ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 190001-02-2023-002781-20 от 29.08.2023 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)

Председательствующий Стрельцова Е.Г.

УИД № 19RS0001-02-2023-002781-20

Дело № 33-2162/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:

председательствующего Морозовой В.Н.,

судей Паксимади Л.М., Хлыстак Е.В.,

при ведении протокола помощником судьи Топоевой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 29 августа 2023 года гражданское дело по апелляционной жалобе и дополнениям к ней представителей ответчика Министерства внутренних дел по Республике Хакасия и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства внутренних дел Российской Федерации - Буйницкого В.Е., Анохина Д.А. на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 14 июня 2023 года, которым удовлетворены исковые требования Кичеева Владимира Васильевича к Министерству внутренних дел по Республике Хакасия о признании приказа незаконным, взыскании ежемесячной поощрительной выплаты.

Заслушав доклад судьи Хлыстак Е.В., объяснения представителя ответчика и третьего лица Анохина Д.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, истца Кичеева В.В., выразившего согласие с решением суда, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Кичеев В.В. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Хакасия (далее – МВД по РХ) о признании приказа незаконным, взыскании ежемесячной поощрительной выплаты. Требования мотивировал тем, что приказом МВД по РХ от ДД.ММ.ГГГГ он назначен на должность заместителя начальника отдела – начальника отделения (отделение № 1 (регистрации автомототранспортных средств)) Межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Хакасия (далее - МРЭО ГИБДД МВД по РХ). Этим же приказом ему установлена поощрительная выплата за особые достижения в службе в размере 20% должностного оклада как сотруднику, замещающему должность заместителя начальника отдела, им равные и выше в подразделениях, входящих в состав полиции, осуществляющих функции по обеспечению безопасности дорожного движения (кроме строевых подразделений). По результатам проведенной в ДД.ММ.ГГГГ ревизии финансово – хозяйственной деятельности МВД по РХ комиссия КРУ МВД России пришла к выводу о неправомерном установлении истцу поощрительной выплаты, предусмотренной подп. «л» п. 6.7 Порядка установления поощрительных выплат за особые достижения в службе сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Порядок установления поощрительных выплат), так как, согласно Положению о МРЭО ГИБДД МВД по РХ, в функции отдела не входит обеспечение безопасности дорожного движения. Приказом МВД по РХ от ДД.ММ.ГГГГ истцу с ДД.ММ.ГГГГ прекращена ежемесячная поощрительная выплата за особые достижения в службе. Полагал, что спорная выплата была установлена ему правомерно, в связи с чем, с учетом уточнения исковых требований, просил признать незаконным приказ МВД по РХ от ДД.ММ.ГГГГ в части прекращения ежемесячной поощрительной выплаты за особые достижения в службе, взыскать с ответчика сумму не выплаченной за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ежемесячной поощрительной выплаты в размере 21 762 руб. 72 коп.

Определением суда от 18.05.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство внутренних дел Российской Федерации (далее – МВД России).

В судебном заседании истец Кичеев В.В. настаивал на удовлетворении исковых требований.

Представитель ответчика и третьего лица Буйницкий В.Е. исковые требования не признал. Суду пояснил, что проведенной проверкой выявлено безосновательное установление спорной выплаты истцу, как заместителю начальника отдела, так как в функции МРЭО ГИБДД МВД по РХ не входит обеспечение безопасности дорожного движения.

Суд постановил решение об удовлетворении исковых требований Кичеева В.В. Признал незаконным приказ МВД по РХ от ДД.ММ.ГГГГ в части прекращения ежемесячной поощрительной выплаты за особые достижения в службе за замещение должности заместителя начальника отдела в подразделении по обеспечению безопасности дорожного движения в размере 20% должностного оклада заместителю начальника отдела – начальнику отделения МРЭО ГИБДД МВД по РХ Кичееву В.В. Взыскал с МВД по РХ в пользу Кичеева В.В. сумму ежемесячной поощрительной выплаты за особые достижения в службе за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 21 762 руб. 72 коп.

С решением суда не согласен представитель ответчика и третьего лица Буйницкий В.Е.

