ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1-13/2021 от 09.06.2021 Орловского областного суда (Орловская область)

Судья Разумная И.М. УИД 57RS0019-01-2020-000523-42

Дело № 33-1150/2021, № 2-1-13/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

9 июня 2021 г. город Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе

председательствующего Коротченковой И.И.,

судей Второвой Н.Н., Хомяковой М.Е.,

при секретаре Фоминой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Савосина Валерия Петровича к обществу с ограниченной ответственностью «АФК-Агро», администрации Луначарского сельского поселения Урицкого района Орловской области, индивидуальному предпринимателю Главе Крестьянского фермерского хозяйства Кузнецову Игорю Васильевичу об устранении препятствий в праве пользования земельным участком, о принятии мер по установлению санитарно-защитной зоны от опасного производства, об изменении либо прекращении действия расчетной (ориентировочной) санитарно-защитной зоны, исключив ее наложение на границы застройки индивидуального жилого дома,

по апелляционной жалобе Савосина Валерия Петровича на решение Урицкого районного суда Орловской области от 5 февраля 2021 г., которым в удовлетворении исковых требований Савосина Валерия Петровича отказано.

Заслушав доклад судьи Хомяковой М.Е., объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Савосин В.П. обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью (далее по тексту ООО) «АФК-Агро» об устранении нарушений прав собственности, не связанных с лишением владения.

Исковые требования мотивированы тем, что на основании договора купли-продажи от 19 декабря 2011 г. он является собственником земельного участка с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес>. На момент приобретения земельного участка никаких ограничений или запретов в его использовании в соответствии с видом разрешенного использования не было установлено. Однако, при обращении в администрацию <адрес> за выдачей разрешения на строительство индивидуального жилого дома в июне 2018г. был получен отказ в связи с тем, что участок находится в санитарно-защитной зоне.

Ссылается на то, что смежный с его участком земельный участок с кадастровым используется ООО «АФК-Агро» для размещения производственной площадки с установлением санитарно-защитной зоны.

Полагает, что ООО «АФК-Агро» нарушило его права, поскольку разметило площадку на расстоянии менее 100 м от жилой застройки.

Считает, что, приобретая в 2011 году земельный участок, он не был уведомлен о том, что на соседнем участке, принадлежащем ответчику, находится производственный объект четвертого - пятого класса опасности.

По изложенным основаниям просил устранить препятствия в пользовании земельным участком и обязать ответчика исключить земельный участок с кадастровым , расположенный по адресу: <адрес> из санитарно-защитной зоны СХ2 объекта, расположенного на земельном участке с кадастровым , принадлежащем ООО «АФК-Агро».

В судебном заседании представитель Савосина В.П. по доверенности Рослов А.Н. уточнил исковые требования и просил обязать ООО «АФК-Агро», индивидуального предпринимателя Главу КФХ Кузнецова И.В., администрацию Луначарского сельского поселения <адрес> устранить препятствия в пользовании принадлежащим Савосину В.П. на праве собственности земельным участком с кадастровым , расположенным по адресу: <адрес>, обязать ООО «АФК-Агро», индивидуального предпринимателя Главу КФХ Кузнецова И.В., администрацию Луначарского сельского поселения <адрес> принять меры по установлению санитарно-защитной зоны от опасного производства, расположенного на земельном участке с кадастровым , принадлежащем ООО «АФК-Агро», изменению либо прекращению действия расчетной (ориентировочной) санитарно-защитной зоны и обратиться в срок до 1 октября 2021 г. в уполномоченные государственные органы с заявлением в соответствии с порядком установления, изменения и прекращения санитарно-защитных зон, а также особых условий использования земельных участков, расположенных в санитарно-защитной зоне, определенных Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2018 г. №222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в санитарно-защитной зоне», исключив в случае установления санитарно-защитной зоны ее наложение на границы застройки индивидуального жилого дома, расположенного на принадлежащем Савосину В.П. земельном участке с целью устранения ограничений использования земельного участка для строительства жилого дома (признания права собственности на возведенный жилой дом).

Рассмотрев возникший спор, суд постановил обжалуемое решение.

Савосин В.П. не согласился с решением суда, в своей апелляционной жалобе просит его отменить как незаконное.

Ссылается на то, что суд необоснованно дважды отказал в принятии уточненного иска о признании деятельности ИП КФХ Кузнецова И.В. незаконной и приостановлении деятельности по эксплуатации и размещению производственной площадки на земельном участке с кадастровым до согласования проекта санитарно-защитной зоны Управлением Роспотребнадзора по Орловской области, чем ограничил право Савосина В.П. на доступ к правосудию.

Приводит доводы о том, что суд неправильно установил фактические обстоятельства по делу, поскольку санитарно-защитная зона не существовала и до настоящего времени не установлена.

Указывает на то, что размещением на земельном участке с кадастровым комбикормового и зерно-обдирочного производства четвертого-третьего класса опасности нарушаются права Савосина В.П. на благоприятную окружающую среду и на использование принадлежащего ему имущества.

Полагает, что бездействие ответчиков по непринятию мер по установлению санитарно-защитной зоны, не предоставлению проекта санитарно-защитной зоны и невыполнению предписаний Управления Роспотребнадзора по Орловской области является незаконным и препятствует Савосину В.П. в пользовании земельным участком.

Не согласен с выводом суда о том, что срок подачи заявления об установлении, прекращении, изменении санитарно-защитной зоны не истек, что не позволяет сделать вывод о нарушении прав Савосина В.П.

Утверждает о том, что ответчики систематически не исполняли предписания Управления Роспотребнадзора по Орловской области с 2015 года и не принимали мер к установлению санитарно-защитной зоны в срок, установленный ранее действующим законодательством до 1 октября 2019 г.

Считает, что производство индивидуального предпринимателя ГлавыКФХ Кузнецова И.В. относится к третьему классу опасности и не может находиться в территориальной зоне СХ-2, предназначенной для размещения сельскохозяйственных предприятий четвертого и пятого класса опасности.

Обращает внимание на то, что в силу пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2012 г. № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде первой инстанции», суд апелляционной инстанции должен рассмотреть дело с учетом незаконно неудовлетворенного судом первой инстанции ходатайства истца об уточнении исковых требований о признании бездействия ответчиков незаконным и приостановлении деятельности.

Выражает несогласие с отказом суда в удовлетворении заявления об отводе судьи.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы (часть 1 статьи 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда не имеется, поскольку судом первой инстанции при разрешении спора правильно применены нормы материального и процессуального права, определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда в судебном решении мотивированы.

Материалами дела подтверждается и установлено судом, что СавосинВ.П. является собственником земельного участка с кадастровым , площадью 2000 кв.м, категория: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>.

Данное обстоятельство подтверждается договором купли-продажи от 19декабря 2011 г., свидетельством о государственной регистрации права от <дата> (т. 1 л.д. 8, 14).

По настоящему делу установлено, что ООО «АФК-Агро» является собственником земельного участка с кадастровым , площадью 15000 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.

Согласно Правилам землепользования и застройки земельный участок с кадастровым размещается в границах территориальной зоны СХ-2 – зона объектов промышленного комплекса-для размещения сельскохозяйственных предприятий.

Из ответа начальника Управления градостроительства, архитектуры и землеустройства <адрес> (т.1, л.д.21-22) следует, что зона предназначена для размещения расположенных в границах населенного пункта объектов и производств агропромышленного комплекса не выше четвертого класса опасности, в том числе хозяйств с содержанием животных и птицы, цехов по приготовлению кормов, производств по обработке и протравливанию семян, а также объектов инженерной и транспортной инфраструктур, иных объектов согласно градостроительного регламента.

Согласно СанПин 2.21./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны» размер санитарно-защитной зоны (ориентировочный) составляет 100 м.

Материалами дела подтверждается, что в пределах земельного участка с кадастровым размещается производственная площадка, на которой осуществляет свою деятельность по переработке зерновых культур ИП Кузнецов И.В.

Сторонами не оспаривалось, что на земельном участке с кадастровым , принадлежащем Савосину В.П. на праве собственности, возведен жилой дом.

