ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 13А-242/20 от 29.09.2020 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Дело № 33а-27526/2020

(№13а-242/2020)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 сентября 2020 года г. Краснодар

Судья Краснодарского краевого суда Морозова Н.А., рассмотрев материал по частной жалобе представителя УФСИН России по Краснодарскому краю на основании доверенности ФИО1 на определение Апшеронского районного суда Краснодарского края от 03 августа 2020 года,

УСТАНОВИЛ:

Решением Апшеронского районного суда Краснодарского края от 25.04.2019 удовлетворено административное исковое заявление Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в испарительных учреждениях Краснодарского края.

Признано незаконным бездействие ФСИН России, УФСИН России по Краснодарскому краю и ФКУ ИК № 5 УФСИН России по Краснодарскому краю в части непринятия мер к соблюдению на УКП при ФКУ ИК № 5 УФСИН России по Краснодарскому краю требований уголовно-исполнительного законодательства РФ.

На ФСИН России, УФСИН России по Краснодарскому краю и ФКУ ИК 5 УФСИН России по Краснодарскому краю возложена обязанность создать (оборудовать) на УКП при ФКУ ИК № 5 УФСИН России по Краснодарскому краю комнату длительных свиданий площадью 15 кв.м, игровую площадью 10 кв.м, кладовую площадью 6 кв.м, 1 душевую сетку на жилую комнату, уборную с умывальником - 1 унитаз на жилую комнату, кладовую уборочного инвентаря площадью 4 кв.м, 1 помещение для хранения обменного фонда белья и переодевания осуждённых площадью 8 кв.м, в шестимесячный срок с момента вступления решения в законную силу. Оборудовать и приобрести в вышеперечисленные помещения, мебель, инвентарь и оборудование.

Апелляционным определением судебной коллегией по административным делам Краснодарского краевого суда от 01.08.2019 решение Апшеронского районного суда Краснодарского края от 25.04.2019 оставлено без изменения.

Представитель ФСИН России обратился в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения Апшеронского районного суда Краснодарского края от 25.04.2019, мотивируя свои требования тем, что в настоящее время исполнить вступившее в законную силу решение суда первой инстанции невозможно ввиду отсутствия необходимого финансирования.

Кроме того, пунктом 7 Положения о ФСИН России от 13.10.2004 № 1314, ФСИН России осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовноисполнительной системы (в том числе исправительных колоний), предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовноисполнительной системы, осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций. Согласно пункту 13 указанного Положения, финансирование расходов на содержание центрального аппарата ФСИН России, ее территориальных органов, учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, а также предприятий и учреждений, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

Таким образом, понуждение ФСИН России к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы, и реализацию возложенных на нее функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный статьей 10 Конституции РФ принцип разделения властей.

Обжалуемым определением Апшеронского районного суда Краснодарского края от 03 августа 2020 года в удовлетворении заявления представителя ФСИН России об отсрочке исполнения решения Апшеронского районного суда Краснодарского края от 25.04.2019 по административному исковому заявлению Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия ФКУ ИК-5 УФСИН России по Краснодарскому краю, УФСИН России по Краснодарскому краю и ФСИН России в части непринятия мер к соблюдению на УКП при ФКУ ИК-5 УФСИН России по Краснодарскому краю требований уголовно-исполнительного законодательства РФ отказано.

С указанным определением суда не согласилась представитель УФСИН России по Краснодарскому краю на основании доверенности ФИО1 и подала частную жалобу, в которой просит определение суда первой инстанции отменить, полагая его незаконным и необоснованным, разрешить вопрос по существу.

Согласно частям 2, 2.1 статьи 315 КАС РФ рассмотрение частной жалобы осуществляется по правилам, установленным главой 34 настоящего Кодекса, единолично, без проведения судебного заседания.

Исследовав материалы, проверив и обсудив доводы частной жалобы, судья приходит к следующему выводу.

В силу части 1 статьи 16 КАС РФ вступившие в законную силу судебные акты (решения, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 189 КАС РФ суд, рассмотревший административное дело, в соответствии с заявлениями лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

В соответствии с частью 1 статьи 358 КАС РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, выдавший исполнительный документ, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.

Согласно частям 1,2 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Несмотря на то, что отсрочка исполнения решения суда предполагает наступление в будущем обстоятельств, способствующих исполнению судебного решения, она отдаляет реальную защиту нарушенных прав или охраняемых законом интересов взыскателя.

Таким образом, основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий.

Как следует из материалов дела, решением Апшеронского районного суда Краснодарского края от 25.04.2019 на ФСИН России, УФСИН России по Краснодарскому краю и ФКУ ИК 5 УФСИН России по Краснодарскому краю возложена обязанность создать (оборудовать) на УКП при ФКУ ИК № 5 УФСИН России по Краснодарскому краю комнату длительных свиданий площадью 15 кв.м, игровую площадью 10 кв.м, кладовую площадью 6 кв.м, 1 душевую сетку на жилую комнату, уборную с умывальником - 1 унитаз на жилую комнату, кладовую уборочного инвентаря площадью 4 кв.м, 1 помещение для хранения обменного фонда белья и переодевания осуждённых площадью 8 кв.м, в шестимесячный срок с момента вступления решения в законную силу. Оборудовать и приобрести в вышеперечисленные помещения, мебель, инвентарь и оборудование.

Вместе с тем, указанное решение до настоящего времени не исполняется.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно указал на отсутствие оснований для отсрочки исполнения судебного решения, поскольку отсутствие денежных средств само по себе не освобождает юридическое лицо от обязанности соблюдать требования законодательства независимо от организационно-правовой формы и порядка финансирования, а не создание условий и не принятие необходимых мер по созданию необходимого количества комнат для проведения длительных свиданий осужденных, а также вспомогательных помещений, влечет нарушение права осужденных и права граждан, прибывших на длительное свидание.

Таким образом, судья апелляционной инстанции полагает определение Апшеронского районного суда Краснодарского края от 03 августа 2020 года правомерным и не подлежащим отмене.

Доводы частной жалобы о незаконности и необоснованности обжалуемого определения суда не нашли своего подтверждения в суде апелляционной инстанции, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены обжалуемого определения суда.

На основании статьи 316 КАС РФ суд апелляционной инстанции, рассмотрев частную жалобу, представление прокурора, вправе оставить определение суда первой инстанции без изменения, жалобу, представление прокурора без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 315-316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья

ОПРЕДЕЛИЛ:

определение Апшеронского районного суда Краснодарского края от 03 августа 2020 года оставить без изменения, частную жалобу представителя УФСИН России по Краснодарскому краю на основании доверенности ФИО1 - без удовлетворения.

Судья Н.А.Морозова