В апелляционной жалобе он просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование своих доводов ссылается на неправильное определение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильное применение норм материального права. Указывает, что, разрешая спор, суд пришел к выводу о том, что МРЭО ГИБДД МВД по РХ фактически осуществлял и осуществляет функции по обеспечению безопасности дорожного движения. Между тем, ссылок на доказательства, подтверждающие факт осуществления МРЭО ГИБДД МВД по РХ данных функций, в решении не приведено, истцом таких доказательств не представлено. Обращает внимание, что Положением о МРЭО ГИБДД МВД по РХ функции по обеспечению безопасности дорожного движения не предусмотрены.

В дополнениях к апелляционной жалобе представитель ответчика и третьего лица Анохин Д.А. указывает, что финансово-экономическим департаментом МВД России (далее – ФЭД МВД России) по запросам подразделений МВД России на региональном уровне неоднократно прорабатывался вопрос о целесообразности установления ежемесячной поощрительной выплаты за особые достижения в службе, предусмотренной подп. «л» п. 6.7 Порядка установления поощрительных выплат. По мнению ФЭД МВД России, основаниями для установления поощрительной выплаты являются: отнесение подразделения, в котором проходит службу сотрудник, к подразделениям полиции; наличие в положении о подразделении, в котором проходит службу сотрудник, функций, перечисленных в вышеназванном подпункте Порядка; замещение должности заместителя начальника отдела, ей равные и выше.

Письменных возражений относительно апелляционной жалобы не поступило.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, истец проходит службу в органах внутренних дел. Приказом МВД по РХ от ДД.ММ.ГГГГ Кичеев В.В. назначен на должность заместителя начальника отдела – начальника отделения № 1 (регистрации автомототранспортных средств) МРЭО ГИБДД МВД.

Этим же приказом ему установлена ежемесячная поощрительная выплата за особые достижения в службе в размере 20% за замещение должности заместителя начальника отдела, им равные и выше в подразделении по обеспечению безопасности дорожного движения.

Приказом МВД по РХ от ДД.ММ.ГГГГ Кичееву В.В. с ДД.ММ.ГГГГ прекращена ежемесячная поощрительная выплата за особые достижения в службе за замещение должности заместителя начальника отдела, ей равные и выше в подразделении по обеспечению безопасности дорожного движения (кроме строевых подразделений). Основание: заключение служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

Из заключения служебной проверки, утвержденного министром внутренних дел по Республике Хакасия ДД.ММ.ГГГГ, усматривается, что в ходе проведенной КРУ МВД России ревизии финансово-хозяйственной деятельности МВД по РХ установлено, что в нарушение подп. «л» п. 6.7 Порядка установления поощрительных выплат за особые достижения в службе сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ, сотрудникам МРЭО ГИБДД МВД устанавливалась и выплачивалась ежемесячная поощрительная выплата в размере 20% должностного оклада, в том числе заместителю начальника МРЭО. Однако Положением о МРЭО ГИБДД МВД по РХ, утвержденным приказом МВД по РХ от ДД.ММ.ГГГГ, функции по обеспечению безопасности дорожного движения не предусмотрены.

Кичеев В.В. обратился в служебно-правовое управление договорно-правового департамента МВД России за разъяснением о правомерности выплаты и прекращения поощрительной надбавки.

ДД.ММ.ГГГГ начальником служебно-правового управления МВД России дан ответ о том, что Положением о МРЭО ГИБДД МВД по РХ, утвержденным приказом МВД по РХ от ДД.ММ.ГГГГ, функция по обеспечению безопасности дорожного движения прямо не предусмотрена, в связи с чем правовых оснований для установления поощрительной выплаты сотруднику, замещающему должность заместителя начальника отдела – начальника отделения МРЭО ГИБДД МВД по РХ не имеется.

