ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 190004-01-2019-000906-40 от 12.05.2020 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)

Председательствующий Тришканева И.С.

УИД № 19RS0004-01-2019-000906-40

Дело № 33-529/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:

председательствующего Топоева А.С.,

судей Пархомович Г.П., Хлыстак Е.В.,

при ведении протокола помощником судьи Немковым С.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 12 мая 2020 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Администрации Аскизского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия ФИО1 на решение Аскизского районного суда Республики Хакасия от 23 декабря 2019 года, которым частично удовлетворен иск прокурора Аскизского района Республики Хакасия, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Администрации Аскизского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия, Администрации Аскизского района Республики Хакасия об обязании совершить определенные действия.

Заслушав доклад судьи Хлыстак Е.В., объяснения прокурора Пименовой Е.А., представителя ответчика ФИО2, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Аскизского района Республики Хакасия, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации Аскизского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия (далее - Администрация Аскизского сельсовета) об обязании совершить определенные действия. Требования мотивировал тем, что по результатам проведенных прокуратурой Аскизского района Республики Хакасия надзорных мероприятий в сфере соблюдения законодательства об отходах производства и потребления выявлено, что на территории Аскизского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия до настоящего времени не определена схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, не ведется реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, не созданы площадки накопления твердых коммунальных отходов, отсутствуют контейнеры для накопления твердых коммунальных отходов. Данные обязанности на территории Республики Хакасия возложены на сельские поселения, в связи с чем просил обязать Администрацию Аскизского сельсовета организовать ведение реестра мест накопления твердых коммунальных отходов, определить схему мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, организовать приобретение контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, организовать создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Определениями суда от 09.10.2019, от 02.12.2019 к участию в качестве соответчика привлечена Администрация Аскизского района Республики Хакасия (далее - Администрация Аскизского района), в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Правительство Республики Хакасия, общество с ограниченной ответственностью «АЭРОСИТИ-2000» (далее - ООО «АЭРОСИТИ-2000»).

В судебном заседании помощник прокурора Олейникова Ю.О. настаивала на удовлетворении иска.

Представитель ответчика Администрации Аскизского сельсовета ФИО2 иск не признал. Полагал, что Администрация Аскизского сельсовета является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку организация ведения реестра мест накопления твердых коммунальных отходов, определение схемы мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов отнесены к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов. Также указал, что действующим законодательством на органы местного самоуправления сельских поселений не возложена обязанность по приобретению контейнеров.

Представитель ответчика Администрации Аскизского района ФИО3 иск не признала. Указала, что Законом Республики Хакасия от 07.11.2014 № 84-ЗРХ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Республике Хакасия» участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов, включающее создание и содержание мест (площадок) для накопления твердых коммунальных отходов, отнесено к полномочиям сельских поселений. Приобретение контейнеров для складирования отходов отнесено к числу государственных полномочий.

Дело в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц.

Суд постановил решение о частичном удовлетворении исковых требований прокурора. Обязал Администрацию Аскизского сельсовета организовать ведение реестра мест накопления твердых коммунальных отходов, определить схему мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, организовать приобретение контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, организовать создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в срок до 31.12.2020 включительно. В удовлетворении исковых требований к Администрации Аскизского района отказал.

С решением суда не согласен и.о. главы Администрации Аскизского сельсовета ФИО1

В апелляционной жалобе он просит его отменить. Анализируя законодательство в области обращения с отходами, указывает, что передача полномочий по решению вопроса местного значения об участии в организации деятельности по накоплению и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения от муниципального района органам местного самоуправления сельских поселений должна сопровождаться закреплением финансовых ресурсов за местным бюджетом соответствующего муниципального образования. Вместе с тем, мероприятия, предусмотренные статьей 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»), муниципальным районом не финансируются. Кроме того, считает ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что приобретение контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов является обязанностью Администрации Аскизского сельсовета. Обращает внимание, что действующим законодательством прямо не поименованы лица, обязанные приобретать контейнеры и бункеры для их установки в местах накопления твердых коммунальных отходов. Полагает, что, суд, возложив такую обязанность на Администрацию Аскизского сельсовета, вышел за пределы полномочий.

В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы заместитель прокурора Аскизского района Республики Хакасия Гузик П.Г. выражает согласие с решением суда.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, по результатам проведенной прокуратурой Аскизского района проверки на территории Аскизского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия выявлены нарушения требований законодательства об отходах производства и потребления, выразившиеся в отсутствии организованной на территории поселения схемы размещения мест (площадок) накопления твердых бытовых отходов, отсутствии реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

26.06.2019 в адрес главы Администрации Аскизского сельсовета прокуратурой Аскизского района внесено представление об устранении выявленных нарушений.

