ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 1900000-01-2019-000089-12 от 28.05.2020 Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

Дело № 190S0000-01-2019-000089-12

№ 66а-165/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Новосибирск 28 мая 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Красиковой О.Е.,

судей Ненашевой Е.Н., Захарова Е.И.,

при секретаре судебного заседания Крикуновой Е.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело (№ 3а-97/2019) по административному исковому заявлению ООО «Энергосервис» о признании недействующим в части приложение 4 к приказу Министерства экономического развития Республики Хакасия от 26 декабря 2018 года № 7-э «О внесении изменений в некоторые акты Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия и Министерства экономического развития Республики Хакасия» приложение к приказу от 28 декабря 2018 года № 8-э «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2019 год», приложение 1, пункт 2 таблицы 1 к приказу от 28 декабря 2018 года № 9-э «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Хакасия на 2019 год»,

по апелляционной жалобе ООО «Энергосервис», апелляционному представлению прокурора на решение Верховного суда Республики Хакасия от 18 ноября 2019 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

заслушав доклад судьи Захарова Е.И., выслушав пояснения представителя ООО «Энергосервис» Хусаиновой О.А., представителя Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия Михайленко Д.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Медведевой М.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Министерством экономического развития Республики Хакасия 26 декабря 2018 года принят приказ № 7-э «О внесении изменений в некоторые акты Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия и Министерства экономического развития Республики Хакасия».

Пунктом 4 данного приказа приложение 2 к приказу Министерства экономического развития Республики Хакасия от 29 июня 2018 года № 3-э «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для Черногорского филиала общества с ограниченной ответственностью «Энергосервис», в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организации» изложено в редакции согласно приложению 4.

Приложением 4 к Приказу № 7-э установлена необходимая валовая выручка Черногорского филиала ООО «Энергосервис» на долгосрочный период регулирования 2018-2020 годов.

28 декабря 2018 года Министерством экономического развития Республики Хакасия издан приказ № 8-э «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2019 год».

Приложением (пункт 1) к данному приказу установлены тарифы на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые Черногорским филиалом ООО «Энергосервис».

28 декабря 2018 года Министерством экономического развития Республики Хакасия издан приказ № 9-э «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Хакасия на 2019 год».

Пунктом 2 таблицы 1 определен размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Хакасия на 2019 год для Черногорского филиала ООО «Энергосервис».

ООО «Энергосервис» обратилось с административным исковым заявлением о признании недействующими в части приложения 4 к приказу Министерства экономического развития Республики Хакасия от 26 декабря 2018 № 7-э «О внесении изменений в некоторые акты Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия и Министерства экономического развития Республики Хакасия», приложения к приказу от 28 декабря 2018 года № 8-э «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2019 год», приложение 1, пункт 2 таблицы 1 к приказу от 28 декабря 2018 года № 9-э «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Хакасия на 2019 год».

Исковые требования мотивированы тем, что оспариваемые нормативно-правовые акты противоречат федеральному законодательству в сфере тарифного регулирования в электроэнергетике, регулирующий орган незаконно исключил из расчетов экономически обоснованные расходы организации.

Решением Верховного Суда Республики Хакасия от 18 ноября 2019 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.

На указанное решение представителем ООО «Энергосервис» Хусаиновой О.А. подана апелляционная жалоба, в которой она просит решение отменить, административное исковое заявление удовлетворить.

Прокурором подано апелляционное представление, в котором просит решение отменить, исковые требования удовлетворить, указывая, что размер подлежащих включению в необходимую валовую выручку расходов по статьям «связь, «налог на землю», «транспортные расходы» необоснованно снижен.

В отзыве на жалобу и апелляционное представление прокурора представитель Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия Михайленко Д.А. просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу и представление без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции представитель ООО «Энергосервис» Хусаинова О.А., участвующая в деле с использованием системы видеоконференц-связи, доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.

