Председательствующий: Сковрон Н.Л. Дело № 33-2411/2018
Строка по статотчету № 141-г
Апелляционное определение
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Цериградских И.В.,
судей областного суда Рассказовой Г.В., Синьковской Л.Г.,
при секретаре Скляровой А.А.
рассмотрела в судебном заседании 11 апреля 2018 года дело по апелляционной жалобе представителя Сивера А.В.Щербакова Ю.С. на решение Центрального районного суда города Омска от 26 января 2018 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Сивера А. В. к Администрации города Омска об обязании обеспечить земельный участок инженерно-технической инфраструктурой (водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение) отказать».
Заслушав доклад судьи Омского областного суда Синьковской Л.Г., судебная коллегия
установила
Сивер А.В. обратился в суд с иском к Администрации города Омска об обязании обеспечить земельный участок инженерно-технической инфраструктурой (водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение).
В обоснование указал, что постановлением Администрации города Омска от <...> ему предоставлен в собственность земельный участок с кадастровым номером № <...>, расположенный по адресу: <...> для индивидуального жилищного строительства многодетной семье.
Поскольку на момент предоставления земельный участок не был обеспечен объектами инженерно-технической инфраструктуры, Сивер А.В. обратился в Департамент строительства Администрации города Омска с просьбой провести мероприятия по строительству сетей инженерно-технического обеспечения, но получил отказ, мотивированный ограниченностью финансовых возможностей бюджета города.
Полагая, что необеспечение необходимой инженерной инфраструктурой земельного участка нарушает его права, а также права его несовершеннолетних детей на полноценное строительство индивидуального жилого дома, Сивер А.В. просит обязать Администрацию города Омска провести мероприятия по строительству инженерно-технической инфраструктуры (водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение) до границ земельного участка с кадастровым номером № <...>, расположенного по адресу: <...> в сроки не позднее <...>.
Истец Сивер А.В. в судебное заседание не явился.
Его представитель Щербаков Ю.С. поддержал иск по изложенным в нем основаниям. Дополнительно пояснил, что Сивер А.В., обращался в ОАО «Омскводоканал», но ему было предложено провести инженерные сети за свой счет.
Представитель Администрации г. Омска Бруева Е.А., в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. Полагала, что действующим законодательством на Администрацию города Омска обязанность по проведению инженерных коммуникаций до границ какого-либо земельного участка не возложена. Указала, что истцом не предоставлены сведения о том, что он предпринимал меры по проведению инженерных сетей, в том числе путем обращения в ресурсоснабжающие организации за соответствующей услугой.
Представители Департамента строительства Администрации города Омска Глаголева Ю.Р., Дядюн Л.В. возражали против удовлетворения исковых требований. Пояснили, что при отсутствии финансирования из федерального бюджета и включения земельного участка в соответствующую программу у муниципалитета отсутствует правовое основание по проведению инженерных сетей, обратили внимание, что истец не предоставил доказательств невозможности самостоятельного подключения к объектам инфраструктуры. Пояснили, что земельный участок, выделенный Сиверу А.В., не входит в квартал, строительство инженерно-технической инфраструктуры которого было запланировано в рамках программы.
В предоставленном отзыве на иск директор Департамента строительства Администрации города Омска Трушников И.Ю. просил в удовлетворении требований Сиверу А.В. отказать, указал, что Департамент строительства организует строительство муниципальных объектов при условии, что они включены в адресную инвестиционную программу <...> с предоставлением соответствующего финансирования в виде субсидий из федерального и областного бюджетов на данные цели; строительство объектов инженерной инфраструктуры не может осуществляться для отдельно взятого земельного участка; в 2015 – 2017 годах субсидии из вышестоящих уровней бюджета на строительство объектов не выделялись.
Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Департамент имущественных отношений Администрации <...>, Департамент городского хозяйства Администрации <...>, Департамент архитектуры и градостроительства Администрации <...> в судебное заседание представителей не направили.
В возражениях на иск представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области Матвеева К.И. указала, что к вопросам местного значения отнесена организация снабжения, а не строительство объектов инженерной инфраструктуры к конкретным земельным участкам, находящимся в собственности граждан. Также обратила внимание, что нормативными правовыми актами Омской области не установлена обязанность по решению вопроса о предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей с осуществлением водо-, газо-, теплоснабжения этих земельных участков (л.д.51-54).
