ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 160026-01-2021-001826-04 от 21.03.2022 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья Минахметова А.Р. УИД № 16RS0026-01-2021-001826-04

дело № 2-463/2021

№ 33-4121/2022

учет № 211г

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 марта 2022 г. г. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Гилманова Р.Р.,

судей Габидуллиной А.Г. и Шакировой З.И.,

при ведении протокола судебного заседания Садыковой Н.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Шакировой З.И. гражданское дело по апелляционной жалобе некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республике Татарстан» на решение Рыбно-Слободского районного суда Республики Татарстан от 26 ноября 2021 г., которым постановлено:

исковое заявление Салмина М.А., Салминой Е.Н. к некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республике Татарстан», Исполнительный комитет Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан о прекращении залога и погашении регистрационной записи об ипотеке в силу закона удовлетворить.

Прекратить обременение в виде ипотеки в силу закона, предусмотренное договором .... целевого денежного займа от 14 апреля 2009 г. в отношении жилого помещения с кадастровым номером .... и земельного участка с кадастровым номером ...., расположенных по адресу: <адрес>.

Решение суда является основанием для погашения регистрационной записи об ипотеки в силу закона .... от 19 мая 2010 г. в отношении жилого помещения с кадастровым номером .... расположенного по адресу: <адрес>, и для погашения регистрационной записи об потеки в силу закона .... от 27 октября 2011 г. в отношении земельного участка с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Салмина М.А., Салминой Е.Н. – Саляховой А.Ж., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Салмин М.А., Салмина Е.Н. обратились в суд с иском к некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» (далее – Государственный жилищный фонд, Фонд), Исполнительному комитету Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан (далее – Исполком Рыбно-Слободского района) о прекращении обременения и погашении регистрационной записи об ипотеке в силу закона.

В обоснование иска указано, что в рамках реализации федеральной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности Республики Татарстан» о взаимодействия по погашению взаимных обязательств (далее – Программа) между сторонами 14 апреля 2009 г. был заключен договор ........ целевого денежного займа на строительство жилого дома по адресу: <адрес>, фактической стоимостью 1 513 117 руб., по которому Фонд предоставил истцам в долг 470 400 руб. сроком на 5 лет. Заемные денежные средства в размере 470 400 руб. освоены в течение года. Исполнение обязательств по договору обеспечено ипотекой - земельного участка и жилого дома в пользу кредитора - Фонда, с момента государственной регистрации права собственности на это имущество за истцами и до полного возврата займа. На регистрационном учете по указанному адресу истцы состоят более 5 лет, проживают с момента ввода дома в эксплуатацию, осуществляли и продолжают осуществлять свою трудовую деятельность в месте проживания. Срок исполнения обязательств по договору истек 15 апреля 2014 г., при этом с 2014 г. займодавец и залогодержатель с требованиями о взыскании задолженности и обращении взыскания на предмет залога не обратился.

Определением суда от 8 ноября 2021 г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан.

В судебном заседании представитель истцов Саляхова А.Ж. иск поддержала.

Представители Исполкома Рыбно-Слободского района Петрова Э.З., Калиев Б.Р. разрешение спора оставили на усмотрение суда.

Государственный жилищный фонд явку представителя в суд не обеспечил, в возражениях относительно исковых требований иск не признал.

Управление Росреестра по Республике Татарстан, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан просили рассмотреть дело в отсутствие своих представителей.

Судом принято решение в вышеприведенной формулировке.

В апелляционной жалобе Государственного жилищного фонда ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об отказе в иске. Указано, что списание суммы займа, обеспеченного субсидией и снятие обременения возможно только после предоставления органом местного самоуправления в Фонд подписанного с заемщиками соглашения с приложением документов, подтверждающих выполнение ими условий Программы о работе не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы для приобретения права на списание суммы займа в качестве социальной выплаты с момента возникновения права на социальную выплату. Однако такие доказательства суду не представлены.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции Исполком Рыбно-Слободского района, Государственный жилищный фонд, Управление Росреестра по Республике Татарстан, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан явку представителей не обеспечили, извещены надлежащим образом; Управление Росреестра по Республике Татарстан просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Апелляционная жалоба на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в отсутствие представителей названных органов.

Судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы заслуживают внимания.

Согласно пп. 3 и 4 ч.1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Пунктом 2 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

В силу п. 1 ст. 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может быть обеспечено, в том числе залогом, который в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 352 Гражданского кодекса Российской Федерации прекращается с прекращением обеспеченного им обязательства.

Согласно ст. 334 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу залога кредитор по обеспеченному залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества (предмета залога) преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит заложенное имущество (залогодателя).

В соответствии с п.1 ст.19 Федерального закона от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (далее-Закон об ипотеки) ипотека подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно п. 2 ст. 352 Гражданского кодекса Российской Федерации залогодатель вправе требовать от залогодержателя совершения всех необходимых действий, направленных на внесение записи о прекращении залога (статья 339.1).

В силу п. 11 ст. 53 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» регистрационная запись об ипотеке погашается по основаниям, предусмотренным Законом об ипотеке, а также по основаниям, предусмотренным данным Федеральным законом.

В соответствии со ст. 77 Закона об ипотеке, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором, жилой дом или квартира, приобретенные или построенные полностью либо частично с использованием кредитных средств банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного другим юридическим лицом на приобретение или строительство жилого дома или квартиры, считаются находящимися в залоге с момента государственной регистрации права собственности заемщика на этот жилой дом или эту квартиру.

Залогодержателем по данному залогу является банк или иная кредитная организация либо юридическое лицо, предоставившие кредит или целевой заем на приобретение или строительство жилого дома или квартиры.

К залогу жилого дома или квартиры, возникающему на указанном выше основании, соответственно применяются правила о залоге недвижимого имущества, возникающем в силу договора.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. № 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года» утверждена федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2013 года» (далее также - федеральная целевая программа), целями которой являются: повышение уровня и качества жизни сельского населения на основе повышения уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности; создание правовых, административных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских территорий и реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; создание условий для улучшения социально-демографической ситуации в сельской местности, расширение рынка труда в сельской местности и обеспечение его привлекательности; повышение престижности проживания в сельской местности.

В рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» были предусмотрены мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе (раздел III федеральной целевой программы).

На момент возникновения спорных правоотношений действовала федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года».

Согласно указанной программе участниками мероприятий по обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе на добровольной основе могла быть соответственно семья, в которой возраст одного из супругов не превышает 30 лет, один из супругов или супруги являются гражданами Российской Федерации, работают или изъявили желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организациях агропромышленного комплекса или в организациях социальной сферы села и которая постоянно проживает или изъявила желание жить в сельской местности, не имеет жилья или нуждается в улучшении жилищных условий в сельском поселении, либо неполная семья, которая состоит из одного молодого родителя, чей возраст не превышает 30 лет, и одного и более детей, при условии, что родитель работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организациях агропромышленного комплекса или в организациях социальной сферы села, и которая постоянно проживает или изъявила желание жить в сельской местности, не имеет жилья или нуждается в улучшении жилищных условий в сельском поселении; граждане Российской Федерации, возраст которых не превышает 30 лет и которые закончили высшее (среднее, начальное) профессиональное образовательное учреждение (далее - образовательное учреждение), получили диплом (документ) государственного образца о высшем (среднем, начальном) профессиональном образовании, либо являются учащимися последнего курса образовательного учреждения и изъявили желание не менее 5 лет работать в организациях агропромышленного комплекса или в организациях социальной сферы села в соответствии с полученной квалификацией, либо работают после окончания образовательного учреждения в организациях агропромышленного комплекса или в организациях социальной сферы села, не имеют жилья или нуждаются в улучшении жилищных условий в сельском поселении.

Финансирование мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов на селе должно осуществляться на основе софинансирования расходов на строительство (приобретение) жилья для молодых семей и молодых специалистов на селе за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников, в том числе средств ипотечного кредитования.

Как видно из материалов дела, в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года» категории - молодые семьи и молодые специалисты, проживающие в сельской местности, по договору целевого денежного займа от 14 апреля 2009 г. .... Государственный жилищный фонд предоставил Салминым целевой заем на сумму 470 400 руб. сроком на пять лет для строительство жилого дома по адресу: <адрес>, общей площадью 85,1 кв.м., в том числе жилой площадью 54,1 кв.м., стоимостью 1 513 117 руб.

Пунктом 2.1.2 договора предусмотрено, что обязательства по возврату заменых средств погашаются займодавцем в случае личного проживания заемщика в указанном жилом помещении в течении 5 лет с момента государственной регистрации права собственности на него.

На основании условий договора указанные объекты недвижимости переданы Фонду в обеспечение исполнения обязательств заемщиков с момента государственной регистрации права собственности на за ними и до полного возврата займа.

Как следует из выписки из ЕГРН от 18 сентября 2021 г., право собственности на спорный жилой дом с кадастровым номером ...., общей площадью 85,1 кв.м., зарегистрировано 19 мая 2010 г. в общую долевую собственность по ? доли за истцами, право на земельный участок с кадастровым номером .... общей площадью 965 кв.м, 27 октября 2011 г. зарегистрировано за Салминой Е.Н.; на период с 19 мая 2010 г. по 14 апреля 2014 г. на указанное имущество установлено обременение в виде залога в силу ипотеки.

Согласно архивной выписке из домовой книги по названному адресу зарегистрированы Салмина Е.Н. и ФИО13 с <дата>, Салмин М.А. - с <дата>

Принимая решение об удовлетворении иска, суд исходил из того, что истцы в принадлежащем им спорном доме зарегистрированы и проживают более 5 лет; Салмин М.А. с <дата> по <дата> работал водителем в Исполкоме Рыбно-Слободского района; займодавец с требованиями о взыскании задолженности и обращении взыскания на предмет залога не обращался, следовательно, пропустил трехлетний срок исковой давности для взыскания задолженности, который истек в 2014 г.

Судебная коллегия с такими выводами суда согласиться не может.

Мероприятия Программы направлены на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и стимулирование привлечения и закрепления для работы в социальной сфере и других секторах сельской экономики молодых специалистов, в связи с чем предусмотрено предоставление социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, в соответствии с Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение № 4 к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 598; признано утратившим силу с 1 января 2018 года в связи с принятием Правительством Российской Федерации постановления от 13 декабря 2017 г. № 1544).

Право граждан на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством по форме согласно приложению № 1 к Типовому положению, которое не является ценной бумагой. Срок действия свидетельства составляет год с даты выдачи, указанной в свидетельстве. Выдача свидетельства получателю социальной выплаты осуществляется органом исполнительной власти (п. 12).

Поскольку право на получение субсидии возникает с момента получения свидетельства, соответственно, и пятилетний срок исполнения обязательств по исполнению условий Программы исчисляется именно с этого момента.

Кроме того, положениями п. 33 Типового положения предусмотрено, что право члена молодой семьи (молодого специалиста) на социальную выплату сохраняется в случае досрочного расторжения трудового договора не по инициативе члена молодой семьи (молодого специалиста) и по причинам, не связанным с нарушением трудового законодательства, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем в сельской местности или обратился в орган местного самоуправления с просьбой о содействии в трудоустройстве в другие организации агропромышленного комплекса или социальной сферы. При этом период трудовой деятельности у прежнего работодателя учитывается при исполнении членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства о работе в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в течение не менее 5 лет.

По смыслу вышеприведенных норм следует, что обязательства граждан о работе в сфере агропромышленного комплекса или социальной сферы в течение не менее 5 лет возникают с момента возникновения права на социальную выплату.

Наличие общего стажа работы заемщика в организации социальной сферы больше 5 лет не свидетельствует о выполнении существенных условий договора целевого займа, поскольку одним из существенных условий указанного договора является обязательство члена молодой семьи (молодого специалиста) работать у работодателя по трудовому договору не менее 5 лет с даты выдачи свидетельства (Постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. № 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года»)

Соответственно, суд при исчислении срока трудовой деятельности, необходимого для списания суммы субсидии, необоснованно указывает на общий стаж работы Салмина М.А. в сфере агропромышленного комплекса или социальной сферы, включая периоды работы до получения социальной выплаты.

Следует отметить, что смысл Программы утрачивается в случае вольного толкования его условий о необходимости последовательной и непрерывной по сроку отработки граждан в сфере агропромышленного комплекса, претендующих на государственную поддержку.

Несоблюдение гражданами условий Программы о работе члена молодой семьи в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в течение не менее 5 лет является основанием для истребования в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты.

В этой связи, право Фонда на списание суммы займа, обеспеченной субсидией, и на снятие обременения возникает только после представления исполкомом района в Фонд соглашения о списании суммы займа с приложением документов, подтверждающих выполнение условий Программы.

Между тем истцами не представлено доказательств соблюдения ими условий программы о работе в установленный действующим законодательством срок в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы для приобретения права списания суммы займа в качестве социальной выплаты.

Документы на списание суммы займа и, соответственно, на снятие обременения в Фонд не поступали.

Принимая условия Программы, граждане не могли не осознавать особый характер правоотношений, в которые вступают и целевое назначение выделяемых им денежных средств. При этом, вступая на добровольной основе в эти отношения, обязаны были исходить из того, что предполагается не только приобретение семьей определенных прав и преимуществ, но и возложение на них определенных обязанностей по предоставлению, в том числе, доказательств, подтверждающих соблюдение ими условий Программы.

Истцам была оказана государственная поддержка в виде субсидии. Доказательств получения денежных средств под иными условиями гражданами не представлено.

Вопреки выводам суда сам по себе факт проживания заемщиков в жилом помещении, построенном или приобретенном, в том числе на денежные средства, предоставленные в рамках федеральной программы, в течение 5 лет с момента государственной регистрации права собственности, является недостаточным для списания суммы долга и снятия обременения с жилого помещения.

Судебная коллегия не может согласиться и с выводом суда о пропуске ответчиками срока исковой давности для предъявления к истцам требований о взыскании задолженности по договору целевого денежного займа и обращения взыскания на заложенное имущество.

Статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

В соответствии с абзацем вторым п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Таким образом, с истечением срока исковой давности субъективное право кредитора не прекращается, но возможность его защиты в судебном порядке будет утрачена, если должник заявит о необходимости применить давностный срок.

Заявление истца о пропуске ответчиками давностного срока влечет для них правовые последствия в рамках спора о взыскании задолженности.

Требования о взыскании с истцов задолженности по договору целевого денежного займа и обращения взыскания на заложенное имущество не заявлены. С учетом этого суд не вправе был делать какие-либо выводы, которые могут иметь преюдициальное значение для рассмотрения в будущем другого дела.

Само по себе то обстоятельство, что срок обременения установлен по 15 апреля 2014 г., не является основанием для прекращения ипотеки, поскольку по условиям договора займа спорный дом находится в залоге у Государственного жилищного фонда до полного возврата займа (п. 1.5).

С учетом изложенного решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе Салминым в иске.

Руководствуясь ст. 199, п. 2 ст. 328, ст. 329, пп. 3 и 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Рыбно-Слободского районного суда Республики Татарстан от 26 ноября 2021 г. по данному делу отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении иска Салмина Максима Александровича, Салминой Елены Николаевны к некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан», Исполнительному комитету Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан о прекращении залога и погашении регистрационной записи об ипотеке в силу закона отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 28 марта 2022 г.

Председательствующий

Судьи

Определение01.04.2022