Представитель Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия Михайленко Д.А., участвующая в деле с использованием системы видеоконференц-связи, считает, что решение вынесено законно, обоснованно и оснований для его отмены не имеется.

Представители Министерства экономического развития Республики Хакасия, представители заинтересованных лиц – ООО «Электросервис», ОАО «РЖД», ООО «Межрайонные распределительные сети», МУП города Абакан «Абаканские электрические сети», ПАО «МРСК Сибири» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционного представления, выслушав явившихся лиц, заключение прокурора, поддержавшего доводы апелляционного представления и полагавшего, что решение следует отменить, административные исковые требования удовлетворить, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике), Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования цен), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178.

В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы) и (или) их предельные уровни, указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Согласно пункту 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети; цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).

В соответствии с пунктом 4.15.1 Положения о Министерстве экономического развития Республики Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 12.05.2009 № 153 (в редакции, действовавшей на момент издания оспариваемых приказов) Министерство в сфере тарификации (ценообразования) электрической энергии (мощности) осуществляет полномочия по установлению цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, включая единые (котловые) тарифы.

Как правильно установлено судом первой инстанции, оспариваемые приказы Министерства экономического развития Республики Хакасия № 7-э от 26 декабря 2018 года, № 8-э и 9-э от 28 декабря 2018 года, приняты уполномоченным органом, в установленном порядке опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru и по этим основаниям не обжалуется.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что исключение или уменьшение Министерством расходов по отдельным статьям затрат, указанных в предложении ООО «Энергосервис», при определении величины необходимой валовой выручки обусловлено непредставлением Обществом надлежащих документов, подтверждающих расчеты, объемы и экономическую обоснованность заявленных расходов, что соответствует вышеуказанным правовым нормам, полномочиям тарифного органа, а также принципам и целям тарифного регулирования.

Судебная коллегия с приведенными выводами суда первой инстанции не может согласиться, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.

26 апреля 2018 года ООО «Энергосервис» обратилось в Министерство экономического развития Республики Хакасия с заявлением об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2019-2021 годы.

Приказом Министерства экономического развития Республики Хакасия от 07 мая 2018 года открыто тарифное дело.

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования при определении необходимой валовой выручки в состав прочих расходов включаются расходы на оплату работ (услуг) производственного характера, выполняемых (оказываемых) по договорам с организациями на проведение регламентных работ (определяются в соответствии с пунктом 30 настоящего документа); расходы на оплату работ (услуг) непроизводственного характера, выполняемых (оказываемых) по договорам, заключенным с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных и иных услуг (определяются в соответствии с пунктом 30 настоящего документа); плата за владение и (или) пользование имуществом, в том числе платежи в федеральный бюджет за пользование имуществом, находящимся в федеральной собственности, за исключением затрат, связанных с арендой объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, в случае, если собственник объектов электросетевого хозяйства является единственным потребителем услуг по передаче электрической энергии, оказываемых с использованием указанных объектов электросетевого хозяйства. Расходы на аренду помещений, аренду транспорта и аренду земельных участков определяются регулирующим органом в соответствии с пунктом 29 настоящего документа, а расходы на аренду объектов электроэнергетики, иных объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов, которые участвуют в процессе снабжения электрической энергией потребителей, - исходя из величины амортизации, налога на имущество и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду. Расходы на аренду (лизинг) в отношении объектов инженерно-технического обеспечения, выкупленных (предназначенных к выкупу) специализированными обществами проектного финансирования в соответствии с основными условиями и мерами реализации программы «Жилье для российской семьи» в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 г. № 404 «О некоторых вопросах реализации программы «Жилье для российской семьи» в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», учитываются при установлении тарифов в размере, определенном в договоре аренды (лизинга). При этом лизинговые платежи могут рассматриваться регулирующими органами только в качестве источника финансирования инвестиционных программ в соответствии с пунктами 34 и 38 настоящего документа; расходы на служебные командировки, включая оформление виз и уплату сборов; расходы на обучение персонала; расходы на обеспечение безопасности электрических станций, электрических сетей и других объектов электроэнергетики в соответствии с законодательством Российской Федерации; иные расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции, определяемые регулирующим органом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Действующее законодательство в сфере тарифного регулирования предусматривает последовательный порядок применения информации о ценах, и в случае невозможности использования источников информации, предусмотренных пунктом 29 Основ ценообразования, а также при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов - орган регулирования по правилам пункта 31 Основ ценообразования использует в расчетах экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представляемых регулируемой организацией.

