УИД № 17OS0000-01-2023-000026-24
№ 66а-1839/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Новосибирск 21 декабря 2023 года
Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Захарова Е.И.,
судей Роженцевой Ю.В., Рукавишникова Е.А.,
при секретаре Злобиной К.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-34/2023 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Тувинская горнорудная компания» о признании нормативного правового акта недействующим
с апелляционной жалобой общества с ограниченной ответственностью «Тувинская горнорудная компания» и апелляционным представлением прокуратуры Республики Тыва на решение Верховного Суда Республики Тыва от 13 сентября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Роженцевой Ю.В., объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью «Тувинская горнорудная компания» ФИО1, прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скрипник М.А., представителя Правительства Республики Тыва ФИО2, представителей Службы по тарифам Республики Тыва ФИО3, ФИО4 Ш-С., судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
21 декабря 2022 года Правительством Республики Тыва принято постановление № 837 «Об установлении цены на топливо твердое, реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, на территории Республики Тыва на 2023 год» (далее - Постановление № 837).
Приложением к Постановлению № 837 для общества с ограниченной ответственностью «Тувинская горнорудная компания» (далее - ООО «ТГРК», Общество) установлена цена на топливо твердое, реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, на территории Республики Тыва на 2023 год в размере 2 619,33 рублей за 1 тонну (с НДС).
ООО «ТГРК» обратилось в Верховный Суд Республики Тыва с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующим указанное Постановление № 837 с момента его принятия, ссылаясь на его несоответствие положениям Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Указа Президента Российской Федерации от 21 июня 1993 года № 934 «О мерах по стабилизации положения в угольной промышленности», постановления Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)». В обоснование заявленных требований административный истец указал, что оспариваемым нормативным правовым актом установлены предельные максимальные розничные цены на топливо для отдельных категорий потребителей не в отношении вида продукции, а в отношении конкретного хозяйствующего субъекта - Общества, осуществляющего деятельность по добыче полезного ископаемого и его реализации, что не отвечает принципу государственного регулирования цен (тарифов), ограничивает права и конкурентные возможности ООО «ТГРК» на рынке реализации угля Республики Тыва. Также указал на допущенные административным ответчиком нарушения при принятии Постановления № 837, поскольку компенсация потерь Общества, вызванных межтарифной разницей, за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации не установлена, анализ обоснованности предложения Общества проведен не методом экономически обоснованных расходов (затрат), а методом индексации, при этом неверно применен индекс потребительских цен, связи с чем цена на топливо (уголь) установлена в размерах, не обеспечивающих возмещение необходимого минимального уровня затрат Общества для безубыточной деятельности.
Решением Верховного Суда Республики Тыва от 13 сентября 2023 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе ООО «ТГРК» просит решение суда отменить, в обоснование доводов жалобы указывает на неверное применение судом норм материального права, несоответствие его выводов обстоятельствам дела, полагая, что добываемый и реализуемый ООО «ТГРК» уголь не относится к топливу для коммунальных и бытовых нужд, в связи с чем не может быть предметом государственного регулирования согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)». Отходы горнодобывающего и перерабатывающего производства также не могут являться топливом твердым, топливом печным бытовым. Апеллянт полагает, что осуществив государственное регулирование цен в отношении топлива, не предназначенного для названных целей, административный ответчик вышел за пределы своих полномочий. Кроме того, при принятии Постановления № 837 применена не вступившая в силу новая редакция пункта 2.2 Порядка расчета и установления цен на твердое топливо, реализуемое потребителям Республики Тыва, утвержденного постановлением Правительством Республики Тыва от 19 сентября 2019 года № 463, при этом довод Общества о том, что на момент составления экспертного заключения редакция названного Порядка не предусматривала возможность применения метода индексации по статьям затрат, неправомерно отклонен судом. Полагает, что при указанных обстоятельствах орган регулирования не имел оснований для применения метода индексации, обязан был применить метод экономически обоснованных расходов с учетом необходимых для выполнения производственной программы объемов горюче-смазочных материалов, взрывчатых веществ и средств взрывания, расходов на оплату труда производственного персонала, общепроизводственных расходов, прочих расходов, необходимых для воспроизводства прибыли.
В апелляционном представлении прокурор, участвующий в деле, просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований, также указывая на то, что на момент составления экспертного заключения Порядком расчета и установления цен на твердое топливо, реализуемое потребителям Республики Тыва, утвержденного постановлением Правительством Республики Тыва от 19 сентября 2019 года № 463, не была предусмотрена возможность применения метода индексации по статьям затрат.
Относительно доводов апелляционной жалобы административного истца Правительством Республики Тыва представлены возражения, а Службой по тарифам Республики Тыва - отзыв, в которых они просят решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО «ТГРК» ФИО1 и прокурор Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скрипник М.А. доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления поддержали.
Представитель Правительства Республики Тыва ФИО2, представители Службы по тарифам Республики Тыва ФИО3 и ФИО4 Ш-С. полагали решение суда не подлежащим отмене.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционного представления и возражений на них, заслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании суда апелляционной инстанции, прокурора, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу статьи 71 Конституции Российской Федерации установление правовых основ единого рынка находится в ведении Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 и абзацем 2 пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» Правительству Российской Федерации поручено определять с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также устанавливать порядок государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги.
Во исполнение названного Указа постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» утвержден Перечень продукции производственно-технического назначения товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В указанный перечень включены топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье.
Согласно пункту 5 названного постановления Правительства Российской Федерации к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации отнесено регулирование цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги на внутреннем рынке Российской Федерации, входящие в Перечень, утвержденный этим постановлением.
В соответствии со статьей 1 Конституционного закона Республики Тыва от 31 декабря 2003 года № 95 ВХ-1 «О Правительстве Республики Тыва» Правительство Республики Тыва осуществляет исполнительную власть в Республике Тыва и является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Республики Тыва.
В силу части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Порядок расчета и установления цен на твердое топливо, реализуемое потребителям Республики Тыва, утвержден постановлением Правительства Республики Тыва от 19 сентября 2019 года № 463 (далее - Порядок).
Согласно пункту 2.1 Порядка Правительством Республики Тыва утверждается цена (тариф) на твердое топливо, реализуемое хозяйствующим субъектом потребителям Республики Тыва, в объеме более 50 тыс. тонн (куб. м.) в год.
В соответствии с пунктом 3.3 Порядка регулирующий орган в течение 14 календарных дней со дня поступления материалов от хозяйствующего субъекта осуществляет их проверку с целью определения наличия всего комплекта материалов, предусмотренного пунктом 3.2 Порядка.
В случае если в ходе анализа представленных хозяйствующим субъектом предложений об установлении тарифов возникнет необходимость уточнения предложения об установлении тарифов, регулирующий орган после проверки представленного хозяйствующим субъектом комплекта материалов в письменном виде запрашивает дополнительные материалы, в том числе подтверждающие фактически понесенные хозяйствующим субъектом расходы в предыдущем периоде регулирования. При этом сроки рассмотрения материалов регулирующим органом переносятся с учетом даты представления необходимых материалов в полном объеме (пункт 3.4 Порядка).
Пунктом 3.6 Порядка предусмотрено, что при представлении хозяйствующим субъектом полного комплекта документов и материалов, предусмотренных пунктом 3.2 настоящего Порядка, регулирующий орган в течение 50 календарных дней проводит экспертизу представленных документов и материалов по установлению (изменению) цен, а также проверяет их обоснованность. В случае необходимости срок рассмотрения материалов может быть продлен, но при этом срок рассмотрения вопроса по установлению (изменению) цен (тарифов) не должен превышать семи месяцев со дня поступления предложения. По результатам проведения экспертизы регулирующий орган в 5-дневный срок выдает заключение по экономическому обоснованию цен (тарифов).
Регулирующий орган разрабатывает и выносит на заседание Правительства Республики Тыва в установленном порядке проект нормативного правового акта по установлению цены (тарифа) на твердое топливо для хозяйствующих субъектов, реализующих потребителям Республики Тыва твердого топлива в объеме более 50 тыс. тонн (куб.м.) в год (пункт 3.7 Порядка).
Таким образом, Порядком определены способы и методы государственного регулирования цены на твердое топливо, порядок предоставления материалов по расчету цен на твердое топливо, их проверки и получения экспертного заключения регулирующего органа, в котором оценивается достоверность данных, приведенных в предложении об установлении цен на топливо, финансовое состояние хозяйствующего субъекта, проводится анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат, предлагаемой величины прибыли, соответствия расчетов и форм, представленных документов и материалов утвержденным нормативно-методическим документам.
Из материалов дела усматривается, что ООО «ТГРК» является хозяйствующим субъектом, реализующим твердое топливо в объеме более 50 тыс. тонн (куб. м) в год.
29 апреля 2022 года ООО «ТГРК» обратилось в орган регулирования с заявлением об установлении розничных цен на каменный уголь на 2023 год в размере 3 893,4 рублей (с НДС), приложив обосновывающие материалы.
17 июня 2022 года на основании пункта 3.4 Порядка Службой по тарифам Республики Тыва в ООО «ТГРК» направлен запрос о предоставлении дополнительной информации для расчета цен на уголь с приложением подтверждающих документов, в том числе в нем содержалось требование о представлении расшифровки материальных, накладных и прочих расходов, а также других статей затрат к калькуляции себестоимости за 2021 год и по формам Порядка № 6, 8, 9 и 10 с обосновывающими документами согласно приложению.
На указанный запрос Службы по тарифам Республики Тыва ООО «ТГРК» 27 июня 2022 года направило дополнительные документы.
По результатам рассмотрения материалов 30 ноября 2022 года Службой по тарифам Республики Тыва составлено экспертное заключение по обоснованности цен на твердое топливо, реализуемое потребителям ООО «ТГРК», на 2023 год.
Согласно указанному экспертному заключению необходимая валовая выручка с учетом корректировки на 2023 год составила 1 142 532,54 тыс. руб. со снижением от заявленной организацией (1 785 266,8 тыс. руб.) на 642 734,28 тыс. руб. Объем реализации каменного угля потребителям Республики Тыва на 2023 год составил 523 431 тонна, в том числе населению - 200 264 тонны и прочим потребителям - 323 167 тонн. Себестоимость 1 тонны реализуемого твердого топлива составила 2 619,33 руб. (с НДС). Рост от цены угля за 1 тонну для населения в размере 2 220,10 руб., утвержденной постановлением Правительства Республики Тыва от 29 декабря 2021 года № 751, с 1 января 2022 года составил 18 %. С учетом этого органом регулирования определена цена за 1 тонну топлива в размере 2 619, 33 руб. (с НДС).
На основании экспертного заключения органа регулирования постановлением Правительства Республики Тыва от 21 декабря 2022 года № 837 утверждена цена на твердое топливо на 2023 год в размере 2 619,33 руб. (с НДС) за 1 тонну.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные доказательства, верно указал, что Постановление № 837 не противоречит статье 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», поскольку цена, утвержденная данным нормативным правовым актом, установлена на основании заявления Общества с учетом предоставленных им документов, в силу положений, содержащихся в Порядке.
С учетом изложенного являются несостоятельными утверждения Общества о том, что оспариваемым нормативным правовым актом ограничены конкурентные возможности ООО «ТГРК» на рынке реализации угля Республики Тыва.
Судом также дана оценка доводам административного истца о том, что добываемый им уголь не относится к перечню продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления (топливо твердое для коммунальных нужд, топливо печное для бытовых нужд), право государственного регулирования цен на которое предоставлено органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Данные доводы обоснованно признаны судом несостоятельными, поскольку установлено и подтверждается материалами дела, что ООО «ТГРК» в рамках лицензии пользования недрами, являясь собственником добытых недр, в силу положений Гражданского кодекса Российской Федерации осуществляет по своему усмотрению действия в отношении принадлежащего ему имущества, в том числе реализует добываемый уголь гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, на территории Республики Тыва.
По указанным основаниям судебная коллегия находит неубедительными доводы административного истца об отсутствии оснований для государственного регулирования цен на топливо и полномочий у Правительства Республики Тыва по такому регулированию.
Несостоятельны также утверждения заявителя о нарушении сроков составления экспертного заключения и рассмотрения вопроса по установлению цены на топливо, данным доводам в судебном акте дана надлежащая оценка.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом с соблюдением требований к форме нормативного правового акта, порядка его принятия, а также официального опубликования.
Разрешая заявленные требования по существу, суд первой инстанции исходил из того, что Постановление № 837 не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, права и законные интересы ООО «ТГРК» не нарушает, в связи с чем отказал в удовлетворении административного иска.
Судебная коллегия полагает данный вывод суда ошибочным.
Пунктом 2.2 Порядка предусмотрено, что при регулировании цен на твердое топливо применяются: метод экономически обоснованных расходов (затрат); метод индексации цен. Решение о применении метода экономически обоснованных расходов при установлении цен на твердое топливо принимается регулирующим органом на основании анализа обоснованности предложения субъекта регулирования, а также результатов деятельности субъекта регулирования по реализации твердого топлива за базовый период. Решение о применении метода индексации предельных розничных цен на твердое топливо, реализуемое потребителям, принимается регулирующим органом, в случае отсутствия обоснованных предложений субъектов регулирования.
Суд, проанализировав указанные положения Порядка и материалы дела, пришел к верному выводу о том, что расчет цены был осуществлен Службой по тарифам Республики Тыва методом индексации правомерно ввиду отсутствия письменных заявлений от хозяйствующих субъектов об установлении цены на твердое топливо, а также документов, подтверждающих экономическую обоснованность заявленных Обществом расходов.
В соответствии с абзацем 6 пункта 2.2 Порядка (в редакции от 15 декабря 2021 года) метод индексации предусматривает увеличение ранее установленной цены на твердое топливо, реализуемое потребителям, на величину, не превышающую прогнозируемый уровень инфляции (индекс потребительских цен в среднем за год к предыдущему году), определенный в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 21 декабря 2022 года № 836 (далее - Постановление № 836) внесены изменения в Порядок расчета и установления цен на твердое топливо, реализуемое потребителям Республики Тыва, согласно которым, в частности, абзац шестой пункта 2.2. Порядка изложен в следующей редакции: «Метод индексации предусматривает увеличение ранее установленной цены на твердое топливо, реализуемое потребителям, либо индексацию по статьям затрат для расчета тарифов, определяемую на основе фактически достигнутых показателей расходов хозяйствующим субъектом с применением индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году)».
Пунктом 2 данного постановления предусмотрено, что оно вступает в силу со дня его официального опубликования.
Постановление № 836 вступило в силу 22 декабря 2022 года.
Таким образом, на момент составления экспертного заключения (30 ноября 2022 года) и принятия оспариваемого нормативного правового акта (21 декабря 2022 года) Порядок не предусматривал возможности применения метода индексации путем осуществления индексации по статьям затрат.
Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства установлено, что при утверждении цены на твердое топливо для ООО «ТГРК» органом регулирования по поступившим от Общества документам был произведен расчет расходов по статьям затрат, к полученным показателям применен индекс потребительских цен (2022 год - 104,3 %, 2023 год - 106 %), то есть была осуществлена индексация по статьям затрат.
При таких обстоятельствах являются обоснованными доводы апеллянтов о несоблюдении при принятии Постановления № 837 требований Порядка в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений.
Кроме того, судебная коллегия полагает, что Службой был применен неверный индекс потребительских цен на 2022 год.
Так, согласно экспертному заключению Службой применялись данные Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации по состоянию на сентябрь 2022 года, однако фактически были применен индекс по состоянию на сентябрь 2021 года (104,3 вместо 113,9).
Суждения суда об отсутствии нарушения прав Общества применением метода индексации в редакции, не вступившей в силу, являются ошибочными, поскольку действиями тарифного органа при установлении цены на топливо нарушены принципы обеспечения экономического обоснования цен (тарифов) на твердое топливо, реализуемое потребителям, и достижения баланса интересов хозяйствующих субъектов и потребителей (пункт 1.5 Порядка).
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене с вынесением по делу нового решения о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим со дня принятия.
При этом судебная коллегия учитывает, что нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия, признание его недействующим со дня вынесения апелляционного определения не будет способствовать цели восстановления нарушенных прав заявителя, что согласуется с правовой позицией, изложенной в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами».
В силу части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение месяца со дня его вынесения на официальном портале Республики Тыва и на официальном интернет-портале правовой информации.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Тыва от 13 сентября 2023 года отменить и принять по делу новое решение.
Признать недействующим со дня принятия постановление Правительства Республики Тыва № 837 от 21 декабря 2022 года «Об установлении цены на топливо твердое, реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, на территории Республики Тыва на 2023 год».
Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение месяца со дня вынесения апелляционного определения на официальном портале Республики Тыва http://rtyva.ru и на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru.
На апелляционное определение могут быть поданы кассационные жалоба, представление через Верховный Суд Республики Тыва в течение шести месяцев со дня вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 10 января 2024 года.