ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 13А-706/20 от 05.11.2020 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Бессчетнова Е.Л. Дело № 33а-5399/2020

№ 13а-706/2020

55RS0026-01-2016-002383-91

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Омский областной суд в составе судьи Шукеновой М.А., рассмотрев 5 ноября 2020 года административное дело по заявлению Администрации Омского муниципального района Омской области о предоставлении отсрочки исполнения решения Омского районного суда Омской области, от 27 июля 2016 года

по частной жалобе Администрации Омского муниципального района Омской области на определение Омского районного суда Омской области от 8 сентября 2020 года, которым заявление оставлено без удовлетворения,

установил:

Решением Омского районного суда Омской области от 27.07.2016, вступившим в законную силу 12.10.2016, на Администрацию Омского муниципального района Омской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области была возложена обязанность ликвидировать три места несанкционированного размещения твердых бытовых отходов на территории Новоомского сельского поселения.

Администрация Омского муниципального района Омской области обратилась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения изложенного решения суда, в обоснование указав, что Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области в своей части организационных действий к исполнению данного решения суда не осуществляется. Переписка с Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Министерством природных ресурсов и экологии Омской области как с распорядителями бюджетных средств по Государственной программе Омской области «Охрана окружающей среды Омской области» (утв. Постановлением Правительства Омской области от 15.10.2013 №255-п) по вопросам включения в данную программу не дала результатов. Кроме того, в отсутствие установленных тарифов не имеется возможности составить сметные расчеты по установлению суммы денежных средств, необходимых на ликвидацию твердых коммунальных отходов (далее ТКО), а также отсутствует объект размещения ТКО. Так, организация, эксплуатирующая данный полигон ТКО на территории Называевского муниципального района Омской области, отказала Администрации в принятии ТКО и не предоставила информацию о стоимости за размещения 1 куб.м отходов. На включенном в Перечень объектов размещения ТКО (утв. распоряжением Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 11.06.2020 № 122) полигоне ТКО, расположенным на территории Таврического муниципального района Омской области, тариф за размещение отходов не устанавливался. Помимо этого, Администрация обращалась в Министерство природных ресурсов и экологии Омской области по вопросу отзыва исполнительных листов. Ответ на данное письмо в Администрацию не поступал. Также 18.06.2020 Администрацией в адрес соответчика было направлено письмо о предоставлении сведений об исполнении судебного акта, в том числе о планируемых сроках и порядке исполнения, финансировании, однако ответ на данное письмо не поступал (т. 3 л.д. 2-6).

Просила предоставить отсрочку исполнения решения суда от 27.07.2016 по административному делу № 2а-2527/2016 до 30.11.2020.

Судом постановлено изложенное выше определение.

В частной жалобе Администрация Омского муниципального района Омской области, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в заявлении, просит определение суда отменить, принять новое. Обращает внимание, что в решении суда указано на неразрешение вопроса о предоставлении субсидии. Между тем 15.09.2020 данный вопрос был рассмотрен Министерством природных ресурсов и экологии Омской области при проведении отбора, субсидия Администрации предоставлена. Однако суд не выяснил момент, когда планируется проведение отбора (т. 3 л.д. 151-153).

В соответствии с ч. 2, 2.1 ст. 315 КАС РФ частная жалоба рассмотрена судьей единолично, без проведения судебного заседания.

Согласно ст. 292 КАС РФ в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме.

Изучив письменные материалы, обсудив доводы частной жалобы, проверив законность и обоснованность определения судьи в соответствии с требованиями ст. 315 КАС РФ, суд приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 21.10.2019 судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по Омской области в отношении заявителя возбуждено исполнительное производство № <...>-ИП.

Определениями суда от 23.11.2016 отказано в удовлетворении заявления Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области о разъяснении решения (т. 1 л.д. 158-160).

Определением суда от 04.09.2018 оставлено без удовлетворения заявление Администрации Омского муниципального района Омской области о процессуальном правопреемстве (т. 1 л.д. 202-206).

На основании п.2 Указа Губернатора Омской области от 18.04.2019 № 57 «Об организации деятельности отдельных органов исполнительной власти Омской области» Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области переименовано в Министерство строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области.

Определением суда от 25.05.2020 Министерству строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области отказано в разъяснении решения суда.

