УИД 89RS0002-01-2020-002507/11
Гражданское дело № 2-0084/2021
Судья Н.Ю. Сукач
Апелляционное дело № 33-0980/2021
СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Салехард 27 апреля 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
Председательствующего Рощупкиной И.А.
судей коллегии Старовойтова Р.В. и Кравцовой Е.А.
при помощнике судьи Лысовой О.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам ответчиков Администрации МО поселок Харп и АО «Харп-Энерго-Газ» на решение Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05 февраля 2021 года, которым постановлено:
Исковые требования прокурора Приуральского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Возложить на Администрацию МО п. Харп, Акционерное общество «Харп-Энерго-Газ», Ямало-Ненецкое окружное отделение Автономная некоммерческая организация содействия развитию международных связей в рамках группы Брикс «Международный альянс стратегических проектов Брикс» обязанность устранить нарушения Федерального закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Правил промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов, утвержденных приказом Ростехнадзора от 07 июля 2016 года №461, Правил противопожарного режима в Российской Федерации от 25 апреля 2012 года №390, допущенных при эксплуатации склада горюче-смазочных материалов в п. Харп в рамках прав и обязанностей, вытекающих из договора аренды №31- а от 04 декабря 2014 года и договора субаренды от 17 сентября 2019 года, а именно:
на корпусы резервуаров вертикальных стальных нанести порядковые номера согласно технологической схеме резервуарного парка;
оснастить резервуары вертикальные стальные приборами контроля и сигнализации;
на резервуаре вертикальном стальном в 1 000 м3 и двух резервуарах вертикальных стальных в 2 000 м3 установить дыхательную и предохранительную арматуру с огнепреградителями;
резервуарный парк оснастить средствами автоматического контроля и обнаружения утечек нефтепродуктов и (или) их паров в обваловании резервуаров;
на железнодорожной эстакаде слива установить датчики загазованности;
автомобильную наливную станцию оборудовать установкой автоматизированного налива с управлением из пунктов управления, а также по месту ограничителями уровня налива, позволяющими автоматически прекращать налив при достижении заданного значения;
установить каплесборник для сбора остатков продукта, стекающих с наливной трубы при извлечении ее из цистерны;
установить сигнализаторы довзрывных концентраций согласно требованиям нормативных правовых актов в области промышленной безопасности;
здание насосной станции оборудовать сигнализаторами довзрывных концентраций согласно требованиям нормативных правовых актов в области промышленной безопасности;
предусмотреть при достижении горючих газов и паров нефтепродуктов 50% объема от нижнего (верхнего) концентрационного предела распространения пламени автоматическое отключение насосных агрегатов для перекачки нефтепродуктов;
насосы, перекачивающие нефть и нефтепродукты, оборудовать дистанционными выключателями из операторной;
установить на территории прибор, определяющий направление и скорость ветра;
по границам резервуарного парка, между группами резервуаров и для подъезда к площадкам сливоналивных, обустроить проезды, как минимум, с проезжей частью шириной 3,5 м и покрытием переходного типа;
обеспечить исправное состояние систем и установок противопожарной защиты (автоматических установок пожарной сигнализации, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией, электрической пожарной сигнализации) организовать проведение проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты (автоматических установок пожарной сигнализации, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией, электрической пожарной сигнализации) в соответствии с инструкциями на технические средства завода- изготовителя, национальными и (или) международными стандартами;
оборудовать наружную технологическую установку (сливо-наливная эстакада), удаленную на расстоянии более 100 метров от источников наружного противопожарного водоснабжения, пожарными щитами;
обеспечить наличие на наружных установках обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны;
на двери помещения топливно-насосной указать соответствующую категорию по взрывопожарной и пожарной опасности;
обеспечить в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ, проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и плановопредупредительному ремонту систем противопожарной защиты склада горюче-смазочных материалов, топливно-насосной, сливо-наливной эстакады (автоматической установки пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией в топливно-насосной, электрической пожарной сигнализации).
Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Кравцовой Е.А., пояснения прокурора отдела прокуратуры ЯНАО ФИО1, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Приуральского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Акционерному обществу «Харп-Энерго-Газ» (далее по тексту - АО «Харп-Энерго-Газ»), Ямало-Ненецкому окружному отделению Автономная некоммерческая организация содействия развитию международных связей в рамках группы Брикс «Международный альянс стратегических проектов БРИКС», Администрации МО п. Харп о возложении обязанности устранить нарушения, допущенные при эксплуатации склада горюче-смазочных материалов в п. Харп. В обоснование иска указал, что проведенной прокурором проверкой установлено, что по договору аренды муниципального имущества от 04 декабря 2014 года между Администрацией МО п. Харп и АО «Харп-Энерго-Газ» последнему во временное пользование и владение передан склад ГСМ в п. Харп. На территории склада ГСМ в п. Харп согласно договору №31-а фактически находится два резервуара вертикальных стальных (далее по тексту - РВС) по 1 000 м3, четыре РВС по 2 000 м3 и один противопожарный РВС объемом 2 000 м3, а также железнодорожная эстакада дизтоплива, автомобильная наливная станция, здание насосной, в которой размещены насосы (8 шт.) и теплообменники (3 шт.). Фактически общий объем горюче-смазочных материалов, которые могут храниться (находится) в РВС склада ГСМ в п. Харп составляет до 10 000 м3, что превышает 1 000 тонн в зависимости от значений плотности горючих жидкостей размещаемых в резервуарах (плотность нефти колеблется в пределах 0,730-1,040 грамм на см3, следовательно, максимальная наполняемость емкостей от 7 300 до 10 400 тонн; плотность нефти сырой колеблется в пределах 0,830 - 0,895 грамм на см3, следовательно, максимальная наполняемость емкостей от 8 300 до 8 950 тонн; плотность зимнего дизтоплива - 0,840 грамм на см3, следовательно, максимальная наполняемость емкостей 8 400 тонн). Данный склад ГСМ в п. Харп относится к категории опасных производственных объектов III класса опасности. 06 августа 2020 года прокуратурой Приуральского района был проведен осмотр склада ГСМ в п. Харп по результатам которого были установлены нарушения Правил промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов, утвержденных приказом Ростехнадзора от 07 ноября 2016 года № 461 (далее по тексту - Правила), Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года №390 (далее по тексту - ППР) и Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее по тексту - Федеральный закон №123-Ф3). Так, на корпусах РВС склада ГСМ в п. Харп не нанесены порядковые номера согласно технологической схеме резервуарного парка (п.2.5.10 Правил); РВС не оснащены приборами контроля и сигнализации (п.2.5.7 Правил); на одном РВС в 1 000 м3 и двух РВС в 2000 м3 отсутствует дыхательная и предохранительная арматура с огнепреградителями (п.2.5.7 Правил); резервуарный парк не оснащен средствами автоматического контроля и обнаружения утечек нефтепродуктов и (или) их паров в обваловании резервуаров (п.2.5.26 Правил); на железнодорожной эстакаде слива не установлены датчики загазованности (п.2.2.27 Правил); автомобильная наливная станция не оборудована установкой автоматизированного налива с управлением из пунктов управления, а также по месту (п.2.3.3 Правил), ограничителями уровня налива, позволяющими автоматически прекращать налив при достижении заданного значения (п.2.3.6 Правил); не предусмотрен каплесборник для сбора остатков продукта, стекающих с наливной трубы при извлечении ее из цистерны (п.2.3.10 Правил); не установлены сигнализаторы довзрывных концентраций согласно требованиям нормативных правовых актов в области промышленной безопасности (п.2.3 14 Правил); здание насосной станции не оборудовано сигнализаторами довзрывных концентраций согласно требованиям нормативных правовых актов в области промышленной безопасности, при достижении горючих газов и паров нефтепродуктов 50% объемных от НКПРП не предусмотрено автоматическое отключение насосных агрегатов для перекачки нефтепродуктов (п.2.8.15 Правил); насосы, перекачивающие нефть и нефтепродукты, не имеют дистанционного отключения из операторной (п.2.8.7 Правил); на территории опасного производственного объекта не установлен прибор, определяющий направление и скорость ветра (п.5.6 Правил). На данном опасном производственном объекте III класса опасности в п. Харп также имеются нарушения обязательных требований пожарной безопасности: по границам резервуарного парка, между группами резервуаров и для подъезда к площадкам сливоналивных устройств отсутствуют