ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 13А-54/2021 от 01.03.2022 Верховного Суда Республики Калмыкия (Республика Калмыкия)

Судья Сангаджиева О.А дело № 33а-124/2022

дело № 13а-54/2021

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Элиста 1 марта 2022 года

Судья Верховного Суда Республики Калмыкия Говоров С.И., рассмотрев частную жалобу Заместителя Председателя Правительства Республики Калмыкия Б. на определение судьи Яшкульского районного суда Республики Калмыкия от 17 декабря 2021 года по административному делу № * об отказе в удовлетворении заявления Аппарата Правительства Республики Калмыкия о признании недействительным исполнительного листа серии ФС № * от 19 мая 2021 года, выданного Яшкульским районным судом Республики Калмыкия по делу № *,

у с т а н о в и л:

Решением Яшкульского районного суда Республики Калмыкия от 24 декабря 2020 года по административному делу № *, вступившим в законную силу 26 января 2021 года, административное исковое заявление прокурора Яшкульского района Республики Калмыкия удовлетворено, признано незаконным бездействие Правительства Республики Калмыкия и Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, выразившееся в непринятии мер по постановке на кадастровый учет, регистрации права собственности и приведению в соответствие с требованиями ветеринарно-санитарных правил биотермических ям (скотомогильников) на территории Яшкульского района Республики Калмыкия; на Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия возложена обязанность принять меры по постановке на кадастровый учет, регистрации права собственности биотермических ям (скотомогильников); на Правительство Республики Калмыкия возложена обязанность нормативно-правового, финансового обеспечения организации проведения мероприятий по приведению в соответствие с требованиями п.п. 5.6, 5.7 и 5.8 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом Российской Федерации 4 декабря 1995 года № 13-7-2/469, десяти биотермических ям (скотомогильников), расположенных на территории Яшкульского района Республики Калмыкия.

Во исполнение указанного решения 19 мая 2021 г. Яшкульским районным судом Республики Калмыкия выдан исполнительный лист серии ФС№ *.

Аппарат Правительства Республики Калмыкия обратился в Яшкульский районный суд Республики Калмыкия с заявлением о внесении изменений в исполнительный лист, выданный по решению Яшкульского районного суда Республики Калмыкия от 24 декабря 2020 года, указав, что 22 июня 2021 года постановлением МОСП по ОИП УФССП по РК на основании названого исполнительного документа возбуждено исполнительное производство№ *. При этом, в исполнительном документе в сведениях о должнике указано, что Правительство Республики Калмыкия зарегистрировано в качестве юридического лица 14 января 2004 года, с ИНН *. Вместе с тем, Правительство Республики Калмыкия не обладает установленными гражданским законодательством признаками юридического лица, не имеет самостоятельного баланса и (или) сметы. В Едином государственном реестре юридических лиц отсутствуют сведения о Правительстве Республики Калмыкия. В связи с этим указанные в исполнительном листе данные о регистрации должника в качестве юридического лица, ИНН не соответствуют действительности. Указанный в исполнительном листе ИНН присвоен Аппарату Правительства Республики Калмыкия, который является органом исполнительной власти Республики Калмыкия по обеспечению деятельности Правительства Республики Калмыкия, а также организации контроля за выполнением принятых им решений органами исполнительной власти. Исполнительный документ оформлен с нарушением требований, установленных Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Вышеуказанные обстоятельства нарушают права Аппарата Правительства Республики Калмыкия, поскольку влекут взыскание с данного юридического лица исполнительского сбора. На основании изложенного, просил внести изменение в исполнительный лист серии *от 19 мая 2021 года, выданный Яшкульским районным судом Республики Калмыкия по делу № *, исключив из сведений о должнике данные о регистрации Правительства Республики Калмыкия в качестве юридического лица и данные об ИНН, присвоенном Аппарату Правительства Республики Калмыкия.

В дальнейшем, уточнив заявленное требование, Аппарат Правительства Республики Калмыкия просил признать недействительным исполнительный лист серии *от 19 мая 2021 года, выданный Яшкульским районным судом Республики Калмыкия по делу*, по изложенным выше основаниям.

Представитель Аппарата Правительства Республики Калмыкия по доверенности ФИО1 в судебном заседании поддержал уточненные требования и просил их удовлетворить.

Представитель прокуратуры Яшкульского района Республики Калмыкия старший помощник прокурора района Чульчинова Е.В. возражала против удовлетворения заявленных требований ввиду отсутствия оснований.

Представители административного ответчика Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, заинтересованных лиц - Управления ветеринарии Республики Калмыкия, Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской, Астраханской областям и Республике Калмыкия, Администрации Яшкульского районного муниципального образования Республики Калмыкия, Молодежненского, Привольненского, Тавнгашунского, Уланэргинского Уттинского, Хартолгинского, Хулхутинского, Цагануснского, Чилгирского Яшкульского сельских муниципальных образований Яшкульского района Республики Калмыкия, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения заявления, в судебное заседание не явились.

Определением судьи Яшкульского районного суда Республики Калмыкия от 17 декабря 2021 г. в удовлетворении заявления Аппарата Правительства Республики Калмыкия о признании недействительным исполнительного листа серии ФС № * от 19 мая 2021 года, выданного Яшкульским районным судом Республики Калмыкия по делу № *, отказано.

В частной жалобе Заместитель Председателя Правительства Республики Калмыкия Б. просит об отмене определения судьи и разрешении вопроса по существу, признав недействительным исполнительный лист серии ФС № * от 19 мая 2021 года, выданный Яшкульским районным судом Республики Калмыкия по делу № *. Приводя доводы, аналогичные указанным в заявлении, адресованном суду первой инстанции, указывает, что Аппарат Правительства Республики Калмыкия не являлся участником административного дела № *, в рамках которого выдан исполнительный лист, исполнительный документ оформлен с нарушением требований, установленных Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Вышеуказанные обстоятельства нарушают права Аппарата Правительства Республики Калмыкия, поскольку влекут взыскание с юридического лица исполнительского сбора. Кроме того, в рамках исполнения решения суда Правительством Республики Калмыкия внесены изменения в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Калмыкия в части включения в нее подпрограммы 9 «Обеспечение эпизоотического, ветеринарно-санитарного благополучия в Республики Калмыкия и развитие государственной ветеринарной службы Республики Калмыкия», в части финансового обеспечения принят Закон Республики Калмыкия от 14.12.2021 г. № 193-VI-З «О республиканском бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», которым предусматривается финансирование основного мероприятия 4 «Развитие механизмов по обеспечению утилизации биологических отходов» в объеме 1500,0 тыс. руб.

В силу ч. ч. 2 и 2.1 ст. 315 КАС РФ частные жалобы, представления прокурора на определения суда рассматриваются в апелляционном порядке по правилам, установленным главой 34 КАС РФ, без проведения судебного заседания судьями соответствующих судов единолично, за исключением случаев, когда обжалуемое определение вынесено коллегиальным составом суда.

Законность и обоснованность определения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенным в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Рассмотрев частную жалобу, проверив материалы дела, прихожу к следующему.

Отказывая в удовлетворении заявления о признании недействительным исполнительного листа, суд первой инстанции указал, что в силу требований ч. 11 ст. 353 Кодекса административного судопроизводства РФ оснований для признания исполнительного листа ничтожным не имеется, поданное в суд заявление фактически направлено на изменение содержания вынесенного судебного акта.

Оценивая выводы суда, прихожу к следующему.

Как видно из материалов дела, решением Яшкульского районного суда Республики Калмыкия от 24 декабря 2020 года, вступившим в законную силу 26 января 2021 года, по административному делу № * удовлетворено административное исковое заявление прокурора Яшкульского района Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц, признано незаконным бездействие Правительства Республики Калмыкия и Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, выразившееся в непринятии мер по постановке на кадастровый учет, регистрации права собственности и приведению в соответствие с требованиями ветеринарно-санитарных правил биотермических ям (скотомогильников) на территории Яшкульского района Республики Калмыкия; на Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия возложена обязанность принять меры по постановке на кадастровый учет, регистрации права собственности биотермическим ям (скотомогильников); на Правительство Республики Калмыкия возложена обязанность нормативно-правового, финансового обеспечения организации проведения мероприятий по приведению в соответствие с требованиями п.п. 5.6, 5.7 и 5.8 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом Российской Федерации 4 декабря 1995 года №13-7-2/469, десяти биотермических ям (скотомогильников), расположенных на территории Яшкульского района Республики Калмыкия.

Во исполнение указанного решения 19 мая 2021 года взыскателю выдан исполнительный лист серии ФС № * в отношении должника Правительства Республики Калмыкия, в котором на странице 5 в графе «должник» указано «Правительство Республики Калмыкия, адрес: 358000, <...>, ИНН *».

Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц данные об ИНН * относятся к юридическому лицу – Аппарату Правительства Республики Калмыкия, которое не являлось стороной по административному делу № *.

В силу ч. 1 ст. 352 КАС РФ судебные акты приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном настоящим Кодексом и другими федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства. В случае указания в судебных актах способов и сроков их исполнения они приводятся в исполнение теми способами и в те сроки, которые указаны судом.

В случае необходимости принудительное исполнение судебного акта производится на основании выданного судом исполнительного листа, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (ч. 2 ст. 352 КАС РФ).

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ исполнительными документами, в частности, являются исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов.

Согласно пп. "б" п. 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 229-ФЗ в исполнительном документе должны быть указаны сведения о должнике и взыскателе: для организаций - наименование и адрес, указанный в едином государственном реестре юридических лиц, фактический адрес (если он известен), идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер (если он известен).

В силу п. 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 229-ФЗ, в исполнительном документе должна быть указана резолютивная часть судебного акта, акта другого органа или должностного лица, содержащая требование о возложении на должника обязанности по передаче взыскателю денежных средств и иного имущества либо совершению в пользу взыскателя определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.

Пунктом 9.3.5 Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденной Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29 апреля 2003 года N 36, определено, что исполнительный документ должен быть заполнен четко и грамотно, без помарок, дополнений и исправлений с соблюдением требований ст. 13 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

В силу пункта 6.5 Инструкции о порядке обеспечения бланками исполнительных листов и их приема, учета, хранения, использования и уничтожения в федеральных судах общей юрисдикции и федеральных арбитражных судах, утвержденной Приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 28 декабря 2015 года N 399, исполнительный лист должен быть заполнен четко и грамотно, без исправлений, опечаток и дополнений.

Таким образом, по смыслу приведенных выше правовых норм внесение каких-либо исправлений в исполнительные листы не допускается. В случае, если описка отсутствует в судебном постановлении и допущена только в исполнительном документе, указанное обстоятельство является основанием для отзыва судом выданного исполнительного документа (без вынесения определения суда) и выдачи нового исполнительного листа.

Поскольку в заявлении Аппарата Правительства Республики Калмыкия (с учетом уточнений) предметом требования являлось признание недействительным исполнительного листа, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в его удовлетворении, поскольку в силу части 11 статьи 353 Кодекса административного судопроизводства РФ единственным основанием признания исполнительного листа ничтожным с последующим отзывом его судом, принявшим судебный акт, является выдача его до вступления в законную силу судебного акта, за исключением случаев немедленного исполнения. В этой связи, правовые основания для отмены судебного акта суда первой инстанции и удовлетворения частной жалобы отсутствуют.

Вместе с тем, данное обстоятельство не исключает возможности заявителя (Аппарат Правительства Республики Калмыкия) повторно обратиться в суд, выдавший исполнительный лист, с заявлением об отзыве исполнительного листа (в связи с внесением в исполнительный документ сведений, не относящихся к должнику - Правительству Республики Калмыкия), которое подлежит рассмотрению с учетом вышеприведенных положений Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ, Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденной Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29 апреля 2003 года N 36.

На основании изложенного, судья, руководствуясь ст. ст. 315, 316 Кодекса административного судопроизводства РФ,

о п р е д е л и л:

определение судьи Яшкульского районного суда Республики Калмыкия от 17 декабря 2021 года об отказе в удовлетворении заявления Аппарата Правительства Республики Калмыкия о признании недействительным исполнительного листа серии ФС № * от 19 мая 2021 года, выданного Яшкульским районным судом Республики Калмыкия по делу № *, оставить без изменения, частную жалобу Заместителя Председателя Правительства Республики Калмыкия Б. – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) на апелляционное определение может быть подана в течение шести месяцев со дня его вынесения через Яшкульский районный суд Республики Калмыкия в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в г. Краснодаре.

Судья С.И. Говоров