С целью реализации прав собственника на построенный объект недвижимости, Савосин В.П. обратился в администрацию <адрес> за разрешением на строительство, однако, ему было в этом отказано.

Основанием для отказа явилось то обстоятельство, что согласно карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки Луначарского сельского поселения, земельный участок с кадастровым , расположенный по адресу: <адрес>, находится в санитарно-защитной зоне от объекта агропромышленного комплекса четвертого-пятого класса опасности (т.1, л.д.24).

Решением Урицкого районного суда <адрес> от 10 октября 2018г., оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, СавосинуВ.П. было отказано в признании права собственности на самовольную постройку.

Судебными актами установлено, что земельный участок истца и расположенный на нем жилой дом, разрешение на строительство которого не выдавалось, находятся на расстоянии менее 100 м от производственной площадки ООО «АКФ-Агро», расположенной в зоне СХ2, то есть располагаются в границах санитарно-защитной зоны, отраженной на карте градостроительного зонирования Луначарского сельского поселения, где не допускается размещать жилую застройку (т.1, л.д.230-248).

Обращаясь в суд с настоящим иском, Савосин В.П. ссылался на то, что бездействие ответчиков, не принимающих длительное время мер к установлению (изменению, прекращению) санитарно-защитной зоны нарушают его права и создают препятствия в пользовании принадлежащим ему имуществом, в связи с чем, на них должна быть возложена обязанность принять меры по установлению санитарно-защитной зоны от опасного производства, расположенного на земельном участке с кадастровым , принадлежащем ООО «АФК-Агро», изменению либо прекращению действия расчетной (ориентировочной) санитарно-защитной зоны и обратиться в срок до 1 октября 2021 г. в уполномоченные государственные органы с соответствующим заявлением.

Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленного иска, суд первой инстанции исходил из того, что срок, установленный Федеральным законом от 03 августа 2018 г. № 342-ФЗ, в течение которого ответчики обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны или о прекращении существования ориентировочной, расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны с приложением документов, предусмотренных положением о санитарно-защитной зоне, (до 1 октября 2021 года), еще не истек. В связи с чем, оснований для возложения обязанности на ответчиков не имеется.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено в качестве одного из способов защиты гражданских прав присуждение к исполнению обязанности в натуре. Исполнение обязанности в натуре означает понуждение должника выполнить действия, которые он должен совершить в силу имеющегося гражданско-правового обязательства. По смыслу указанной нормы права, при ненадлежащем исполнении обязательства должником кредитор может потребовать исполнения обязательства в натуре, то есть потребовать совершения тех действий, которые составляют содержание обязательства.

Основные санитарно-эпидемиологические требования к планировке и застройке установлены статьей 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон № 52-ФЗ). При планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения посредством комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При проектировании, строительстве и реконструкции зданий и сооружений, в том числе жилых домов, должны соблюдаться санитарные правила.

Согласно пункту 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрадК РФ) правила землепользования и застройки включают карту градостроительного зонирования. В соответствии с пунктом 5 статьи 30 ГрадК РФ на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий. Общие правила установления, изменения, прекращения существования зон с особыми условиями использования территорий установлены статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). К числу зон с особыми условиями использования территорий часть 4 статьи 1 ГрадК РФ относит санитарно-защитные зоны.

Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации.

Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 г. № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (далее - Постановление № 222). Этими Правилами определен порядок подготовки и принятия решений об установлении, изменении или прекращении существования указанных зон.

До введения в действие Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением № 222, порядок установления санитарно-защитных зон регулировался Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. № 74 (в редакции Изменения № 1 от 10 апреля 2008 г. № 25, Изменения № 2 от 6 октября 2009 г. № 61, Изменений и дополнений № 3 от 9 сентября 2010 г. № 122, Изменений №4 от 25 апреля 2014 г. № 31).

Пунктом 1.2 СанПин предусмотрено, что требования данных санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

Согласно пункту 2.1 СанПин в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (санитарно-защитная зона), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме (абз.1). Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к данным санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых названными санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны (абз. 2).

В соответствии с пунктом 2.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов должен определяться последовательно: сначала расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и т.д.); затем установленная (окончательная) санитарно-защитная зона на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.

На основании пункта 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могли быть установлены или изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя на основании, в том числе, действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

В настоящее время отношения по установлению санитарно-защитных зон регламентированы постановлением Правительства Российской Федерации от 3марта 2018 г. № 222 «Об утверждении правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (далее - Правила № 222); Федеральным законом от 3августа 2018 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» действуют в части, не противоречащей вышеуказанным документам.

Согласно п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 3марта 2018 г. правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу названного постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных данным постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу названного постановления.

В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1января 2022 г. зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до официального опубликования настоящего Федерального закона одним следующих способов: решением исполнительного органа государственной власти и органа местного самоуправления, принятым в соответствии законодательством, действовавшим на день принятия этого решения; согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования, в случае если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством; нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления установлении таких зон либо согласования уполномоченным органа исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории; решением суда.

Согласно п. 13 ст. 26 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2020 года определенные в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют. Собственники зданий, сооружений, в отношении которых были определены ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны, до 1 октября 2019 года обязаны обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением документов, предусмотренных положением о санитарно-защитной зоне. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также правообладатели объектов недвижимости, расположенных полностью или частично в границах ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон, вправе обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением необходимых документов. До дня установления санитарно-защитной зоны возмещение убытков, причиненных ограничением прав правообладателей объектов недвижимости в связи с определением до дня официального опубликования настоящего Федерального закона ориентировочной, расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны, выкуп объектов недвижимости, возмещение прав за прекращение прав на земельные участки в связи с невозможностью их использования в соответствии с разрешенным использованием не осуществляются.

Таким образом, из содержания приведенных правовых норм следует, что законодательством установлен срок, в течение которого хозяйствующие субъекты должны обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением документов, предусмотренных положением о санитарно-защитной зоне.

Материалами дела подтверждается, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки Луначарского сельского поселения <адрес> и картой градостроительного зонирования земельный участок и производственная площадка ООО «АКФ-Агро», расположенные в <адрес>, находятся в зоне СХ2, отнесены к объектам агропромышленного комплекса IV и V классов опасности, санитарно-защитная зона (нормативная) в размере 100 м от данного участка отражена на карте градостроительного зонирования Луначарского сельского поселения.

Факт нахождения спорного земельного участка в санитарно-защитной зоне подтверждается также ответами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (т.1, л.д.15-20), ответом администрации <адрес> (т.1, л.д.24), вышеуказанными судебными решениями, вступившими в законную силу (т.1, л.д.230-248).

Из материалов дела усматривается, что за период 2015 – 2020 гг. в Управление Роспотребнадзора по Орловской области поступило несколько обращений Савосина В.П., в том числе по вопросам размещения и деятельности предприятия по переработке зерновых культур и загрязнения атмосферного воздуха (т.1, л.д.17-25)

По обращению Савосина В.П. было возбуждено 2 дела об административном правонарушении в отношении ИП Кузнецова И.В., одно из которых было прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.

В 2015 году за нарушения требований санитарного законодательства к охране атмосферного воздуха, ИП Кузнецов И.В. был привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 1000 руб. по статье 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением по делу об административном правонарушении от 11августа 2015 г. (т.2, л.д.35-36) было установлено, что в санитарно-защитной зоне цеха по производству крупы и прочих продуктов из зерновых культур ИПКузнецова И.В., относящегося к предприятию четвертого класса опасности, находятся жилые дома, однако, экспертиза проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация и т.д.) в нарушение пункта4.3 СанПин 2.2.1/2.2.2.2.1200-03 не выполнена; натурные исследования приоритетных показателей за состоянием загрязнения атмосферы воздуха не проводились (пункт 4.5); отсутствует решение Управления Роспотребнадзора по Орловской области об установлении размера и границ окончательной (установленной) санитарно-защитой зоны для цеха по производству крупы и прочих продуктов из зерновых культур (пункты 2.11, 4.3).

Данное постановление никем не отменено и вступило в законную силу.

Из заключения экспертизы, проводимой в рамках данного административного расследования, установлено, что концентрация загрязняющих веществ в атмосферном воздухе по взвешенным веществам по адресу: <адрес> не превышает максимально-разовых предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе по гигиеническим нормативам 2.1.6.1338-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест» (т. 2, л.д. 33-40).

Из ответа Управления Роспотребнадзора по Орловской области от 5октября 2015 г. следует, что за выявленные нарушения требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.120 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» ИП Кузнецову И.В. выдано предписание по устранению нарушений санитарного законодательства, срок исполнения предписания до 1 декабря 2016 г.

Вместе с этим, из пояснений представителя ИП Главы КФХ КузнецоваИ.В. – Мирошниченко А.В. следует, что ИП Главой КФХ Кузнецовым И.В. предпринимались меры к устранению выявленных нарушений, исполнить предписание в полном объеме не представилось возможным по причинам не зависящим от него.

Из ответов Управления Роспотребнадзора по Орловской области от 22февраля 2019 г. и 18 июля 2019 г. на обращения Савосина В.П. следует, что законодательством до 1 октября 2019 г. установлен срок, в течение которого, хозяйствующие субъекты должны установить санитарно-защитные зоны для объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия среду обитания человека. В связи с чем, Управлением в соответствии со ст. 8.2 Федерального закона 26 декабря 2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» ООО «АФК-Агро» выдано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований в части установления санитарно-защитной зоны от предприятия и необходимости принятия мер по установлению санитарно-защитной зоны до 1 октября 2019 г.

Вместе с тем, Федеральным законом от 27 декабря 2019 г. № 455-ФЗ «Овнесении изменений в Федеральный закон «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 455-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон от 3августа 2018 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 342-ФЗ) в части установления, изменения или прекращения существования зон с особыми условиями использования территорий.

Согласно Федеральному закону № 455-ФЗ с 1 января 2022 г. определенные в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют. Собственники зданий, сооружений, в отношении которых были определены ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны, до 1 октября 2021 г. обязаны обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением документов, предусмотренных положением о санитарно-защитной зоне. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также правообладатели объектов недвижимости, расположенных полностью или частично в границах ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон, вправе обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением необходимых документов. До дня установления санитарно-защитной зоны возмещение убытков, причиненных ограничением прав правообладателей объектов недвижимости в связи с определением до дня официального опубликования настоящего Федерального закона ориентировочной, расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны, выкуп объектов недвижимости, возмещение за прекращение прав на земельные участки в связи с невозможностью их использования в соответствии с разрешенным использованием не осуществляются.

Если зона с особыми условиями использования территории, требование об установлении которой предусмотрено в соответствии с федеральным законом, не была установлена до 1 января 2022 г. либо не были установлены границы такой зоны, такая зона и ее границы должны быть установлены в срок не позднее 1 января 2025 г., за исключением случаев, предусмотренных частями 13 и 15 настоящей статьи.

Проанализировав указанные нормы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что законодателем установлен новый срок для подачи заявления об установлении санитарно-защитной зоны и определении ее границ, который в рассматриваемом споре не наступил, в связи с чем, вопреки доводам апелляционной жалобы находит обоснованным вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных к ответчикам ООО «АФК Агро» и главе КФХ Кузнецову И.В. исковых требований.

При этом судебная коллегия исходит из того, что у главы КФХ КузнецоваИ.В. действительно имеется обязанность по совершению мероприятий по подготовке необходимой документации для обращения в Управление Роспотребнадзора по Орловской области с заявлением об установлении санитарно-защитной зоны, однако, срок исполнения данной обязанности, после наступления которого возможно применение санкций со стороны контролирующих органов, не наступил.

Не вызывает сомнений у судебной коллегии и вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований к администрации Луначарского сельского поселения <адрес>, поскольку исходя из анализа положений Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», следует, что вопросы подачи заявления, установления размера и границ санитарно-защитных зон не отнесены к полномочиям органов местного самоуправления, в связи с чем отказ в удовлетворении иска, заявленного к органу местного самоуправления является верным.

Довод апелляционной жалобы о незаконном отказе в принятии уточненных исковых требований отмены решения суда не влечет, потому что Савосин В.П., уточняя исковые требования, дополнительно просил приостановить деятельность ИП Кузнецова И.В., который незаконно занимается производством, относящимся к третьему классу опасности в зоне СХ 2, что по существу означает заявление нового требования, иного предмета и основания иска, нежели иск об исполнении обязанности, установленной законом. Отказ в принятии уточненных исковых требований не свидетельствует о невозможности раздельного рассмотрения первоначально заявленных и уточненных исковых требований, не лишает Савосина В.П. права на обращение в суд с новым иском с соблюдением требований процессуального законодательства.

Доводы апелляционной жалобы о том, что суд апелляционной инстанции доложен рассматривать дело с учетом тех исковых требований, в принятии которых судом первой инстанции было необоснованно отказано, судебной коллегией отклоняются, как основанные на ошибочном толковании норм процессуального права и разъяснений по их применению, изложенных в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде первой инстанции».

Доводы жалобы о том, что в удовлетворении заявления об отводе судьи необоснованно было отказано, не могут повлечь за собой отмену постановленного решения.

Отказывая в удовлетворении заявления об отводе судьи, судья исходил из того, что оснований для этого не имеется, с чем судебная коллегия согласна.

Довод апелляционной жалобы о том, что ориентировочная зона в установленном законом порядке не устанавливалась, решение уполномоченного органа не принималось, Единый государственный реестр недвижимости не содержит сведений о санитарно-защитной зоне, судебной коллегией признаются несостоятельными, поскольку данные обстоятельства сами по себе не свидетельствуют об отсутствии зоны с особыми условиями использования территорий для производства, расположенного в зоне СХ-2.

Факт нахождения спорного земельного участка истца в санитарно-защитной зоне подтверждается представленными в материалы дела ответами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (т.1, л.д.15-20).

Кроме того, на карте градостроительного зонирования Луначарского сельского поселения <адрес> отражен размер санитарно-защитной зоны 100 м.

Савосин В.П. Правила землепользования и застройки Луначарского сельского поселения не оспаривал и они недействительными в части отражения на карте санитарно-защитной зоны не признавались.

Не являются состоятельными доводы апелляционной жалобы о нарушении прав Савосина В.П. на использование жилого дома и земельного участка бездействием ответчиков по установлению санитарно-защитной зоны, поскольку препятствий в использовании земельного участка в соответствии с его разрешенным видом использования (для ведения личного подсобного хозяйства) не имеется. То обстоятельство, что истец лишен возможности реализовать свои права собственника в отношении жилого дома, предусмотренные статьей 209 Гражданского кодекса РФ не опровергают правильность сделанных судом выводов по существу, поскольку жилой дом является самовольной постройкой, право собственности на который в установленном законом порядке не признано и не зарегистрировано.

Кроме того, в соответствии с нормами Федеральных законов № 342-ФЗ от 3 августа 2018 г. и №455-ФЗ от 27 декабря 2019 г. правообладатели объектов недвижимости, расположенных полностью или частично в границах ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон, вправе обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением необходимых документов.

Следовательно, Савосин В.П. вправе самостоятельно обратиться с заявлением об установлении санитарно-защитной зоны.

Доводы апелляционной жалобы о том, что производство ИПКузнецоваИ.В. относится к третьему классу опасности и не может размещаться в зоне СХ-2, не являются основанием для отмены обжалуемого решения, поскольку не относятся к юридически значимым обстоятельствам по настоящему спору.

Другие доводы апелляционной жалобы не содержат данных, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела, но имели бы существенное значение для его разрешения или сведений, опровергающих выводы решения суда, и не могут являться основанием к отказу в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Нарушений норм материального и процессуального права судебная коллегия не усматривает.

При таких обстоятельствах решение суда отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Урицкого районного суда Орловской области от 5 февраля 2021г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Савосина Валерия Петровича – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Судья Разумная И.М. УИД 57RS0019-01-2020-000523-42

Дело № 33-1150/2021, № 2-1-13/2021