Удовлетворяя исковые требования Кичеева А.А., суд первой инстанции, проанализировав Положение о МРЭО ГИБДД МВД по РХ, Положение об УГИБДД МВД по РХ, должностную инструкцию (должностной регламент) заместителя начальника отдела – начальника отделения № 1 (регистрации автомототранспортных средств) МРЭО ГИБДД МВД по РХ, исходил из того, что МРЭО ГИБДД МВД по РХ фактически осуществлял и осуществляет функцию по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении регистрационных и экзаменационных действий, являющимися основными направлениями деятельности подразделения ГИБДД МВД России на региональном уровне, а отсутствие в действовавшем на момент проведения проверки Положении о МРЭО ГИБДД МВД по РХ прямого указания на осуществление отделом такой функции само по себе не свидетельствует об отсутствии проводимой отделом работы по обеспечению безопасности дорожного движения.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда, поскольку он основан на фактических обстоятельствах дела и правильном применении норм материального права.

Правоотношения, связанные с прохождением службы в органах внутренних дел, регулируются Федеральным законом от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», Федеральным законом от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 247-ФЗ).

Частью 3 ст. 2 Федерального закона № 247-ФЗ предусмотрено, что денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания, ежемесячных и иных дополнительных выплат.

В соответствии с ч. 6 ст. 2 Федерального закона № 247-ФЗ сотрудникам устанавливаются следующие дополнительные выплаты: 1) ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет); 2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание; 3) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы; 4) ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; 5) премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей; 6) поощрительные выплаты за особые достижения в службе; 7) надбавка к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время; 8) коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки к денежному довольствию за службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Поощрительные выплаты за особые достижения в службе в размере до 100 процентов должностного оклада в месяц устанавливаются в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники. Руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководитель иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета на денежное довольствие сотрудников вправе устанавливать размер поощрительной выплаты за особые достижения в службе свыше 100 процентов должностного оклада (ч. 13 ст. 2 Федерального закона № 247-ФЗ).

Пунктом 4.6 Порядка установления поощрительных выплат за особые достижения в службе сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшего на момент установления истцу спорной выплаты, было определено, что ежемесячные поощрительные выплаты устанавливаются сотрудникам в процентах от должностного оклада в следующих размерах: замещающим должности заместителя начальника отдела, им равные и выше в подразделениях, входящих в состав полиции, осуществляющих функции по организации охраны общественного порядка, организации охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, исполнения административного законодательства, взаимодействию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, лицензионно-разрешительной работы, вневедомственной охраны (кроме строевых подразделений), обеспечения безопасности дорожного движения (кроме строевых подразделений), - 20% (подпункт «л»).

Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ утвержден новый Порядок установления поощрительных выплат за особые достижения в службе сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, вышеприведенный приказ МВД России от ДД.ММ.ГГГГ признан утратившим силу.

Подпунктом «л» п. 6.7 данного Порядка также предусмотрено, что ежемесячные поощрительные выплаты устанавливаются сотрудникам, замещающим должности начальника отдела, заместителя начальника отдела, ей равные и выше (при наличии в утвержденном штатном расписании подразделения должности начальника отдела, заместителя начальника отдела), в подразделениях, входящих в состав полиции, осуществляющих функции по организации охраны общественного порядка, организации охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, исполнению административного законодательства, взаимодействию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, обеспечению безопасности дорожного движения (кроме строевых подразделений), кадровому обеспечению (включая подготовку кадров), морально-психологическому обеспечению, воспитательной работе, поддержанию служебной дисциплины в системе МВД России, организации и обеспечению мобилизационной подготовки и мобилизации в системе МВД России, - в размере 20% должностного оклада.

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон № 196-ФЗ), задачами которого являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий (статья 1).

Безопасность дорожного движения – это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий (абзацы 3 и 5 ст. 2 Федерального закона № 196-ФЗ).

Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством организации подготовки водителей транспортных средств и обучения граждан правилам и требованиям безопасности движения (абз. 8 ст. 5 Федерального закона № 196-ФЗ).

В силу п. 1 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 № 711, Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция) осуществляет полномочия в области обеспечения безопасности дорожного движения.

В систему Госавтоинспекции входят, в том числе, подразделения Госавтоинспекции территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъектам Российской Федерации (подп. «в» п. 5 Положения).

