Судья – Киселёв Д.А. М-№ 13а-80/22-33а-939/22
УИД53RS0015-01-2021-000616-91
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02 июня 2022 года Великий Новгород
Новгородский областной суд в составе судьи судебной коллегии по административным делам Павловой Е.Б., рассмотрев частную жалобу Администрации Солецкого муниципального округа Новгородской области на определение Солецкого районного суда Новгородской области от 01 апреля 2022 года об отказе в удовлетворении заявления Администрации Солецкого муниципального округа Новгородской области о предоставлении отсрочки исполнения решения,
у с т а н о в и л:
Вступившим в законную силу 17 августа 2021 года, решением Солецкого районного суда Новгородской области от 13 июля 2021 года, принятым по административному делу <...> по административному исковому заявлению прокурора Солецкого района Новгородской области, предъявленному в интересах неопределенного круга лиц, на Администрацию Солецкого муниципального округа Новгородской области (далее – Администрация округа) возложена обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать постановку на государственный кадастровый учет земельного участка в дер. <...>, на котором расположено общественное кладбище и установить санитарно-защитную зону вышеуказанного кладбища.
25 марта 2022 года Администрация округа обратилась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения вышеназванного решения.
В обоснование указано, что в настоящее время заключен муниципальный контракт на выполнение кадастровых работ по образованию земельного участка, занятого общественным кладбищем в дер. <...> Солецкого муниципального округа, выполнены геодезические и кадастровые работы, подготовлен межевой план земельного участка. Администрацией округа подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории и присвоен почтовый адрес земельного участка. На кадастровый учет земельный участок не поставлен, а поэтому невозможно установить санитарно-защитную зону. Для выполнения работ по установлению санитарно-защитной зоны необходимо изготовить проект, стоимость работ составляет 100 000 руб. Кроме того имеются другие решения суда, для выполнения которых необходимо около 1 млн. руб., которых в бюджете округа не имеется. Для исполнения решения необходимы дополнительные сроки, а потому Администрация округа просит отсрочить исполнение решения суда до 31 декабря 2022 года.
Определением Солецкого районного суда Новгородской области от 01 апреля 2022 года Администрации округа в удовлетворении заявления об отсрочке исполнения решения суда отказано.
В частной жалобе Администрация округа просит определение суда первой инстанции отменить как необоснованное, ссылаясь на то, что судом не дано должной оценки представленным доказательствам, подтверждающим невозможность исполнения решения суда по независящим от Администрации округа причинам. Кроме того, отсутствие денежных средств в бюджете муниципального округа является обстоятельством, затрудняющим исполнение решения суда, что также не принято во внимание судом.
В соответствии с частью 2 и частью 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) рассмотрение судом апелляционной инстанции частной жалобы на определение суда первой инстанции, в частности, на определение об отказе в предоставлении отсрочки исполнения решения суда, в апелляционном порядке осуществляется судьей единолично по правилам, установленным главой 34 указанного Кодекса, без проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, изучив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции оснований для удовлетворения частной жалобы и отмены определения районного суда не находит исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 308, части 1 статьи 315 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в частной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу части 1 статьи 16 КАС РФ вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 189 КАС РФ суд, рассмотревший административное дело, в соответствии с заявлениями лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Частью 1 статьи 358 КАС РФ предусмотрено, что при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, выдавший исполнительный документ, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Аналогичные положения содержатся в статье 37 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что по смыслу положений статьи 37 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», статьи 434 ГПК РФ, статьи 358 КАС РФ и статьи 324 АПК РФ основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки. При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», при осуществлении судопроизводства суды должны принимать во внимание, что в силу пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки. По смыслу статьи 6 Конвенции исполнение судебного решения рассматривается как составляющая судебного разбирательства. С учетом этого при рассмотрении вопросов об отсрочке, рассрочке, изменении способа и порядка исполнения судебных решений, а также при рассмотрении жалоб на действия судебных приставов-исполнителей суды должны принимать во внимание необходимость соблюдения требований Конвенции об исполнении судебных решений в разумные сроки.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 18 апреля 2006 года №104-О, основания для отсрочки или рассрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Солецкого районного суда Новгородской области от 13 июля 2021 на Администрацию округа возложена обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать постановку на государственный кадастровый учет земельного участка в дер. <...>, на котором расположено общественное кладбище и установить санитарно-защитную зону вышеуказанного кладбища.
Решение суда вступило в законную силу 17 августа 2021 года.
Срок, в течение которого Администрация округа обязана была исполнить указанное решение суда, истек в феврале 2022 года, однако до настоящего времени Администрацией округа решение Солецкого районного суда Новгородской области от 13 июля 2021 года не исполнено.
Как усматривается из материалов дела, 25 февраля 2022 года между Администрацией Солецкого муниципального округа и индивидуальным предпринимателем Ш. заключен муниципальный контракт <...> на выполнение кадастровых работ по образованию земельного участка, расположенного в <...> Солецкого муниципального округа Новгородской области.
В соответствии с пунктом 2.1 цена контракта составила 5 990 руб. Начало срока выполнения работ является дата заключения контракта, а срок завершения выполнения работ в течении 30 календарных дней с даты заключения контракта (пункт 3.2).
Постановлением Администрации Солецкого округа от 03 декабря 2021 года <...> (с учетом внесенных изменений постановлением от 11 марта 2022 года <...>) спорному земельному участку присвоен почтовый адрес, а постановлением от 04 марта 2022 года <...> (с учетом внесенных изменений постановлением от 21 марта 2022 года <...>) утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области от 30 марта 2022 года <...> действия по государственному регистрационному учету в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <...> приостановлены на основании заявления Администрации округа, начиная с 30 марта 2022 года до 26 сентября 2022 года.
Таким образом, анализ представленных документов, показал, что Администрация округа приступила к исполнению возложенной на нее решением Солецкого районного суда Новгородской области от 13 июля 2021 года обязанности по организации постановки на государственный кадастровый учет земельного участка и установке санитарно-защитной зоны вышеуказанного кладбища лишь после истечения срока для добровольного исполнения решения суда, при этом, до настоящее времени земельный участок на государственный кадастровый учет не поставлен, санитарно-защитная зона общественного кладбища не установлена, к данному этапу исполнения решения суда должник не приступал.
Довод частной жалобы об отсутствие достаточного финансирования, необходимого для исполнения решения суда, не относится к числу обстоятельств, свидетельствующих о наличии оснований для неисполнения, вступившего в законную силу судебного акта.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции разрешая заявление Администрации округа обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для предоставления отсрочки исполнения решения суда и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции находит данные выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, соответствующими установленным обстоятельствам, требованиям закона и в частной жалобе не опровергнуты.
В целом доводы частной жалобы сводятся к несогласию с постановленным судом первой инстанции определением, фактически повторяют правовую позицию Администрации округа, изложенную в суде первой инстанции, которой дана надлежащая правовая оценка. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного определения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 315-317 КАС РФ, суд апелляционной инстанции
о п р е д е л и л:
Определение Солецкого районного суда Новгородской области от 01 апреля 2022 года оставить без изменения, частную жалобу Администрации Солецкого муниципального округа Новгородской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения.
Судья Е.Б. Павлова