Председательствующий Богданова О.А.
УИД № 19RS0012-01-2021-000755-04
Дело № 33-2179/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Морозовой В.Н.,
судей Прониной А.В., Хлыстак Е.В.,
при ведении протокола помощником судьи Топоевой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 20 сентября 2022 года гражданское дело по апелляционным жалобам представителя ответчика публичного акционерного общества «Россети Сибирь» ФИО1 на решение Абазинского районного суда Республики Хакасия от 19 апреля 2022 года и дополнительное решение Абазинского районного суда Республики Хакасия от 21 июня 2022 года, которым удовлетворен иск Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия к публичному акционерному обществу «Россети Сибирь» о защите прав потребителей.
Заслушав доклад судьи Хлыстак Е.В., объяснения представителя ответчика ФИО2, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя истца ФИО3, выразившего согласие с решением суда, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия (далее – Минстрой Хакасии) в интересах собственников жилых помещений в многоквартирном доме (далее – МКД) по адресу: , обратилось в суд с иском к публичному акционерному обществу «Россети Сибирь» (далее – ПАО «Россети Сибирь) о защите прав потребителей. Требования мотивировало тем, что в адрес Минстроя Хакасии поступило коллективное обращение собственников жилых помещений вышеуказанного МКД с просьбой обратиться в суд в защиту их прав и законных интересов в связи с тем, что ПАО «Россети Сибирь» в платежных документах за ДД.ММ.ГГГГ предъявило плату за электрическую энергию без учета понижающего коэффициента 0,7. ДД.ММ.ГГГГ специалистами Минстроя Хакасии проведено визуальное обследование МКД и установлено, что в жилых помещениях дома имеются приборы для электропищеприготовления, в 2018 году в указанном доме выполнен капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем, включая внутридомовую систему электроснабжения. Заключением Государственного унитарного предприятия Республики Хакасия «Управление технической инвентаризации» (далее - ГУП РХ УТИ) установлено, что по результатам визуального осмотра МКД по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в жилых помещениях имеются приборы для электропищеприготовления. ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Хакасгаз» прекратил передачу газа и обслуживание внутридомового газового оборудования. В настоящее время жители МКД используют для пищеприготовления напольные плиты или варочные поверхности, в связи с чем просило возложить на ответчика обязанность производить начисление платы за коммунальную услугу по электроснабжению в отношении жилых помещений, расположенных в МКД по указанному выше адресу, исходя из установленного тарифа для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных стационарными электроплитами, с учетом понижающего коэффициента 0,7, произвести перерасчет платы, начисленной за период с ДД.ММ.ГГГГ до дня вступления решения суда в законную силу.
Определениями суда от 20.01.2022, от 02.03.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены на стороне ответчика общество с ограниченной ответственностью «Сетевая компания Сибири» (далее - ООО «Сетевая компания Сибири»), на стороне истца - собственники квартир, расположенных в МКД № по в г. Абаза, общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Ремонтно-эксплуатационная служба» (далее - ООО «УК «РЭС»).
В судебном заседании представитель истца ФИО3 исковые требования поддержал, пояснив, что данный МКД оборудован электроплитами, о чем указано в техническом паспорте здания. Сведения о газификации дома в техническом паспорте отсутствуют. При наличии в техническом паспорте здания сведений об оборудовании жилых помещений электрическими плитами для пищеприготовления подлежит применению тариф на электрическую энергию с понижающим коэффициентом.
Представители ответчика ФИО4, ФИО5 исковые требования не признали. Пояснили, что предоставленные истцом документы не свидетельствуют о проведении реконструкции электрических сетей данного МКД. Из акта обследования Минстроя Хакасии от ДД.ММ.ГГГГ следует, что МКД № по в г. Абаза газифицирован, однако жители используют для пищеприготовления электрические плиты. Указали, что понижающий коэффициент подлежит применению, если оборудование помещений электроплитами осуществлено в соответствии с требованиями действующего законодательства, в то время как самовольная установка бытовых электроплит не дает права на применение такого коэффициента.
Дело в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) рассмотрено в отсутствие третьих лиц.
Суд постановил решение об удовлетворении иска. Обязал ПАО «Россети Сибирь» производить начисление оплаты за потребленную электроэнергию в отношении жилых помещений, расположенных в МКД по вышеуказанному адресу, исходя из установленного тарифа для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных стационарными электроплитами, с учетом понижающего коэффициента 0,7. Обязал ПАО «Россети Сибирь» произвести перерасчет платы, начисленной за период с ДД.ММ.ГГГГ до дня вступления решения суда в законную силу.
Дополнительным решением от 21.06.2022 суд взыскал с ПАО «Россети Сибирь» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6 000 руб.