проезды, как минимум, с проезжей частью шириной 3,5 м. и покрытием переходного типа (п.2 ч.1 ст.6, ч.4 ст.4 Федерального закона №123-Ф3, п.6.16 СП 155.13130.2014, п.2.16 СНиП 2.11.03-93); не обеспечено исправное состояние систем и установок противопожарной защиты (автоматических установок пожарной сигнализации, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией, электрической пожарной сигнализации) и не организовано проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами и не оформлены акты проверки, в зданиях и сооружениях не хранится исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта (п.61 ППР); наружная технологическая установка (сливо-наливная эстакада), удаленная на расстоянии более 100 метров от источников наружного противопожарного водоснабжения, не оборудована пожарными щитами (приложение №5 и №6 ППР, п. 481 ППР); допускается использование вентиляционной камеры для хранения предметов, в том числе личных вещей, одежды работников (п.23(б) ППР); допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (п.42(в) Г1ПР); не обеспечено наличие на наружных установках обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны (главы 5, 7 Федерального закона №123-Ф3, п.20 ППР); на двери помещения топливно-насосной указана категория В1 по взрывопожарной и пожарной опасности, вместо категории А или Б по взрывопожарной и пожарной опасности, так как в помещении обращается сырая нефть, которая является легковоспламеняющейся жидкостью (п.20 ППР, п.5.1 табл.1 СП 12.13130.2009). Указанный склад ГСМ в п. Харп АО «Харп-Энерго-Газ» по договору субаренды от 17 сентября 2019 года передало ЯНОО АНО МАСП «БРИКС» (далее по тексту - Договор субаренды). Кроме того, 17 сентября 2020 года между АО «Харп-Энерго-Газ» и ЯНОО АНО МАСП «БРИКС» заключен договор хранения ГСМ, по которому в настоящее время в РВС склада ГСМ в п. Харп хранится 445,11 тонн сырой нефти, что с учетом значений плотности нефти сырой в пределах 0,830 - 0,895 грамм на см3, составляет от 369,4 до 398,3 тонн. Допущенные ответчиками нарушения при эксплуатации склада ГСМ в п. Харп вышеперечисленных требований безопасности, предъявляемых при эксплуатации опасного производственного объекта 3 класса опасности, требует устранения, поскольку свидетельствуют о бездействии хозяйствующих субъектов по недопущению аварий техногенного характера, создает угрозу возникновения загрязнения окружающей среды, нарушения прав и охраняемых законом интересов государства и общества на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании суда первой инстанции помощник прокурора г. Лабытнанги Коткеева Д.В. просила удовлетворить заявленные требования по основаниям, приведенным в иске.
В судебном заседании представитель ответчика АО «Харп-Энерго-Газ» ФИО2, действующий на основании доверенности, заявленные исковые требований не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление.
Ответчик ЯНОО АНО МАСП «БРИКС» своего представителя для участия в судебном заседании не направил, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, с ходатайствами об отложении дела слушанием либо рассмотрении дела в отсутствие представителя не обращался.
Ответчик Администрация МО п. Харп своего представителя для участия в судебном заседании также не направил, извещены надлежащим образом.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше, с которым не согласен ответчик Администрация МО п. Харп и АО «Харп-Энерго-Газ».
В апелляционной жалобе представитель Администрации МО п. Харп ФИО3, действующий на основании доверенности, ставит вопрос об отмене решения суда по мотиву незаконности и необоснованности. Указывает, что суд принял решение на основании нормативных актов, утративших с 01 января 2021 года силу, в частности, Правила «О противопожарном режиме», Строительные нормы и правила «Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы». Кроме того, оспариваемым решением не распределены между ответчиками соответствующие виды и объемы работ, поскольку в соответствии с условиями договора аренды № 31-а от 04 декабря 2014 года арендодателем 70 % арендных платежей направляются на выполнение капитального ремонта арендуемого имущества, который выполняется собственными силами, а арендатором выполняется текущий ремонт. Ввиду приведенного, в случае вступления решения суда в законную силу остается открытым вопрос о его своевременном исполнении, поскольку обязывая одновременно всех ответчиков совершить одни и те же действия, наступит необходимость распределения обязательств, что повлечет за собой различные судебные разбирательства и отсрочки исполнения решения суда на длительный срок.
В апелляционной жалобе представитель ответчика АО «Харп-Энерго-Газ» ФИО2, действующий на основании доверенности, ставит вопрос об отмене решения суда по мотиву незаконности и необоснованности. Указывает на то, что в соответствии с договором субаренды, заключенным с ЯНОО АНО МАСП «БРИКС», последний обязался соблюдать технические и иные требования, предъявляемые к имуществу, а в соответствии с пунктом 3.2.5 своевременно производить текущий, а при необходимости капитальный ремонт имущества. Ввиду чего, АО «Харп-Энерго-Газ» не является ни собственником, ни эксплуатирующей имущество организацией, в связи с чем, на него не может быть возложена обязанность по содержанию имущества, которым он не владеет. Кроме того, оспариваемым решением не распределены между ответчиками соответствующие виды и объемы работ, поскольку в соответствии с условиями договора аренды № 31-а от 04 декабря 2014 года арендодателем 70 % арендных платежей направляются на выполнение капитального ремонта арендуемого имущества, который выполняется собственными силами, а арендатором выполняется текущий ремонт. Кроме того, отсутствие в решении порядка распределения обязанностей и сроков выполнения делает его неисполнимым.
В возражениях на апелляционную жалобу и.о. прокурора Приуральского района Демагин С.А. просит оставить решение суда без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела прокуратуры ЯНАО ФИО1 на доводах возражений на апелляционную жалобу настаивала.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о рассмотрении дела надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя процессуального истца, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на них, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности.
Из материалов дела следует, что 04 декабря 2014 года между Администрацией МО п. Харп и АО «Харп-Энерго-Газ» заключен договор аренды муниципального имущества №31-а по которому АО «Харп-Энерго-Газ» во временное пользование и владение передан склад ГСМ в п. Харп (далее по тексту - Договор №31-а). Пунктами 3.2.3, 3.2.4, 3.2.7, 3.2.8, 3.2.11 вышеуказанного Договора №31-а предусмотрено, что АО «Харп-Энерго-Газ», как арендатор, обязано соблюдать технические, экологические, противопожарные и иные требования, предъявляемые к имуществу, использовать в соответствии с принятыми нормами эксплуатации; своевременно производить текущий ремонт; нести риск случайно гибели или случайного повреждения имущества; нести все расходы по содержанию переданного в аренду имущества; использовать переданное имущество в соответствии с его целевым назначением.
На территории склада ГСМ в п. Харп согласно Договора №31-а фактически находится два резервуара вертикальных стальных (далее по тексту - РВС) по 1 000 м3, четыре РВС по 2 000 м3 и один противопожарный РВС объемом 2 000 м3, а также железнодорожная эстакада дизтоплива, автомобильная наливная станция, здание насосной, в которой размещены насосы (8 шт.) и теплообменники (3 шт.).
Фактически общий объем горюче-смазочных материалов, которые могут храниться (находится) в РВС склада ГСМ в п. Харп составляет до 10 000 м3, что превышает 1 000 тонн в зависимости от значений плотности горючих жидкостей размещаемых в резервуарах (плотность нефти колеблется в пределах 0,730-1,040 грамм на см3, следовательно, максимальная наполняемость емкостей от 7 300 до 10 400 тонн; плотность нефти сырой колеблется в пределах 0,830 - 0,895 грамм на см3, следовательно, максимальная наполняемость емкостей от 8 300 до 8 950 тонн; плотность зимнего дизтоплива - 0,840 грамм на см3, следовательно, максимальная наполняемость емкостей 8 400 тонн). Данный склад ГСМ в п. Харп относится к категории опасных производственных объектов III класса опасности.
06 августа 2020 года прокуратурой Приуральского района в рамках проводимой проверки проведен осмотр склада ГСМ в п. Харп по результатам которого были установлены нарушения Правил промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов, утвержденных приказом Ростехнадзора от 07 ноября 2016 года №461 (далее по тексту - Правила), Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года №390 (далее по тексту - ППР) и Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее по тексту - Федеральный закон №123-Ф3).
