Судья ФИО1
Дело № – 1540/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Махачкала 06 марта 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
Председательствующего ФИО2,
судей ФИО8 и ФИО3,
при секретаре ФИО4
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по частной жалобе представителя ОАО «РЖД» ФИО5 на определение Кировского районного суда г.Махачкалы от <дата>, которым постановлено:
Отказать в удовлетворении заявления ОАО «РЖД» об отсрочке исполнения решения Кировского районного суда г.Махачкала от <дата>,
Заслушав доклад судьи ФИО8, судебная коллегия
установила:
Представитель ОАО «РЖД» по доверенности ФИО5 обратилась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от <дата> до утверждения Росжелдором проведенной дополнительной оценки уязвимости и внесения изменений в планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры железнодорожных мостов через реку Манас на 2319 км перегона Манас-Ачи (реестровый номер ЖМН 400176); через реку Старый Самур на 2448 км участок Самур - (граница Российской Федерации) 2455 км перегона Самур-Ялама (реестровый номер ЖМН 400264); через реку Самур на 2445 км перегона Белиджи-Самур (реестровый номер ЖМН 400262); через реку Гюльгерычай на 2441 км перегона Белиджи-Самур (реестровый номер ЖМН 400259); через канаву на 2225 км перегона Сулак-Кизилюрт (реестровый номер ЖМН 402221); через реку Сулак на 2225 км перегона Сулак-Кизилюрт (реестровый номер ЖМН 400254); через реку Аксай на 2189 км участок 2189 км Хасавюрт перегона Кади-Юрт-Хасавюрт (реестровый номер ЖМН 400248) - до <дата> разъезд Бело-озеро, Кутан, Качалай, Куруш, разъезд №№,12,14.
В обоснование заявления указала, что решением Кировского районного суда г. Махачкалы от <дата> удовлетворен иск Махачкалинского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц об обязании ОАО «РЖД» устранить нарушения требований законодательства по транспортной безопасности.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РД данное решение суда оставлено без изменения.
Судебным приставом – исполнителем ОСП по <адрес> - на – на Дону ФИО6 на основании исполнительного листа серии ФС № от <дата>, выданного Кировским районным судом г. Махачкала по делу № возбуждено исполнительное производство № - ИП, предметом исполнения которого является: обязать ОАО «Российские железные дороги» в лице Северо- Кавказской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» разработать планы обеспечения транспортной безопасности ж/д мостов: через реку Манас на 2319 км перегона Манас-Ачи (реестровый номер ЖМН 400176); через реку Старый Самур на 2448 км участок Самур - (граница Российской Федерации) 2455 км перегона Самур-Ялама (реестровый номер ЖМН 400264); через реку Самур на 2445 км перегона Белиджи-Самур (реестровый номер ЖМН 400262); через реку Гюльгерычай на 2441 км перегона Белиджи- Самур (реестровый номер ЖМН 400259); через канаву на 2225 км перегона Сулак-Кизилюрт (реестровый номер ЖМН 402221); через реку Сулак на 2225 км перегона Сулак-Кизилюрт (реестровый номер ЖМН 400254); через реку Аксай на 2189 км участок 2189 км Хасавюрт перегона Кади-Юрт-Хасавюрт (реестровый номер ЖМН 400248) - в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, а также реализовать планы обеспечения транспортной безопасности ж/д мостов в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В адрес ОАО «РЖД» поступило Постановление судебного пристава - исполнителя ОСП по <адрес>ФИО6 о возбуждении исполнительного производства № - ИП от <дата>, в соответствии с которым установлен 5-ти дневный срок исполнения решения суда.
Вместе с тем, считают, что поступившее Постановление судебного пристава - исполнителя ОСП по <адрес> и соответственно решение Кировского районного суда г. Махачкала не могут быть исполнены и затруднены по следующим, не зависящим от ОАО «РЖД» причинам.
Так, <дата> Председателем Правительства Российской Федераций ФИО7 подписано Постановление № «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требовании к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта».
Данное Постановление вступило в силу с <дата> и отменило ранее действовавшего Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от <дата>№, на основании которого ранее разрабатывались Планы ОТБ всех объектов транспортной инфраструктуры, в том числе указанных в требованиях судебного пристава - исполнителя ОСП по <адрес>.
Планы ОТБ разрабатываются на основании проведенной оценки уязвимости, результаты которой утверждаются компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности. Проведением оценки уязвимости занимаются специализированные аккредитованные организации.
В соответствии с п. 9 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от <дата>№ «О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств», при изменении требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится дополнительная оценка уязвимости в части, касающейся произошедших изменений.
В Требованиях, утвержденных Постановлением №, предусмотрен ряд кардинальных изменений в отношении работы в области обеспечения транспортной безопасности.
В соответствии с пунктом 9 Порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного Приказом Минтранса России от <дата>№, при изменении требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится дополнительная оценка уязвимости в части, касающейся произошедших изменений.
