ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 13А-21/2022 от 18.07.2022 Суда Чукотского автономного округа (Чукотский автономного округ)

Судья суда 1 инстанции Дело № 33а-120/2022

Бугаева Н.О. № 13а-21/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Анадырь 18 июля 2022 года

Суд Чукотского автономного округа в составе

председательствующего судьи Зиновьева С.А.,

рассмотрев материалы административного дела по представлению Анадырского межрайонного прокурора на определение Анадырского городского суда от 16 марта 2022 года, которым постановлено:

«заявление Администрации городского округа Анадырь об отсрочке исполнения апелляционного определения судебной коллегии по административным делам суда Чукотского автономного округа от 26.06.2014 по делу №33-37/14 по апелляционному представлению прокурора г. Анадырь на решение Анадырского городского суда Чукотского автономного округа от 23.12.2013 по делу №2-399/13 по заявлению прокурора г. Анадырь к Администрации городского округа Анадырь о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по возведению очистных сооружений канализационной системы на выпусках №1 (г. Анадырь, ул. Полярная), №2 (г. Анадырь, окружная больница), №3 (г. Анадырь, ул. Партизанская), №4 (<...>), №5 (<...>) и №6 (<...>) канализационной системы городского округа Анадырь, в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами до момента вступления в законную силу решения Арбитражного суда Чукотского автономного округа по гражданскому делу №А80-315/2020 по исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Кристалл» к публично-правовому образованию Чукотский автономный округ в лице Губернатора Чукотского автономного округа об обязании заключить концессионное соглашение – удовлетворить в полном объеме.

Предоставить Администрации городского округа Анадырь отсрочку исполнения апелляционного определения судебной коллегии по административным делам суда Чукотского автономного округа от 26.06.2014 по делу №33-37/14 по апелляционному представлению прокурора г. Анадырь на решение Анадырского городского суда Чукотского автономного округа от 23.12.2013 по делу №2-399/13 до момента вступления в законную силу решения Арбитражного суда Чукотского автономного округа по гражданскому делу №А80-315/2020 по исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Кристалл» к публично-правовому образованию – Чукотский автономный округ в лице Губернатора Чукотского автономного округа об обязании заключить концессионное соглашение»,

установил:

решением Анадырского городского суда от 23 декабря 2013 года в удовлетворении заявления прокурора г. Анадырь, поданного им в интересах неопределенного круга лиц по гражданскому делу № 2-399/2013, отказано в полном объеме.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Чукотского автономного округа от 26 июня 2014 года указанное решение суда первой инстанции отменено с принятием по делу нового решения, которым заявление прокурора г. Анадыря удовлетворено в полном объеме, оспариваемое им бездействие Администрации городского округа Анадырь признано незаконным с возложением на данное лицо обязанности в срок по 31.12.2019 включительно возвести очистные сооружения, обеспечивающие очистку сточных вод из выпусков № 1 (г. Анадырь, ул. Полярная), № 2 (г. Анадырь, окружная больница), № 3 (г. Анадырь, ул. Партизанская), №4 (<...>), № 5 (<...>) и № 6 (<...>) канализационной системы городского округа Анадырь, в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.

На основании исполнительного листа от 11 марта 2020 года № ФС 026751484, выданного Анадырским городским судом, судебным приставом-исполнителем ОСП г. Анадырь УФССП ЧАО Т. 27 марта 2020 года возбуждено исполнительное производство № 3473/20/87001-ИП.

20 мая 2021 года Администрация городского округа Анадырь (далее - Администрация, заявитель) обратилась в Анадырский городской суд с заявлением об отсрочке исполнения апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам суда Чукотского автономного округа от 26 июня 2014 года.

В обоснование заявления Администрация указала, что конкретный способ исполнения возложенной на заявителя обязанности по возведению очистных сооружений канализационной системы городского округа Анадырь апелляционным определением от 26 июня 2014 года не определен и оставлен на усмотрение Администрации.

В связи с тем, что необходимая сумма для возведения очистных сооружений (более 600 млн. руб.) превышает более чем в 3 раза пятилетний объем собственных доходов городского округа Анадырь, а также учитывая отсутствие дополнительного финансирования, возможность исполнения решения суда за счет собственных средств у Администрации объективно отсутствовала.

Кроме того, объективно реализация реконструкции сетей водоотведения при возведении очистных сооружений возможна лишь при передаче права пользования на сети канализации (полностью либо в части), поскольку в соответствии с пунктом 3 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям. Годы ввода в эксплуатацию выпусков канализационной системы городского округа Анадырь - с 1980 по 1992 год, т.е. более пяти лет.

Таким образом, единственным способом исполнения решения суда являлось привлечение частных инвесторов в рамках законодательства о государственно-частном партнерстве.

18 ноября 2019 года в Администрацию поступило в соответствии со статьёй 37 Федерального закона от 21.07.2005 № 15-ФЗ «О концессионных соглашениях» предложение от Общества с ограниченной ответственностью «Кристалл» (далее – ООО «Кристалл») о заключении концессионного соглашения, предметом которого является полная реконструкция системы водоотведения городского округа Анадырь с учётом новых требований СП 32.13330.2018 по объединению локальных систем водоотведения и строительство двух очистных сооружений для единой системы водоотведения городского округа Анадырь (закольцевать систему, объединив все выпуски в два № 1- на ул. Полярная, № 2 - на ул. Партизанская, на которых возвести очистные сооружения). По условиям концессионного соглашения прогнозируемый срок ввода в эксплуатацию - 31.12.2022. После прохождения всех необходимых процедур 19 декабря 2019 года межведомственной рабочей группой по рассмотрению и оценке предложений по инициативе заключения концессионных соглашений принято положительное решение о целесообразности заключения концессионного соглашения по предложению ООО «Кристалл». Концессионное соглашение подписано городским округом Анадырь и ООО «Кристалл», направлено Губернатору Чукотского автономного округа (далее – Чукотский АО) на подпись. Концессионное соглашение, в рамках которого должно осуществляться строительство, до сих пор не подписано Губернатором, в связи с чем приступить к реализации концессионного соглашения невозможно.

04.09.2020 ООО «Кристалл» обратилось в Арбитражный суд Чукотского АО с исковым заявлением к публично-правовому образованию Чукотский АО в лице Губернатора Чукотского АО с требованием обязать его заключить концессионное соглашение в отношении объекта водоотведения и очистки сточных вод городского округа Анадырь, находящегося в муниципальной собственности городского округа Анадырь, на условиях представленного ООО «Кристалл» проекта, между ООО «Кристалл» и Администрацией.

Определением Арбитражного суда Чукотского АО от 16.09.2020 исковое заявление ООО «Кристалл» о понуждении заключения концессионного соглашения принято к производству, Администрация привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора (дело № А80-315/2020).

В случае удовлетворения искового заявления концессионное соглашение будет подписано, и концессионер приступит к реализации запланированных мероприятий. В случае отказа в удовлетворении иска Администрация будет вынуждена начать процедуру проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения с самого начала и определять концессионера по результатам проведенных процедур конкурентного отбора, после чего заключать новое концессионное соглашение, предметом которого станет возведение очистных сооружений сточных вод. До принятия и вступления в законную силу решения по делу № А80-315/2020 Администрация не вправе объявить конкурс, поскольку это нарушит права ООО «Кристалл» и сделает неисполнимым решение арбитражного суда по указанному делу в случае удовлетворения заявленных требований ООО «Кристалл». Таким образом, до момента принятия и вступления в законную силу решения по делу № А80-315/2020 у Администрации отсутствует объективная возможность исполнения апелляционного определения судебной коллегии по административным делам суда Чукотского АО от 26 июня 2014 года.

При этом, учитывая предъявление исполнительного листа взыскателем Анадырской межрайонной прокуратурой, Администрация, находясь в условиях реальной невозможности исполнения судебного решения, в любой момент может быть подвергнута взысканию за его неисполнение, как в виде взыскания исполнительского сбора, так и в виде привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного Администрация просила отсрочить исполнение апелляционного определения судебной коллегии по административным делам суда Чукотского АО от 26 июня 2014 года до момента вступления в законную силу решения арбитражного суда по гражданскому делу № А80-315/2020.

Определением Анадырского городского суда от 1 июля 2021 года заявление Администрации было удовлетворено.

Определением суда Чукотского автономного округа от 24 февраля 2022 года определение судьи Анадырского городского суда от 1 июля 2021 года было отменено, административное дело направлено на новое рассмотрение в Анадырский городской суд.

При новом рассмотрении дела судом первой инстанции постановлено определение, резолютивная часть которого приведена выше.

В представлении Анадырский межрайонный прокурор (далее - прокурор), находя определение незаконным, просит определение суда отменить и направить административное дело на новое рассмотрение в Анадырский городской суд.

В силу положений частей 2, 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) представление рассмотрено судьёй единолично без проведения судебного заседания.

Изучив материалы дела, оценив имеющиеся в нём доказательства, проверив определение городского суда в соответствии со статьёй 308 КАС РФ в полном объёме, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Удовлетворяя заявление Администрации об отсрочке исполнения апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам суда Чукотского автономного округа от 26 июня 2014 года, суд первой инстанции исходил из того, что отказ заявителю в предоставлении отсрочки породит нарушение прав и законных интересов третьих лиц, в данном случае ООО «Кристалл», поскольку в таком случае Администрация будет вынуждена нарушить условия подписанного ею концессионного соглашения и приступить к исполнению названного апелляционного определения в ином порядке либо путем заключения названного концессионного соглашения с иным участником рынка, что порождает потенциальную возможность оспаривания такого концессионного соглашения (нового соглашения, соглашения с иным участником) и может привести к исполнению апелляционного определения в иные, более поздние сроки. Кроме того, отказ в удовлетворении заявления Администрации о предоставлении отсрочки исполнения апелляционного определения суда Чукотского автономного округа в случае удовлетворения иска ООО «Кристалл» по гражданскому делу № А80-315/2020 фактически приведет к невозможности исполнения решения Арбитражного суда по названному гражданскому делу, что не отвечает принципам судопроизводства в Российской Федерации.

Суд апелляционной инстанции, находя данные выводы суда первой инстанции в достаточной степени мотивированными и соответствующими установленным по делу фактическим обстоятельствам, не усматривает необходимости повторно приводить эти выводы и их мотивировку в настоящем определении.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», следует, что основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.

При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.

Суд апелляционной инстанции находит, что судом первой инстанции при предоставлении отсрочки исполнения судебного акта разъяснения Пленума Верховного Суда РФ учтены в полном объёме и исходя из условий возникшей конкретной ситуации правильно истолкованы и применены.

Довод представления прокурора о том, что наличие подписанного концессионного соглашения не свидетельствует о наличии исключительных обстоятельств, серьезно затрудняющих исполнение апелляционного определения суда Чукотского автономного округа от 26.06.2014, являясь субъективно-оценочным мнением, не опровергает правильности и обоснованности выводов суда первой инстанции о необходимости предоставления отсрочки.

Кроме того, на дату рассмотрения судом апелляционной инстанции представления прокурора установлено, что определением Арбитражного суда Чукотского автономного округа от 28 марта 2022 года принят отказ ООО «Кристалл» от иска об обязании заключить концессионное соглашение, и производство по делу № А80-315/2020 прекращено, следовательно, обстоятельства, явившиеся основанием для предоставления отсрочки исполнения судебного акта, отпали.

Согласно части 5 статьи 359 КАС РФ исполнительное производство возобновляется по заявлению взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя судом, приостановившим исполнительное производство, после устранения причин или обстоятельств, послуживших основаниями для его приостановления. О возобновлении исполнительного производства выносится определение.

При таких обстоятельствах следует признать, что довод представления прокурора о том, что предоставление судом отсрочки исполнения судебного акта влечет неоправданное отдаление реальной защиты прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на настоящий момент потерял свою актуальность и перестал соответствовать действительности.

Обобщая изложенное, суд апелляционной инстанции оснований для удовлетворения представления прокурора не усматривает.

Руководствуясь статьёй 316 КАС РФ, суд

определил:

определение судьи Анадырского городского суда от 16 марта 2022 года по настоящему административному делу оставить без изменения, представление Анадырского межрайонного прокурора - без удовлетворения.

Судья А.С. Зиновьев