С решением суда и дополнительным решением не согласен представитель ответчика ФИО1
В апелляционной жалобе он просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Полагает, что судом не в полном объеме определены обстоятельства, позволяющие сделать вывод о переводе данного газифицированного дома на электропищеприготовление, и, соответственно, о возложении обязанности по применению понижающего коэффициента. Обращает внимание, что действующее законодательство не предусматривает применение понижающего коэффициента при начислении платы за потребленную электроэнергию в отношении жилых помещений в газифицированных МКД. Спорный МКД является газифицированным, присоединен к системе централизованного газоснабжения. Истцом не представлено доказательств перевода данного МКД на электропищеприготовление. Обращает внимание на то, что в материалы дела представлены фотоснимки и видеозаписи о наличии в МКД существующей внутридомовой системы газоснабжения, позволяющей использовать для пищеприготовления газовое оборудование. Доказательства проведения работ по ремонту (замене) внутриквартирных электрических сетей, обязанность проведения которых при установке электроплит взамен газового оборудования возлагается на собственников помещений, а также соблюдения собственниками порядка переоборудования жилых помещений не представлены. Ссылается на то, что сторона ответчика неоднократно заявляла ходатайство о проведении экспертизы состояния внутридомовой и внутриквартирной систем электроснабжения дома, в удовлетворении которого судом необоснованно отказано. Также судом необоснованно отклонены устные ходатайства о вызове специалиста и привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц Госкомтарифэнерго по Республике Хакасия, Ростехнадзора Республики Хакасия, ГУП РХ УТИ. Считает, что представленная истцом копия технического паспорта МКД не является надлежащим доказательством и не может быть принята во внимание. Истцом не доказано, что действия ответчика являются неправомерными.
В апелляционной жалобе на дополнительное решение апеллятор просит его отменить, ссылаясь на несогласие с решением суда от 19.04.2022 и, как следствие, отсутствие правовых оснований для взыскания с ответчика в доход местного бюджета государственной пошлины.
В письменных возражениях относительно апелляционной жалобы представитель истца ФИО3 выражает согласие с решением суда.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что на основании приказов Министерства энергетики Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ ПАО «Россети Сибирь» с ДД.ММ.ГГГГ осуществляет функции гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Республики Хакасия, являясь ресурсоснабжающей организацией, уполномоченной на предоставление коммунальных услуг по электроснабжению в г. Абаза Республики Хакасия, в том числе потребителям жилых помещений МКД № по в г. Абаза.
Приказом Госкомтарифэнерго Хакассии от ДД.ММ.ГГГГ№-э «Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Республике Хакасия на 2021 год» установлены с 01.01.2021 по 31.12.2021 тарифы на электроэнергию для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных стационарными электроплитами, а также понижающий коэффициент к ценам (тарифам) на электрическую энергию для такой категории граждан в размере 0,7.
Собственники жилых помещений МКД, расположенного по адресу: , обратились в Минстрой Хакасия с коллективным заявлением о защите их прав и законных интересов в связи с чем, что ПАО «Россети Сибирь», начиная с ДД.ММ.ГГГГ, производит начисление платы за электрическую энергию без учета понижающего коэффициента 0,7 (т. 1 л.д. 5 – 6).
Стороной ответчика в ходе рассмотрения дела не оспаривался факт того, что начисление платы за потребленную электрическую энергию собственникам помещений вышеуказанного МКД с ДД.ММ.ГГГГ производится без учета понижающего коэффициента, как предусмотрено для домов, оборудованных электроплитами.
Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательств и установив, что в спорном МКД проведены работы по реконструкции электрических сетей, фактически жильцами указанного дома используются электроплиты, а степень благоустройства дома не предусматривает предоставление коммунальной услуги по газоснабжению ввиду отсутствия для этого действующих резервуарных установок, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований Минстроя Хакасии.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, поскольку он основан на фактических обстоятельствах дела и правильном применении норм материального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
На основании требований Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), обязаны применять цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, определяемые в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, предусмотрено, что при утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, что подтверждается техническим паспортом жилого помещения, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.
Из технического паспорта МКД № по в г. Абаза следует, что в данном доме установлены электроплиты (т. 3 л.д. 101-128). Какие-либо сведения об оборудовании дома системой газоснабжения в нем отсутствуют.
Согласно информации о характеристике жилого дома, размещенной на сайте dom.gosuslugi.ru, в графе 8 «внутридомовая инженерная система газоснабжения» в пункте 8.2 «тип внутридомовой инженерной системы газоснабжения» указано на ее отсутствие (т. 5 л.д. 204 – 206).
Из протокола рабочего совещания по вопросу переоборудования ранее газифицированных многоквартирных жилых домов под использование электрических плит в г. Абаза и г. Сорск от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного Минстроем Хакасии, на котором присутствовал, в том числе представитель ПАО «Россети Сибирь», усматривается, что в связи с закрытием в муниципальных образованиях республики филиалов газоснабжающей организации ОАО «Хакасгаз» жильцы газифицированных МКД перестали получать коммунальную услугу по газоснабжению, в частности, в г. Абаза газ не поставляется с 2013 года. В 2018 году за счет средств республиканского бюджета Фондом капитального ремонта проведен капитальный ремонт внутридомовой системы электроснабжения в МКД № в г. Абаза, филиал ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» производит начисление платы за электроэнергию с понижающим коэффициентом. По результатам совещания принято решение, в том числе провести обследование МКД, с составлением акта по каждому дому, где отразить фактическое оборудование жилых помещений электроплитами, возможность/невозможность использования газового оборудования для нужд населения, обеспечить получение заключения ГУП РХ УТИ об оборудовании жилых помещений электроплитами, обеспечить получение технических условий (т. 1 л.д. 40 – 42).
Ответом начальника службы «Минусинскмежрайгаз» - филиала АО «Красноярсккрайгаз» от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что эксплуатация газовой резервуарной установки, находящейся в , недопустима ввиду истечения срока эксплуатации резервуара (т. 1 л.д. 33-34).
В соответствии с заключением ГУП РХ УТИ от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам визуального осмотра МКД, расположенного по адресу: , по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в жилых помещениях имеются приборы для электропищеприготовления (напольная электроплита или варочная электрическая поверхность) (т. 1 л.д. 32).
Согласно акту обследования от ДД.ММ.ГГГГ№, представителем Минстроя Хакасии проведено визуальное обследование МКД по адресу: , в ходе которого установлено, что в жилых помещениях указанного дома имеются приборы для электропищеприготовления (напольная плита или варочная электрическая поверхность) (т. 1 л.д. 22-23).
Кроме этого, в материалы дела представлены документы, свидетельствующие о проведении в 2018 году в в г. Абаза капитального ремонта внутридомовых инженерных сетей электроснабжения, в частности: рабочая проектная документация, договор на выполнение указанных работ, акты приемки выполненных работ, технический отчет, которые свидетельствуют о проведении работ по реконструкции электрических сетей и о готовности инженерных систем к эксплуатации.
Из ответа директора НО «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на основании представленного Администрацией муниципального образования протокола собственников помещений в МКД по адресу: , с решением о переводе дома на электропищеприготовление фондом капитального ремонта в рамках исполнения функций технического заказчика было подготовлено техническое задание на выполнение капитального ремонта внутридомовых сетей данного дома с учетом перевода его на электропищеприготовление в перспективе. Подрядной организацией ООО «ПБ Глорис» в соответствии с договором подряда и техническим заданием изготовлен комплект рабочей документации. Подрядная организация при изготовлении рабочей документации руководствовалась СП 256.1325800.2016. Внутридомовые сети электроснабжения выполнены с учетом второй категории надежности электроснабжения (т. 3 л.д. 203).
Учитывая, что в спорном МКД проведены работы по реконструкции электрических сетей, жильцы дома используют электроплиты, коммунальная услуга по газоснабжению им не предоставляется с 2013 года, при этом эксплуатация газовой резервуарной установки по данному адресу невозможна, судебная коллегия находит несостоятельными доводы апеллятора об отсутствии оснований для применения понижающего коэффициента при начислении платы за потребленную электроэнергию в отношении жилых помещений указанного дома.
При этом судебная коллегия принимает во внимание, что на основании приказа Минэкономразвития Хакасии от ДД.ММ.ГГГГ№-Э (до его отмены приказом Федеральной антимонопольной службы ДД.ММ.ГГГГ) начисление платы за потребленную электроэнергию жильцам спорного многоквартирного дома производилось с учетом понижающего коэффициента 0,7, как для домов, оборудованных электроплитами.
Доводы апеллятора о несоблюдении порядка переоборудования МКД, включающего в себя установку электроплит взамен газовых, являлись предмета оценки суда первой инстанции и обоснованно им отклонены ввиду доказанности факта использования собственниками жилых помещений стационарных электроплит для приготовления пищи и отсутствия централизованного газоснабжения.
Ссылка представителя ответчика на непривлечение судом в качестве третьих лиц Госкомтарифэнерго по Республике Хакасия, Ростехнадзора Республики Хакасия, ГУП РХ УТИ основанием для отмены решения суда не является, так как апеллятор в жалобе не указывает, каким образом принятое решение может повлиять на права и обязанности названных лиц, а судебная коллегия таких обстоятельств не усматривает.
Иные доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, направлены на иное толкование закона, на иную оценку доказательств и обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст.ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Поскольку судебная коллегия пришла к выводу о законности постановленного решения, оснований для отмены дополнительного решения, которым с ответчика в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Абазинского районного суда Республики Хакасия от 19 апреля 2022 года и дополнительное решение Абазинского районного суда Республики Хакасия от 21 июня 2022 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя ответчика публичного акционерного общества «Россети Сибирь» ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий В.Н. Морозова
Судьи А.В. Пронина
Е.В. Хлыстак
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 23.09.2022