Судья Дроздова Н.А. Дело № 33-6379/2022
(2-1-1972/2023)
УИД 64RS0042-01-2023-001547-86
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 июля 2023 года г. Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Агарковой И.П.,
судей Крапивина А.А., Кудряшовой Д.И.,
при ведении протокола помощником судьи Башвеевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению военного прокурора Саратовского гарнизона в защиту интересов ФИО1 к Министерству обороны Российской Федерации в лице войсковой части 40218, о признании права на получение выплаты компенсационного характера за особые условия работы по апелляционной жалобе войсковой части 40218 на решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 13 апреля 2023 года, которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Крапивина А.А., объяснения представителя ответчика ФИО2, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия
установила:
военный прокурор Саратовского гарнизона обратился в суд с исковыми требованиями в защиту ФИО1 к Министерству обороны Российской Федерации в лице войсковой части 40218 о признании права на получение выплаты компенсационного характера за особые условия работы.
Требования мотивированы тем, что военной прокуратурой Саратовского гарнизона проведена проверка соблюдения трудового законодательства в деятельности войсковой части 40218 по обращению ФИО1, в ходе которой установлено, что <дата> ФИО1 принят в войсковую часть 40218 на должность водителя пожарного автомобиля пожарной команды. С <дата> вступил в действие Приказ Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 года № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», которым установлены условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации. В соответствии с вышеуказанным приказом для гражданского персонала подразделений пожарной охраны, призванных обеспечивать пожарную безопасность арсеналов, складов боеприпасов и вооружения устанавливается компенсационная выплата к должностному окладу (тарифной ставке) за особые условия работы в размере 100 % должностного оклада (тарифной ставки).
Согласно приказу командующего Центрального военного округа от 31 октября 2014 года № 662 «О присвоении категорий по оснащению техническими средствами охраны объектам воинских частей и организаций Центрального военного округа» структура войсковой части 40218 включает в себя склад хранения зенитно-управляемых ракет, на котором на постоянной основе осуществляется размещение боеприпасов. Кроме того, в составе данной воинской части создана и функционирует пожарная команда, к задачам и функциям которой относятся, в том числе, обеспечение противопожарной защиты объектов, включая склад хранения зенитно-управляемых ракет.
Однако водителю пожарного автомобиля пожарной команды войсковой части 40218 ФИО1 выплата компенсационного характера за особые условия работы в размере 100 процентов должностного оклада с <дата> по <дата> не устанавливалась и не производилась. В трудовой договор работника соответствующие условия о выплате компенсационного характера за особые условия работы не включались.
Считая права ФИО1 нарушенными, истец просил признать у истца право на получение выплаты компенсационного характера за особые условия работы в размере 100 % должностного оклада (тарифной ставки) с <дата> по <дата>, возложить на командира войсковой части 40218 обязанность включить в трудовой договор ФИО1 условие об осуществлении компенсационной выплаты за особые условия работы в размере 100 % должностного оклада (тарифной ставки), издать приказ об установлении ФИО1 компенсационной выплаты за особые условия работы с <дата> по <дата>, возложить на командира войсковой части 40218 обязанность произвести перерасчет заработной платы ФИО1 за период с <дата> по <дата> с учетом компенсационной выплаты за особые условия работы и произвести ее выплату.
Решением Энгельсского районного суда Саратовской области от 13 апреля 2023 года исковые требования удовлетворены частично.
За ФИО1 признано право на получение выплаты компенсационного характера за особые условия труда работы в размере 100 % должностного оклада с 10 декабря 2019 года.
На войсковую часть 40218 возложена обязанность включить в трудовой договор ФИО1 условие об осуществлении компенсационной выплаты за особые условия труда в размере 100 % должностного оклада (тарифной ставки), издать приказ об установлении ФИО1 компенсационный выплаты за особые условия труда.
На войсковую часть 40218 возложена обязанность произвести перерасчет заработной платы ФИО1 за период с 10 декабря 2019 года по 17 января 2022 года с учетом компенсационной выплаты за особые условия работы.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе войсковая часть 40218 просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме, указывая на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, приводит доводы, аналогичные изложенным в возражениях на иск.