До настоящего времени указанные нарушения Администрацией Аскизского сельсовета не устранены.

Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, установив приведенные выше обстоятельства, проанализировав нормы права, регулирующие спорные правоотношения, возложил на Администрацию Аскизского сельсовета обязанность организовать ведение реестра мест накопления твердых коммунальных отходов, определить схему мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, организовать создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, поскольку он основан на фактических обстоятельствах дела и правильном применении норм материального права.

Статья 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» предусматривает, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Пунктом 1 ст. 8 названного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами отнесено: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (п. 3 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).

В силу п. 4 ст. 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Из положений пункта 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039, (далее – Правила) следует, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

В случае если место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов создано органом местного самоуправления в соответствии с п. 3 настоящих Правил, сведения о таком месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов подлежат включению уполномоченным органом в реестр в срок не позднее 3 рабочих дней со дня принятия решения о его создании (п. 20 Правил).

Согласно пункту 10 статьи 2 Закона Республики Хакасия от 07.11.2014 № 84-ЗРХ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Республике Хакасия» за сельскими поселениями закреплено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Понятие «организация», используемое в пункте 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для целей определения вопросов местного значения, подразумевает необходимость решения органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера, в том числе регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организованно-властного воздействия, в целях реализации системы мер жизнеобеспечения населения в конкретной сфере и гарантирования соответствующих публично значимых услуг.

Таким образом, исходя из положений Федерального закона «Об отходах производства и потребления», Правил, п. 10 ст. 2 Закона Республики Хакасия от 07.11.2014 № 84-ЗРХ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Республике Хакасия», суд первой инстанции обоснованно возложил на Администрацию Аскизского сельсовета обязанность организовать ведение реестра мест накопления твердых коммунальных отходов, определить схему мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, организовать создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Выражая несогласие с решением суда в указанной части, апеллятор в жалобе ссылается на отсутствие финансирования мероприятий, предусмотренных ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».

Оценивая данные доводы, судебная коллегия находит их подлежащими отклонению, поскольку отсутствие денежных средств не является основанием для освобождения ответчика от исполнения возложенных на него законом обязанностей.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о возложении на Администрацию Аскизского сельсовета обязанности по организации приобретения контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, в связи с чем находит заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы в указанной части.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что бремя содержания контейнерных площадок в местах общего пользования на территории поселения возложено на уполномоченные органы местного самоуправления, при отсутствии сведений о включении расходов на приобретение контейнеров при тарифном регулировании в необходимую валовую выручку регионального оператора ООО «АЭРОСИТИ-2000» пришел к выводу о том, что обязанность по приобретению контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов лежит на Администрации Аскизского сельсовета.

Между тем, из положений ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», Правил, Закона Республики Хакасия от 07.11.2014 № 84-ЗРХ не следует, что на сельские поселения возложена организация приобретения контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно пунктам 6.1, 6.2 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 30.06.2017 № 328, контейнеры для накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами могут быть предоставлены потребителям региональным оператором, лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, органами местного самоуправления муниципальных образований или установлены самим потребителем. Органы местного самоуправления муниципальных образований вправе передавать региональному оператору в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации контейнеры для твердых коммунальных отходов, находящиеся в муниципальной собственности, безвозмездно либо по цене, определенной соглашением сторон.

Вместе с тем, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, который бы закреплял обязанность органа местного самоуправления муниципального образования по предоставлению контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, в материалы дела не представлен.

При этом Правила благоустройства и санитарного содержания территории Аскизского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия, утвержденные решением Совета депутатов Аскизского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия от 10.07.2018 № 157, на которые сослался суд первой инстанции при разрешении данных требований, не содержат положений, возлагающих на Администрацию Аскизского сельсовета обязанности по организации приобретения контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов.

С учетом изложенного у суда первой инстанции не имелось оснований возлагать на Администрацию Аскизского сельсовета обязанность по организации приобретения контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, в связи с чем решение суда в указанной части подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора.

Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Аскизского районного суда Республики Хакасия от 23 декабря 2019 года по настоящему делу в части удовлетворения исковых требований прокурора Аскизского района Республики Хакасия к Администрации Аскизского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия о возложении обязанности организовать приобретение контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов отменить, принять в данной части новое решение об отказе в иске.

В остальной части это же решение оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Администрации Аскизского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий А.С. Топоев

Судьи Г.П. Пархомович

Е.В. Хлыстак