ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 13А-52/2021 от 12.05.2021 Тамбовского областного суда (Тамбовская область)

Дело № 13а-52/2021; 33а-1829/2021

Судья Акимушкина Т.Е.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Тамбов 12 мая 2021 года

Судья Тамбовского областного суда Бурашникова Н.А.,

рассмотрев в упрощенном (письменном) производстве частную жалобу администрации г. Моршанска Тамбовской области на определение Моршанского районного суда Тамбовской области от 16 марта 2021 года об отказе в удовлетворении заявления об отсрочке исполнения судебного решения

установил:

Решением Моршанского районного суда Тамбовской области от 28 августа 2020 года на администрацию г. Моршанска Тамбовской области возложена обязанность по выделению денежных средств на разработку документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия «Комплекс застройки Набережной», расположенный по адресу: *** доведению бюджетных ассигнований до Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа» г. Моршанска в срок до 31.12.2020 года. На МБОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа», в свою очередь, возложена обязанность заключить договор со специализированной организацией на разработку документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия «Комплекс застройки Набережной», расположенный по адресу: *** согласовать ее с Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области в срок до 01.04.2021г.

22 января 2021 года судебным приставом-исполнителем Моршанского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Тамбовской области в отношении администрации г. Моршанска Тамбовской области возбуждено исполнительное производство № 4022/21/68011-ИП.

9 февраля 2021 года администрация г. Моршанска Тамбовской области обратилась в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения Моршанского районного суда от 28 августа 2020 года, мотивированным невозможностью его исполнения в установленный законом срок в связи с необходимостью выделения на эти цели дополнительного финансирования из бюджета Тамбовской области.

Определением Моршанского районного суда Тамбовской области от 16 марта 2021 года в удовлетворении заявления отказано.

В частной жалобе администрация г. Моршанска Тамбовской области ставит вопрос об отмене определения, полагая, что судом первой инстанции не приняты во внимание доводы администрации о невозможности исполнения судебного акта в установленный в нем срок, поскольку бюджет г. Моршанска на 2021 года уже сформирован и утвержден с предельным дефицитом. При этом в бюджете города не в полном объеме предусмотрены бюджетные ассигнования на оплату труда с начислениями работникам муниципальных и бюджетных учреждений, на оплату коммунальных услуг и других первоочередных, социально значимых расходов.

В условиях пандемии распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2020 года № 670-р установлена отсрочка платы по арендным платежам за государственное и муниципальное имущество, в связи с чем, поступления арендной платы в местный бюджет снизились на 30-40 %.

Постановлением администрации Тамбовской области от 20 апреля 2020 года № 321 «О мерах по обеспечению устойчивости и сбалансированного бюджета Тамбовской области в 2020 году» установлен мораторий на принятие новых расходных обязательств, не учтенных в бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов, не связанных с реализацией мероприятий по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции. Соответственно, рассмотрение вопроса о перераспределении бюджетных ассигнований или изыскания дополнительны доходов станет возможным только по окончании мер, направленны на противодействие распространения новой коронавирусной инфекции.

В сложившейся ситуации выделение денежных средств из бюджета города в объеме, необходимом для финансирования расходов на разработку документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, без представления соответствующих субвенций не представляется возможным, в связи с чем, администрация г. Моршанска 14 января 2021 года обратилась к главе администрации Тамбовской области с просьбой о выделении необходимых денежных средств, однако до настоящего момента ответ на обращение не получен.

Проверив материалы дела, проанализировав доводы жалобы, судья приходит к выводу об отмене обжалуемого определения.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Частью 1 статьи 358 КАС РФ предусмотрено, что при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, выдавший исполнительный документ, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.

Согласно части 1 статьи 189 КАС РФ суд, рассмотревший административное дело, в соответствии с заявлениями лиц, участвующих в деле, судебного пристава - исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации не содержит исчерпывающий перечень оснований для отсрочки исполнения решения суда, а лишь устанавливает в качестве критерия для их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, наличие или отсутствие которых суду следует устанавливать в каждом конкретном случае на основании представленных доказательств, учитывая обстоятельства дела и интересы сторон.

В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.

Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.

Отказывая в удовлетворении заявления об отсрочке, суд первой инстанции указал, что представленные заявителем доказательства не свидетельствуют о наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда или препятствующих его исполнению.