В возражениях на апелляционную жалобу старший помощник военного прокурора Саратовского гарнизона просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. Информация о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела размещена на официальном сайте Саратовского областного суда (http://oblsud.sar.sudrf.ru) (раздел судебное делопроизводство). При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Так, ст. 2 ТК РФ к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит, в том числе, обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии с абз. 5 ч. 1 ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.
Данному праву работника в силу абз. 7 ч. 2 ст. 22 ТК РФ корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Ст. 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1).
По смыслу приведенных норм ТК РФ в их взаимосвязи, заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда.
В силу ст. 135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ч. 6 ст. 135 ТК РФ).
В соответствии с ч. 4 ст. 8 ТК РФ нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного ст. 372 названного Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.
Приказом Министерства обороны РФ от 23 апреля 2014 года № 255 было утверждено Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (Положение Минобороны), которое действовало до 10 декабря 2019 года (с 10 декабря 2019 года действует Приказ Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 года № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», которым утверждены размеры должностных окладов (тарифных ставок) гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение № 1 к приказу); условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение № 2 к приказу); порядок формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение № 3 к приказу).
В соответствии с п.п. 2 и 14 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства обороны РФ от 23 апреля 2014 года № 255, система оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций включает условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера, включая компенсационную выплату за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда.
Так, согласно п. 18 указанного Положения Минобороны гражданскому персоналу подразделений пожарной охраны, содержащихся при арсеналах, базах, складах боеприпасов и вооружения, устанавливается компенсационная выплата к должностному окладу (тарифной ставке) за особые условия работы в размере 100 % должностного оклада (тарифной ставки).
При этом к арсеналам, центрам, базам, складам Министерства обороны по хранению вооружения и боеприпасов отнесены: центры и арсеналы всех наименований, государственные специальные химические арсеналы, артиллерийские базы и склады всех наименований, базы резерва танков, самолетов, вертолетов, технические ракетные базы всех наименований, торпедные базы, отделы хранения вооружения и боеприпасов, другие базы, склады и отделы, на которых хранятся вооружение и боеприпасы; отделы хранения (хранилища, склады) вооружения и боеприпасов в составе воинских частей и организаций (п. 17 Положения Минобороны о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства обороны РФ от 23 апреля 2014 года № 255).
По смыслу вышеприведенной правовой нормы, указанная выплата компенсационного характера предусмотрена для гражданского персонала подразделений пожарной охраны, призванных обеспечивать пожарную безопасность арсеналов, складов боеприпасов и вооружения.
Пунктом 8 Приложения № 2 к Приказу Минобороны РФ от 18 сентября 2019 года № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», вступившим в действие с 10.12.2019 г., предусмотрено, что гражданскому персоналу подразделений пожарной охраны, в зоне ответственности которых находятся арсеналы, базы, склады по хранению вооружения и боеприпасов, устанавливается компенсационная выплата должностному окладу (тарифной ставке) за особые условия работы в размере 100 процентов должностного оклада (тарифной ставки).
Таким образом, издавая приказ от 18 сентября 2019 года № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» Министерством обороны Российской Федерации воспроизведена та же правовая норма в новом нормативном правовом акте в частично измененной (откорректированной) редакции, с сохранением ее сути и фактического смысла. То есть Министерство обороны Российской Федерации уточнило ранее действующую норму права, исключив неясность в ее толковании.
Как следует из материалов дела, между войсковой частью 40218 в лице командира и ФИО1 <дата> заключен трудовой договор, по условиям которого ФИО1 принят на работу в войсковую часть 40218 на должность пожарного пожарной команды (л.д. 19-22).
В соответствии с дополнительными соглашениями от <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, ФИО1 за выполнение трудовой функции водителя авто пожарной команды изменен размер должностного оклада (л.д. 23-26).