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Сивер А.В.Щербаков Ю.С. с вынесенным решением не соглашается. В обоснование указывает, что суд не учел то обстоятельство, что принадлежащий истцу земельный участок включен в перечень объектов строительства инженерной инфраструктуры. Кроме того, полагает, что, поскольку действующим законодательством предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по организации на территории города инженерной инфраструктуры, стало быть, ответчик обязан был еще на стадии предоставления земельного участка провести соответствующие мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры и подведению их к земельному участку, предоставленному истцу.
В возражениях на апелляционную жалобу Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области полагает постановленное решение законным и обоснованным, доводы жалобы не подлежащими удовлетворению.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции извещены надлежащим образом.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении, возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, заслушав представителя истца Щербакова Ю.С., представителя Департамента строительства Администрации города Омска Дядюн Л.В., представителя Администрации города Омска Бруеву Е.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, для отмены или изменения судебного решения.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать во взаимосвязи с положениями п.3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 2, 5 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, которые не могут противоречить федеральным законам.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу подпункта 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» предусмотрено до июля 2012 года Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 года № 1119-р был утвержден комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих 3 и более детей.
Пунктом 3 комплекса мер предполагается внесение в Правительство Российской Федерации проекта Постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений в федеральную целевую программу «Жилище» на 2011 – 2015 годы, утвержденную Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050, в части первоочередного права семей с тремя и более детьми на получение социальной выплаты для улучшения жилищных условий, включения мероприятий по возмещению затрат (части затрат) на обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых семьям, имеющим трех и более детей. В качестве ответственных исполнителей определены Минрегион России, Минэкономразвития России, Минфин России (срок исполнения – четвертый квартал 2012 года).
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 09 сентября 2013 года № 372 были утверждены Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей (далее – Методические рекомендации).
На основании пп. 3 п. 17 Методических рекомендаций существующая обеспеченность земельных участков объектами инженерной инфраструктуры, потребность в строительстве объектов инженерной инфраструктуры и сроки такого строительства, расходы на подключение (технологическое присоединение) строящихся объектов жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения является одним из критериев отбора земельных участков для предоставления.
Кроме того, п. 39 Методических рекомендаций указано, что до предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков для индивидуального жилищного строительства рекомендуется утвердить план мероприятий по освоению земельного участка, предусматривающий мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры различных видов, ответственных исполнителей, в том числе органы местного самоуправления и организации в сфере водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, осуществляющие деятельность на территории, в границах которой расположен земельный участок, этапы освоения, а также мероприятия по контролю за осуществлением строительства и подключением (технологическим присоединением) объектов индивидуального жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
В пункте 4 Методических рекомендаций указано, что положения Методических рекомендаций носят рекомендательный характер и могут быть использованы органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований при разработке нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов, а также в практической деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при предоставлении гражданам, имеющих трех и более детей, земельных участков.
Постановлением Правительства РФ от 22 ноября 2012 года № 1204 в федеральную целевую программу «Жилище» на 2011 – 2015 годы, внесены изменения, согласно которым пункт 3 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета субъектов РФ на развитие жилищного строительства субъектов РФ, был изложен в новой редакции, позволяющей использовать субсидии на возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по кредитам, полученным застройщиками в российских кредитных организациях на обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для строительства жилья экономкласса, а также предоставляемых семьям, имеющим 3 и более детей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2016 года № 466 в федеральную целевую программу «Жилище» на 2015 – 2020 годы были внесены изменения, в соответствии с которыми возвращены положения касающиеся возможности использования субсидии на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, полученным заемщиками в российских кредитных организациях на обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков, предоставляемым семьям, имеющим трех и более детей.
Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2017 года г. № 1710 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» паспорт федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы признан утратившим силу. С 1 января 2018 г. мероприятия федеральной целевой программы "Жилище" интегрируются в состав государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
В рамках мероприятия «Содействие развитию коммунальной и инженерной инфраструктуры государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности)» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» предусмотрено предоставление субсидий местным бюджетам на софинансирование строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов капитального строительства муниципальной собственности. Субсидия предоставляется на следующих условиях: а) наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, утверждающего перечень мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия; б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансирование которого осуществляется из федерального бюджета в объеме, необходимом для его исполнения; в) заключение соглашения о предоставлении субсидии в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил.
Кроме того, в рамках приоритетного проекта «Ипотека и арендное жилье» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» предусмотрено предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации по реализации проектов по развитию территорий, расположенных в границах населенных пунктов, предусматривающих строительство жилья, которые включены в государственные программы субъектов Российской Федерации по развитию жилищного строительства, а именно – на возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по кредитам, полученным заемщиками в российских кредитных организациях на обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для строительства жилья, а также предоставляемых семьям, имеющим 3 и более детей.
Распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2008 года № 2040-р был утвержден план основных мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования 300-летия основания г. Омска. Пунктом 38 плана мероприятий (в первоначальной редакции) предусматривалось строительство объектов инженерной инфраструктуры в г. Омске в период с 2012 – 2016 годов с осуществлением финансирования: из федерального бюджета в объеме 7262,05 млн. руб., из бюджета Омской области –3418,38 млн. руб., из бюджета муниципального образования –2278,92 млн. руб., за счет внебюджетных средств –8160,85 млн. руб.
Было предусмотрено, что финансирование осуществлялось в рамках предоставления субсидий субъектам Российской Федерации из федерального бюджета.
<...> был утвержден Мэром города Омска В.В. Двораковским и согласован с Губернатором Омской области, председателем Правительства Омской области В.И. Назаровым перечень объектов строительства инженерной инфраструктуры г. Омска, планируемых к финансированию в рамках Плана. В Перечень включено мероприятие по обеспечению объектами инженерной инфраструктуры кварталов земельных участков, предоставляемых семьям, имеющим трех и более детей, для строительства индивидуальных жилых домов в районе <...> и <...><...>
В целях исполнения Распоряжения № 2040-р адресными инвестиционными программами города Омска на 2015 и плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденными Решением Омского городского Совета от 17 декабря 2014 года № 293 «О бюджете города Омска на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов», были предусмотрены мероприятия по обеспечению объектами инженерной инфраструктуры вышеуказанных кварталов земельных участков.
Постановлением Администрации города Омска от 14.10.2013 N 1171-п "Об утверждении муниципальной программы города Омска "Обеспечение населения доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами, благоустройство территории городского округа" утверждена программа, одной из задач которой являлось строительство и реконструкция объектов в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства. Для решения этой задачи в период 2014-2020 годов на условиях софинансирования бюджетов планируется реализация мероприятий инвестиционного характера по реконструкции и строительству объектов в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства в соответствии с адресной инвестиционной программой <...> в районе <...> и <...>,
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2016 года № 1279-р план мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования 300-летия основания г. Омск, изложен в новой редакции и мероприятие по строительству объектов инженерной инфраструктуры в городе Омске в период с 2012 - 2016 годов из плана мероприятий исключено.
Из материалов дела следует, что постановлением Администрации города Омска от <...>№ <...>-п Сиверу А.В. предоставлен в собственность бесплатно земельный участок с кадастровым номером № <...>, относящийся к категории земель <...>, площадью <...> кв.м. с разрешенным использованием: для строительства индивидуального жилого дома, местоположение: г. Омск, <...> (л.д.7).
Поименованный земельный участок находится в собственности истца, что явствует из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д. 211, т. 1).
Распоряжением Администрации Кировского административного округа города Омска от <...> г. № <...>Сиверу А.В. выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома на поименованном земельном участке (л.д. 8-11).
Суду первой инстанции Департаментом строительства Администрации города Омска предоставлен ответ от <...>, согласно которому в районе <...> и <...> организован упорядоченный квартал <...> земельных участков, предназначенных для строительства индивидуальных жилых домов, с организацией коридоров для строительства внутриквартальных автомобильных дорог и инженерных коммуникаций, однако земельный участок с кадастровым номером № <...>, предоставленный истцу, не включен в состав данного квартала (л.д. 190- 191, т. 1).
Из ответа Департамента имущественных отношений Администрации города Омска от <...> следует, что принадлежащий на праве собственности Сиверу А.В. земельный участок не включен в квартал земельных участков, охваченных мероприятиями по обеспечению инженерными коммуникациями в рамках реализации муниципальной программы города Омска «Обеспечение населения доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами, благоустройство территории городского округа» на 2014-2018 годы, утвержденной Постановлением Администрации города Омска от 14 октября 2013 года № 1171-п (л.д. 154-155, т. 1).
Из материалов дела усматривается, что распоряжением департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от <...>№ <...> утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером № <...>, расположенного по адресу: <...> (л.д.12-23).
Из градостроительного плана земельного участка следует, что на ситуационном плане отображение точек подключения (технологического подключения) объектов строительства к сетям инженерно-технического обеспечения отсутствует (л.д.16).
В разделе 5 градостроительного плана указана информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Водоснабжение и водоотведение объекта выполнить в соответствии с техническими условиями ОАО «ОмскВодоканал», выданными правообладателю земельного участка в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13 февраля 2006 года № 83 «Об утверждении Правил определения и представления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения».
Электроснабжение объекта выполнить в соответствии с техническими условиями АО «Омскэлектро», ПАО «МРСК Сибири» - «Омскэнерго», выданным правообладателю земельного участка в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года № 861.
Газоснабжение объекта выполнить в соответствии с техническими условиями, выданными газораспределительной организацией правообладателю земельного участка в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2013 года № 1314 «Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ».
По сведениям, предоставленным в материалы дела, ОАО «ОмскВодоканал» ближайшие сети водоснабжения (Д-150 мм), обслуживаемые обществом расположены по <...> в створе <...>, сети водоотведения (Д-500 мм.) по <...><...> (л.д.106).
В ответах от <...> на запрос суда АО «Омскоблгаз» указало, что газопровод среднего давления проходит по <...> в непосредственной близости от участка № <...>. Техническая возможность газификации данного участка имеется. Газопровод низкого давления проходит по меже <...> и <...>, заканчивается на участке жилого дома <...>. Техническая возможность газификации участка имеется (л.д.107, 149, т. 1).
В письме от <...> ОАО «ОмскВодоканал» указал, что инвестиционной программой ОАО «ОмскВодоканал» на 2016-2019 г. предусмотрено строительство коммуникаций к земельным участкам в районе улиц <...> за счет платы за подключение к централизованным системам водоотведения. Плановая стоимость строительства сетей утверждена в размере <...> млн. рублей. Плановое строительство – 2018 – 2019 г. Вместе с тем, в течение 2016-2017 годов в адрес ОАО «Омскводоканал» не поступало заявлений о выдаче технических условий и заключения договора на подключение объектов, расположенных на земельных участках в районе улиц <...> (л.д.164, т. 1).
Из ответа на запрос, предоставленного ПАО «МРСК Сибири» директору Департамента городской экономической политики Администрации города Омска О.Ю. П, следует, что мероприятия по строительству линий электропередач 0,4 кВ и 10 кВ, кабельных линий 10 кВ и трансформаторных подстанций в целях обеспечения электроснабжения объектов, расположенных на земельных участках в районах <...> – <...> в <...> г. Омска со стороны филиала выполнены в полном объеме (л.д. 85, т. 1)
Из ответов ОАО «Омскводоканал» и АО «Омскгоргаз» от <...> и <...> соответственно, следует, что договоры на подключение к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения, сетям газораспределения по объекту по адресу: г. Омск, <...>, <...>, с Сивером А.В. не заключались (л.д. 40,43).
Из ответа на запрос АО «Омскэлектро» от <...> следует, что <...>Сивер А.В. подал заявку № <...> на технологическое присоединение жилого дома, местоположение которого установлено по адресу: г. Омск, <...> (<...>), кадастровый номер земельного участка № <...>. <...> заявителем был получен и подписан договор об осуществлении технологического присоединения № <...>. Уведомлений о выполнении технических условий со стороны заявителя в АО «Омскэлектро» не поступало (л.д.44).
Так, в технических условиях для присоединения к электрическим сетям от <...> указаны точки присоединения – вновь сооружаемая <...>
Согласно пункту 10 технических условий, сетевая организация осуществляет строительство № <...> от опоры № <...>№ <...> до границы участка заявителя, которая является границей раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности. Кроме того, сетевая организация осуществляет подготовку технических условий на технологическое присоединение, проверку выполнения технических условий, фактическое присоединение объекта после выполнения заявителем технических условий, иные организационные мероприятия.
Как следует из пункта 11 технических условий, заявитель осуществляет монтаж ВРУ объекта. Строительство <...> – 0,4 кВ от вновь сооружаемой <...>/ до ВРУ объекта (л.д.45-46).
Из материалов дела следует, что между Сивером А.В. и АО «Омскэлектро» заключен договор от <...>№ <...> об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (л.д.47-49).
Согласно пункту 1 Договора, сетевая организация принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя ВРУ, в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства (включая их проектирование, строительство, реконструкцию) к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства, энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики.
Пунктом 3 Договора установлено, что точка присоединения указана в технических условиях для присоединения к электрическим сетям и располагается не далее 25 м от границы участка заявителя, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя (л.д. 47, т. 1).
Поскольку предоставленный земельный участок не обеспечен инженерной инфраструктурой, Сивер А.В. обращался в Администрацию города Омска с заявлением о проведении мероприятий по строительству сетей инженерно-технического обеспечения до границ земельного участка с кадастровым номером № <...>, но подключение к сетям его земельного участка осуществлено не было (л.д. 36-37, т. 1).
Полагая свои права нарушенными в результате невыполнения органами местного самоуправления обязанностей по обеспечению принадлежащего ему земельного участка инженерно-техническими сетями, истец обратился с рассматриваемым иском.
Разрешая спор, суд учел, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность органов местного самоуправления обеспечивать объектами инженерной инфраструктуры путем их доведения непосредственно до границы земельного участка и пришел к выводу, что Администрация города Омска при определении земельного участка для предоставления Сиверу А.В. учитывала, что существующие точки подключения к объектам инженерной инфраструктуры находятся на незначительном удалении от него и пришел к выводу, что права истца не нарушены.
Судебная коллегия с выводами районного суда соглашается.
В апелляционной жалобе истец со ссылкой на пп.10,11 п. 20 ранее поименованных Методических рекомендаций, ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. ст. 44, 48 Градостроительного кодекса РФ, а также на Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 года № 83 указывает, что имеются основания для удовлетворения его исковых требований.
В подтверждение довода также ссылается на ответ Департамента строительства Администрации города Омска на обращение Сивера А.В., в котором указано, что земельный участок истца включен в перечень объектов строительства инженерной инфраструктуры.
В названном ответе Департамента строительства Администрации города Омска от <...> указано, что мероприятия по обеспечению объектами инженерной инфраструктуры осуществляются в рамках реализации муниципальной программы города Омска «Обеспечение населения доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами, благоустройство территории городского округа на 2014-2018 годы, утвержденной постановлением Администрации г. Омска от 14 октября 2013 года № 1171-п, которой предусмотрено обеспечение инженерными сетями пять кварталов земельных участков, в том числе: в районе <...> – <...>, где расположен принадлежащий истцу земельный участок с кадастровым номером № <...>. Строительство объекта планировалось за счет средств бюджетов всех уровней, однако на федеральном уровне в реализации строительства и выделении субсидий из федерального бюджета на финансирование соответствующих мероприятий была отказано. Также Департамент строительства в ответе указал, что в связи с дефицитом бюджета города Омска, адресными инвестиционными программами города Омска на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденными Решением Омского городского Совета от 14 декабря 2016 № 492 «О бюджете города Омска на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов», финансирование мероприятий по строительству на 2017 – 2018 годы предусмотрено не в полном объеме (л.д. 24-25, т. 1).
Судебная коллегия полагает указанный довод жалобы несостоятельным как основанный на неверном толковании норм права.
Создание инженерной инфраструктуры планировалось за счёт средств всех уровней бюджета, из плана мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования 300-летия основания г. Омска строительство инженерной инфраструктуры было исключено, инженерная инфраструктура вблизи принадлежащего истцу земельного участка организована, что следует из ранее упомянутых ответов ресурсоснабжающих организаций. Вместе с тем, проведение сетей инженерно-технического обеспечения органами местного самоуправления непосредственно к земельному участку, действующим законодательством не предусмотрено. Истец не лишен права осуществить присоединение к соответствующим сетям посредством заключения договора с организацией, поставляющей необходимый ресурс.
Поименованный ответ Департамента строительства Администрации города Омска не является правоустанавливающим документом, на основании которого истец может претендовать на обеспечение принадлежащего ему земельного участка инженерными сетями.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает выводы суда по делу законными и обоснованными, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям действующего законодательства при его правильном толковании, оснований для отмены судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
определила:
решение Центрального районного суда города Омска от 26 января 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи