ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 190001-02-2023-007594-34 от 06.02.2024 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)

Председательствующий Канзычакова Т.В.

УИД № 19RS0001-02-2023-007594-34

Дело № 33-384/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:

председательствующего Топоева А.С.,

судей Прониной А.В., Хлыстак Е.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Кляйн И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 6 февраля 2024 года гражданское дело по апелляционному представлению Абаканского транспортного прокурора Бажана Д.Я. на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 9 ноября 2023 года по делу по иску Абаканского транспортного прокурора к акционерному обществу «Аэропорт Абакан» об обязании произвести определенные действия.

Заслушав доклад судьи Хлыстак Е.В., объяснения помощника транспортного прокурора Пономаренко Д.В., поддержавшего доводы апелляционного представления, представителя третьего лица Туник В.И., полагавшей, доводы апелляционного представления заслуживающими внимания, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Абаканский транспортный прокурор обратился в суд с иском к акционерному обществу «Аэропорт Абакан» (далее - АО «Аэропорт Абакан») об обязании произвести определенные действия. Требования мотивировал тем, что Абаканской транспортной прокуратурой проведена проверка в отношении АО «Аэропорт Абакан», в ходе которой установлено, что в нарушение требований Воздушного кодекса Российской Федерации, Порядка предоставления пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности услуг в аэропортах и на воздушных судах, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15.02.2016 № 24 (далее – Порядок предоставления услуг), в аэропорту г. Абакана отсутствует специальное подъемное устройство для обеспечения посадки на воздушное судно и высадки из него инвалидов - колясочников и иных маломобильных пассажиров – амбулифт. Используемый авиапредприятием ручной способ не может в полной мере обеспечить безопасную посадку на воздушное судно и высадку из него пассажиров указанной категории. Просил обязать АО «Аэропорт Абакан» устранить нарушения законодательства о правах лиц с ограниченными возможностями здоровья путем обеспечения безопасной посадки на воздушное судно и высадки из него граждан с ограниченными возможностями здоровья, в том числе инвалидов - колясочников и иных маломобильных пассажиров с помощью специального подъемного устройства (амбулифта) в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора Смолина М.Н. настаивала на удовлетворении исковых требований.

Представитель ответчика Кочергина Е.С., не оспаривая обязанности ответчика по обеспечению безопасной посадки на воздушное судно и высадки из него пассажиров – инвалидов, указала, что действующее законодательство не содержит обязательного требования по оснащению аэропорта амбулифтами. Пояснила, что у ответчика отсутствует финансовая возможность приобрести амбулифт в связи с высокой его стоимостью. Согласно Уставу АО «Аэропорт Абакан» на совершение сделок общества, связанных с приобретением, отчуждением имущества свыше 5 000 000 руб., требуется согласие совета директоров общества, что потребует проведения корпоративных процедур.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица Хакасской республиканской организации «Всероссийское общество инвалидов».

Суд постановил решение, которым обязал АО «Аэропорт Абакан» устранить нарушения законодательства о правах лиц с ограниченными возможностями здоровья путем обеспечения безопасной посадки на воздушное судно и высадки из него граждан с ограниченными возможностями здоровья, в том числе инвалидов – колясочников и иных маломобильных пассажиров с помощью специального подъемного устройства в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.

С решением суда в части неуказания в резолютивной части специального подъемного устройства - амбулифта не согласен Абаканский транспортный прокурор Бажан Д.Я.

В апелляционном представлении он просит его изменить. В обоснование своих доводов указывает, что действующим законодательством в целях обеспечения безопасного перелета пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, в том числе посадки и высадки, предусмотрено наличие конкретного технического средства (оборудования) – амбулифта, его отсутствие является нарушением установленных законодательством правил. Введенный в действие с 01.07.2019 «ГОСТ Р 58226-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Авиационная техника. Оборудование для посадки в воздушное судно людей с ограниченными возможностями. Общие технические требования и критерии разработки», утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 05.10.2018 № 713-ст (далее - ГОСТ Р 58226-2018), содержит требования к оборудованию для посадки в воздушное судно лиц с ограниченными возможностями, исключая альтернативность в понятии «специальное подъемное устройство для посадки (высадки) в самолет с уровня земли маломобильных групп населения» и закрепляет императивное требование о наличии в аэропортах амбулифтов. Неуказание в резолютивной части решения суда наименования специального подъемного устройства - амбулифта противоречит закону.

В письменных возражениях относительно апелляционного представления представитель ответчика Рожнов В.В. возражает против требования о понуждении к приобретению амбулифта.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, по результатам проверки, проведенной Абаканской транспортной прокуратурой по обращению председателя Хакасской республиканской организации «Всероссийское общество инвалидов» об исполнении АО «Аэропорт Абакан» обязанности по обеспечению посадки на воздушное судно и высадки из него пассажиров, не способных передвигаться самостоятельно, установлено, что в аэропорту г. Абакана отсутствует специальное подъемное устройство для обеспечения посадки на воздушное судно и высадки из него инвалидов - колясочников и иных маломобильных пассажиров. Обслуживание пассажиров указанной категории производится ручным способом с помощью тележки кресельной ТВК–ММ.

29.12.2022 транспортным прокурором генеральному директору АО «Аэропорт Абакан» внесено представление об устранении нарушений требований законодательства об обеспечении доступной среды лицам с ограниченными возможностями и инвалидам.

