ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 14О0000-01-2021-000099-64 от 17.02.2022 Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

УИД № 14OS0000-01-2021-000099-64

Дело № 66а-10/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Новосибирск 17 февраля 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Знаменщикова Р.В.,

судей Никитиной Г.Н., Захарова Е.И.

при секретарях Ермаковой А.В., Акматовой О.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-81/2021 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Тувинская горнорудная компания» о признании не действующим постановление Правительства Республики Тыва от 16 декабря 2020 года № 639 «Об установлении цены на топливо твердое, реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, на территории Республики Тыва на 2021 год» (в редакции постановления Правительства Республики Тыва от 1 сентября 2021 года № 466)

по апелляционным жалобам Правительства Республики Тыва, общества с ограниченной ответственностью «Тувинская горнорудная компания» и апелляционному представлению участвовавшего в деле прокурора на решение Верховного Суда Республики Тыва от 14 октября 2021 года, которым административное исковое заявление удовлетворено частично.

Заслушав доклад судьи Никитиной Г.Н., объяснения представителей Правительства Республики Тыва Ондара Ш.М., общества с ограниченной ответственностью «Тувинская горнорудная компания» Калинина С.В., поддержавших доводы апелляционных жалоб, мнение представителей службы по тарифам Республики Тыва Бочаровой Е.Н., Даржаа С.Ю., объяснение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мищенко Е.Ю., поддержавшей доводы апелляционного представления, судебная коллегия Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

УСТАНОВИЛА:

16 декабря 2020 года Правительством Республики Тыва принято постановление № 639 «Об установлении цены на топливо твердое, реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, на территории Республики Тыва на 2021 год» (далее – Постановление № 639).

Приложением к Постановлению № 639 для ООО «Тувинская горнорудная компания» утверждена цена на топливо твердое, реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, на территории Республики Тыва на 2021 год в размере 2696,40 руб./тонн.

Постановление № 639 опубликовано на официальном портале Республики Тыва http://gov.tuva.ru, 17 декабря 2020 года и на официальном интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 18 декабря 2020 года.

1 сентября 2021 года постановлением Правительства Республики Тыва № 466 «О внесении изменения в приложение к постановлению Правительства Республики Тыва от 16 декабря 2020 г. № 639» (далее – Постановление № 466) внесены изменения в Постановление № 639 в части цены за топливо твердое, реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, на территории Республики Тыва на 2021 год, которая составила 2220,10 руб./тонн.

Общество с ограниченной ответственностью «Тувинская горнорудная компания» (далее также – ООО «ТГРК», Общество) обратилось в Верховный Суд Республики Тыва с административным исковым заявлением об оспаривании вышеназванного нормативного правового акта в действующей редакции, ссылаясь на его несоответствие положениям Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», постановления Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

В обоснование доводов административного иска указывает, что административным ответчиком установлены предельные максимальные розничные цены на топливо не в отношении видов продукции, а в отношении конкретного хозяйствующего субъекта - административного истца. Установление предельной максимальной розничной цены на уголь, реализуемый конкретным юридическим лицом, заведомо устраняет конкуренцию, поскольку допускает установление разных розничных цен для организаций, осуществляющих один и тот же вид деятельности, ограничивает число хозяйствующих субъектов, имеющих возможность осуществлять деятельность по реализации угля на территории административного образования Республики Тыва, ограничивает возможность административному истцу воздействовать на общие условия обращения товара на обозначенной территории (товарном рынке). Изменяя 1 сентября 2021 года тариф на 2021 год, административный ответчик придал обратную силу нормативному правовому акту.

Решением Верховного Суда Республики Тыва от 14 октября 2021 года административный иск удовлетворен частично. Постановлено признать не действующим со дня принятия решения суда постановление Правительства Республики Тыва от 1 сентября 2021 года № 466 «О внесении изменения в приложение к постановлению Правительства Республики Тыва от 16 декабря 2020 г. № 639».

В апелляционной жалобе и дополнениях к ней Правительство Республики Тыва просит постановленный судебный акт отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований. Не согласно с выводом суда о противоречии Постановления № 466 постановлению Правительства Республики Тыва от 13 июля 2021 года № 342 «О внесении изменений в Порядок расчёта и установления цен на твёрдое топливо, реализуемое потребителям Республики Тыва» (далее – Постановление № 342), поскольку Постановление № 466 по отношению к Постановлению № 342 содержит специальную норму об определенной цене за уголь на 2021 год и позднее вступило в силу. Поскольку оспариваемое постановление принимается на основании экспертного заключения Службы по тарифам Республики Тыва, соответственно, не может являться самостоятельным предметом проверки. Кроме того, судом допущены нарушения норм процессуального закона, поскольку административный истец отдельно не оспаривал Постановление № 466.

ООО «Тувинская горнорудная компания» также обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит изменить решение суда. Доводы апелляционной жалобы аналогичны изложенным в административном иске доводам. Кроме того указывает, что Правительство Республики Тыва, изменяя 1 сентября 2021 года тариф на 2021 год, тем самым придало ему обратную силу, что недопустимо, поскольку правовые основания для распространения действия тарифа на правоотношения с 1 января 2021 года у тарифного органа отсутствовали. В дополнениях, поданных к апелляционной жалобе, ссылается на нарушения тарифного законодательства, допущенные органом регулирования при определении расходов на топливо и горюче-смазочные материалы, взрывчатые вещества и средства взрывания, вспомогательные материалы; на оплату труда производственного персонала и административно-управленческого персонала; общехозяйственных, накладных и прочих расходов; расходов по налогам и сборам. По мнению административного истца, в обжалуемом решении не всем обстоятельствам, доводам административного истца, имеющим правовое значение для рассмотрения и разрешения данного дела, судом дана надлежащая оценка.

На решение суда первой инстанции участвовавшим в деле прокурором принесено апелляционное представление, в котором просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указывает, что вынесенное судом решение содержит противоречия, его резолютивная часть не соответствует мотивировочной части, которое выразилось в том, что в данном случае Постановление № 466 и Постановление № 342 имеют равную юридическую силу и не могут рассматриваться на предмет соответствия друг другу в связи с разными предметами правового регулирования. Постановлением № 466 внесено изменение непосредственно по цене твердого топлива на 2021 год, тогда как Постановлением № 342 регулируется вопрос о порядке пересмотра цен на твердое топливо. При таких обстоятельствах, решение нельзя признать законным.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб и апелляционного представления извещены своевременно и в надлежащей форме.

Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, апелляционного представления, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Статьей 71 Конституции Российской Федерации установление правовых основ единого рынка находится в ведении Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 и абзацем 2 пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» Правительству Российской Федерации поручено определять с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также устанавливать порядок государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги.

Во исполнение названного указа постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» утвержден Перечень продукции производственно-технического назначения товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В указанный перечень включены топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье.

Согласно пункту 5 указанного постановления к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации отнесено регулирование цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги на внутреннем рынке Российской Федерации, входящие в Перечень, утвержденный этим постановлением.

В соответствии со статьей 1 Конституционного закона Республики Тыва от 31 декабря 2003 года № 95 ВХ-1 «О Правительстве Республики Тыва» Правительство Республики Тыва осуществляет исполнительную власть в Республике Тыва и является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Республики Тыва.

Постановлением Правительства Республики Тыва от 19 сентября 2019 года № 463 утверждён Порядок расчёта и установления цен на твёрдое топливо, реализуемое потребителям Республики Тыва, при этом цена (тариф) на твёрдое топливо, реализуемое хозяйствующим субъектом потребителям Республики Тыва, в объёме более 50 тыс. тонн (куб.м.) в год, утверждается Правительством Республики Тыва.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемый административным истцом нормативный правовой акт с последующими изменениями принят уполномоченным органом с соблюдением формы принятия нормативного правового акта, порядка его принятия, а также официального опубликования, и по этим основаниям не оспаривается.

Согласно статье 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Порядок расчета и установления цен на твердое топливо, реализуемое потребителям Республики Тыва, утвержден постановлением Правительства Республики Тыва от 19 сентября 2019 года № 463 (далее – Порядок).

Согласно пункту 2.1 Порядка Правительством Республики Тыва утверждается цена (тариф) на твёрдое топливо, реализуемое хозяйствующим субъектом потребителям Республики Тыва, в объёме более 50 тыс. тонн (куб. м.) в год.

Пунктом 3.6 Порядка предусмотрено, что при представлении хозяйствующим субъектом полного комплекта документов и материалов, предусмотренных пунктом 3.2 настоящего Порядка, регулирующий орган в течение 50 календарных дней проводит экспертизу представленных документов и материалов по установлению (изменению) цен, а также проверяет их обоснованность.

Регулирующий орган разрабатывает и выносит на заседание Правительства Республики Тыва в установленном порядке проект нормативного правового акта по установлению цены (тарифа) на твердое топливо для хозяйствующих субъектов, реализующих потребителям Республики Тыва твердого топлива в объеме более 50 тыс. тонн (куб.м.) в год (пункт 3.7 Порядка).

Таким образом, Порядком определены способы и методы государственного регулирования цены на твёрдое топливо, порядок предоставления материалов по расчёту цен на твёрдое топливо, их проверки и получения экспертного заключения регулирующего органа, в котором оценивается достоверность данных, приведенных в предложении об установлении цен на топливо, финансовое состояние хозяйствующего субъекта, проводится анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат, предлагаемой величины прибыли, соответствия расчетов и форм, представленных документов и материалов утверждённым нормативно-методическим документам.

13 июля 2021 года постановлением Правительства Республики Тыва № 342 «О внесении изменений в Порядок расчёта и установления цен на твёрдое топливо, реализуемое потребителям Республики Тыва» внесены изменения, в частности, в главу 4 Порядка внесено дополнительное основание для пересмотра цен на твердое топливо – результаты анализа регулирующим органом хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемую деятельность (абзац 4).

Судом установлено, что ООО «ТГРК» на территории Республики Тыва является хозяйствующим субъектом, добывающим твёрдое топливо и реализующим его в объёме более 50 тыс. тонн (куб. м.) в год.

30 сентября 2020 года ООО «ТГРК» обратилось в орган регулирования с заявлением об установлении цен (тарифов) на твёрдое топливо в размере 2 865,1 руб. с приложением обосновывающих материалов, предусмотренных Порядком.

Службой по тарифам Республики Тыва затребованы дополнительные материалы, проведена экспертиза предоставленных ООО «ТГРК» материалов на предмет экономической обоснованности и целесообразности затрат, по результатам рассмотрения материалов 4 декабря 2020 года составлено экспертное заключение.

Согласно расчету на твёрдое топливо, реализуемое населению ООО «ТГРК», органом регулирования определена цена за 1 тонну топлива в размере 2 696, 4 руб. (с НДС).

На основании экспертного заключения органа регулирования данная цена утверждена Постановлением № 639.

Таким образом, цена, утверждённая данным нормативным правовым актом, установлена на основании Порядка, положения которого административным истцом не оспариваются.

В последующем, в соответствии с абзацем 4 главы 4 Порядка постановлением Правительства Республики Тыва в Постановление № 639 внесены изменения, а именно снижена цена на твердое топливо, реализуемое потребителям Республики Тыва до 2220,10 руб./тонн.

Удовлетворяя административное исковое заявление в части, суд первой инстанции исходил из того, что постановление Правительства Республики Тыва от 1 сентября 2021 года № 466 «О внесении изменения в приложение к постановлению Правительства Республики Тыва от 16 декабря 2020 года № 639» противоречит постановлению Правительства Республики Тыва от 13 июля 2021 года № 342 «О внесении изменений в Порядок расчёта и установления цен на твёрдое топливо, реализуемое потребителям Республики Тыва».

Судебная коллегия полагает, что доводы Правительства Республики Тыва и участвовавшего в деле прокурора об ошибочности данных выводов суда заслуживают внимание.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционной инстанции является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Статьей 12 Закона Республики Тыва от 8 мая 2013 года № 1852 ВХ-1 «О нормативных правовых актах Республики Тыва» урегулированы вопросы о соотношении юридической силы нормативных правовых актов Республики Тыва.

В соответствии с требованиями данной нормы, относительно к нормативным правовым актам Правительства Республики Тыва большей юридической силой обладают конституционные законы и законы Республики Тыва. В случае коллизии нормативных правовых актов, обладающих равной юридической силой, действуют положения нормативного правового акта, вступившего в силу позднее. В случае коллизии нормативных правовых актов, обладающих равной юридической силой и вступивших в силу одновременно, действуют положения нормативного правового акта, содержащие специальную норму.

Постановлением Правительства Республики Тыва № 466 «О внесении изменения в приложение к постановлению Правительства Республики Тыва от 16 декабря 2020 г. № 639» внесены изменения в Постановление № 639 относительно цены за топливо твердое, реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, на территории Республики Тыва на 2021 год.

Постановлением Правительства Республики Тыва от 13 июля 2021 года № 342 «О внесении изменений в Порядок расчёта и установления цен на твёрдое топливо, реализуемое потребителям Республики Тыва» внесены изменения в Порядок.

Таким образом, постановление Правительства Республики Тыва № 466 «О внесении изменения в приложение к постановлению Правительства Республики Тыва от 16 декабря 2020 г. № 639» и постановление Правительства Республики Тыва от 13 июля 2021 года № 342 «О внесении изменений в Порядок расчёта и установления цен на твёрдое топливо, реализуемое потребителям Республики Тыва» имеют равную юридическую силу, но разные предметы регулирования.

В нарушение положений Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регламентирующих оспаривание нормативных правовых актов, суд первой инстанции признал обжалуемый нормативно-правовой акт постановлению Правительства Республики Тыва, имеющим с обжалуемым равную юридическую силу, что не является основанием для признания обжалуемого нормативно-правового акта незаконным.

Кроме того, как следует из административного искового заявления Общество просило признать не действующим Постановление Правительства Республики Тыва от 16 декабря 2020 года № 639 «Об установлении цены на топливо твердое, реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, на территории Республики Тыва на 2021 год» в редакции изменений, внесенных постановлением 1 сентября 2021 года Правительства Республики Тыва № 466 «О внесении изменения в приложение к постановлению Правительства Республики Тыва от 16 декабря 2020 г. № 639», то есть в действующей редакции на дату подачи административного иска, однако суд признал не действующим постановление Правительства Республики Тыва от 1 сентября 2021 года № 466 «О внесении изменения в приложение к постановлению Правительства Республики Тыва от 16 декабря 2020 г. № 639», тогда как административный истец заявленные требования не уточнял, не изменял.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции на основании пункта 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит отмене.

Проверяя доводы административного истца о нарушения тарифного законодательства при снижении цены на твердое топливо, реализуемое потребителям ООО «ТГРК» до 2220,10 руб./тонн, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов тарифного дела, расчет розничной цены осуществлен органом регулирования методом индексации в соответствии с пунктом 2.2 Порядка.

При определении состава расходов, применяемых для расчета цен на твердое топливо, и оценка их обоснованности производилась согласно пункту 2.4 Порядка и на основании главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации.

Критерии экономической обоснованности расходов приведены в статье 252 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой под расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Как следует из заключения Службы от 26 августа 2021 года о пересмотре цены на твердое топливо, реализуемое потребителям ООО «ТГРК», послужившего основанием для принятия Постановления № 466, необходимая валовая выручка Обществу снижена по отношении в ранее принятым значениям на 2021 год на 17,6%, при этом объем реализации в 2021 году не изменен.

Так, фонд оплаты труда органом регулирования определен в размере 331 075,37 тыс. руб., что ниже от ранее принятого значения на 2021 год на 5884,9 тыс. руб. или 1,7%, при этом штатная численность производственного и цехового персонала, а также административного персонала осталась прежней. При этом в заключении приведены данные бухгалтерского учета за 2020 год при среднесписочной численности 455 человек, тогда как из экспертного заключения от 4 декабря 2020 года следует, что фонд оплаты труда принят органом регулирования исходя из среднесписочной численности 464 человека. Таким образом, мотивированного обоснования снижения расходов по данной статье затрат экспертами не приведено, следовательно, его нельзя признать экономически обоснованным.

Поскольку отчисления на социальные нужды, налоги и сборы являются производными расходами от расходов на оплату труда, они также являются экономически необоснованными.

Административный истец не согласен с определенным органом регулирования процентом выполнения инвестиционной программы.

Из текстовой части экспертного заключения следует, что анализ реализации инвестиционной программы показал, что выполнение от плана 2020 года (91175 тыс. руб.) составило 21%, однако в Приложении 10.2 об исполнении инвестиционной программы к экспертному заключению, процент выполнения, перечень фактически приобретенных основных средств указаны иные, отличные от экспертного заключения, при этом обоснования экспертами не приведены, что делает невозможным проверить правильность расчета и обоснованность доводов Общества.

Не представляется возможным ввиду отсутствия мотивированных выводов проверить правильность принятых органом регулирования расходов на топливо и горюче-смазочные материалы, взрывчатые вещества и средства взрывания, вспомогательные материалы; общехозяйственных, накладных и прочих расходов. Экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать, в том числе анализ экономической обоснованности расходов по соответствующим статьям расходов, однако данным требованиям федерального законодательства экспертное заключение органа регулирования не отвечает.

Приведенные обстоятельства влияют на итоговую величину цены твердого топлива, следовательно, дают основание полагать об экономической необоснованности ее снижения.

Не состоятельным является утверждение Общества о необоснованном исключении расходов на рекультивацию земель, поскольку как следует из Сведений о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов за 2020 год, представленных органу регулирования (форма 11), такие расходы Обществом заявлены не были.

Довод административного иска о том, что цена на твёрдое топливо установлена не в отношении вида продукции, а в отношении конкретного производителя является ошибочным.

Кроме того, судебная коллегия полагает необходимым отметить, что согласно Порядку одним из оснований для пересмотра цены на твердое топливо являются результаты анализа регулирующим органом хозяйственной деятельности субъектов, осуществляющих регулируемую деятельность, однако основания, сроки проведения анализа, необходимость открытия тарифного дела, в нормативном правовом акте не определены, на что обращено внимание прокуратурой Республики Тыва в информации от 27 декабря 2021 года, что затрудняет сделать вывод о надлежащем проведении органом регулирования анализа расходов Общества.

При этом доводы Правительства Республики Тыва об исключении из числа доказательств по делу представленных документов административным истцом суду апелляционной инстанции, в том числе информации прокуратуры Республики Тыва, не основаны на законе.

В соответствии с абзацем вторым пункта 78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» в случае, если доказательства были необходимы для принятия законного и обоснованного решения и в связи с этим подлежали истребованию судом первой инстанции по своей инициативе независимо от волеизъявления участников спора (часть 3 статьи 62, часть 1 статьи 63 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), при решении на стадии производства по делу в суде апелляционной инстанции вопроса об их приобщении или истребовании не имеет значения, могли ли эти доказательства быть представлены лицами, участвующими в деле, в суд первой инстанции. Указанные законоположения во взаимосвязи с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют суду апелляционной инстанции право исследовать дополнительные доказательства, необходимые для правильного разрешения административного дела.

Установив указанные выше обстоятельства и учитывая приведенные нормы федерального законодательства, судебная коллегия полагает, что оспариваемое постановление Правительства Республики Тыва от 16 декабря 2020 года № 639 «Об установлении цены на топливо твердое, реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, на территории Республики Тыва на 2021 год» (в редакции постановления Правительства Республики Тыва от 1 сентября 2021 года № 466 «О внесении изменения в приложение к постановлению Правительства Республики Тыва от 16 декабря 2020 г. № 639») противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу.

В соответствии с разъяснениями, содержащимся в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Вопрос о признании нормативного правового акта не действующим с того или иного времени решается судом в зависимости от обстоятельств дела.

Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт имел ограниченный срок действия, то признание его не действующим с момента вступления в силу решения суда, не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с чем, подлежит признанию не действующим с даты его принятия.

В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии указанного решения подлежит опубликованию на официальном интернет - портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru в течение одного месяца с даты принятия апелляционного определения.

Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Верховного Суда Республики Тыва от 14 октября 2021 года отменить и принять по делу новое решение.

Признать не действующим постановление Правительства Республики Тыва от 16 декабря 2020 года № 639 «Об установлении цены на топливо твердое, реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, на территории Республики Тыва на 2021 год» (в редакции постановления Правительства Республики Тыва от 1 сентября 2021 года № 466 «О внесении изменения в приложение к постановлению Правительства Республики Тыва от 16 декабря 2020 г. № 639») с 1 сентября 2021 года.

Настоящее апелляционное определение подлежит опубликованию в течение месяца со дня его вынесения на официальном интернет-портале правовой информации http://gov.tuva.ru.

На апелляционное определение могут быть поданы кассационные жалобы, представление через Верховный Суд Республики Тыва в течение шести месяцев со дня вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено 25 февраля 2022 года