В соответствии с п.п. 18 п. 5 Требований № субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности обязаны соответственно в отношении ОТИ и ТС обеспечить внесение изменений в план обеспечения транспортной безопасности ОТИ (ТС), в том числе по результатам проведенной дополнительной оценки уязвимости ОТИ (ТС), и их представление на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов проведенной дополнительной оценки уязвимости ОТИ (ТС).
В целях получения разъяснений по вопросу порядка разработки и утверждения Планов ОТБ и в целом работы по обеспечению транспортной безопасности в соответствии с Постановлением Правительства №, ОАО «РЖД» в лице Северо-Кавказской дирекции управления движением было направлено письменное обращение в адрес руководства Южного территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта от <дата> № ИСХ- 4274/СКАВД.
В письменном ответе ЮТУ Росжелдора от <дата>№ было указано об отсутствии достоверной информации о порядке работы в области обеспечения транспортной безопасности в соответствии с Постановлением №, в связи с чем, руководством Росжелдора было направлено обращение в Министерство транспорта Российской Федерации в целях получения необходимых разъяснений.
Письменным разъяснением заместителя Министра транспорта РФ ФИО9 от <дата> №НЗ-26/11160 был подтвержден факт утраты юридической силы Приказа Минтранса от <дата>№ и необходимости проведения дополнительной оценки уязвимости.
Соответственно, в связи с вступлением Постановления № в законную силу, субъектам транспортной инфраструктуры надлежит проводить дополнительную оценку уязвимости ОТИ железнодорожного транспорта, на которых она уже проведена, и соответственно перерабатывать Планы ОТБ в соответствии с проведенной дополнительной оценкой уязвимости.
Кроме того, считают, что на момент рассмотрения и вынесения решения судом по делу действовали нормы законодательства о транспортной безопасности признанные утратившими силу в связи с утверждением Правительством РФ Требований №.
В решении по делу суд обязал ОАО «РЖД» реализовать планы обеспечения транспортной безопасности ж/д мостов в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Однако данные требования прокурора и вывод суда не соответствуют Требованиям №.
Указанные полномочия закреплены за Федеральным агентством железнодорожного транспорта и ОАО «РЖД» не может требовать от органа уполномоченного проверять и утверждать проекты ПОТБ ОТИ и ТС либо влиять на предоставление государственной услуги.
Просят суд предоставить ОАО «РЖД» отсрочку исполнения решения суда по делу № до утверждения Росжелдором проведенной дополнительной оценки уязвимости и внесения изменений в планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры железнодорожных мостов через реку Манас на 2319 км перегона Манас-Ачи (реестровый номер ЖМН 400176); через реку Старый Самур на 2448 км участок Самур - (граница Российской Федерации) 2455 км перегона Самур-Ялама (реестровый номер ЖМН 400264); через реку Самур на 2445 км перегона Белиджи-Самур (реестровый номер ЖМН 400262); через реку Гюльгерычай на 2441 км перегона Белиджи-Самур (реестровый номер ЖМН 400259); через канаву на 2225 км перегона Сулак-Кизилюрт (реестровый номер ЖМН 402221); через реку Сулак на 2225 км перегона Сулак-Кизилюрт (реестровый номер ЖМН 400254); через реку Аксай на 2189 км участок 2189 км Хасавюрт перегона Кади-Юрт-Хасавюрт (реестровый номер ЖМН 400248) - до <дата>г.
Судом вынесено указанное выше определение.
В частной жалобе представитель ОАО «РЖД» по доверенности ФИО5 просит определение отменить, и отсрочить исполнения решения суда на 3 месяца.
Она указывает, что в определении от <дата> суд делает необоснованный вывод о том, что обществом не представлены доказательства принятия мер по проведению дополнительной оценки уязвимости ОТИ указанных в решении по делу №, а также не приступил к своевременному исполнению решения суда и не предприняло каких-либо действенных мер по его полному исполнению.
Однако данные выводы суда не соответствуют действительности.
После вступления решения суда в законную силу и принятия в дальнейшем постановления Правительства РФ от <дата>№ обществу пришлось принимать меры для приведения ранее разработанных документов в соответствие с вступившими в силу Требованиями. Для этого проводится дополнительная оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры.
На объекты транспортной инфраструктуры ОАО «РЖД» ж/д мосты: через реку Манас на 2319 км перегона Манас-Ачи (реестровый номер ЖМН 400176) - <дата>; через реку Старый Самур на 2448 км участок Самур - (граница Российской Федерации) 2455 км перегона Самур-Ялама (реестровый номер ЖМН 400264) - <дата>; через реку Самур на 2445 км перегона Белиджи-Самур (реестровый номер ЖМН 400262) - <дата>; через реку Гюльгерычай на 2441 км перегона Белиджи-Самур (реестровый номер ЖМН 400259) - <дата>; через канаву на 2225 км перегона Сулак-Кизилюрт (реестровый номер ЖМН 402221) - <дата>; через реку Сулак на 2225 км перегона Сулак- Кизилюрт (реестровый номер ЖМН 400254) - <дата>; через реку Аксай на 2189 км участок 2189 км Хасавюрт перегона Кади-Юрт-Хасавюрт (реестровый номер ЖМН 400248) - <дата> Северо-Кавказской дирекцией инфраструктуры были получены уведомления об утверждении Росжелдором дополнительной оценки уязвимости на объекты.
Согласно части 1 статьи 9 Федеральный закон от <дата> № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности.
Таким образом, только после оказания данной услуги по объектам транспортной инфраструктуры, ОАО «РЖД» может перейти к разработке и представлению на утверждение ПОТБ на спорные станции в Росжелдор.
Срок для представления проекта плана установлен согласно п.п.6 пункта 5 Требований № в 3 месяца.
Согласно п.п.7 пункта 5 Требований № субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, а также субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортного средства обязаны соответственно в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - реализовать план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) поэтапно в предусмотренные этим планом сроки - для объектов транспортной инфраструктуры I и II категорий - в течение 2 лет со дня включения в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Данные обстоятельства являются объективными и являются доказательством принятия со стороны ОАО «РЖД» мер по исполнению решения Кировского районного суда г.Махачкалы от <дата>№.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены определения суда.
В соответствии с ч. 2 ст. 333 ГПК РФ частная жалоба, представление прокурора на определение суда первой инстанции, за исключением определений о приостановлении производства по делу, о прекращении производства по делу, об оставлении заявления без рассмотрения, рассматриваются без извещения лиц, участвующих в деле.
В соответствии с ч. 1 ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для предоставления отсрочки исполнения решения от <дата> поскольку решение суда вступило в законную силу в законную силу <дата>, с момента вступления решения суда в законную силу прошел значительный период времени, каких-либо объективных доказательств, свидетельствующих о том, что истцом принимались меры по исполнению решения суда, не имеются.
Судом установлено, что Требования по обеспечению безопасности, утвержденные приказом Минтранса России от <дата> N 43, утратили силу согласно приказу Минтранса России от <дата> N 403 (начало действия документа - <дата>).
Утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от N 495 Требованиями по обеспечению транспортной безопасности (начало действия документа - <дата>) на субъекты транспортной инфраструктуры, к которым относится ответчик по делу, возложена обязанность, при изменении положений документа, регламентирующих меры по защите объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) от актов незаконного вмешательства, обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) и утверждение в установленном порядке ее результатов в течение трех месяцев со дня возникновения таких изменений (п. 17 ст. 5 Требований), обеспечить внесение изменений в план обеспечении транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), в том числе по результатам проведенной дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), и их представление на утверждение компетентный орган в течение трех месяцев со дня утверждения результатов проведенной дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) (п. 18 ч. 5 Требований).
Как следует из представленной суду представителем ОАО «Российские железные дороги» информации, на объекты транспортной инфраструктуры ОАО «РЖД» ж/д мосты: - <дата> Северо-Кавказской дирекцией инфраструктуры были получены уведомления об утверждении Росжелдором дополнительной оценки уязвимости на объекты.
Однако до настоящего времени дополнительная оценка уязвимости железнодорожных объектов и изменений в планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры железнодорожных мостов через реку реку Манас на 2319 км перегона Манас-Ачи (реестровый номер ЖМН 400176) - <дата>; через реку Старый Самур на 2448 км участок Самур - (граница Российской Федерации) 2455 км перегона Самур-Ялама (реестровый номер ЖМН 400264) - <дата>; через реку Самур на 2445 км перегона Белиджи-Самур (реестровый номер ЖМН 400262) - <дата>; через реку Гюльгерычай на 2441 км перегона Белиджи-Самур (реестровый номер ЖМН 400259) - <дата>; через канаву на 2225 км перегона Сулак-Кизилюрт (реестровый номер ЖМН 402221) - <дата>; через реку Сулак на 2225 км перегона Сулак- Кизилюрт (реестровый номер ЖМН 400254) - <дата>; через реку Аксай на 2189 км участок 2189 км Хасавюрт перегона Кади-Юрт-Хасавюрт (реестровый номер ЖМН 400248) не проведена.
Таким образом, заявитель не только не приступил своевременно к исполнению решения суда, но и не предпринял каких-либо действенных мер по его полному исполнению.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку в соответствии с действующим процессуальным законом предоставление отсрочки является правом, а не обязанностью суда, а кроме того, основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий, т.к. она отдаляет реальную защиту нарушенных прав или охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц.
Учитывая, что заявителем с момента вынесения решения не было предпринято действий, направленных к исполнению решения суда, судебная коллегия полагает обжалуемое определение суда законным и обоснованным.
Доводы частной жалобы не опровергают выводов постановленного определения и не содержат указаний на новые, имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем, оснований для отмены определения суда по доводам частной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
определение Кировского районного суда г. Махачкалы от <дата> оставить без изменения, а частную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи