Дело № 33-2239/2020 год
Председательствующий: Райкова И.В.
УИД № 19RS0004-01-2019-001200-31
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Морозовой В.Н.,
судей Пархомович Г.П., Прониной А.В.,
при ведении протокола помощником судьи Сергиенко Н.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании от 24 ноября 2020 года
гражданское дело по апелляционной жалобе истца ФИО1 на решение Аскизского районного суда Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ по делу по иску ФИО1 к Муниципальному унитарному предприятию муниципального образования Бискамжинский поссовет «Перспектива», конкурсному управляющему Муниципального унитарного предприятия муниципального образования Бискамжинский поссовет «Перспектива» ФИО2 о признании действий по начислению оплаты за коммунальные услуги незаконными.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Муниципальному унитарному предприятию муниципального образования Бискамжинский поссовет «Перспектива» (далее – МУП «Перспектива») о признании действий по начислению оплаты за коммунальные услуги незаконными. Требования мотивировала тем, что она является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ей как собственнику указанной квартиры выставлялись счета на оплату коммунальных услуг, оказываемых МУП «Перспектива».
Полагала указанные действия незаконными, т.к. используемые при начислении тарифы на теплоснабжение, водоотведение, содержание и текущий ремонт, вывоз ТБО в установленном порядке не утверждались. Ответчик с заявлением об установлении тарифов на тепловую энергию и водоотведение в Госкомтарифэнерго и в Министерство экономического развития Республики Хакасия не обращался, при начислении платы за коммунальные услуги использовал тарифы, утвержденные для МУП «Жилсервис», в то время как согласно Федеральному закону от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» тарифы на тепловую энергию (мощность) и на теплоноситель, поставляемые теплоснабжающими организациями потребителям, подлежат государственному регулированию и устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности.
За нарушение порядка ценообразования ответчик был привлечен к административной ответственности по ст. 14.6 КоАП РФ, постановление вступило в законную силу. Полагала, что ответчик, нарушивший порядок ценообразования, предоставил ей необоснованный расчет задолженности за оказанные услуги.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечен конкурсный управляющий МУП «Перспектива» ФИО2
В судебном заседании представитель истца ФИО3 заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся истца ФИО1, представителя ответчика МУП «Перспектива», ответчика конкурсного управляющего МУП «Перспектива» ФИО2, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания.
В представленных суду письменных отзывах и.о. директора МУП «Перспектива» ФИО4 и конкурсный управляющий МУП «Перспектива» ФИО2 исковые требования не признали, просили в иске отказать.
Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
С данным решением не согласна истец ФИО1
В апелляционной жалобе она просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на допущенное нарушение норм материального и процессуального права.
Полагает неправильным вывод суда о правомерности использования для расчета размера платы за оказанные услуги тарифов, установленных для другого юридического лица – МУП «Жилсервис». По мнению апеллянта, придя к такому выводу, суд неправильно истолковал правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, и не принял во внимание ответы Госкомтарифэнерго Хакасии и председателя совета депутатов Бискамжинского поссовета, согласно которым МУП «Перспектива» не обращалось с заявлением об установлении тарифов на теплоснабжение и водоотведение, тарифы на содержание и текущий ремонт, вывоз ТБО для ответчика не утверждались.
Считает, что расчет размера платы за оказанные коммунальные услуги, выполненный с использованием этих тарифов, не мог быть принят во внимание при определении имеющейся задолженности.
Письменных возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.
Проверив материалы дела с учетом требований ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что ФИО1 на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: <адрес>.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ МУП «Перспектива» фактически оказало собственнику указанной квартиры ФИО1 коммунальные услуги по теплоснабжению, водоотведению и вывозу твердых бытовых отходов.
Обращаясь в суд с иском о признании незаконными действий ответчика по начислению платы за оказанные коммунальные услуги, ФИО1 ссылалась на то, что начисление неправомерно производилось по тарифам, утвержденным для МУП «Жилсервис», в то время как для МУП «Перспектива» в установленном законом порядке тариф не утверждался. Просила учесть, что между ней и ответчиком договоры на поставку каких-либо ресурсов не заключались.
Отказывая ФИО1 в удовлетворении требований о признании действий по начислению платы за коммунальные услуги незаконными, суд исходил из того, что ответчик был наделен статусом единой теплоснабжающей организации на территории Бискамжинского поссовета, использовал на правах арендатора муниципальное имущество, переданное ему находящимся в состоянии банкротства МУП «Жилсервис», ранее оказывающим коммунальные услуги на территории Бискамжинского поссовета, для которого тарифы были утверждены в установленном законом порядке, при этом обязательства по предоставлению услуг по теплоснабжению, водоотведению и вывозу ТБО ответчик в спорный период исполнял надлежащим образом.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, так как они основаны на правильно примененных и истолкованных положениях материального закона, регулирующих спорные правоотношения сторон, подтверждаются имеющимися в деле и исследованными судом доказательствами, которым дана надлежащая оценка.
Согласно ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме, в случаях, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно частям 1, 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается по ценам, определяемым в рамках предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность).
Из материалов дела следует, что МУП «Перспектива» является коммерческой организацией, созданной учредителем - администрацией Бискамжинского поссовета Аскизского района Республики Хакасия, для осуществления финансово-хозяйственной деятельности, в целях удовлетворения общественных потребностей юридических и физических лиц в работах, товарах, услугах и получение прибыли, путем, в том числе производства пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными, передачи пара и горячей воды (тепловой энергии), распределения пара и горячей воды (тепловой энергии), сбора, очистки и распределения воды, удаления сточных вод, отходов и аналогичной деятельности, удаления и обработки твердых отходов.
В соответствии с положениями п. 4 и 5 ч. 1 и ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» тарифы на тепловую энергию (мощность) и на теплоноситель, поставляемые теплоснабжающими организациями потребителям, подлежат государственному регулированию и устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности.
В силу ч. 2 ст. 10 указанного Федерального закона срок действия установленных тарифов в сфере теплоснабжения и (или) их предельных (минимального максимального) уровней не может быть менее чем один финансовый год, если иное не установлено федеральными законами, решениями Правительства Российской Федерации.
Приказом Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 14.12.2017 года № 150-к были установлены льготные тарифы для населения в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в муниципальных образованиях Республики Хакасия на 2018 год, в приложении № 7 к которому утверждены льготные тарифы для населения в МО Аскизский район, на территории Бискамжинского поссовета на водоотведение и тепловую энергию для МУП «Жилсервис».
На основании договора от ДД.ММ.ГГГГ о передаче в аренду муниципального имущества и дополнительных соглашений к нему МУП «Жилсервис» (арендодатель) передал во временное пользование МУП «Перспектива» (арендатор) объекты муниципального имущества, необходимые для оказания услуг по теплоснабжению, водоотведению сроком до окончания проведения конкурса по продаже объектов.
Постановлением администрации Бискамжинского поссовета Аскизского района Республики Хакасия № от ДД.ММ.ГГГГ МУП «Перспектива» присвоен статус единой теплоснабжающей организации на территории Бискамжинского поссовета Аскизского района Республики Хакасия, границы зоны деятельности которой определены границами Бискамжинского поссовета.
Пунктом 21 раздела 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» предусмотрено, что в отношении источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей теплоснабжающей (теплосетевой) организации, которая в порядке правопреемства в полном объеме приобрела права и обязанности организации, осуществлявшей регулируемые виды деятельности, применяются тарифы, установленные для реорганизованной организации, до утверждения для организации-правопреемника цен (тарифов) в установленном порядке.
В соответствии с п. 34 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» в отношении организации-правопреемника, которая в полном объеме приобрела права и обязанности регулируемой организации, ранее осуществлявшей регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, применяются тарифы, установленные для указанной организации-предшественника, до утверждения для организации-правопреемника тарифов в установленном порядке.
С учетом приведенных правовых норм и установленных судом обстоятельств, судебная коллегия находит обоснованным вывод суда о том, что применение ответчиком тарифов, установленных на данный период регулирования для предыдущей организации, оказывающей регулируемые виды деятельности, является правомерным.
С ДД.ММ.ГГГГ МУП «Перспектива» продолжило предоставлять, в том числе ФИО1 коммунальные услуги на основании утвержденных для него Приказом Министерства экономического развития Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ№, а также Приказом Министерства экономического развития Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ№ тарифов.
Кроме того, доводы истца о незаконности применения тарифов были предметом рассмотрения в рамках гражданского дела по иску МУП «Перспектива» к ФИО1 о взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги.
Решением мирового судьи судебного участка № 3 Аскизского района Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования МУП «Перспектива» о взыскании с собственника жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, ФИО1 задолженности по оплате коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в размере 40407 руб. 40 коп., пени в размере 3473 руб. 90 коп., удовлетворены в полном объеме.
Апелляционным определением Аскизского районного суда Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба ответчика ФИО1 – без удовлетворения.
Довод апеллянта о привлечении ответчика к административной ответственности за нарушение порядка ценообразования, также не ставит под сомнение правильность выводов суда, поскольку не свидетельствует о неправомерности начисления истцу оплаты за поставленный коммунальный ресурс по тарифам, утвержденным для МУП «Жилсервис», т.к. отсутствие утвержденных тарифов для МУП «Перспектива» не освобождало ответчика от обязанности по оказанию коммунальных услуг населению, в то же время, оказанные услуги подлежат оплате.
Доказательств, свидетельствующих о том, что примененные ответчиком тарифы необоснованно завышены, материалы дела не содержат.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
С учетом вышеизложенного и руководствуясь ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Аскизского районного суда Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий В.Н. Морозова
Судьи Г.П. Пархомович
А.В. Пронина