ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 19О0000-01-2021-000113-69 от 10.02.2022 Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

УИД № 19OS0000-01-2021-000113-69

Дело № 66а-190/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Новосибирск 10 февраля 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Знаменщикова Р.В.,

судей Никитиной Г.Н., Роженцевой Ю.В.

при помощнике судьи Фединой Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-93/2021 по административному исковому заявлению заместителя прокурора Республики Хакасия о признании не действующим решения Совета депутатов Бейского района Республики Хакасия от 21 декабря 2020 года № 275 «О местном бюджете муниципального образования Бейский район на 2021 год и на плановый период 2022-2023 годов»,

по апелляционной жалобе Совета депутатов Бейского района Республики Хакасия на решение Верховного Суда Республики Хакасия от 27 октября 2021 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Никитиной Г.Н., возражение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Довыденко Н.П., судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

УСТАНОВИЛА:

21 декабря 2020 года Советом депутатов Бейского района Республики Хакасия принято решение № 275 «О местном бюджете муниципального образования Бейский район на 2021 год и на плановый период 2022-2023 годов» (далее – Решение № 275).

Решение № 275 опубликовано в районной газете «Саянская заря» от 25 декабря 2020 года № 51, на официальном сайте администрации Бейского района Республики Хакасия http:// beya19.ru.

Решениями Совета депутатов Бейского района Республики Хакасия от 18 марта 2021 года № 286 и от 12 мая 2021 года № 304, от 6 сентября 2021 года № 324 в Решение № 275 внесены изменения.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1 Решения № 275 общий объем доходов районного бюджета муниципального образования Бейский район на 2021 год составляет 853 564,2 тыс. руб. ( в том числе налоговые и неналоговые доходы в соответствии с Приложением 4 к Решению № 275 – 224 542,7 тыс.руб.; безвозмездные поступления – 629 021,5 тыс. руб.); общий объем расходов районного бюджета – 970 161,1 тыс. руб.; дефицит бюджета – 116596,8 тыс. руб. (Приложение 1 к Решению № 275).

Заместитель прокурора Республики Хакасия обратился в Верховный Суд Республики Хакасия с административным исковым заявлением о признании не действующим вышеназванного нормативного правового акта, ссылаясь на его несоответствие положениям статьи 33, пункту 3 статьи 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В обоснование заявленного иска указывает, что дефицит бюджета муниципального образования Бейский район на 2021 год без учета остатков прошлых лет составляет 116 596,8 тыс. руб. или 52% от налоговых и неналоговых доходов бюджета района, что значительно превышает 10% утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Решением Верховного Суда Республики Хакасия от 27 октября 2021 года административное исковое заявление удовлетворено.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Совет депутатов Бейского района Республики Хакасия обратился в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебный акт и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что при формировании проекта местного бюджета на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов и для дальнейшего представления на сессии Совета депутатов Бейского района учитывались имеющиеся реальные собственные доходы, безвозмездные поступления из вышестоящих бюджетов и прочих заключенных соглашений. Для минимизации величины реального дефицита и ожидаемой кредиторской задолженности к завершению 2021 года, суммы на проведение ремонтов и выполнение предписаний надзорных органов были распределены по всем трем годам планируемого периода с учетом сумм выделенных субсидий из вышестоящих бюджетов. В течение истекшего периода 2021 года в Решение № 275 вносились изменения, в результате которых величина дефицита была увеличена и составила 116 596,8 тыс. руб. Кроме того, указывает, что у района нет дополнительных скрытых источников доходов, позволяющих покрыть все потребности в полном объеме.

Относительно доводов апелляционной жалобы прокурором, участвовавшем в деле, поданы возражения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.

На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению обжалуемого решения.

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12 Конституции Российской Федерации), является необходимой формой осуществления власти народа, составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации (статья 3, часть 2, Конституции Российской Федерации).

Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (статья 130, часть 1, Конституции Российской Федерации). Закрепляя гарантии экономической и финансовой самостоятельности местного самоуправления, Конституция Российской Федерации устанавливает, что его органы самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы (статья 132, часть 1).

Конституционные положения о самостоятельности местного самоуправления в пределах предоставленных его органам полномочий, в том числе финансовых, получили конкретизацию в Бюджетном кодексе Российской Федерации, предусматривающем выделение бюджетов местного самоуправления (местных бюджетов) в самостоятельный уровень единой бюджетной системы Российской Федерации (статьи 10, 28 и 29) и устанавливающем принцип самостоятельности бюджетов, из которого вытекает право органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, иметь собственные источники доходов бюджетов, определять направления расходования бюджетных средств (статья 31).

Финансовая самостоятельность местного самоуправления предполагает наличие необходимых бюджетных прав у органов местного самоуправления. Соответственно, степень финансовой самостоятельности определяется бюджетной компетенцией органов местного самоуправления, которая закрепляется Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с частью 1 статьи 53 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате, в том числе, принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 17 Устава муниципального образования Бейский район Республики Хакасия к компетенции Совета депутатов относится утверждение бюджета муниципального района и отчета о его исполнении.

Как правильно установлено судом, оспариваемое решение принято уполномоченным органом местного самоуправления, распространяется на неопределенный круг лиц и рассчитано на неоднократное применение, то есть отвечает всем существенным признакам, характеризующим нормативный правовой акт, процедура принятия, порядок опубликования и введения в действие не нарушены и по этим основаниям не оспаривается.

В статье 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации законодатель сформулировал перечень принципов бюджетной системы Российской Федерации, к числу которых относятся принципы самостоятельности бюджетов и сбалансированности бюджета.

В соответствии с данными принципами в пункте 3 статьи 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что дефицит местного бюджета не должен превышать 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Для муниципального образования, в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 136 настоящего Кодекса, дефицит бюджета не должен превышать 5 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

В случае утверждения муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования о бюджете в составе источников финансирования дефицита местного бюджета поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности муниципального образования, и (или) снижения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета дефицит местного бюджета может превысить ограничения, установленные настоящим пунктом, в пределах суммы указанных поступлений и снижения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.

Пунктами 1, 2 статьи 1 Решения № 275 утверждены основные характеристики местного бюджета муниципального образования Бейский район на 2021 и на плановый период 2022 и 2023 годов.

Из данных пунктов следует, что общий объем доходов местного бюджета на 2021 год составляет 853564,2 тыс.руб.; общий объем расходов местного бюджета – 970161,1 тыс. руб., дефицит местного бюджета - 116596,8 тыс. руб.

Согласно Приложению 4 объем налоговых и неналоговых доходов на 2021 год составляет 224542,7 тыс. руб., объем безвозмездных поступлений составляет 629021,5 тыс. руб.

Таким образом, дефицит местного бюджета муниципального образования Бейский район Республики Хакасия на 2021 составляет 116596,8 тыс. руб. или 52% от налоговых и неналоговых доходов бюджета района, что прямо противоречит положениям пункта 3 статьи 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Разрешая административно-правовой спор, суд первой инстанции установил, что в составе источников финансирования дефицита местного бюджета не предусмотрены источники финансирования дефицита местного бюджета, предусмотренные абзацем третьим пункта 3 статьи 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, допросив в качестве свидетеля руководителя Управления финансов Бейского района Республики Хакасия Байкалову А.С., установил, что 100184 тыс. рублей доходной части бюджета составляют налоговые доходы по дополнительным нормативам отчислений, что еще более увеличивает имеющийся дефицит бюджета.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для признания нормативного правового акта не действующим.

Утверждения административного ответчика о формировании расходной части бюджета муниципального образования с учетом требований законодательства и исполнения предписаний надзорных органов, были предметом рассмотрения судом первой инстанции и обоснованно отклонены, поскольку дефицит бюджета утвержден со значительным превышением установленного бюджетным законодательством норматива при отсутствии реальных источников его финансирования.

Доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции Совета депутатов Бейского района, изложенной в возражениях на административный иск, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, аргументированно изложенная в обжалуемом судебном акте, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.

Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применены нормы материального и процессуального права, подлежащие применению к спорному правоотношению, то решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия не находит.

Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Верховного Суда Республики Хакасия от 27 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Совета депутатов Бейского района Республики Хакасия - без удовлетворения.

На апелляционное определение могут быть поданы кассационные жалобы, представление через Верховный Суд Республики Хакасия в течение шести месяцев со дня вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено 11 февраля 2022 года