответственно, иная возможность размещения весов в пределах пункта пропуска, кроме главного пути №, отсутствует. Указанные обстоятельства опровергают необходимость направления ФГКУ «Росгранстрой» повторного запроса и согласования иного места размещения весов. Изложенные обстоятельства свидетельствуют о реальной утрате возможности исполнения решения суда с учетом определения от 4 июля 2019 года, что является основанием для прекращения исполнительного производства. Просит определение районного суда отменить (т. 2, л.м. №13-94/2023 131-133,194-195, 207-208).
В возражениях на частную жалобу Даурский транспортный прокурор Жамсоев Д.Б. просит определение районного суда оставить без изменения, частную жалобу – без удовлетворения (т. 2, л.м. №13-94/2023 175-177).
В возражениях на частную жалобу представитель Читинской таможни Шешуков А.Б. оставляет требование заявителя об отмене определения районного суда на разрешение суда (т. 2, л.м. №13-94/2023 185-186).
В соответствии с частью 3 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) частная жалоба рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность определения районного суда, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 439 ГПК РФ исполнительное производство прекращается судом в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 43 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство прекращается судом в случае утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий).
По смыслу приведенной нормы, прекращение исполнительного производства допускается в случае возникновения на стадии исполнительного производства объективных и неустранимых обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее принудительное исполнение требований исполнительного документа. Для прекращения исполнительного производства должен быть установлен факт возникновения реальной утраты возможности исполнения исполнительного документа и отсутствие возможности его исполнения любыми способами.
Из акта по рассмотрению возможности установки весов в железнодорожном пункте пропуска <данные изъяты> от 25 августа 2017 года следует, что представители ОАО «РЖД», ФГКУ «Росгранстрой» на основании протокола № заседания координационного совета железнодорожного грузопассажирского, постоянного, многостороннего пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации <данные изъяты> от 24 августа 2017 года в части выбора места установки железнодорожных весов в ЖДПП <данные изъяты> рассмотрели возможность установки железнодорожных весов для взвешивания подвижного состава в ЖДПП <данные изъяты> в соответствии с требованиями технического паспорта установки железнодорожных весов типа «РД-Д» (уклон не более 1 тысячной, прямой участок пути для установки оборудования 100 метров до и после взвешивающего устройства). Вывод: при рассмотрении варианта размещения весового оборудования на внепарковом пути № установлено, что потребуются дополнительные работы по выправке продольного профиля пути (т. 1, л.м. №13-94/2023 21-22, 42-43, 60-61).
23 января 2018 года на совещании и.о. заместителя начальника Забайкальской железной дороги по территориальному управлению постановлено признать единственным приемлемым вариантом установки весов путь № согласно акту выбора от 25 августа 2017 года, с учетом включения места установки в пределы пункта пропуска. Главному инженеру – начальнику обособленного отделения ЖДПП <данные изъяты> обратиться в Читинский филиал ФГКУ «Росгранстрой» о рассмотрении возможности замены весов РД-Д на другой тип весового оборудования, предусматривающий скорость взвешивания не менее 25 км/час, согласовать с Читинской таможней (т. 1, л.м. №13-94/2023 57-59).
13 ноября 2018 года зарегистрировано право собственности ОАО «РЖД» на железнодорожные пути главного хода <данные изъяты> дистанции пути (т. 1, л.м. №13-94/2023 174-189).
29 июня 2021 года Забайкальская железная дорога – филиал ОАО «РЖД» направила Читинскому филиалу ФГКУ «Росгранстрой» на основании запроса от 11 мая 2021 года технические условия на установку вагонных весов марки РТВ-Ддв на железнодорожной станции <данные изъяты> (т. 1, л.м. №13-94/2023 23-29, 44-48).
Забайкальская железная дорога – филиал ОАО «РЖД» в ответе от 6 июля 2022 года № на обращение ФГКУ «Росгранстрой» о размещении вагонных весов на железнодорожном пути № ЖДПП <данные изъяты> сообщило, что внепарковый путь № (<данные изъяты>) является главным железнодорожным путем общего пользования станции <данные изъяты>, предназначенным для приема организованных поездов. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2004 года №57 «Об ограниченных в обороте объектах имущества ОАО «РЖД» пути, предназначенные для приема поездов, подпадают под ограниченные в обороте объекты ОАО «РЖД», и не могут быть вовлечены в гражданско-правовой оборот. То же самое относится к частям земельных участков, на которых расположены пути для приема поездов. Акт от 25 августа 2017 года «По рассмотрению возможности установки весов в железнодорожном пункте пропуска <данные изъяты>» не является окончательным документом по определению места установки весов. С учетом изложенного выданные технические условия от 25 июня 2021 года № «На установку вагонных весов марки РТВ-Ддв на железнодорожной станции <данные изъяты>» не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации и не могут быть использованы для установки весов. Считают необходимым комиссионно определить иное место установки вагонных весов (т. 1, л.м. №13-94/2023 20, 39).
Согласно протоколу совещания по вопросу оборудования ЖДПП <данные изъяты> железнодорожными весами для взвешивания грузового железнодорожного транспорта от 18 апреля 2023 года решено: приемлемым вариантом установки железнодорожных весов являются вагонные весы для взвешивания в движении вагонов и поездов марки «РТВ-Д»; Забайкальской железной дороге – филиалу ОАО «РЖД» направить в адрес Читинской таможни расширенные технические характеристики весового оборудования марки «РТВ-Д» с срок до 25 апреля 2023 года; Читинской таможне направить в адрес Читинского филиала ФГКУ «Росгранстрой» параметры весового оборудования, позволяющие осуществить конкурентную закупку в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в срок до 4 мая 2023 года; в срок до 25 апреля 2023 года Читинскому филиалу ФГКУ «Росгранстрой» направить письмо в адрес Центрального аппарата ФГКУ «Росгранстрой» о рассмотрении вопроса предоставления сервитута в полосе отвода ж/д в границах ЖДПП <данные изъяты> в пользование Читинского филиала ФГКУ «Росгранстрой» для устройства весового оборудования путем принятия соответствующего нормативно-правового акта Правительства РФ; в срок до 25 апреля 2023 года Читинскому филиалу ФГКУ «Росгранстрой» направить письмо в адрес Центрального аппарата ФГКУ «Росгранстрой» о необходимости проработки вопроса с Министерством транспорта РФ установки весового оборудования в ЖДПП <данные изъяты> силами Забайкальской железной дороги – филиалом ОАО «РЖД» (т. 1, л.м. №13-94/2023 239-242, т. 2, л.м. 9-12, 14-17, 19-22, 38-45, 47-50, 121-124).
Забайкальская железная дорога – филиал ОАО «РЖД» в ответе от 4 июля 2023 года № по вопросу рассмотрения возможности проведения ОАО «РЖД» подготовительных работ или установки весов в ЖДПП <данные изъяты> силами ОАО «РЖД» с дальнейшей передачей их в оперативное управление ФГКУ «Росгранстрой» сообщило, что в решении Забайкальского районного суда Забайкальского края от 19 октября 2016 года отсутствует обязанность ОАО «РЖД» предоставить железнодорожный путь для установки весов. По имеющейся информации весы должны быть оборудованы на главных путях станции, что не может быть исполнено в силу требований постановления Правительства РФ от 6 февраля 2004 года №57 «Об ограниченных в обороте объектах имущества ОАО «РЖД». Пути, предназначенные для приема и отправки поездов, подпадают под ограниченные в обороте объекты ОАО «РЖД», и не могут быть вовлечены в гражданско-правовой оборот. Для решения указанного вопроса предложено обратиться в суд за разъяснением исполнения решения суда в части уточнения обязанности ОАО «РЖД» по предоставлению железнодорожных путей. Предложено рассмотреть возможность заключения договора на улучшение инфраструктуры общего пользования (установку весового оборудования на путях ОАО «РЖД») с обязанностью впоследствии передачи данного оборудования в собственность ОАО «РЖД» (т. 1, л.м. №13-94/2023 6-7).
Центр фирменного транспортного обслуживания – филиал ОАО «РЖД» в ответе от 11 июля 2023 года № на обращение заместителя Министра транспорта Российской Федерации в части установки вагонных весов в пределах железнодорожного пункта пропуска <данные изъяты> сообщил, что на основании постановления Правительства РФ от 6 февраля 2004 года №57 «Об ограниченных в обороте объектах имущества ОАО «РЖД» пути общего пользования включены в Перечень объектов имущества ОАО «РЖД», внесенных в уставной капитал и не подлежащих передачу в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление или залог. Внепарковый путь № станции <данные изъяты> (<данные изъяты>) является главным железнодорожным путем общего пользования, предназначенным для выполнения операций по приему и отправлению поездов, в связи с чем не может быть вовлечен в гражданско-правовой оборот и передан в аренду ФГКУ «Росгранстрой». Передача частей земельных участков, на которых расположены указанные пути, для целей установки вагонных весов также неправомерна, поскольку с земельным участком предполагается и передача железнодорожных путей, находящихся на них. В связи с отсутствием правовой базы, регулирующей вопросы установки вагонных весов иных организаций на путях общего пользования ОАО «РЖД», а также передачи вагонных весов ОАО «РЖД» в оперативное управление сторонней организации, возможность установки вагонных весов для ФГКУ «Росгранстрой» отсутствует. Одним из вариантов решения данного вопроса является установка в пределах железнодорожного пункта пропуска <данные изъяты> вагонных весов за счет средств ОАО «РЖД» без передачи их в оперативное управление ФГКУ «Росгранстрой» при условии возмещения понесенных ОАО «РЖД» финансовых затрат на установку весов и затрат, связанных с их последующей эксплуатацией. Вместе с тем установка вагонных весов в пределах пункта пропуска на главном пути станции <данные изъяты> может повлечь за собой снижение пропускной способности за счет ограничения скорости следования поездов по вагонным весам, а в парке «№» станции – дополнительную маневровую работу. Согласно пункту 29 постановления Правительства РФ от 26 июня 2008 года №482 (ред. от 28 декабря 2019 года) «Об утверждении Правил установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации» установка вагонных весов влечет за собой реконструкцию пропускного пункта. В соответствии с пунктом 31 постановления в случае принятия решения об установке вагонных весов в пределах пункта пропуска Минтрансу России необходимо издать нормативный правовой акт о реконструкции пункта пропуска. В настоящее время на железнодорожной станции <данные изъяты> вагонные весы установлены на внепарковом пути №, пути № парка «№», пути № парка «№», что в полной мере обеспечивает взвешивание вагонов по требованиям контрольных органов. Просили направить в ОАО «РЖД» информацию о принятом решении, а также о возможных вариантах урегулирования возникающих у ОАО «РЖД» финансовых затрат, связанных с выполнением работ для создания инфраструктуры железнодорожных пунктов пропуска (т. 1, л.м. №13-94/2023 149).
Согласно ответу Забайкальской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» от 15 августа 2023 года на запрос суда первой инстанции в настоящее время на железнодорожной станции <данные изъяты> на железнодорожных путях общего пользования установлены весы на № пути парка №, внепарковом пути № парка №, № пути. Контрольный перевес осуществляется по решению ОАО «РЖД» с целью исключения превышения трафаретной грузоподъемности грузовых вагонов. В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 10 января 2003 года №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» при предъявлении грузов для перевозки грузоотправитель должен указать в транспортной железнодорожной накладной их массу, при предъявлении тарных и штучных грузов также количество грузовых мест. При предъявлении грузобагажа для перевозки отправитель должен указать в заявлении его массу и количество мест. Определение массы грузов, грузобагажа, погрузка которых до полной вместимости вагонов, контейнеров может повлечь за собой превышение их допустимой грузоподъемности, осуществляется только посредством взвешивания. При этом определение массы грузов, перевозимых навалом и насыпью, осуществляется посредством взвешивания на вагонных весах. Взвешивание грузов, грузобагажа обеспечивается: перевозчиками при обеспечении ими погрузки и выгрузки в местах общего пользования; грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями) при обеспечении ими погрузки и выгрузки в местах общего и необщего пользования и на железнодорожных путях необщего пользования. Осуществляемое перевозчиком взвешивание грузов, грузобагажа оплачивается грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем) в соответствии с договором (т. 2, л.м. №13-94/2023 69-70).
Отказывая в прекращении исполнительного производства, районный суд исходил из того, что утрата возможности исполнения решения суда не установлена и материалами дела не подтверждена, суд пришел к выводу о недостаточности принятых должником мер для исполнения вступившего в законную силу решения суда; ФГКУ «Росгранстрой» не предпринято действий по направлению обращения в Правительство РФ о предоставлении согласия на вовлечение в гражданско-правовой оборот участка внепаркового пути № (<данные изъяты>) и земельного участка под ним, необходимых для установки весового оборудования для обеспечения деятельности таможенного поста ЖДПП <данные изъяты>; ФГКУ «Росгранстрой» имеет возможность направить запрос в ОАО «РЖД» о согласовании иного места для установки весов; перечисленные в заявлении основания не относятся к неустранимым обстоятельствам, делающим невозможным дальнейшее принудительное исполнение должником требований исполнительного документа; прекращение исполнительного производства приведет к неисполнению принятого судом решения, что приведет к незавершенности судебной процедуры, и дальнейшему нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в защиту которых оно принято; способ исполнения решения суда ответчик определяет самостоятельно в пределах своих полномочий и действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции соглашается с суждениями районного суда об отсутствии правовых оснований для прекращения исполнительного производства, поскольку они основаны на материалах дела и в полной мере согласуются с нормами материального и нормами процессуального права.
Доводы заявителя частной жалобы о том, что положенные в основу отказа прекращения исполнительного производства основания некорректны, фактически для исполнения решения предлагается инициировать изменения в постановление Правительства РФ от 6 февраля 2004 года №57; основания утраты возможности исполнения исполнительного документа должны рассматриваться наравне с реальностью их исполнения в конкретном правовом поле, а не с учетом возможных механизмов его изменения; в рамках исполнения решения суда совместно с участвующими в деле лицами определено место размещения весов – внепарковый путь № (акт по рассмотрению возможности установки весов в ЖДПП <данные изъяты> от 25 августа 2017 года), изменен способ и порядок исполнения решения суда определением от 4 июля 2019 года, получены технические условия и согласование места на установку вагонных весов типа РТВ-Д (письмо от 25 июня 2021 года №), однако в дальнейшем ОАО «РЖД» отменило как ранее определенное место установки весового оборудования, так и выданные технические условия (письмо от 6 июля 2021 года №). ФГКУ «Росгранстрой» с участием Даурского транспортного прокурора неоднократно проводило совещания с целью разрешения вопросов исполнения решения суда, в результате пришли к мнению, что в той форме, в которой решение принято, его исполнение невозможно; 13 мая 2022 года ФГКУ «Росгранстрой» направило запрос о предоставлении в субаренду участка, расположенного в полосе отвода филиала ОАО «РЖД» Забайкальская железная дорога площадью 28 кв.м (внепарковый путь №, участок эксплуатационной ординаты № км №), в предоставлении которого 6 июля 2022 года отказано; 7 июня 2023 года Минтранс России обратился в ОАО «РЖД» с просьбой об оказании содействия при исполнении предусмотренных решением суда мероприятий и рассмотрении возможности проведения ОАО «РЖД» подготовительных работ или установки весов в ЖДПП <данные изъяты> силами ОАО «РЖД» с дальнейшей передачей их в оперативное управление ФГКУ «Росгранстрой»; 11 июля 2023 года ОАО «РЖД» отказало в оказании содействия и иных мероприятиях ввиду невозможности изъятия из оборота железнодорожных путей для установки весов в силу постановления Правительства РФ от 6 февраля 2004 года №57, а также сообщило, что установка вагонных весов силами ФГКУ «Росгранстрой» невозможна; на ЖДПП <данные изъяты> установлены вагонные весы, которые в полной мере обеспечивают взвешивание вагонов по требованиям контрольных органов. Данное обстоятельство опровергает необходимость направления ФГКУ «Росгранстрой» повторного запроса и согласования иного места размещения весов; в связи с утратой возможности исполнения решения суда возможность выбора для ФГКУ «Росгранстрой» того или иного способа исполнения отсутствует, и фактически влечет противоречивое регулирование отношений, для реализации которых судом указано на необходимость изменения нормативно-правовой базы, а не на реальность исполнения, которая прямо зависит от воли собственника (ОАО «РЖД»), отозвавшего технические условия и место установки и отказавшегося впоследствии от установки весового оборудования; поэтому фактическая возможность исполнения ФГКУ «Росгранстрой» решения утрачена, указанная судом мера к принятию противоречит статьям 439, 440 ГПК РФ, статье 43 Федерального закона «Об исполнительном производстве»; внепарковой путь № (<данные изъяты>), в отношении которого определением ФГКУ «Росгранстрой» предписано принять меры по получению согласия Правительства Российской Федерации, относящийся к железнодорожным путям (земляное полотно, верхнее строение пути и искусственные сооружения) на перегонах и железнодорожных станциях, предназначенные для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа и грузобагажа, выполнению сортировочной и маневровой работы, внесен в Перечень объектов имущества открытого акционерного общества «Российские железные дороги», внесенных в его уставный капитал и не подлежащих передаче в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление или залог, к которому не применяется Положение о распоряжении объектами имущества открытого акционерного общества «Российские железные дороги», на передачу которых в залог, а также продажу и распоряжение иным образом, влекущим за собой переход права собственности, требуется согласие Правительства Российской Федерации (Перечень и Положение утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2004 года №57); указанные обстоятельства подтверждают невозможность исполнения решения без внесения соответствующих изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2004 года №57; обозначенным Положением определено, что инициатором обращения в Правительство Российской Федерации для согласования распоряжения имуществом является только ОАО «РЖД»; 7 июня 2023 года Министерством транспорта Российской Федерации направлено письмо ОАО «РЖД» о содействии и рассмотрении возможности проведения ОАО «РЖД» подготовительных работ или установки весов в ЖДПП <данные изъяты> силами ОАО «РЖД» с дальнейшей передачей их в оперативное управление ФГКУ Росгранстрой; согласно ответу от 11 июля 2023 года ОАО «РЖД» сообщило, что в настоящее время на железнодорожной станции <данные изъяты> вагонные весы установлены на внепарковом пути №, пути № парка «№», пути № парка «№», что в полной мере обеспечивает взвешивание вагонов по требованиям контрольных органов; согласно протоколу совещания от 23 января 2018 года единственно приемлемым вариантом установки весов является путь №, согласно акту выбора от 25 августа 2017 года, с учетом включения места установки в пределы пункта пропуска; соответственно, иная возможность размещения весов в пределах пункта пропуска, кроме главного пути №, отсутствует; указанные обстоятельства опровергают необходимость направления ФГКУ «Росгранстрой» повторного запроса и согласования иного места размещения весов; изложенные обстоятельства свидетельствуют о реальной утрате возможности исполнения решения суда с учетом определения от 4 июля 2019 года, что является основанием для прекращения исполнительного производства, не могут быть приняты.
Для прекращения исполнительного производства должен быть установлен факт возникновения реальной утраты возможности исполнения исполнительного документа, и отсутствие возможности его исполнения любыми способами.
Обстоятельства, на которые ссылается заявитель частной жалобы, не являются основаниями прекращения исполнительного производства, так как не свидетельствуют, что возможность исполнения требований исполнительного документа утрачена, из представленных в материалы дела документов этого не следует.
То обстоятельство, что ОАО «РЖД» отменило выданные технические условия на установку вагонных весов на внепарковом пути №, не свидетельствует об утрате реальной возможности исполнения исполнительного документа, как и об отсутствии возможности его исполнения любыми способами.
С момента вступления решения суда в законную силу прошло более шести лет, однако оно до настоящего времени не исполнено, чем нарушаются права взыскателя.
В целом доводы частной жалобы должника направлены на несогласие и преодоление вступившего в законную силу решения суда.
При таких условиях определение районного суда является законным и обоснованным и не подлежит отмене по доводам частной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
определение Забайкальского районного суда Забайкальского края от 15 августа 2023 года оставить без изменения, частную жалобу представителя ФГКУ «Росгранстрой» Дубинина В.С. – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Судья Т.В.Процкая
апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 17 ноября 2023 года