Так, на корпусах РВС склада ГСМ в п. Харп не нанесены порядковые номера согласно технологической схеме резервуарного парка (п.2.5.10 Правил); РВС не оснащены приборами контроля и сигнализации (п.2.5.7 Правил); на одном РВС в 1 000 м3 и двух РВС в 2 000 м3 отсутствует дыхательная и предохранительная арматура с огнепреградителями (п.2.5.7 Правил); резервуарный парк не оснащен средствами автоматического контроля и обнаружения утечек нефтепродуктов и (или) их паров в обваловании резервуаров (п.2.5.26 Правил); на железнодорожной эстакаде слива не установлены датчики загазованности (п.2.2.27 Правил); автомобильная наливная станция не оборудована установкой автоматизированного налива с управлением из пунктов управления, а также по месту (п.2.3.3 Правил), ограничителями уровня налива, позволяющими автоматически прекращать налив при достижении заданного значения (п.2.3.6 Правил); не предусмотрен каплесборник для сбора остатков продукта, стекающих с наливной трубы при извлечении ее из цистерны (п.2.3.10 Правил); не установлены сигнализаторы довзрывных концентраций согласно требованиям нормативных правовых актов в области промышленной безопасности (п.2.3 14 Правил); здание насосной станции не оборудовано сигнализаторами довзрывных концентраций согласно требованиям нормативных правовых актов в области промышленной безопасности, при достижении горючих газов и паров нефтепродуктов 50% объемных от НКПРП не предусмотрено автоматическое отключение насосных агрегатов для перекачки нефтепродуктов (п.2.8.15 Правил); насосы, перекачивающие нефть и нефтепродукты, не имеют дистанционного отключения из операторной (п.2.8.7 Правил); на территории опасного производственного объекта не установлен прибор, определяющий направление и скорость ветра (п.5.6 Правил).
На данном опасном производственном объекте III класса опасности в п. Харп также имеются нарушения обязательных требований пожарной безопасности: по границам резервуарного парка, между группами резервуаров и для подъезда к площадкам сливоналивных устройств отсутствуют проезды, как минимум, с проезжей частью шириной 3,5 м. и покрытием переходного типа (п.2 ч.1 ст.6, ч.4 ст.4 Федерального закона №123-Ф3, п.6.16 СП 155.13130.2014, п.2.16 СНиП 2.11.03-93); не обеспечено исправное состояние систем и установок противопожарной защиты (автоматических установок пожарной сигнализации, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией, электрической пожарной сигнализации) и не организовано проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами и не оформлены акты проверки, в зданиях и сооружениях не хранится исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта (п.61 ППР); наружная технологическая установка (сливо-наливная эстакада), удаленная на расстоянии более 100 метров от источников наружного противопожарного водоснабжения, не оборудована пожарными щитами (приложение №5 и №6 ППР, п.481 ППР); допускается использование вентиляционной камеры для хранения предметов, в том числе личных вещей, одежды работников (п.23(б) ППР); допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (п.42(в) Г1ПР); не обеспечено наличие на наружных установках обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны (главы 5, 7 Федерального закона №123-Ф3, п.20 ППР); на двери помещения топливно-насосной указана категория В1 по взрывопожарной и пожарной опасности, вместо категории А или Б по взрывопожарной и пожарной опасности, так как в помещении обращается сырая нефть, которая является легковоспламеняющейся жидкостью (п.20 ППР, п.5.1 табл.1 СП 12.13130.2009).
Далее, указанный склад ГСМ в п. Харп АО «Харп-Энерго-Газ» по договору субаренды от 17 сентября 2019 года передало ЯНОО АНО МАСП «БРИКС» (далее по тексту - Договор субаренды). Пунктами 3.2.4, 3.2.5, 3.2.8, 3.2.9, 3.2.12 Договора субаренды предусмотрено, что ЯНОО АНО МАСП «БРИКС», как субарендатор, обязано соблюдать технические, экологические, противопожарные и иные требования, предъявляемые к имуществу, использовать в соответствии с принятыми нормами эксплуатации; своевременно производить текущий ремонт, а при необходимости капитальный ремонт имущества; нести риск случайно гибели или случайного повреждения имущества; нести все расходы по содержанию переданного в аренду имущества; использовать переданное имущество в соответствии с его целевым назначением. Кроме того, 17 сентября 2020 года между АО «Харп-Энерго-Газ» и ЯНОО АНО МАСП "Брике" заключен договор хранения ГСМ, по которому в настоящее время в РВС склада ГСМ в п.Харп хранится 445,11 тонн сырой нефти, что с учетом значений плотности нефти сырой в пределах 0,830 - 0,895 грамм на см3, составляет от 369,4 до 398,3 тонн.
15 сентября 2020 года прокурором АО «Харп-Энерго-Газ» внесено представление об устранении нарушений закона, которое не было исполнено, в связи с чем, прокурор обратился в суд с настоящим иском.
При рассмотрении дела установленные в ходе проверки факты сторонами не оспаривались.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из установленного факта нарушения ответчиками требований пожарной безопасности, которые могут повлечь причинение вреда неопределенному кругу лиц.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В силу статьи 2 Федерального закона "О пожарной безопасности" законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Согласно статье 20 Федерального закона "О пожарной безопасности" требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности (стандартах, нормах и правилах пожарной безопасности, инструкциях и иных документах), являются обязательными к исполнению.
В соответствии с требованиями ст. 37 Федерального закона от N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными документами по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений.
В силу п. п. 1, 3 ст. 5 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
В соответствии с п. п. 2, 4, 7 ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и п. 16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390) принимаются следующие первичные меры пожарной безопасности: решение вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработка и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории; разработка плана привлечения сил и средств для тушения пожаров на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре, в частности, на территории автозаправочной станции (в зданиях, сооружениях и на технологической системе) руководитель организации обеспечивает соответствующие меры пожарной безопасности.
В соответствии с пунктами 10.3, 10.4 Свода правил СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности, утвержденных приказом МЧС России от 30.03.2020 N 225 "Об утверждении свода правил СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности", количество пожарных резервуаров или искусственных водоемов должно быть не менее двух, при этом в каждом из них должно храниться 50% объема воды на пожаротушение. Расстояние между пожарными резервуарами или искусственными водоемами следует принимать в соответствии с пунктом 10.4 настоящего свода правил, при этом подача воды в любую точку пожара должна обеспечиваться из двух соседних резервуаров или водоемов. Пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при заборе воды насосами пожарных автомобилей - 200 м; при заборе воды мотопомпами - 100 - 150 м (в зависимости от типа мотопомп). Для увеличения радиуса обслуживания допускается прокладка от резервуаров или водоемов тупиковых трубопроводов длиной не более 200 м с устройством приемных колодцев в соответствии с пунктом 10.7 настоящего свода правил.
Статьей 616 ГК РФ установлена обязанность арендатора поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона РФ от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.
Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее по тексту - Федеральный закон от 21.07.1997г. N 116-ФЗ) определены правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и их последствий.
Статьей 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ определено, что требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности. Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта изложены в статье 9.
Согласно ч.1 ст.9 Федерального закона от 21.07.1997г. N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа; обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ и т.д.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что ответчики не соблюдают установленные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, обеспечивающие промышленную безопасность. Нарушение требований промышленной безопасности выражено в факте эксплуатации имущественного комплекса с нарушением Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утвержденных Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 07.11.2016г. № 461, как в период эксплуатации, так и действующих с 01 января 2021 года Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности утвержденных Приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 N 529 "Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов", а также Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме", а также действующих с 01 января 2021 года Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации", ввиду чего, пришел к правомерному выводу об удовлетворении иска прокурора.
При этом судом обоснованно учтено и то обстоятельство, что каких-либо доказательств, подтверждающих устранение выявленных в ходе проверки нарушений требований противопожарной безопасности, ответчиками не представлено.
Несоблюдение же норм промышленной безопасности создает реальную угрозу жизненно важным интересам личности и общества ввиду возможных аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Доводы жалобы Администрации МО п. Харп о том, что судом применены «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утвержденные Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 07.11.2016г. № 461, а также Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме", утратившие силу с 01 января 2021 года, основанием для отмены решения суда не являются, поскольку положения приведенных нормативных актов идентичны по своему содержанию Федеральным нормам и правилам в области промышленной безопасности, утвержденным Приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 N 529 "Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов" - п.п. 30, 36, 39, 43, 47, 81, 84, 99, 160, 168, 271, а также Правилам противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" - п. 52, приложениям № 6 и 7, п. 410, 16(б), 35 (в), 12, о чем обоснованно указано в возражениях на апелляционные жалобы прокурором. Вместе с тем, резолютивная часть решения суда подлежит изложению редакционно с учетом Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 N 529 "Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов" и Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации".
Доводы апелляционной жалобы Администрации МО п. Харп относительно того, что суд не распределил между ответчиками соответствующие виды и объемы работ согласно условиям договора аренды от 04 декабря 2014 года, а также относительно неисполнимости решения в связи с указанным, отклоняются судебной коллегией, поскольку такое распределение должно осуществляться ответчиками в рамках заключенных между ними договоров аренды и субаренды, в том числе, исходя из условий договоров в части направления арендных платежей, о чем приведено в решении судом.
Ссылки апелляционной жалобы АО «Харп-Энерго-Газ» относительно отсутствия у данного ответчика обязанности осуществлять ремонт ввиду заключенного договора субаренды, а также не нахождения во владении склада несостоятельны, поскольку обязанность по осуществлению ремонта объектов подлежит исполнению ответчиком в соответствии с условиями заключенных договоров аренды и субаренды.
Фактически, доводы апелляционных жалоб не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность постановленного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, по существу сводятся к несогласию с той оценкой исследованных доказательств, которая дана судом первой инстанции и уклонению от исполнения возложенных судом обязанностей. Однако оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда второй инстанции не имеется, поскольку установленные ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правила оценки доказательств судом нарушены не были, выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, нарушений норм материального и процессуального права, приведших к неправильному разрешению спора, судом не допущено, и спор по существу, с учетом конкретных обстоятельств дела, разрешен верно.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Изложить абзац второй резолютивной части решения суда в следующей редакции:
Возложить на Администрацию МО п. Харп, Акционерное общество «Харп-Энерго-Газ», Ямало-Ненецкое окружное отделение Автономная некоммерческая организация содействия развитию международных связей в рамках группы Брике «Международный альянс стратегических проектов Брикс» обязанность устранить нарушения Федерального закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Правил промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов, утвержденных приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 года N 529, Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации», допущенных при эксплуатации склада горюче-смазочных материалов в п. Харп в рамках прав и обязанностей, вытекающих из договора аренды №31- а от 04 декабря 2014 года и договора субаренды от 17 сентября 2019 года, а именно:
на корпусы резервуаров вертикальных стальных нанести порядковые номера согласно технологической схеме резервуарного парка;
оснастить резервуары вертикальные стальные приборами контроля и сигнализации;
на резервуаре вертикальном стальном в 1 000 м3 и двух резервуарах вертикальных стальных в 2 000 м3 установить дыхательную и предохранительную арматуру с огнепреградителями;
резервуарный парк оснастить средствами автоматического контроля и обнаружения утечек нефтепродуктов и (или) их паров в обваловании резервуаров;
на железнодорожной эстакаде слива установить датчики загазованности;
автомобильную наливную станцию оборудовать установкой автоматизированного налива с управлением из пунктов управления, а также по месту ограничителями уровня налива, позволяющими автоматически прекращать налив при достижении заданного значения;
установить каплесборник для сбора остатков продукта, стекающих с наливной трубы при извлечении ее из цистерны;
установить сигнализаторы довзрывных концентраций согласно требованиям нормативных правовых актов в области промышленной безопасности;
здание насосной станции оборудовать сигнализаторами довзрывных концентраций согласно требованиям нормативных правовых актов в области промышленной безопасности;
предусмотреть при достижении горючих газов и паров нефтепродуктов 50% объема от нижнего (верхнего) концентрационного предела распространения пламени автоматическое отключение насосных агрегатов для перекачки нефтепродуктов;
насосы, перекачивающие нефть и нефтепродукты, оборудовать дистанционными выключателями из операторной;
установить на территории прибор, определяющий направление и скорость ветра;
по границам резервуарного парка, между группами резервуаров и для подъезда к площадкам сливоналивных, обустроить проезды, как минимум, с проезжей частью шириной 3,5 м и покрытием переходного типа;
обеспечить исправное состояние систем и установок противопожарной защиты (автоматических установок пожарной сигнализации, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией, электрической пожарной сигнализации) организовать проведение проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты (автоматических установок пожарной сигнализации, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией, электрической пожарной сигнализации) в соответствии с инструкциями на технические средства завода- изготовителя, национальными и (или) международными стандартами;
оборудовать наружную технологическую установку (сливо-наливная эстакада), удаленную на расстоянии более 100 метров от источников наружного противопожарного водоснабжения, пожарными щитами;
обеспечить наличие на наружных установках обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны;
на двери помещения топливно-насосной указать соответствующую категорию по взрывопожарной и пожарной опасности;
обеспечить в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ, проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и плановопредупредительному ремонту систем противопожарной защиты склада горюче-смазочных материалов, топливно-насосной, сливо-наливной эстакады (автоматической установки пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией в топливно-насосной, электрической пожарной сигнализации).
Председательствующий: (подпись)
Судьи: (подписи)