На Госавтоинспекцию возлагаются следующие обязанности: осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения; проведение экзаменов на право управления транспортными средствами соответствующих категорий и подкатегорий, предусмотренных пунктом 1 статьи 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», выдача водительских удостоверений; согласование программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, выдача заключений о соответствии установленным требованиям учебно-материальной базы организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих основные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, и соискателей лицензий на осуществление образовательной деятельности по указанным программам в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации; регистрация и учет автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, выдача регистрационных документов и государственных регистрационных знаков на зарегистрированные автомототранспортные средства и прицепы к ним, а также выдача паспортов транспортных средств в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (подпункты «а», «б», «в» п. 11 вышеназванного Положения в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).

Из Положения о МРЭО ГИБДД МВД по РХ, утвержденного приказом МВД по РХ от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что МРЭО ГИБДД МВД по РХ является структурным подразделением МВД по РХ, находится в непосредственном подчинении Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения и образован в целях обеспечения государственного учета, надзора за соответствием конструкции, технического состояния и оборудования транспортных средств установленным требованиям безопасности, борьбы за преступлениями и другими правонарушениями, связанными с использованием транспортных средств, исполнения законодательства о военно-транспортной обязанности и налогового законодательства, приема квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений (пункт 1).

В разделе II Положения перечислены полномочия отдела.

Приказом МВД по РХ от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение об Управлении Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД по РХ, основными задачами которого являются, в том числе участие в формировании и реализации основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения на территории Республики Хакасия.

В соответствии с п. 17.20 должностной инструкции (должностного регламента) заместителя начальника отдела – начальника отделения № 1 (регистрации автомототранспортных средств) МРЭО ГИБДД МВД по РХ, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ, в обязанности заместителя начальника отдела входит участие в мероприятиях по охране общественного порядка и обеспечению безопасности дорожного движения.

Учитывая, что Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, в систему которой входят подразделения Госавтоинспекции территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, осуществляет полномочия в области обеспечения безопасности дорожного движения, обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством организации подготовки водителей транспортных средств и обучения граждан правилам и требованиям безопасности движения, регистрации и учета автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, в обязанности заместителя начальника отдела – начальника отделения № 1 (регистрации автомототранспортных средств) МРЭО ГИБДД МВД по РХ входит участие в мероприятиях по обеспечению безопасности дорожного движения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что МРЭО ГИБДД МВД по РХ фактически осуществлял и осуществляет функцию по обеспечению безопасности дорожного движения.

При этом суд первой инстанции принял во внимание, что приказом МВД по РХ от ДД.ММ.ГГГГ утверждено новое Положение о МРЭО ГИБДД МВД по РХ, согласно которому основными задачами отдела являются: участие в формировании и реализации основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения на территории Республики Хакасия; участие в мероприятиях по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, снижению тяжести их последствий, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности; осуществление надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения (пункты 8.1 – 8.3).

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии в материалах дела доказательств, подтверждающих факт осуществления МРЭО ГИБДД МВД по РХ функций по обеспечению безопасности дорожного движения, судебной коллегией не могут быть приняты во внимание, поскольку целями и задачами создания Госавтоинспекции, в систему которой входят ее подразделения на региональном уровне, являлось именно обеспечение безопасности дорожного движения, что следует из смысла вышеприведенных нормативных актов.

Более того, как правильно указал суд первой инстанции, Порядком установления поощрительных выплат не предусмотрено требование об обязательном дословном указании функции по обеспечению безопасности дорожного движения в соответствующем положении о подразделении.

В целом доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней выводы суда не опровергают, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, направлены на иное толкование закона, на иную оценку доказательств и обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст.ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ.

Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 14 июня 2023 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнения к ней представителей ответчика Министерства внутренних дел по Республике Хакасия и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства внутренних дел Российской Федерации - Буйницкого В.Е., Анохина Д.А. – без удовлетворения.

Председательствующий В.Н. Морозова

Судьи Л.М. Паксимади

Е.В. Хлыстак

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 30.08.2023