ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 14О0000-01-2020-000073-07Д от 22.04.2021 Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

УИД № 14OS0000-01-2020-000073-07 Дело № 66а-381/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Новосибирск 22 апреля 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Захарова Е.И.

судей Никитиной Г.Н., Роженцевой Ю.В.

при секретаре Таран И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-2/2021 по административному исковому заявлению администрации муниципального образования «Болугурский наслег» Чурапчинского улуса (района) Республики Саха (Якутия) о признании не действующим пункта 5 Положения об определении арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена, на территории Чурапчинского улуса (района), утвержденного решением девятнадцатой (очередной) сессии улусного (районного) Совета депутатов муниципального образования «Чурапчинский улус (район)» Республики Саха (Якутия) от 19 декабря 2019 года № 84,

с апелляционной жалобой улусного (районного) Совета депутатов муниципального образования «Чурапчинский улус (район)» Республики Саха (Якутия) на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 15 января 2021 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Пятого апелляционного суда общей юрисдикции Никитиной Г.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скрипник М.А., полагавшей решение подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

УСТАНОВИЛА:

Решением девятнадцатой (очередной) сессии улусного (районного) Совета депутатов муниципального образования «Чурапчинский улус (район)» Республики Саха (Якутия) от 19 декабря 2019 года № 84 утверждено Положение об определении арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена, на территории Чурапчинского улуса (района) (далее - Положение).

Данное Положение опубликовано 4 декабря 2020 года на официальном информационном портале Республики Саха(Якутия) в разделе муниципальное образование «Чурапчинский улус (район)»: http:sakha.gov.ru.

Согласно пункту 5 Положения арендная плата за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена, на территории Чупарчинского улуса (района), поступает в муниципальный бюджет Чурапчинского улуса.

Администрация муниципального образования «Болугурский наслег» Чурапчинского улуса (района) обратилась с административным исковым заявлением в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) о признании не действующей со дня принятия вышеуказанной нормы Положения. С учетом уточненных требований, полагает, что оспариваемая норма прямо противоречит федеральному законодательству, а именно статье 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - Закон № 137-ФЗ), статьям 62, 63 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), предусматривающим распределение неналоговых доходов в бюджеты сельских поселений. Также указывает на то обстоятельство, что Положение не было опубликовано (обнародовано). Поскольку Болугурский наслег несет бремя содержания земельных участков, находящихся на его территории, отсутствие поступления арендных платежей нарушает законные права и интересы административного истца.

Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 15 января 2021 года административное исковое заявление удовлетворено: признано не действующим со дня принятия Положение об определении арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена, на территории Чурапчинского улуса (района), утвержденное решением улусного (районного) Совета депутатов муниципального образования «Чурапчинский улус (район)» Республики Саха (Якутия) от 19 декабря 2019 года № 84, как не имеющее юридической силы.

С апелляционной жалобой в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции обратился улусный (районный) Совет депутатов муниципального образования «Чурапчинский улус (район)» Республики Саха (Якутия) (далее также - Совет депутатов), в которой просит отменить решение, как постановленное с нарушением норм материального права, и направить дело на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе, поскольку нормативный правовой акт был опубликован, в частности, путем вывешивания на стенде здания администрации района в течение 30 суток, как того требует статья 45 Устава МО «Чурапчинский улус (район)». Тем самым Положение вступило в законную силу и является действующим. Кроме того, в дополнениях к апелляционной жалобе ссылается на допущенные судом нарушения положений статей 180 и 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при изложении резолютивной части судебного акта.

Относительно доводов апелляционной жалобы администрацией муниципального образования «Болугурский наслег» Чурапчинского улуса (района) Республики Саха (Якутия), прокурором, представлены возражения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.

Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации (земельные отношения) как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, регулируются земельным законодательством, которое состоит из Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ), федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации и согласно Конституции Российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 3 и пункт 1 статьи 4 ЗК РФ).

Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий на основании и во исполнение ЗК РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации могут издавать акты, содержащие нормы земельного права (пункт 4 статьи 2 ЗК РФ).

При этом Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее также - Закон № 131-ФЗ) в статье 7 устанавливает, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1). По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации (часть 2).

Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2009 года № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", которое в части установления основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.

В соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ, если иное не установлено данным Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

На территории Республики Саха(Якутия) порядок определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Республики Саха(Якутия), а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, урегулирован Земельным кодексом Республики Саха(Якутия).

Согласно подпунктам 2, 3 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области земельных отношений относятся: управление и распоряжение в пределах полномочий, установленных федеральным законодательством, законодательством Республики Саха (Якутия) и уставом муниципального района (городского округа), земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена и установление в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Саха (Якутия) в пределах полномочий, установленных Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Саха (Якутия), базовых ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

В соответствии с Уставом муниципального образования «Чурапчинский улус (район)» Республики Саха(Якутия), утвержденным решением Улусного (районного) Совета депутатов 6 февраля 2014 года № 49, на очередной сессии улусного (районного) Совета депутатов муниципального образования «Чурапчинский улус (район)» Республики Саха (Якутия), состоявшейся 19 декабря 2019 года, при наличии кворума депутатов, принято оспариваемое Положение.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом.

В соответствии с частью 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства российской Федерации для правильного разрешения спора об оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами являются, в том числе правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу.

Согласно части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

В силу статьи 45 Устава муниципального образования «Чурапчинский улус (район)» Республики Саха(Якутия) ( в редакции, действующей на дату принятия оспариваемого решения) официальное опубликование (обнародование) муниципальных правовых актов осуществляется путем их опубликования в районной газете «Сана олох», путем размещения в сети Интернет на официальном информационном портале Республики Саха(Якутия) в разделе муниципальное образование «Чурапчинский улус (район)» (http:/sakha.gov.ru/ section/93) или путем вывешивания на официальном стенде администрации муниципального образования «Чурапчинский улус (район)» в здании администрации по адресу: <...>, в течение пяти рабочих дней после их подписания.

Проверяя соблюдение требований к порядку опубликования Положения, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемый в части нормативный правовой акт не был опубликован (обнародован) в установленном порядке и по этим основаниям признал его не действующим со дня принятия.

Данный вывод суда основан на том, что в нарушение статьи 45 Устава муниципального образования «Чурапчинский улус (район)», предусматривающей официальное опубликование муниципальных правовых актов в районной газете «Сана олох» и путем их вывешивания на стенде официальной информации, установленном в здании улусной (районной) администрации, решение сессии улусного (районного) Совета депутатов муниципального образования «Чурапчинский улус (район)» Республики Саха (Якутия) и Положение не размещалось.

Кроме того, суд установил, что решение сессии улусного (районного) Совета депутатов от 19 декабря 2019 г. №84 об утверждении Положения опубликовано на официальном сайте http://mo-churapchinsky.sakha.gov.ru МО «Чурапчинский улус (район)» с полным текстом Положения 4 декабря 2020 года, то есть через год после его принятия.

При указанных обстоятельствах, суд пришел к выводу, что нормативный правовой акт не был опубликован.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда в части того, что в районной газете «Сана олох» и на стенде официальной информации нормативный правовой акт не размещался, поскольку доказательств обратного административным ответчиком не представлено, тогда как, исходя из положений части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказывания обстоятельств, связанных с соблюдением полномочий органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов, процедуры принятия оспариваемых нормативных правовых актов, правил введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации и вступления их в силу возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Вместе с тем, принимая во внимание, что оспариваемый нормативный правовой акт в полном объеме был опубликован в соответствии с Уставом муниципального образования «Чурапчинский улус (район)» Республики Саха (Якутия) на официальном сайте муниципального образования 4 декабря 2020 года, то есть в период рассмотрения настоящего административного дела, тем самым допущенные нарушения порядка опубликования оспариваемого Положения были устранены, а потому не могут служить достаточным основанием для признания его не действующим, и не исключают необходимости его проверки на соответствие законодательству, имеющему большую юридическую силу.

Таким образом, нарушений порядка принятия, которые могли бы повлечь признание не действующими оспариваемого Положения, судебной коллегией не выявлено, Положение в установленном порядке доведено до всеобщего сведения.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене ввиду неправильного применения норм материального права.

Отменяя оспариваемое решение, судебная коллегия считает необходимым отметить, что рассмотрению подлежат административные исковые требования администрации муниципального образования «Болугурский наслег» Чурапчинского улуса (района) Республики Саха (Якутия), а не муниципального образования «Болугурский наслег» Чурапчинского улуса (района) Республики Саха (Якутия), указанного судом первой инстанции в судебном акте в качестве административного истца, поскольку как следует из материалов дела, с административным иском в Верховный Суд Республики Саха(Якутия) обратилась администрация муниципального образования «Болугурский наслег» Чурапчинского улуса (района) Республики Саха (Якутия), уточненное исковое заявление и возражения на апелляционную жалобу также поданы администрацией муниципального образования «Болугурский наслег» Чурапчинского улуса (района) Республики Саха (Якутия). Подписание административного иска ФИО1 не препятствует рассмотреть заявленные требования, поскольку в силу положений Устава муниципального образования «Болугурский наслег» Чурапчинского улуса (района) Республики Саха (Якутия), она наделена полномочиями представителя, как муниципального образования, так и администрации муниципального образования.

Проверяя на соответствие оспариваемой нормы Положения законодательству, имеющему большую юридическую силу, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 4 статьи 7 Закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Как указывалось ранее, пунктом 5 Положения предусмотрено, что арендная плата за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена, на территории Чупарчинского улуса (района), поступает в муниципальный бюджет Чурапчинского улуса.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон № 137-ФЗ), в редакции, действовавшей после внесения изменений, предусмотренных статьей 11 Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 1 марта 2015 года), предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, с 1 марта 2015 года по 31 декабря 2016 года осуществлялось органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Закона № 137-ФЗ (с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 1 января 2017 года) предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется с 1 января 2017 года органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Согласно части 5 статьи 62 БК РФ в бюджеты муниципальных районов до разграничения государственной собственности на землю поступают доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах сельских поселений и межселенных территорий муниципальных районов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков - по нормативу 100 процентов.

В соответствии с частью 12 статьи 62 БК РФ в бюджеты городских, сельских поселений (внутригородских районов) подлежат зачислению неналоговые доходы по нормативам отчислений, установленным представительным органом муниципального района (городского округа с внутригородским делением) в соответствии со статьями 63 и 63.1 настоящего Кодекса.

Частью 4 статьи 63 БК РФ предусмотрено, что муниципальным правовым актом представительного органа муниципального района (за исключением решения о бюджете муниципального района или иного решения на ограниченный срок действия) могут быть установлены единые для всех сельских поселений муниципального района нормативы отчислений в бюджеты сельских поселений от следующих неналоговых доходов, подлежащих зачислению в бюджет муниципального района:

плата от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах сельских поселений, а также средства от продажи прав на заключение договоров аренды указанных земельных участков.

Содержание приведенных норм свидетельствует о том, что доходы от сдачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах сельских поселений, зачисляются в бюджеты муниципальных районов по нормативу 100 процентов, при этом органы местного самоуправления муниципального района, на территории которого находятся сельские поселения, могут принимать решения об установлении единых нормативов отчислений от вышеуказанных неналоговых поступлений в бюджеты сельских поселений.

Доводы административного истца о том, что федеральным законодательством прямо предусмотрено распределение неналоговых доходов в бюджеты сельских поселений, не состоятельны. Вопросы отчисления, в том числе от неналоговых доходов, в бюджет сельских поселений разрешаются в порядке, предусмотренном статьей 63 БК РФ.

В силу части второй статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты; об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Учитывая изложенное и принимая во внимание, что оспариваемый административным истцом в части нормативный правовой акт не противоречит нормам законодательства, имеющего большую юридическую силу, судебная коллегия не усматривает оснований для признания нормативного правового акта не действующим.

Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 15 января 2021 года отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления администрации муниципального образования «Болугурский наслег» Чурапчинского улуса (района) Республики Саха (Якутия) о признании не действующим пункта 5 Положения об определении арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена, на территории Чурапчинского улуса (района), утвержденного решением девятнадцатой (очередной) сессии улусного (районного) Совета депутатов муниципального образования «Чурапчинский улус (район)» Республики Саха (Якутия) от 19 декабря 2019 года № 84, отказать.

Настоящее апелляционное определение подлежит опубликованию в течение месяца со дня его вынесения на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://mo-churapchinsky.sakha.gov.ru).

На апелляционное определение могут быть поданы кассационные жалобы, представление через Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение шести месяцев со дня вынесения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи