ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 13А-130/2023 от 12.09.2023 Смоленского областного суда (Смоленская область)

Судья Дроздов С.А. № 33а-2783/2023

№ 13а-130/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 сентября 2023 года г. Смоленск

Судья судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда Савушкина О.С., рассмотрев без проведения судебного заседания частную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях на определение судьи Сафоновского районного суда Смоленской области от 26 июля 2023 года об отказе в удовлетворении заявления управления о замене должника в исполнительном производстве в порядке процессуального правопреемства,

установил:

вступившим в законную силу решением Сафоновского районного суда Смоленской области от 5 июня 2020 г. удовлетворены требования прокурора Сафоновского района Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях (далее – МТУ Росимущества) о признании бездействия незаконным, понуждении к совершению действий, на МТУ Росимущества возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по обеспечению сохранности, ограничению доступа посторонних лиц и надлежащему содержанию в соответствии с целевым назначением, предусмотренном законодательством о гражданской обороне защитного сооружения гражданской обороны (убежище) с инвентарным номером 67-у-0176, расположенного на территории ОГБУЗ «Сафоновская центральная районная больница» по адресу: <адрес>, а именно: обеспечить герметичность убежища, подготовить к приему укрываемых лиц; произвести текущий ремонт защитного сооружения; выполнить мероприятия по обозначению защитного сооружения и маршрута движения, укрываемых лиц к ним; ограничить доступ посторонних лиц в защитное сооружение.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Сафоновскому и Холм-Жирковскому районам УФССП России по Смоленской области от 25 марта 2021 г. в отношении МТУ Росимущества возбуждено исполнительное производство № 13468/21/67039-ИП.

МТУ Росимущества обратилось в Сафоновский районный суд Смоленской области с заявлением о процессуальном правопреемстве и замене должника на Администрацию Смоленской области, мотивировав его тем, что защитное сооружение передано в государственную собственность Смоленской области на основании Распоряжения Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 30 мая 2023 г. № 40-266-р.

Определением Сафоновского районного суда Смоленской области от 26 июля 2023 г. в удовлетворении заявления МТУ Росимущества отказано.

В частной жалобе МТУ Росимущества просит определение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные указанным в заявлении, поданном в районный суд.

В силу положений частей 2 и 2.1 статьи 315 КАС РФ частная жалоба рассмотрена в апелляционном порядке судьей единолично без проведения судебного заседания.

Проверив материалы дела в полном объеме, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Отказывая в удовлетворении поданного заявления о процессуальном правопреемстве, суд первой инстанции исходил из того, что судебный акт, обязывающий должника принять соответствующие меры по приведению сооружения гражданской обороны в состояние, обеспечивающее его использование по целевому назначению, принят до передачи такого объекта в собственность Смоленской области и при этом судом не разрешался вопрос о правах и обязанностях нового собственника защитного сооружения, вследствие чего факт смены собственника указанного объекта и его передача в собственность иному лицу после вынесения решения суда не является основанием для осуществления процессуального правопреемства и замены стороны исполнительного производства правопреемником.

Часть 1 статьи 44 КАС РФ предусматривает, что в случае, если в период рассмотрения административного дела орган государственной власти, иной государственный орган или орган местного самоуправления, являющиеся стороной в административном деле, реорганизован, суд производит замену этой стороны его правопреемником. В случае, если какой-либо из указанных органов либо организация, наделенная государственными или иными публичными полномочиями, упразднены, суд производит замену этой стороны органом или организацией, к компетенции которых относится участие в публичных правоотношениях в той же сфере, что и рассматриваемые судом спорные правоотношения, либо к компетенции которых относится защита нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца.

Аналогичная норма содержится в статье 52 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве).

Согласно разъяснениям, данным в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», в случае выбытия взыскателя или должника в исполнительном производстве, возбужденном на основании выданного судом исполнительного документа (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в правоотношениях), вопрос о правопреемстве подлежит разрешению судом (статья 44 ГПК РФ, статья 44 КАС РФ, статья 48 АПК РФ, пункт 1 части 2 статьи 52 Закона N 229-ФЗ). По вопросу правопреемства в суд могут обратиться: судебный пристав-исполнитель, стороны исполнительного производства, лицо, считающее себя правопреемником выбывшей стороны исполнительного производства.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в абзаце 2 пункта 11 постановления от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», на стадии исполнения судебного акта по административному делу также возможна замена должника и (или) взыскателя его правопреемником (статья 52 Закона N 229-ФЗ, статья 363 КАС РФ).

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2018 г. N 46-П, правопреемство как институт гражданского процессуального права неразрывно связано с правопреемством как институтом гражданского права, поскольку необходимость привести процессуальное положение лиц, участвующих в деле, в соответствие с их юридическим интересом обусловливается изменениями в материально-правовых отношениях, т.е. переход субъективного права или обязанности в гражданском правоотношении, по поводу которого производится судебное разбирательство, к другому лицу служит основанием для гражданского процессуального правопреемства. К числу таких оснований федеральный законодатель, как это следует из статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, относит как юридические факты, связанные с выбытием участвующего в деле лица из процесса в результате прекращения его процессуальной правоспособности, когда речь идет об универсальном правопреемстве (смерть гражданина, бывшего стороной либо третьим лицом, - пункт 2 статьи 17 Гражданского кодекса Российской Федерации; реорганизация юридического лица - статьи 57 и 58 Гражданского кодекса Российской Федерации), так и юридические факты, связанные с выбытием участвующего в деле лица из конкретного материального правоотношения (спорного или установленного судом), т.е. ситуации сингулярного правопреемства (перевод долга, уступка требования и другие случаи перемены лиц в обязательстве).

В публичных правоотношениях государственный орган участвует не в качестве юридического лица, обладающего определенным комплексом гражданских прав и обязанностей, а в качестве особого публичного субъекта, наделенного властными полномочиями, правопреемство между государственными органами определяется предметной и территориальной компетенцией соответствующих публичных образований, а не статусом юридического лица и переходом материальных прав.

Содержание функционального правопреемства органов государственной власти состоит в фактическом переходе элементов или части правового статуса (задач, функций, полномочий или их части, ответственности и др.) от одного государственного органа к другому (другим).

Цель такого правопреемства - сохранение непрерывности осуществления властных функций в правовом режиме и, прежде всего, непрерывности и защиты прав физического или юридического лица.

Материально-правовая основа такого правопреемства - изменения в сфере государственного регулирования и в его субъектном составе.

Функциональное правопреемство является аналогом правопреемства в материальных правоотношениях, создающим предпосылки для процессуального правопреемства, отличаясь по основаниям возникновения (передача полномочий от одних публичных органов другим в первом случае, имущественные правоотношения, гражданско-правовые обязательства - во втором), и означает переход от одного государственного органа к другому государственному органу обязательств, возникших в связи с передачей (перераспределением) соответствующих функций и полномочий.

Исходя из смысла указанных положений наряду с переходом прав в порядке правопреемства, связанного с реорганизацией либо упразднением юридического лица, а также уступкой права требования, основанием для замены публичного органа на правопреемника может также являться и перераспределение полномочий в определенной сфере правоотношений, которое не должно являться препятствием к исполнению вступившего в законную силу судебного акта.

Из материалов дела усматривается, что решением Сафоновского районного суда Смоленской области от 5 июня 2020 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 6 октября 2020 г., на МТУ Росимущества возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по обеспечению сохранности, ограничению доступа посторонних лиц и надлежащему содержанию в соответствии с целевым назначением, предусмотренном законодательством о гражданской обороне защитного сооружения гражданской обороны (убежище) с инвентарным номером 67-у-0176, расположенного на территории ОГБУЗ «Сафоновская центральная районная больница» по адресу: <адрес>, а именно: обеспечить герметичность убежища, подготовить к приему укрываемых лиц; произвести текущий ремонт защитного сооружения; выполнить мероприятия по обозначению защитного сооружения и маршрута движения, укрываемых лиц к ним; ограничить доступ посторонних лиц в защитное сооружение.

На основании судебного акта 20 ноября 2020 г. выдан исполнительный лист, в соответствии с которым постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Сафоновскому и Холм-Жирковскому районам УФССП России по Смоленской области от 25 марта 2021 г. в отношении должника МТУ Росимущества возбуждено исполнительное производство № 13468/21/67039-ИП <данные изъяты>

Распоряжением Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 30 мая 2023 г. № 40-266-р «Об утверждении перечня защитных сооружений гражданской обороны, которые подлежат оформлению в государственную собственность Смоленской области» в целях реализации Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» и перечня поручений Президента РФ от 11 октября 2022 г. № 1918-Пр, в соответствии со статьями 214, 235 Гражданского кодекса РФ, Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», на основании утвержденного и.о. губернатора Смоленской области, согласованного Главным управлением МЧС России по Смоленской области перечня защитных сооружений гражданской обороны, необходимых для осуществления органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий в сфере защиты населения, утвержден перечень защитных сооружений гражданской обороны, которые подлежат оформлению в государственную собственность Смоленской области <данные изъяты>

В указанный перечень включено защитное сооружение гражданской обороны (убежище) с инвентарным номером 67-у-0176, расположенного на территории ОГБУЗ «Сафоновская центральная районная больница» по адресу: <адрес>.

1 июня 2023 г. Росимущество направило указанное распоряжение врио губернатора Смоленской области для регистрации права государственной собственности Смоленской области в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, которое осуществить в 3-х недельный срок <данные изъяты>

Согласно выписке из ЕГРН 23 июня 2023 г. зарегистрировано право государственной собственности Смоленской области на указанное защитное сооружение <данные изъяты>

Поскольку передача имущества в государственную собственность Смоленской области из состава федеральной собственности произведена с учетом волеизъявления Смоленской области (на основании утвержденного и.о. губернатора Смоленской области перечня защитных сооружений гражданской обороны, необходимых для осуществления органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий в сфере защиты населения), с 23 июня 2023 года собственником спорного имущества (защитное сооружение гражданской обороны (убежище) с инвентарным номером 67-у-0176, расположенное на территории ОГБУЗ «Сафоновская центральная районная больница» по адресу: <адрес>) является Смоленская область, которая приняла защитное сооружение в состоянии, существующем в момент его передачи, обязанность по исполнению судебного акта, обязательность которого установлена законом, переходит к соответствующему органу публично-правового образования другого уровня собственности.

При таких обстоятельствах выводы, изложенные в определении суда первой инстанции, не могут быть признаны соответствующими нормам материального и процессуального права, определение Сафоновского районного суда Смоленской области от 26 июля 2023 г. подлежит отмене, а заявление МТУ Росимущество о процессуальном правопреемстве и замене должника по исполнительному производству - удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 315, 316 КАС РФ, судья

определил:

определение Сафоновского районного суда Смоленской области от 26 июля 2023 г. отменить.

Произвести замену должника с Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях на Администрацию Смоленской области.

Судья О.С. Савушкина