ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 180002-01-2020-001171-71 от 09.11.2020 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

№ 33-4008/2020 (суд апелляционной инстанции)

№ 2-1875/2020 (суд первой инстанции, судья Алабужева С.В.)

№ 18RS0002-01-2020-001171-71 (уникальный идентификатор дела)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

9 ноября 2020 года г. Ижевск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего - судьи Глуховой И.Л.,

судей: Гулящих А.В., Рогозина А.А.,

при секретаре Вахрушевой Л.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Романовой Н. Ю. к Государственному учреждению – региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике (далее – РО ФСС по УР) об обеспечении путевкой на санаторно-курортное лечение, по апелляционной жалобе истца на решение Первомайского районного суда г. Ижевска от 25 июня 2020 года.

Заслушав доклад судьи Гулящих А.В., объяснения истца Романовой Н.Ю., поддержавшей доводы и требования жалобы, представителя ответчика Яковлевой М.В., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия

установила:

Романова Н.Ю. обратилась в суд с иском к РО ФСС по УР (с учетом изменения предмета иска) о возложении на него обязанность обеспечить её путевкой на санаторно-курортное лечение по её заявлению от 16 сентября 2016 года в срок 1 месяц со дня вступления решения в законную силу, указывая в обоснование своего требования, что она является инвалидом 3 группы, нуждается в санаторно-курортном лечении по профилю заболевания, которое ей рекомендовано индивидуальной программой реабилитации. Ею в Управление социальной защиты населения в Индустриальном районе г. Ижевска 16 сентября 2016 года подано заявление на получение путевки на санаторно-курортное лечение с приложением всех необходимых документов (зарегистрировано за № 770). Однако в 2017 году она данной путевкой обеспечена не была. В последующем данное её заявление было передано в РО ФСС по УР. Ответчик отказывается предоставить истцу путевку на основании указанного заявления истца, мотивируя это тем, что данное заявление не могло быть подано ранее реализации права на санаторно-курортное лечение по заявлению, поданному ранее 6 ноября 2015 года, предлагая написать новое заявление о предоставлении путевки. Путевкой по заявлению от 6 ноября 2015 года она была обеспечена с 22 июля 2019 года по 8 августа 2019 года. Считает отказ ответчика предоставить путевку на санаторно-курортное лечение противоречащим Федеральному закону от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

В судебном заседании истец исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Яковлева М.В. исковые требования не признала, указывая, что оснований для предоставления истцу путевки на санаторно-курортное лечение по заявлению от 16 сентября 2016 года не имеется, поскольку данное заявление не могло быть подано раньше реализации истцом права на санаторно-курортное лечение по ранее поданному заявлению. Путевка истцу была выдана в 2019 году, в 2019 году и 2020 году истец за предоставлением ей путевки на санаторно-курортное лечение не обращалась.

Решением Первомайского районного суда г. Ижевска от 25 июня 2020 года исковые требования Романовой Н.Ю. оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе Романова Н.Ю. просит данное решение суда отменить, удовлетворить её исковые требования, полагает, что суд дал неверную оценку представленным в дело доказательствам, в связи с чем пришел к неправильным выводам об обстоятельствах дела, и неправильно применил законодательство, регулирующее порядок предоставления путевок на санаторно-курортное лечение.

В письменных возражениях на жалобу представитель ответчика Яковлева М.В. просит решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, а апелляционную жалобу истца просит оставить без удовлетворения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, проверив в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, Романова Н.Ю. является инвалидом третьей группы по общему заболеванию, инвалидность установлена повторно с 1 июня 2013 года бессрочно, что подтверждается справкой МСЭ-2012 № 2352054 от 22 мая 2013 года.

В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида от 22 мая 2013 года, выданной Бюро медико-социальной экспертизы № 1 ФКУ «ГБ МСЭ по Удмуртской Республике» истец нуждается в санаторно-курортном лечении в санатории костно-мышечного профиля при отсутствии противопоказаний по заключению врачебной комиссии.

Истец состоит в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, что подтверждается справками Отдела Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Ижевске как лицо, имеющее право при наличии медицинских показаний на получение путевки на санаторно-курортное лечение по профилю заболевания в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Согласно справкам бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики «Городская клиническая больница № 7 Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» (форма N 070/у-04) № 150 от 31 мая 2016 года, № 209 от 28 июля 2017 года, № 287 от 5 июня 2018 года, № 209 от 29 мая 2019 года и № 140 от 19 мая 2020 года у Романовой Н.Ю. имеются медицинские показания для получения путевки на санаторно-курортное лечение.

21 ноября 2014 года, 6 ноября 2015 года и 16 сентября 2016 года Романова Н.Ю. обращалась в Управление социальной защиты населения в Индустриальном районе г. Ижевска с заявлениями о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение с приложением всех необходимых документов.

Письмом Управления социальной защиты населения в Индустриальном районе г. Ижевска от 16 сентября 2016 года № 770 Романова Н.Ю. уведомлена о том, что поставлена на учет для получения путевки на санаторно-курортное лечение.

В связи с передачей с 1 января 2017 года полномочий по оказанию государственной социальной помощи в виде набора социальный услуг, в том числе по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение РО ФСС по УР вышеуказанные заявления истца в соответствии с соглашением № 12-ПО/414/379 от 30 сентября 2016 года, заключенным между Министерством социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики и РО ФСС по УР, были переданы РО ФСС по УР по акту приема-передачи от 26 декабря 2016 года.

Путевка на санаторно-курортное лечение по заявлению истца от 21 ноября 2014 года была предоставлена по решению РО ФСС по УР от 3 ноября 2017 года № 1148 в ООО «Санаторий «Ува», право на санаторно-курортное лечение истцом было использовано в период с 5 по 22 декабря 2017 года.

Путевка на санаторно-курортное лечение по заявлению истца от 6 ноября 2015 года была предоставлена по решению РО ФСС по УР от 17 июня 2019 года № 645 в АО Санаторий-профилакторий «Энергетик», право на санаторно-курортное лечение истцом было использовано в период с 22 июля по 8 августа 2019 года.

Путевка на санаторно-курортное лечение по заявлению истца от 16 сентября 2016 года Романовой Н.Ю. ответчиком не предоставлена, из очереди на получение данной путевки истец ответчиком исключена.

15 октября 2019 года Романова Н.Ю. обратилась в РО ФСС по УР с заявлением, в котором просила поставить её в очередь на получение путевки на санаторно-курортное лечение в соответствии с заявлением от 16 сентября 2016 года и предоставить ей указанную путевку.

Письмом № 01-25/1808-332л от 13 ноября 2019 года РО ФСС УР отказало истцу в удовлетворении данного заявления.

С заявлением об отказе от получения социальной услуги по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, Романова Н.Ю. в установленном порядке не обращалась.

Данные обстоятельства объективно подтверждаются представленными в материалы дела соответствующими письменными доказательствами, истцом в апелляционной жалобе и представителем ответчика в возражениях на жалобу не оспариваются.

Отказывая в удовлетворении заявленного истцом требования, суд первой инстанции исходил из того, что истец в 2019 году была обеспечена путевкой на санаторно-курортное лечение, постановка на учет для получения путевки одновременно по нескольким заявлениям законодательством не предусмотрена, постановка на учет для получения путевки возможна только после получения услуги по санаторно-курортному лечению (после завершения открытой правоприменительной процедуры), после получения путевки в 2019 году истец с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение не обращалась, процедура предоставления путевки на санаторно-курортное лечение по заявлению истца от 16 сентября 2016 года открыта, истец сохраняет за собой право на её получение в порядке очередности, предоставление же путевки во внеочередном или первоочередном порядке законом не предусмотрено и приведет к нарушению прав граждан – получателей социальных услуг, состоящих на учете для получения путевок на санаторно-курортное лечение, заявления которых были зарегистрированы ранее обращения истца по данному вопросу.

Судебная коллегия считает данные выводы суда противоречивыми и основанными на неправильном толковании и применении норм материального права.

Указывая в качестве основания для отказа в иске на наличие открытой процедуры предоставления путевки на санаторно-курортное лечение по заявлению истца от 16 сентября 2016 года и на сохранение в связи с этим права истца на получение путевки в порядке очередности, суд данное обстоятельство не проверил. Доказательства, на основании которых суд пришел к данному выводу суд в своем решении не привел. При этом в противоречие с указанным выводом суд, анализируя доводы сторон, ранее в мотивировочной части решения указал, что постановка на учет для получения путевки возможна только после возвращения из санатория и что постановка на учет для получения путевки одновременно по нескольким заявлениям не допускается.

К тому же суд не учел возражения ответчика на заявленные истцом требования, из которых следует, что ответчик оспаривает право истца на получение путевки на санаторно-курортное лечение по заявлению истца от 16 сентября 2016 года и письмом от 13 ноября 2019 года № 01-25/1808-332л уже отказал в восстановлении истца на учете для получения путевки по заявлению от 16 сентября 2016 года, указав истцу, что на учет она может быть поставлена только на основании нового заявления и с даты обращения с таким заявлением, а не с 16 января 2016 года.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика Яковлева М.В. подтвердила, что истец в настоящее время на учете для получения путевки на санаторно-курортное лечение на основании заявления от 16 сентября 2016 года не состоит.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.

В состав набора социальных услуг включается согласно п. 1.1 ч. 1 ст. 6.2 названного федерального закона предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ).

В силу ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 328 (с последующими изменениями) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует, в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (далее - Порядок).

Частью 3 ст. 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.

Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год и плановый период, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации.

Из указанных нормативных актов следует, что обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ст. 17 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2014 года № 686-О).

Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный закон не предусматривает.

Положение ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами.

Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на её предоставление.

Как следует из материалов дела, Романова Н.Ю. 16 сентября 2016 года обратилась в Управление социальной защиты населения в Индустриальном районе г. Ижевска с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в 2017 году, приложив к нему необходимые документы. Данное заявление было рассмотрено Управлением социальной защиты населения в Индустриальном районе г. Ижевска в установленном законом порядке, 16 сентября 2016 года истец была принята на учет для обеспечения санаторно-курортным лечением по профилю заболевания, о чем истцу было направлено соответствующее уведомление. В последующем данное заявление передано для исполнения в РО ФСС по УР. Решением об отказе в предоставлении указанной социальной услуги РО ФСС по УР в установленном законом порядке не принималось. Однако фактически указанное заявление истца в очереди на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение учтено не было, о чём ответчик уведомил истца письмом № 01-25/1808-332л от 13 ноября 2019 года, направленным истцу в ответ на её обращение.

Оспаривая право истца на получение путевки на санаторно-курортное лечение по заявлению от 16 сентября 2016 года, ответчик считает, что у истца отсутствует право на обращение с таким заявлением, поскольку на момент подачи данного заявления на рассмотрении ответчика имелись два других аналогичных заявления, по которым путевка истцу предоставлена не была. При этом ответчик в обоснование своих возражений на иск ссылается на Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденный Приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 21 августа 2019 года № 428 (далее – Административный регламент 2019 года). Данный Административный регламент вступил в силу с 5 ноября 2019 года.

Действительно в соответствии п. 22 этого Административного регламента одним из оснований для отказа в предоставлении государственной услуги является наличие ранее зарегистрированного заявления о предоставлении государственной услуги в территориальном органе Фонда, по которому путевка на санаторно-курортное лечение не была предоставлена.

Однако ответчиком не учтено, что данный Административный регламент не действовал на момент подачи истцом заявления о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение (16 сентября 2016 года), а на момент его принятия и вступления в силу на рассмотрении ответчика отсутствовали иные заявления истца о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, по которым такая путевка не была предоставлена.

При таких обстоятельствах приведенные положения Административного регламента 2019 года основанием для исключения истца из очереди на получение санаторно-курортное лечение являться не могут.

Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2012 года № 271н (далее - Административный регламент 2012 года), такого основания для отказа в предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение не предусматривал.

Доводы ответчика об отсутствии у истца права на ежегодное обращение к нему за получением санаторно-курортной путевки, по мнению судебной коллегии, противоречат положениям Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ и Порядка предоставления социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 328, устанавливающим основания получения социальных услуг, в том числе путевки на санаторно-курортное лечение, и порядок их предоставления.

При этом судебная коллегия учитывает правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в его определении от 26 мая 2020 года № 1103-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Дайнеко Анатолия Степановича на нарушение его конституционных прав частью 2 статьи 6.3, частью 1 статьи 6.4 и частью 3 статьи 6.5 Федерального закона «О государственной социальной помощи», а также пунктом 8 статьи 23.1 Федерального закона «О ветеранах».

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (включая предоставление путевки на санаторно-курортное лечение) обусловлено установлением гражданину ежемесячной денежной выплаты.

Взаимосвязь ежемесячной денежной выплаты и набора социальных услуг заключается также в том, что сумма средств, направляемая на оплату предоставления набора социальных услуг (либо одной социальной услуги в случае, если гражданин воспользовался своим правом на отказ от предоставления одной из социальных услуг), удерживается из состава начисленной гражданину ежемесячной денежной выплаты. Данное правило, закрепленное в части 2 статьи 6.5 Федерального закона «О государственной социальной помощи», воспроизведено также в соответствующих положениях законодательных актов, устанавливающих систему социальной защиты отдельных категорий граждан.

Удержание части ежемесячной денежной выплаты, направляемой на оплату набора социальных услуг, отвечает правовой природе данной выплаты, которая представляет собой элемент механизма восполнения потерь для граждан, до 1 января 2005 года являвшихся получателями льгот и гарантий в натуральной форме (в том числе санаторно-курортного лечения), и по своему целевому назначению направлена на сохранение ранее достигнутого уровня их социальной защиты.

Поэтому, предусматривая взамен части ранее устанавливавшихся в натуральной форме социальных гарантий компенсаторный механизм покрытия соответствующих потерь (в денежном выражении), федеральный законодатель должен был исходить из необходимости обеспечения всем лицам с особым правовым статусом реальных возможностей располагать социальными благами, включая денежные компенсации, в объеме, сопоставимом с объемом ранее предоставлявшейся им социальной защиты в натуральной форме (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 года N 502-О, от 14 июня 2006 года N 273-О и др.).

Предоставив же им возможность получения в натуральной форме наиболее значимых мер социальной поддержки, направленных, прежде всего, на обеспечение необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, санаторно-курортным лечением, т.е. непосредственно на обеспечение эффективности оказываемой гражданину медицинской помощи и поддержание его здоровья, законодатель одновременно предусмотрел уменьшение размера ежемесячной денежной выплаты, исходя из того что в таких случаях она не выполняет функцию восполнения потерь вследствие отмены льгот, ранее предоставлявшихся в натуральной форме.

Обусловливая возникновение у гражданина права на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг установлением ему ежемесячной денежной выплаты и одновременно предусматривая оплату предоставления таких услуг посредством удержания части ежемесячной денежной выплаты, законодатель предоставил гражданину право выбора: получать набор социальных услуг или отказаться от его предоставления (полностью или в части) и воспользоваться правом на получение ежемесячной денежной выплаты.

Реализация права выбора формы предоставления социальной поддержки предполагает подачу гражданином в срок до 1 октября текущего года в органы Пенсионного фонда Российской Федерации заявления об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему социальных услуг. Заявление о возобновлении предоставления социальных услуг подается до 1 октября текущего года на период с 1 января года, следующего за годом подачи заявления.

При этом закон не ограничивает право гражданина на выбор формы оказываемой ему социальной поддержки и предоставляет ему возможность неоднократного ее изменения исходя из имеющихся потребностей в конкретный период. Сроки подачи соответствующих заявлений и периоды предоставления мер социальной поддержки в избранной гражданином форме установлены с учетом необходимости их надлежащего финансового и организационного обеспечения.

Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год и плановый период. Объем денежных средств, необходимых для целей реализации Федерального закона «О государственной социальной помощи», в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год, исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, и численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, которые по состоянию на 1 июля текущего года имеют право на получение в рамках набора социальных услуг социальной услуги по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение, а также с учетом формирования 5 процентов резерва средств федерального бюджета в расчетах объемов средств на финансовое обеспечение предоставления социальных услуг, входящих в набор социальных услуг (пункт 4 Методики расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года № 1294).

Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации, а в случае передачи соответствующих полномочий Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации - уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе действительная в течение 12 месяцев справка медицинской организации о наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения, подается гражданином в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или иные уполномоченные органы по месту жительства до 1 декабря текущего года. Не позднее 10 дней с момента поступления заявления гражданину должны сообщить о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (пункты 3.3, 3.7 и 3.8 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан; приложение № 11 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 года № 834н 2Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению»).

Как следует из указанных нормативных положений, обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является необходимым юридическим фактом в правоприменительной процедуре, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений.

Следовательно, Федеральный закон «О государственной социальной помощи» и принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты во взаимосвязи с другими положениями федерального законодательства в целях адресного использования бюджетных средств, предназначенных для социальной поддержки нуждающихся в ней граждан, устанавливают механизм реализации права на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, включая право на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение, определяют источник финансирования соответствующих мер, а также порядок обращения гражданина за получением путевки на санаторно-курортное лечение и выдачи такой путевки.

Основу данного механизма составляет корреляция ежемесячной денежной выплаты и набора социальных услуг как имеющих единую правовую природу форм предоставления социальной поддержки гражданам из числа предусмотренных законом категорий, в связи с чем установление хронологических границ периода предоставления мер социальной поддержки выступает его необходимым элементом (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11 мая 2012 года № 817-О), а их совпадение с границами финансового года (пункт 1 статьи 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации) обусловлено необходимостью надлежащего финансового обеспечения соответствующих обязательств за счет средств федерального бюджета.

Между тем процедура обращения за получением путевки на санаторно-курортное лечение и предоставления такого лечения является объективно более сложной по сравнению с процедурой установления ежемесячной денежной выплаты, поскольку предполагает последовательное осуществление гражданином ряда действий, направленных, в частности, на формализацию волеизъявления относительно такого лечения, подтверждение наличия медицинских показаний и отсутствия противопоказаний к такому лечению, а в случае возникновения очередности - также ожидание предоставления путевки.

При этом социальная услуга в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение является гораздо более финансово емкой, в том числе с учетом обусловленной особенностями планирования расходов федерального бюджета на соответствующие цели значительной разницы между суммой средств, удерживаемых на эти цели из ежемесячной денежной выплаты (и, соответственно, нормативом финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение), с одной стороны, и стоимостью одного дня пребывания в санаторно-курортной организации - с другой.

Следовательно, стоимость путевки на санаторно-курортное лечение значительно превышает размер части ежемесячной денежной выплаты, направляемой в течение календарного года на оплату ее предоставления в составе набора социальных услуг, что не позволяет рассматривать удержание части ежемесячной денежной выплаты на указанные цели как взимание платы за соответствующую услугу (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2014 года № 686-О).

Одновременно с этим единая правовая природа ежемесячной денежной выплаты и набора социальных услуг как форм предоставления социальной поддержки исключает различия в объеме их финансового обеспечения, который определяется сообразно имеющимся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовым возможностям.

В связи с этим удержание части ежемесячной денежной выплаты в качестве оплаты за оказание услуги по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение, по существу, предполагает своего рода софинансирование за счет удерживаемой у гражданина части ежемесячной денежной выплаты не только предоставляемой ему путевки, но и путевок, которые в течение установленного периода предоставлялись другим лицам из числа единой категории получателей социальной помощи в виде набора социальных услуг, если они раньше данного гражданина обратились с заявлением о предоставлении такой социальной услуги.

Как показывает сложившаяся с 1 января 2005 года практика функционирования механизма государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, не все граждане, подавшие заявления о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, могут быть обеспечены ею в течение календарного года, в котором из установленной им ежемесячной денежной выплаты удерживалась сумма, направляемая на оплату предоставления данной социальной услуги.

Соответственно, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при соблюдении последовательности их предоставления, определяемой датой регистрации заявлений, - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2014 года № 686-О).

Гражданину, сохраняющему статус получателя данной социальной услуги, путевка на санаторно-курортное лечение должна быть предоставлена согласно установленной очередности, в том числе за пределами календарного года, в течение которого он рассчитывал ее получить.

Основанием для такого вывода являются положения Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденного приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 21 августа 2019 года № 428), согласно которым результатом предоставления указанной государственной услуги является предоставление путевки на санаторно-курортное лечение, а перечень оснований для отказа в предоставлении такой путевки является исчерпывающим и не содержит указания на завершение календарного года как периода предоставления социальных услуг, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» (подпункт «а» пункта 9 и пункт 22 Административного регламента).

Аналогичные правила были закреплены ранее действовавшим Административным регламентом предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2012 года № 271н (пункты 10.1 и 19).

Следовательно, если гражданин в установленном порядке обратился с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и он сохраняет за собой право на её предоставление в установленном порядке.

При таких обстоятельствах доводы ответчика противоречат приведенным положениям законодательства и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации.

Истец, обратившаяся 16 сентября 2016 года в установленном законом порядке за предоставлением социальной услуги в виде предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в 2017 году и не получившая данную услугу в 2017 году и не отказавшаяся от её получения, сохраняет право на её получение в установленном порядке с учетом имеющейся очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение.

Установленный приведенными выше нормативными правовыми актами порядок предоставления путевок на санаторно-курортное лечение не содержит запрета на ежегодное обращение лица, имеющего право на получение указанного вида социальной помощи, за её получением и не исключает обращение истца за получением социальной помощи за другой календарный год и его постановку в электронную очередь лиц, имеющих право на получение путевки на санаторно-курортное лечение при наличии имеющейся активной заявки о предоставлении социальной услуги за другой (предыдущий или текущий) календарный год. По смыслу указанных нормативных правовых актов заявление о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение должно быть учтено в порядке очередности обеспечения граждан данными путевками за соответствующий календарный год, которая формируется согласно дате подачи заявления.

Как следует из представленных ответчиком документов в настоящее время им предоставляются путевки за год, поступившие в 2017 году. Следовательно, очередь истца на получение путевки на санаторно-курортное лечение уже наступила, и истец должна быть обеспечена данной путевкой.

Истец просит обязать ответчика предоставить ей путевку на санаторно-курортное лечение в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Судебная коллегия с требованием истца в данной части согласиться не может. Данное требование истца надлежащим образом не обосновано.

Учитывая порядок приобретения путевой на санаторно-курортное лечение и порядок их предоставления гражданам, который предусматривает участие в этом процессе не только ответчика, судебная коллегия полагает возможным не устанавливать конкретный срок исполнения ответчиком данной обязанности, возложив на ответчика обязанность предоставить истцу путевку с учетом установленной в Удмуртской Республике очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, исходя из последовательности, определяемой датой регистрации её заявления.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Первомайского районного суда г. Ижевска от 25 июня 2020 года отменить.

Исковые требования Романовой Н.Ю. к РО ФСС по УР удовлетворить частично.

Обязать РО ФСС по УР предоставить Романовой Н.Ю. путевку на санаторно-курортное лечение по её заявлению № 770 от 16 сентября 2016 года с учетом установленной в Удмуртской Республике очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, исходя из последовательности, определяемой датой регистрации её заявления.

Апелляционную жалобу истца Романовой Н.Ю. удовлетворить частично.

Председательствующий И.Л. Глухова

Судьи А.В. Гулящих

А.А. Рогозин