Согласно доказательствам, приложенным в обоснование настоящего заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения суда на срок до 30.11.2020, Администрация Омского муниципального района Омской области 13.05.2020 и 18.05.2020 направляла в Министерство природных ресурсов и экологии Омской области письма с просьбами предоставить информацию о полигонах, на которых возможно размещение отходов, а также об организациях, оказывающих услугу по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов, предоставить информацию о планируемых мероприятиях по проведению отбора по распределению субсидий на реализацию мероприятия по организации сбора, транспортирования и захоронения ТКО, а также ликвидацию объектов размещения ТКО в рамках Государственной программы Омской области «Охрана окружающей среды Омской области» (утв. постановлением Правительства Омской области от 15.10.2013 № 255-п).

В ответе от 04.06.2020 Министерство природных ресурсов и экологии Омской области указало на возможность размещения (захоронения) ТКО на территории Называевского муниципального района Омской области, а также на объектах размещения ТКО, включенных в соответствующий перечень, утверждение которого будет осуществлено после получения заключений Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации о возможности использования объектов до 01.01.2023.

В свою очередь в ответе на обращение Администрации Омского муниципального района Омской области 05.06.2020 ООО УК «Называевск», эксплуатирующее полигон ТКО на территории Называевского муниципального района Омской области, указало на отсутствие возможности принять отходы в связи с малыми объемами полигона.

В ответе от 04.06.2020 на обращение от 18.05.2020 Министерство природных ресурсов и экологии Омской области сообщило Администрации о том, что отбор муниципальных образований для предоставления субсидий планируется объявить после получения заключения Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации о возможности использования объектов ТКО, введенных в эксплуатацию до 01.01.2019 и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, для размещения ТКО.

09.06.2020 Администрация Омского муниципального района Омской области, ссылаясь на то, что мероприятия по транспортировке отходов до полигона требуют больших финансовых затрат, обратилась в Министерство природных ресурсов и экологии Омской области по вопросу отзыва исполнительных листов до момента получения заключения Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и проведения отбора на предоставление субсидий.

18.06.2020 Администрацией в адрес Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства было направлено письмо с просьбой предоставить сведения об исполнении судебного акта, в том числе о планируемых сроках и порядке исполнения, финансировании.

В тот же день Администрация Омского муниципального района Омской области направила в Министерство природных ресурсов и экологии Омской области, а также Главе Таврического муниципального района Омской области письма с просьбой предоставить информацию о тарифе за размещение отходов на полигоне Таврического муниципального района Омской области, включенного в вышеуказанный перечень.

В ответе от 22.06.2020 Главой Таврического муниципального района Омской области сообщено, что для земельного участка, включенного в данный перечень, тариф за размещение отходов не устанавливался.

Отказывая в предоставлении отсрочки на срок до 30.11.2020, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у заявителя исключительных обстоятельств, препятствующих исполнению судебного акта.

Суд указал, что момента вступления решения суда в законную силу прошло более трех лет, в связи с чем у заявителя было достаточно времени для принятия надлежащих мер, направленных на ликвидацию несанкционированной свалки; отсутствие субсидий для ликвидации несанкционированного размещения твердых бытовых отходов не является исключительным обстоятельством, которое позволяет предоставить отсрочку исполнения решения суда.

Суд также обратил внимание на непредставление заявителем доказательств, подтверждающих намерение исполнить решение в заявленный срок.

Положенные в основу обжалуемого определения выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам права.

На основании ч. 1 ст. 358 КАС РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, выдавший исполнительный документ, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.

Пленумом Верховного Суда РФ в пункте 25 постановления от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки. При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.

Приведенные в жалобе доводы повторяют правовую позицию заявителя, изложенную в первой инстанции.

Суд апелляционной инстанции полагает, что дальнейшее неисполнение решения суда по указанным должником основаниям повлечет необоснованное затягивание исполнения вступившего в законную силу решения суда и будет противоречить общим целям правосудия и исполнительного производства, требованиям о необходимости соблюдения требований об исполнении судебных решений в разумные сроки.

Доводы жалобы о том, что суд при разрешении спорного вопроса не учел возможность предоставления Омскому муниципальному району Омской области субсидии при проведении отбора в Министерстве природных ресурсов и экологии Омской области, подлежат отклонению, поскольку заявителем не предъявлено убедительных доказательств того, что с учетом полученной субсидии после 30.11.2020 решение суда будет исполнено в полном объеме.

При рассмотрении вопроса об отсрочке исполнения решения судом были учтены не только интересы должника, но и интересы неопределенного круга лиц, которые затрагиваются в связи с неисполнением решения суда и нарушаются на протяжении длительного времени.

С учетом приведенного суд не усматривает оснований для отмены определения суда.

Руководствуясь статьями 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

определил:

определение Омского районного суда Омской области от 8 сентября 2020 года оставить без изменения, частную жалобу – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Судья