Необходимой валовой выручкой признается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования).

Из совокупного анализа приведенных норм в их системном единстве следует, что в расчет устанавливаемых тарифов регулирующим органом подлежат включению обязательные в соответствии с требованиями действующего законодательства для регулируемой организации затраты, необходимые для осуществления регулируемой деятельности, а также иные документально подтвержденные расходы.

Согласно пункту 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов: расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, в предыдущем периоде регулирования, не связанные с осуществлением регулируемой деятельности этих организаций и покрытые за счет поступлений от регулируемой деятельности; учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) расходы, фактически не понесенные в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые цены (тарифы) (за исключением случаев учета экономии операционных (подконтрольных) расходов и экономии от снижения технологических потерь электрической энергии в электрических сетях при применении в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала или метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, а также случаев, предусмотренных пунктом 21(1) настоящего документа).

Согласно экспертному заключению по статье «Транспортные услуги» обществом заявлены расходы в размере 1 977,08 тысяч рублей.

Органом регулирования заявленные расходы исключены в полном объеме по причине недоказанности их экономического обоснования, а также нарушения закупочных процедур при заключении договора на оказание транспортных услуг с ООО «Сервис-Интегратор».

Согласно пункту 31 Основ ценообразования при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, которая осуществляет регулируемую деятельность.

Оснований полностью исключать расходы на транспортные услуги у Министерства не было, осуществление Обществом регулируемой деятельности предполагает использование транспорта, в том числе спецтехники.

Договор на оказание транспортных услуг от 01февраля 2017 года, заключенный ООО «Энергосервис» с ООО «Сервис-Интегратор» никем не оспорен и недействующим не признан.

Кроме того, регулирующий орган, на основании пункта 31 Основ ценообразования, имел право произвести расчет расходов по результатам анализа использования заявленных видов автотранспорта и спецтехники другими территориальными сетевыми организациями.

Согласно экспертному заключению по статье «Расходы на услуги вневедомственной охраны» обществом заявлены расходы в размере 2 426,52 тысяч рублей.

Органом регулирования заявленные расходы исключены в полном объеме, в связи с тем, что в реестре категорированных объектов топливно-энергетического комплекса, расположенных на территории Республики Хакасия, объекты ТЭК, принадлежащие ООО «Энергосервис», не значатся.

Как указано выше, в соответствии с подпунктами 2, 11 пункта 28 Основ ценообразования при определении необходимой валовой выручки в состав прочих расходов включаются расходы на оплату услуг вневедомственной охраны, иные расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции, определяемые регулирующим органом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Согласно пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на услуги по охране имущества и иных услуг охранной деятельности, в том числе услуг, оказываемых вневедомственной охраной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обязанности работодателя, юридического лица по выполнению требований к антитеррористической защищенности принадлежащих им объектов (территорий) предусмотрены Федеральным законом от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

С целью выполнения требований по обеспечению безопасных условий и охраны труда ООО «Энергосервис» обязано осуществлять охрану принадлежащих ему объектов, осуществлять иные мероприятия с привлечением специализированных организаций либо самостоятельно при наличии соответствующего персонала.

Учитывая положения законодательства, указанные регулирующим органом основания для исключения расходов на услуги вневедомственной охраны, являются необоснованными.

Согласно экспертному заключению по статье «Расходы на информационные услуги» обществом, в числе прочих, заявлены расходы на предоставление доступа к информационной системе АИИС КУЭ, принадлежащей ООО «СУЭК-Хакасия» в размере 706,39 тысяч рублей.

Регулирующим органом заявленные расходы исключены в полном объеме, в связи с тем, что предприятием не обоснована экономическая эффективность использования системы АИИС КУЭ, принадлежащей сторонней организации, не доказано отсутствие технической возможности установления собственной системы учета.

Согласно пункту 136 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 44 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии», определение объема потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства осуществляется на основании данных, полученных: с использованием указанных в настоящем разделе приборов учета электрической энергии, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем учета; при отсутствии приборов учета и в определенных в настоящем разделе случаях - путем применения расчетных способов, предусмотренных настоящим документом и приложением № 3.

Под измерительным комплексом для целей настоящего документа понимается совокупность приборов учета и измерительных трансформаторов тока и (или) напряжения, соединенных между собой по установленной схеме, через которые такие приборы учета установлены (подключены) (далее - измерительные трансформаторы), предназначенная для измерения объемов электрической энергии (мощности) в одной точке поставки.

Под системой учета для целей настоящего документа понимается совокупность измерительных комплексов, связующих и вычислительных компонентов, устройств сбора и передачи данных, программных средств, предназначенная для измерения, хранения, удаленного сбора и передачи показаний приборов учета по одной и более точек поставки.

Таким образом, установка системы АИИС КУЭ является необходимым для осуществления деятельности ООО «Энергосерсвис» по передаче электрической энергии.

При этом, судебная коллегия учитывает, что законодательство в сфере электроэнергетики не содержит требований об обязательном установлении собственной системы АИИС КУЭ и невозможности использования арендованных систем.

Из экспертного заключения следует, что исключая из заявленных регулируемой организацией расходов по статье «Услуги связи» расходы в размере 30,95 тысяч рублей, тарифный орган признал экономически обоснованными расходы за период работы Черногорского филиала ООО «Энергосервис» в статусе ТСО (15 дней в марте 2017 года и апрель-декабрь 2017 года) исходя из фактических помесячных затрат на 2017 год.

В соответствии с разделом 6 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19 июня 2003 г. № 229 (далее также - ПТЭЭП, Правила технической эксплуатации электрических станций), в каждой энергосистеме, объединенных и единой энергосистемах должно быть организовано круглосуточное оперативно-диспетчерское управление согласованной работой электростанций, электрических и тепловых систем независимо от их форм собственности. Задачами управления является планирование и ведение режимов работы энергосистем, объединенных и единой энергосистем, обеспечивающих энергоснабжение потребителей.

Правила технической эксплуатации электрических станций требуют содержания оборудования в состоянии эксплуатационной готовности, соблюдения правил промышленной и пожарной безопасности в процессе эксплуатации оборудования (пункт 1.1.7 ПТЭЭП); организации постоянного и периодического контроля (осмотры, технические освидетельствования, обследования) технического состояния оборудования и сооружений, определения уполномоченных за их состояние и безопасную эксплуатацию лица (пункт 1.5.1 ПТЭЭП); постоянного контроля технического состояния оборудования оперативным и оперативно-ремонтным персоналом энергообъекта (пункт 1.5.3 ПТЭЭП); осмотра оборудования распределительных устройств без отключения от сети на объектах с постоянным дежурством персонала - не реже 1 раза в сутки, на объектах без постоянного дежурства персонала - не реже 1 раза в месяц; внешний осмотр токопроводов должен производиться на электростанциях ежедневно; при неблагоприятной погоде (сильном тумане, мокром снеге, гололеде и т.п.) или усиленном загрязнении на открытых распределительных устройствах, а также после отключения оборудования при коротком замыкании должны быть организованы внеочередные осмотры. О всех выявленных неисправностях должны быть произведены записи и поставлен в известность вышестоящий оперативно-диспетчерский и инженерно-технический персонал (пункт 5.4.15 ПТЭЭП).

Согласно пункту 1.1.6 ПТЭЭП основным технологическим звеном энергопроизводства является энергосистема, представляющая собой совокупность электростанций, котельных, электрических и тепловых сетей, связанных общностью режима работы и имеющих централизованное оперативно-диспетчерское управление.

Бригады, выполняющие работы на воздушных линиях электропередачи, должны быть оснащены средствами связи с ремонтно-производственными базами и органами диспетчерского управления соответствующего уровня (пункт 5.7.7 ПТЭЭП).

Таким образом, наличие средств связи является одним из необходимых условий для сохранения нормального и бесперебойного функционирования объектов электросетевого хозяйства и обеспечения безопасности как сотрудников предприятия, так и иных граждан.

Вместе с тем, признанные тарифным органом экономически обоснованными расходы за 9,5 месяцев 2017 года не покроют аналогичные расходы Общества за полный 2019 год.

В соответствии с пунктом 25 Основ ценообразования, при определении расходов на ремонт основных средств учитываются:

1) нормативы расходов (с учетом их индексации) на ремонт основных средств, утверждаемые соответственно Министерством энергетики Российской Федерации и Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом";

2) цены, указанные в пункте 30 настоящего документа.

Согласно пункта 29 Основ ценообразования, при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):

установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

Учитывая, что документы, подтверждающие экономическую обоснованность расходов в полном объеме (дефектные ведомости, акты осмотра и т.д.) в тарифный орган представлены не были, требования административного истца по статье затрат «Ремонт основных средств» удовлетворению не подлежат.

Согласно экспертному заключению по статье «Амортизация основных средств» обществом заявлены расходы в размере 3 716, 85 тысяч рублей.

Регулирующим органом заявленные расходы скорректированы в сторону снижения на сумму 1 370,83 тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. При расчете налога на прибыль организаций сумма амортизации основных средств определяется в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, определяются на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании, применяемых в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства и объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов). При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

Экспертами в заключении отмечено, что в отношении некоторых объектов выявлено несоответствие срока использования максимальному сроку использования соответствующей амортизационной группы. Кроме того, не подтверждено участие трансформатора ТДТН-25000/110 УХЛ1 в оказании услуг по передаче электрической энергии на территории Республики Хакасия.

Стороной административного истца указанные выводы регулирующей организации не опровергнуты.

С учетом того, что расходы на транспортные услуги, услуги вневедомственной охраны, услуги связи, расходы на информационные услуги определены административным ответчиком с нарушением действующего законодательства, а выводы суда первой инстанции основаны на неправильном толковании норм материального права, что в силу пункта 3 части 3 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для отмены решения суда и принятия нового решения.

Оснований для удовлетворения иных доводов апелляционной жалобы ООО «Энерогосервис» судебная коллегия не находит, они были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана надлежащая оценка, которую судебная коллегия находит правильной.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Верховного суда Республики Хакасия от 18 ноября 2019 года отменить, принять по делу новое решение.

Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Энергосервис» удовлетворить.

Признать недействующими с даты принятия:

- приложение 4 приказа Министерства экономического развития Республики Хакасия от 26 декабря 2018 года № 7-э «О внесении изменений в некоторые акты государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия и Министерства экономического развития Республики Хакасия» в части установления необходимой валовой выручки Черногорского филиала ООО «Энергосервис» без учета оплаты потерь на 2019 год;

- пункт 1 Приложения к приказу Министерства экономического развития Республики Хакасия от 28 декабря 2018 года № 8-э «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2019 год»;

- приложение 1, пункт 2 таблицы 1, графу «всего» таблицы 1 в части указания совокупного размера необходимой валовой выручки сетевых организаций без учета оплаты потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Хакасия приказа Министерства экономического развития Республики Хакасия от 28 декабря 2018 года № 9-э «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Хакасия на 2019 год».

Председательствующий:

Судьи: