ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 160051-01-2021-017367-71 от 11.04.2022 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья Хакимзянов А.Р. УИД № 16RS0051-01-2021-017367-71

Дело № 2-7906/2021

№ 33-4304/2022

Учет 211г

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

11 апреля 2022 года город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего Гайнуллина Р.Г.,

судей Хасаншина Р.Р. и Сазоновой В.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Газизьяновым А.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сазоновой В.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе Исполнительного комитета муниципального образования города Казани на решение Советского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 20 декабря 2021 года, которым постановлено:

заявление прокурора Советского района города Казани в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Лицей № 121 им. героя Советского Союза С.А. Ахтямова» Советского района города Казани, Исполнительному комитету муниципального образования города Казани о признании бездействия незаконным и понуждении к устранению выявленных нарушений удовлетворить частично.

Обязать Исполнительный комитет муниципального образования города Казани в течение трех месяцев с даты вступления настоящего решения суда в законную силу предусмотреть и обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений требований законодательства об образовании и антитеррористической безопасности в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Лицей № 121 им. героя Советского Союза С.А. Ахтямова» Советского района города Казани, а именно:

- исключить бесконтрольное пребывание на объекте посторонних лиц и нахождение транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объектов (территории);

- установить систему видеонаблюдения, обеспечивающую непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта;

- оснастить объект охранной сигнализацией;

- установить на въездах ворота, обеспечивающие жесткую фиксацию створок в закрытом положении.

Обязать муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей № 121 им. героя Советского Союза С.А. Ахтямова» Советского района города Казани в течение двух месяцев с даты финансирования осуществить мероприятия по устранению нарушений требований законодательства об образовании и антитеррористической безопасности, а именно:

- исключить бесконтрольное пребывание на объекте посторонних лиц и нахождение транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объектов (территории);

- установить систему видеонаблюдения, обеспечивающую непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта;

- оснастить объект охранной сигнализацией;

- установить на въездах ворота, обеспечивающие жесткую фиксацию створок в закрытом положении.

В остальной части заявления отказать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя прокурора Советского района города Казани – Кириллова Э.В., возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Советского района города Казани, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Лицей № 121 им. героя Советского Союза С.А. Ахтямова» Советского района города Казани, исполнительному комитету муниципального образования города Казани о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить выявленные нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности.

Впоследствии, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, было привлечено муниципальное бюджетное учреждение «Департамент телекоммуникационных технологий».

Требования мотивированы тем, что прокуратурой Советского района города Казани проведена проверка соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности в МАОУ «Лицей № 121 им. героя Советского Союза С.А. Ахтямова» Советского района города Казани.

В ходе проверки установлены следующие нарушения антитеррористической защищенности: обеспечение контрольно-пропускного режима, как элемента охраны, осуществляется работниками школы, не прошедшими специального обучения и не являющимися сотрудниками частных охранных организаций; допущено бесконтрольное пребывание третьих лиц на объектах; отсутствует система контроля и управления доступом; установленное количество камер видеонаблюдения является недостаточным; на въезде нет ворот, обеспечивающих жесткую фиксацию створок в закрытом положении; отсутствует система охранной сигнализации. Кроме того, в здании гимназии по адресу ул. Космонавтов, д.19 не оборудована комната для охраны.

В соответствии с положениями устава МАОУ «Лицей № 121 им. героя Советского Союза С.А. Ахтямова» Советского района города Казани учредителем этого учреждения является муниципальное образование города Казани. Обеспечение технической укрепленности и антитеррористической защищенности образовательных учреждений является обязанностью, в том числе и органов местного самоуправления. Полагая, что меры по обеспечению антитеррористической защищенности ответчиками не выполняются в полном объеме, прокурор Советского района города Казани, уточнив исковые требования, просил: признать бездействие МАОУ «Лицей № 121 им. героя Советского Союза С.А. Ахтямова» Советского района города Казани и Исполнительного комитета муниципального образования города Казани незаконным; обязать Исполнительный комитет муниципального образования города Казани в срок до 31 декабря 2021 года предусмотреть и обеспечить финансирование (софинансирование) мероприятий по устранению нарушений требований законодательства об образовании и антитеррористической безопасности, а именно: исключить бесконтрольное пребывание на объекте посторонних лиц и нахождение транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объектов (территорий), оснастить объект охранной сигнализацией, обеспечить охрану объекта сотрудниками частных охранных организаций, оборудовать объект системой контроля и управления доступом, установить систему видеонаблюдения, обеспечивающую непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест критических элементов объекта, установить на въездах ворота, обеспечивающие жесткую фиксацию створок в закрытом положении, оборудовать комнату для охраны в здании по адресу: РТ, г. Казань, ул. Космонавтов, д.19; обязать МАОУ «Лицей № 121 им. героя Советского Союза С.А. Ахтямова» Советского района города Казани в срок до 31 декабря 2021 года устранить выявленные нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности, а именно: исключить бесконтрольное пребывание на объекте посторонних лиц и нахождение транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объектов (территорий); оснастить объект охранной сигнализацией; обеспечить охрану объекта сотрудниками частных охранных организаций; оборудовать объект системой контроля и управления доступом; установить систему видеонаблюдения, обеспечивающую непрерывное видеонаблюдение уязвимых мести критических элементов объекта; установить на въездах ворота, обеспечивающие жесткую фиксацию створок в закрытом положении; оборудовать комнату для охраны в здании по адресу: РТ, г. Казань, ул. Космонавтов, д.19.

Определением Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 20 декабря 2021 года производство по делу в части требований об оборудовании комнаты для охраны и оборудования объекта системой контроля и управления доступом прекращено в связи с отказом прокурора от иска в этой части.

В судебном заседании прокурор в оставшейся части требования поддержал в полном объеме.

Представители МАОУ «Лицей № 121 им. героя Советского Союза С.А. Ахтямова» Советского района города Казани, представитель Исполнительного комитета муниципального образования города Казани в ходе рассмотрения дела иск не признали, пояснили, что между образовательным учреждением и ООО «Частное охранное предприятие «Контр-Юниверсити 2» заключен контракт на оказание услуг по охране объекта, что свидетельствует об устранении нарушений в части отсутствия охраны объекта. При этом не оспаривали наличие в образовательном учреждении иных выявленных прокурорской проверкой нарушений, однако просили установить срок для устранения данных нарушений до декабря 2022 года, а также отказать в удовлетворении иска в части признания бездействия незаконным, поскольку устранение выявленных нарушений зависит от бюджетного финансирования.

Представитель третьего лица МБУ «Департамент телекоммуникационных технологий города Казани» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Судом вынесено решение о частичном удовлетворении иска в приведенной выше формулировке.

Исполнительный комитет муниципального образования города Казани, не соглашаясь с постановленным по делу решением, в своей апелляционной жалобе и дополнении к ней просит его отменить как незаконное, принятое с нарушением норм материального права, ссылаясь на то, что судом первой инстанции не были приняты во внимание сроки осуществления мероприятий антитеррористической защищенности, установленные действующими нормативными правовыми актами, в результате чего сделан необоснованный вывод о бездействии ответчиков.

Прокурором направлено возражение на апелляционную жалобу, в котором указано на необоснованность ее доводов.

Представитель прокурора Советского района города Казани с доводами жалобы не согласился, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств не представили, о причинах своей неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав пояснения явившегося лица, изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со статьей 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, основными задачами противодействия терроризму являются выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма; обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, поставлены задачи минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма определены Федеральным законом от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

В силу статьи 2 вышеуказанного Закона одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона № 35-ФЗ от 06 марта 2006 года «О противодействии терроризму», постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Статьей 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации, создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом.

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательной организации.

На основании части 8 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья обучающихся включает в себя, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений в случаях, когда речь идет о решении вопросов местного значения.

Исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности образовательных организаций является и обязанностью органов местного самоуправления, а в силу статей 139, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления имеют правовые полномочия на выделение денежных средств для обустройства территорий образовательных организация.

В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм (если указанные действия могут быть совершены только ответчиком), суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Установлено, что прокуратурой Советского района города Казани Республики Татарстан проводились проверки соблюдения законодательства о противодействии терроризму, пожарной безопасности на территории МАОУ «Лицей № 121 им. героя Советского Союза С.А. Ахтямова» Советского района города Казани по адресам: Республика Татарстан, г. Казань, пр. А. Камалеева, д. 22 и Республика Татарстан, г. Казань, ул. Космонавтов, д. 19.

В соответствии с положениями Устава МАОУ «Лицей № 121 им. героя Советского Союза С.А. Ахтямова» Советского района города Казани учредителем лицея является исполнительный комитет муниципального образования города Казань, который в соответствии с действующим правовым регулированием осуществляет функции и полномочия учредителя.

Согласно паспортам безопасности объектов, утвержденных 11 июня 2020 года начальником МКУ «Управления образования» ИК МО г. Казани, объекты МАОУ «Лицей № 121 им. героя Советского Союза С.А. Ахтямова» Советского района города Казани относятся ко второй категории опасности.

Из разделов VIII данных паспортов следует, что на объектах МАОУ «Лицей № 121 им. героя Советского Союза С.А. Ахтямова» Советского района города Казани необходимо: исключить бесконтрольное пребывание на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории); разместить на объектах (территориях) наглядные пособия, содержащие информацию о порядке действий работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах (территориях), поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах (территориях), а также планы эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, номера телефонов аварийно-спасательных служб, территориальных органов безопасности и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); оснастить объекты охранной сигнализацией; обеспечить охрану объектов сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, или военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание вневедомственной охраны; оснастить объекты воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении; установить системы контроля и управления доступом (далее – СКУД); установить системы видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения, обеспечивающую непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объектов. Кроме того, на объекте МАОУ «Лицей № 121 им. героя Советского Союза С.А. Ахтямова» Советского района города Казани по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Космонавтов, д. 19, необходимо оборудовать на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации). Срок устранения указанных недостатков - 2 года.

Из актов проверки МАОУ «Лицей № 121 им. героя Советского Союза С.А. Ахтямова» Советского района города Казани от 12 мая 2021 года и 20 августа 2021 года, составленных помощниками прокурора Советского района города Казани Республики Татарстан Фаттаховым И.З. и Акчуриной К.Н., следует, что на момент указанных проверок нарушения, отраженные в паспорте безопасности, в полном объеме не устранены.

Из представленных прокурором в суд акта обследования (проверки антитеррористической защищенности) объекта (территории) от 15 декабря 2021 года и справки по проверке состояния антитеррористической защищенности МАОУ «Лицей № 121 им. героя Советского Союза С.А. Ахтямова» Советского района города Казани (г. Казань, ул. Космонавтов, д. 19) от 16 декабря 2021 года, следует, что в настоящее время не исключена возможность бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории), охранная сигнализация отсутствует, в полном объеме не установлена система видеонаблюдения, обеспечивающая непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта, отсутствует СКУД на территорию объекта, отсутствует жесткая фиксация створок в закрытом положении въездных ворот с тыла объекта.

В ходе рассмотрения дела представители образовательного учреждения представили документы, подтверждающие заключение между лицеем и ООО «Частное охранное предприятие «Контр-Юниверсити 2» контракта на оказание услуг по охране объекта со сроком действия до 31 декабря 2021 года. Указанное свидетельствует об устранении нарушений в части отсутствия охраны объекта. Факт наличия иных выявленных в ходе проверок нарушений ответчиками не оспаривался.

Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что доказательства устранения всех вышеперечисленных нарушений законодательства о противодействии терроризму на момент рассмотрения дела отсутствуют, а ответчики, как лица, ответственные за проведение соответствующих мероприятий, не предпринимают необходимых мер для их устранения. При этом суд отказал в удовлетворении требования истца о возложении на ответчиков обязанности обеспечить охрану объекта сотрудниками частных охранных организаций, поскольку данное требование ответчиками было фактически исполнено.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что судом первой инстанции не приняты во внимание сроки осуществления мероприятий антитеррористической защищенности, установленные действующими нормативными правовыми актами, судебной коллегией отклоняются как несостоятельные в силу следующего.

Подпунктом «е» пункта 11 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года № 1006, предусмотрено, что комиссия, созданная для обследования и категорирования объекта (территории) на предмет антитеррористической защищенности, определяет перечень необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом.

В данном случае, мероприятия по определению категории антитеррористической защищенности МАОУ «Лицей № 121 им. героя Советского Союза С.А. Ахтямова» Советского района города Казани были проведены в 2020 году, в том же году составлены паспорта безопасности, в которых установлены сроки проведения соответствующих мероприятий – 2 года.

Несмотря на представленные в материалы дела сведения о принятии мер по устранению выявленных нарушений, на момент рассмотрения дела судом первой инстанции на объекте МАОУ «Лицей № 121 им. героя Советского Союза С.А. Ахтямова» Советского района города Казани по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Космонавтов, д. 19, отсутствует система контроля управления доступом (электромагнитный замок) на центральной калитки периметра территории; не исключено бесконтрольное пребывание на объекте посторонних лиц и нахождение транспортных средств, в том числе непосредственной близости от объекта; в полном объеме не установлена система видеонаблюдения, обеспечивающая непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта; объект не оснащен охранной сигнализацией; отсутствует жесткая фиксация створок в закрытом положении въездных ворот с тыла объекта.

Также ответчиками не представлено доказательств устранения нарушений требований законодательства об образовании и антитеррористической безопасности на объекте МАОУ «Лицей № 121 им. героя Советского Союза С.А. Ахтямова» Советского района города Казани по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, пр. А. Камалеева, д. 22.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание период времени, прошедший с момента установления необходимости проведения соответствующих мероприятий антитеррористической защищенности, а также сведения о фактически выполненных работах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для признания бездействия ответчиков незаконными и частичного удовлетворения заявленных исковых требований.

В целом, доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и иной оценке установленных по делу обстоятельств, что не отнесено статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.

Учитывая, что неправильного применения норм материального права или нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено, оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Советского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 20 декабря 2021 года, по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Исполнительного комитета муниципального образования города Казани – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 18 апреля 2022 года.

Председательствующий

Судьи

Определение26.04.2022