Из ответа АО «Аэропорт Абакан» от 18.01.2023 на представление следует, что в 2022 году амбулифт не был приобретен в связи с тем, что по итогам 5 месяцев 2022 года у АО «Аэропорт Абакан» снизилось количество самолетовылетов и пассажиропоток, сложился чистый убыток в размере 6,8 млн. рублей. Согласно плану закупки товаров, работ, услуг, АО «Аэропорт Абакан» запланировано проведение закупки по приобретению амбулаторного автолифта для маломобильных пассажиров в июне 2023 года (л.д. 17).

Обращаясь с иском в суд, прокурор указывал, что до настоящего времени в АО «Аэропорт Абакан» отсутствует амбулифт, что нарушает права граждан из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья на безопасные условия пользования воздушным транспортом.

Суд первой инстанции, установив, что АО «Аэропорт Абакан» в аэропорту г. Абакана осуществляет посадку на воздушное судно и высадку из него пассажиров с ограниченными возможностями ручным способом, пришел к выводу о нарушении ответчиком требований законодательства об обеспечении доступной среды лицам с ограниченными возможностями и инвалидам, в связи с чем исковые требования прокурора удовлетворил, возложив на АО «Аэропорт Абакан» обязанность обеспечить безопасную посадку на воздушное судно и высадку из него граждан данной категории с помощью специального подъемного устройства.

В апелляционном представлении Абаканский транспортный прокурор ссылается на неуказание в резолютивной части решения суда специального подъемного устройства – амбулифта.

Оценивая данные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации») социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В соответствии с ч. 7 ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения (независимо от их организационно-правовых форм), обеспечивают оборудование вокзалов, аэропортов и других объектов транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями и устройствами в целях обеспечения условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.

Согласно подп. 4 п. 7 ст. 106.1 Воздушного кодекса Российской Федерации, в аэропорту пассажиру из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности оператором аэропорта, имеющим сертификат на осуществление аэропортовой деятельности по обеспечению обслуживания пассажиров, предоставляются без взимания дополнительной платы следующие услуги: обеспечение посадки на воздушное судно и высадки из него, в том числе с использованием специального подъемного устройства (амбулифта), не способного передвигаться самостоятельно пассажира из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности.

Подпунктами 3, 5 пункта 13 Порядка предоставления услуг предусмотрено, что по запросу о потребности в услугах, представленному пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при бронировании и заключении договора воздушной перевозки или при заключении договора о реализации туристского продукта, в аэропорту обслуживающей организацией оказываются без взимания дополнительной платы услуги: сопровождение и помощь при посадке на борт воздушного судна, в том числе при необходимости с использованием амбулифтов для пассажиров, не способных передвигаться самостоятельно; высадка пассажиров из воздушного судна с использованием кресел-колясок и (или) амбулифтов, осуществляемая после выхода иных пассажиров, включая сопровождение.

ГОСТ Р 58226-2018 устанавливает критерии разработки и общие технические требования оборудования, применяемого для посадки в воздушное судно людей с ограниченными возможностями.

Пунктом 4.1 ГОСТ Р 58226-2018 определено, что под оборудованием для посадки в воздушное судно лиц с ограниченными возможностями в рамках настоящего стандарта понимается оборудование, используемое как для посадки, так и для высадки пассажиров с ограниченными возможностями, пассажиров с ограниченной способностью к передвижению, недееспособных пассажиров.

Из п. 5.1.1 ГОСТ Р 58226-2018 следует, что оборудование для транспортировки должно быть оборудовано полностью закрытым поднимающимся кузовом-фургоном, способным безопасно поднимать максимальную допустимую номинальную нагрузку, определенную в 5.2.3, а также посадочными платформами, способными обеспечить подъем на высоту порога пассажирской двери воздушного судна того типа, для обслуживания которого предназначено транспортное средство.

Таким образом, действующим законодательством в целях обеспечения безопасного перелета (в том числе, посадки и высадки) пассажиров из числа инвалидов - колясочников и иных маломобильных пассажиров предусмотрено наличие конкретного технического средства (оборудования) – амбулифта.

Суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Воздушного кодекса Российской Федерации, Порядка предоставления услуг, ГОСТ Р 58226-2018 и придя к правильному выводу о том, что наличие специального подъемного устройства для посадки в воздушное судно и высадки из него людей с ограниченными возможностями является обязательным, используемый ответчиком ручной способ с помощью тележки кресельной ТВК – ММ для перемещения маломобильных групп не равнозначен по техническим характеристикам указанному оборудованию, исковые требования прокурора удовлетворил, однако не указал в резолютивной части конкретное техническое средство (оборудование). Вместе тем, требования прокурора были направлены на устранение нарушения законодательства о правах лиц с ограниченными возможностями здоровья путем обеспечения их безопасной посадки на воздушное судно и высадки из него именно с помощью амбулифта.

При указанных обстоятельствах решение суда подлежит изменению путем указания в резолютивной части конкретного подъемного устройства – амбулифта.

Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 9 ноября 2023 года по настоящему делу изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции.

«Обязать акционерное общество «Аэропорт Абакан» устранить нарушения законодательства о правах лиц с ограниченными возможностями здоровья путем обеспечения безопасной посадки на воздушное судно и высадки из него граждан с ограниченными возможностями здоровья, в том числе инвалидов – колясочников и иных маломобильных пассажиров с помощью специального подъемного устройства (амбулифта) в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.

Председательствующий А.С. Топоев

Судьи А.В. Пронина

Е.В. Хлыстак

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 09.02.2024