Вместе с тем, судом первой инстанции не учтено, что администрацией г. Моршанска Тамбовской области были приняты меры, направленные на исполнение решения Моршанского районного суда Тамбовской области от 28 августа 2020 года, вступившего в силу 6 октября 2020 года. Поскольку судебным решением не установлен конкретный объем денежных средств, подлежащих выделению на составление документации по сохранению объектов культурного наследия, администрацией города в октябре 2020 года от Управления по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области получены требования по выполнению определенных видов работ и срокам их выполнения. В связи с тем, что работы на объектах культурного наследия должны производиться субъектом, имеющим соответствующую лицензию и на основании научно-проектной документации, была сделана заявка на имя ООО «Научно-проектное объединение «Кафедра» на расчет стоимости разработки научно-проектной документации с прохождением историко-культурной экспертизы. Как следует из обращения главы города Моршанска к главе администрации Тамбовской области, стоимость такой документации по 12 объектам культурного наследия составляет более 13 млн. рублей. При этом в августе 2020 года в отношении администрации г. Моршанска Тамбовской области вынесено 10 судебных решений о выделении средств из бюджета на разработку документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия регионального значения, находящихся в муниципальной собственности.

Как следует из сообщения финансового отдела администрации г. Моршанска от 24.02.2021 года, администрацией г. Моршанска в 2020 году проводилась работа по финансированию расходов на разработку документации на проведении работ по сохранению объектов культурного наследия. Из муниципального бюджета были выделены средства в сумме 853400 рублей на разработку проектно-сметной документации объекта культурного наследия «Гражданское здание» по адресу: ***, и в сумме 1062000 рублей – на аналогичные цели в отношении объекта «Гражданское здание» по адресу: ***. В бюджете 2021 года предусмотрены денежные средства в сумме 138200 рублей на экспертизу проектов по указанным объектам культурного наследия. Денежные средства на исполнение решения по зданию, расположенному по адресу: ***, в муниципальный бюджет 2021 года не заложены, поскольку он утвержден с предельным дефицитом в 16,3 млн. рублей. Объем бюджетных доходов снижен в связи с ограничительными мерами, связанными с распространением коронавирусной инфекции. Постановлением администрации Тамбовской области от 20.04.2020 г. № 321 «О мерах по обеспечению устойчивости и сбалансированности бюджета Тамбовской области в 2020 году» установлен мораторий на принятие Тамбовской областью новы расходных обязательств, не учтенных в бюджете на 2020 года и плановый период 2021 и 2022 годов, не связанных с реализацией мероприятий по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 (пункт 1). Аналогичные меры по обеспечению устойчивости и сбалансированности местных бюджетов в 2020 году рекомендовано принять главам городских округов и муниципальных районов области (пункт 11).

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что на момент обращения с заявлением об отсрочке у администрации г. Моршанска имелись обстоятельства, препятствующие исполнению судебного решения. Судом также учитывается, что администрация города обратилась с заявлением об отсрочке исполнения судебного акта впервые, ею принимались меры к устранению обстоятельств, препятствующих исполнению судебного акта, путем обращения за получением дополнительных денежных средств из бюджета Тамбовской области в сумме 13,9 млн. рублей, необходимых для исполнения судебных решений, возлагающих на администрацию города обязанности по финансированию изготовления проектной документации по сохранности объектов культурного наследия. Суд учитывает также количество принятых в августе 2020 года судебных актов, касающихся объектов культурного наследия, которые необходимо исполнить административному ответчику, а также сообщение финансового отдела администрации г. Моршанска о том, что запланированные к получению от сдачи в аренду объектов культурного наследия доходы муниципального бюджета в сумме 997900 рублей будут также направлены на финансирование разработки проектно-сметной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.

С учетом изложенного, апелляционная инстанция приходит к выводу об отмене определения, постановленного без учета указанных обстоятельств, с неправильным применением норм процессуального права, и полагает возможным в соответствии со статьями 189, 358 КАС РФ заявление администрации города Моршанска Тамбовской области удовлетворить, предоставив администрации г. Моршанска отсрочку исполнения решения Моршанского районного суда Тамбовской области от 28 августа 2020 года по административному делу № 2а-918/2020 до 1 августа 2021 года, полагая, что предоставление отсрочки исполнения судебного акта на указанный срок будет отвечать принципам разумности, справедливости, соразмерности, обеспечения баланса интересов должника и взыскателя в исполнительном производстве, и позволит административному ответчику принять эффективные меры к устранению обстоятельств, препятствующих исполнению судебного акта.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 315-317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья

определил:

определение Моршанского районного суда Тамбовской области от 16 марта 2021 года отменить и разрешить вопрос по существу.

Заявление администрации г. Моршанска Тамбовской области об отсрочке исполнения решения Моршанского районного суда Тамбовской области от 28 августа 2020 года по административному делу № 2а-918/2020 удовлетворить.

Отсрочить исполнение решения Моршанского районного суда Тамбовской области от 28 августа 2020 года по административному делу № 2а-918/2020 в части возложения на администрацию г. Моршанска Тамбовской области обязанности по выделению денежных средств на разработку документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия «Комплекс застройки Набережной», расположенный по адресу: *** доведению бюджетных ассигнований до МБОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа» г. Моршанска до 1 августа 2021 года.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции через Моршанский районный суд Тамбовской области.

Судья: Н.А. Бурашникова