Председательствующий – Полякова С.И. Дело № 33а-706/2023
номер дела в суде первой инстанции 2а-1563/2022
номер материала № 13а-644/2023
УИД 02RS0001-01-2022-004679-23
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 августа 2023 года г. Горно-Алтайск
Судья Верховного Суда Республики Алтай ФИО2, рассмотрев представление Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора ФИО1 на определение судьи Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 15 июня 2023 года, которым
Министерству природных ресурсов и экологии Республики Алтай предоставлена отсрочка исполнения решения Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 20 июня 2022 года по делу № 2а-1563/2022 по административному исковому заявлению Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай о признании бездействия незаконным, понуждении к совершению действий, на срок до 31 декабря 2024 года включительно,
УСТАНОВИЛ:
20.06.2022 года решением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай удовлетворены исковые требования Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора к Министерству природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай, признаны незаконным бездействие Министерства природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай по неподготовке и ненаправлению в Федеральное агентство водных ресурсов предложений об установлении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах этих зон на территориях населенных пунктов, расположенных в Чойском районе (Чоя, Ишинск, Ынырга, Каракокша, Туньжа, Гусевка, Никольское, Кузя, Паспаул, Ускуч), в Турочакском районе (Бийка, Турочак, Артыбаш, Кебезень, Озеро-Куреево, Курмач-Байгол, Верх-Бийск, Огни Чуйк, Удаловка, Тулой, Дайбово), в Майминском районе (Кызыл-Озек, Карлушка, Усть-Муны, Карасук, Рыбалка, Алферово, Дубровка, Соузга, Черемшанка, Урлу-Аспак, Бирюля, Известковый, Барангол, Александровка, Юность), в Шебалинском районе (Черга, Мьюта, Улус-Черга, Ильинка, Беш-Озек, Мариинск, Верх-Апшуяхта, Актел, Камай), в Онгудайском районе (Нижняя Талда, Каракол, Курота, М.Яломан, Кулада, Купчегень, Боочи, Шашикман, Инегень, Ело), в Усть-Канском районе (Усть-Кан, Усть-Кумир, Козуль, Кайсын, Коргон, Талица, Тюдрала, Владимировка, Мендур-Соккон, Санаровка), в Усть-Коксинмком районе (Сугаш, Октябрьское, Тихонькое, Верх-Уймон, Мульта, Сахсабай, Амур, Тюгурюк, Тюнгюр, Маральник, Банное), в Чемальском районе (Чепош, Элекомнар, Узнеся, Чемал, Эдиган, Бешпельтир, Уожан, Усть-Сема), в Кош-Агачском районе (Джазатор), возложена обязанность в срок до 01.06.2023 года подготовить и направить в Федеральное агентство водных ресурсов предложения об установлении границ зон затопления, подтопления и сведениях о границах этих зон на территориях указанных населенных пунктов.
25.05.2023 года в Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай поступило заявление от Министерства природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай о предоставлении отсрочки исполнения вышеназванного решения суда до 31.12.2025 года.
15.06.2023 года определением судьи Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай Министерству природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай предоставлена отсрочка исполнения решения Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 20.06.2022 года на срок до 31.12.2024 года включительно.
В представлении Горно-Алтайский межрайонный природоохранный прокурор ФИО1 просит отменить определение суда, в обоснование доводов указывает, что Министерством природных ресурсов и экологии Республики Алтай в судебном заседании не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии неустранимых обстоятельств, которые делают невозможным исполнение решения суда. Отсутствие финансирования и специалистов не являются исключительными обстоятельствами, которые делают решение суда неисполнимым.
В соответствии с ч. 2.1 ст. 315 КАС РФ частная жалоба, представление рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле.
Информация о движении настоящего дела размещена на официальном сайте Верховного Суда Республики Алтай (http://vs.ralt.sudrf.ru/).
Обстоятельств, предусмотренных ч. 3 ст. 315 КАС РФ, для вызова лиц, участвующих в деле, в суд апелляционной инстанции, для рассмотрения представления прокурора в судебном заседании, не установлено.
Проверив материалы дела, проверив законность и обоснованность определения суда первой инстанции по доводам, изложенным в представлении прокурора, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, 20.05.2022 года в Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай с административным исковым заявлением обратился Горно-Алтайский межрайонный природоохранный прокурор о признании незаконным бездействие Министерства природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай, возложении обязанности в срок до 01.06.2023 года принять меры подготовке и направлению в Федеральное агентство водных ресурсов предложений об установлении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах этих зон на территориях населенных пунктов, расположенных в Чойском районе (Чоя, Ишинск, Ынырга, Каракокша, Туньжа, Гусевка, Никольское, Кузя, Паспаул, Ускуч), в Турочакском районе (Бийка, Турочак, Артыбаш, Кебезень, Озеро-Куреево, Курмач-Байгол, Верх-Бийск, Огни Чуйк, Удаловка, Тулой, Дайбово), в Майминском районе (Кызыл-Озек, Карлушка, Усть-Муны, Карасук, Рыбалка, Алферово, Дубровка, Соузга, Черемшанка, Урлу-Аспак, Бирюля, Известковый, Барангол, Александровка, Юность), в Шебалинском районе (Черга, Мьюта, Улус-Черга, Ильинка, Беш-Озек, Мариинск, Верх-Апшуяхта, Актел, Камай), в Онгудайском районе (Нижняя Талда, Каракол, Курота, М.Яломан, Кулада, Купчегень, Боочи, Шашикман, Инегень, Ело), в Усть-Канском районе (Усть-Кан, Усть-Кумир, Козуль, Кайсын, Коргон, Талица, Тюдрала, Владимировка, Мендур-Соккон, Санаровка), в Усть-Коксинмком районе (Сугаш, Октябрьское, Тихонькое, Верх-Уймон, Мульта, Сахсабай, Амур, Тюгурюк, Тюнгюр, Маральник, Банное), в Чемальском районе (Чепош, Элекомнар, Узнеся, Чемал, Эдиган, Бешпельтир, Уожан, Усть-Сема), в Кош-Агачском районе (Джазатор).
20.06.2022 года решением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай административные исковые требования Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора к Министерству природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай удовлетворены в полном объеме.
25.05.2023 года в Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай поступило заявление от Министерства природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай о предоставлении отсрочки исполнения решения Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 20.06.2022 года на срок до 31.12.2025 года. Заявление мотивировано тем, что в республиканском бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов средств, предусмотренных на определение зон затопления, подтопления населенных пунктов, указанных в решении суда недостаточно, необходимо внесение изменений в республиканский бюджет на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, подведомственное министерству учреждение, которое осуществляло работы по определению границ зон затопления и подтопления, передано в подведомственность Министерства туризма Республики Алтай.
Частью 1 ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» установлено, что вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 189 КАС РФ суд, рассмотревший административное дело, в соответствии с заявлениями лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Согласно ч. 1 ст. 358 КАС РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, выдавший исполнительный документ, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.
Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.
При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
Таким образом, действующее законодательство не содержит перечня оснований для отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, а лишь устанавливает критерий их определения - конкретные обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта в установленные сроки. При этом основания для отсрочки либо рассрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к исполнению судебного решения.
Из материалов дела следует, что во исполнение решения Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 20.06.2022 года Министерство природных ресурсов и экологии Республики Алтай 28.03.2023 года в адрес Верхне-Обского бассейнового водного управления направило для согласования график установления границ зон затопления, подтопления с указанием населенных пунктов, водных объектов, оказывающих негативное воздействие, сроков подготовки предложений об установлении зон, сроков завершения согласований, направления в Верхне-Обского бассейнового водного управления и сроков установления (утверждения) зон затопления, подтопления, всего 99 населенных пунктов (л.д. 109-113).
Из информации Верхне-Обского бассейнового водного управления от 28.03.2023 года № 05-09/537 следует, что представленный на согласование график установления границ зон затопления, подтопления в Республике Алтай отклонен от согласования в связи с сокращенными сроками подготовки предложений (II квартал 2023 года), сроков завершения согласований (III квартал 2023 года), не соответствия наименований населенных пунктов реестру географических названий объектов Республики Алтай, не соответствия водных объектов сведениям Государственного водного реестра (л.д. 114).
Из информации Министерства природных ресурсов и экологии Республики Алтай от 25.04.2023 года № И-03-01-01/1491, направленного в адрес Горно-Алтайского природоохранного прокурора, следует, что для выполнения работ по установлению границ зон затопления, подтопления на территории 86 населенных пунктов из республиканского бюджета Республики Алтай необходимо 162,81 млн. руб. в ценах 2015 года, АУ РА «Алтайский региональный институт экологии», выполнявший ранее работы по определению границ зон затопления и подтопления переименовано, постановлением Правительства Республики Алтай от 30.03.2023 года № 136 передано в подведомственность Министерства туризма Республики Алтай. По утвержденному графику от 21.12.2022 года по установлению границ зон затопления, подтопления завершены в 10 населенных пунктах республики, идут работы по определению границ зон затопления, подтопления в с. Онгудай р. Урсул, р. Онгудайка, в с. Манжерок р. Катунь (л.д.115-117).
Таким образом, учитывая объем работы, подлежащей выполнению по установлению зон затопления, подтопления и объем необходимых денежных средств для выполнения указанных на территории 86 населенных пунктов, статус Республики Алтай как дотационного региона, не имеющего возможности осуществить оплату данного вида работ в сроки, установленные решением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 20.06.2022 года, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для предоставления Министерству природных ресурсов и экологии Республики Алтай отсрочки исполнения решения суда в срок до 31.12.2024 года включительно.
При таких обстоятельствах, определение судьи Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 15.06.2023 года является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями ст. ст. 315-317 КАС РФ, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
Определение судьи Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 15 июня 2023 года оставить без изменения, представление Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора ФИО1 – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий шести месяцев со дня вступления в законную силу судебного акта в порядке, предусмотренном главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы (представления) через суд первой инстанции.
Судья О.А. Шнайдер