Судом первой инстанции установлено, что заключенный <дата> между ФИО1 и войсковой частью 40218 трудовой договор, а впоследствии дополнительные соглашения к нему от <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата> не содержат условия о компенсационных выплатах.
Из представленных расчетных листков следует, что заработная плата за период с января 2021 года по декабрь 2021 года ФИО1 выплачивалась без учета компенсационной выплаты (л.д. 33-45).
Как следует из приказа командующего Центрального военного округа от 31 октября 2014 года № 662 «О присвоении категорий по оснащению техническими средствами охраны объектам воинских частей и организаций Центрального военного округа» структура войсковой части 40218 включает в себя склад хранения зенитно-управляемых ракет, на котором на постоянной основе осуществляется размещение боеприпасов (л.д. 77-80).
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что в составе воинской части 40218 создана и функционирует пожарная команда, к задачам и функциям которой относятся, в том числе, обеспечение противопожарной защиты объектов, включая склад хранения зенитно-управляемых ракет.
На период с 2017 года по 2022 год между командованием и гражданским персоналом войсковой части 40218 заключены Коллективный договор по социально-трудовым отношениям на 2017-2019 годы и Коллективный договор по социально-трудовым отношениям на 2020-2022 годы.
Коллективный договор по социально-трудовым отношениям на 2017-2019 годы и Коллективный договор по социально-трудовым отношениям на 2020-2022 годы не предусматривали компенсационной выплаты к должностному окладу за особые условия работы в размере 100 %.
<дата> между командованием и гражданским персоналом войсковой части 40218 заключено дополнение к Коллективному договору по социально-трудовым отношениям между командованием и гражданским персоналом войсковой части 40218 на 2020-2022 годы, в соответствии с которым Коллективный договор дополнен пунктом 2.1.6 пункта 2.1 Раздела 2 Приложения № 8 к Коллективному договору, в соответствии с которым включено условие на осуществление компенсационной выплаты за особые условия работы в размере 100 % должностного оклада за особые условия работы.
Датой вступления в силу дополнений к Коллективному договору является дата их подписания сторонами, а именно <дата>.
Приказом командира войсковой части 40218 от 22 марта 2022 года № 109 «Об установлении выплаты компенсационного характера гражданскому персоналу войсковой части 40218» ФИО1 установлена компенсационная выплата к должностному окладу за особые условия работы в размере 100 % должностного оклада с <дата> по <дата>. (л.д. 121).
<дата> с ФИО1 заключено дополнительное соглашение к трудовому договору, которым включено условие об осуществлении компенсационной выплаты за особые условия работы в размере 100 % должностного оклада с <дата> (л.д. 28).
Как следует из представленного расчетного листка, в марте 2022 года ФИО1 начислена и выплачена компенсационная выплата за период с <дата> (л.д. 47).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ч. 2 ст. 9, ч. 2 ст. 57, ч. 1 ст. 129, 135, ч. 1 ст. 144 ТК РФ, Приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 года № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», Положением о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации и Порядком формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации, утвержденными Приказом Министра обороны РФ от 23 апреля 2014 года № 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 05 августа 2008 года № 583», исходя из того, что в спорный период в зоне ответственности подразделения пожарной команды, в которой работал истец, находился склад хранения зенитно-управляемых ракет, к задачам и функциям пожарной команды войсковой части относятся, в том числе, спасение людей, оказание первой медицинской помощи при пожарах, обеспечение противопожарной защиты имущества воинской части, что дает право истцу на получение компенсационной выплаты за особые условия работы, пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Судом первой инстанции признано за ФИО1 право на получение выплаты компенсационного характера за особые условия работы в размере 100 % должностного оклада за период с <дата> по <дата> и перерасчете и выплате заработной платы за тот же период с учетом компенсационной выплаты за особые условия работы.
В суде первой инстанции представителем войсковой части 40218 заявлено ходатайство о применении по делу последствий срока исковой давности.
Отказывая в удовлетворении ходатайства о применении по делу пропуска срока исковой давности, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 392 ТК РФ, абз. 5 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» исходил из того, что до обращения в суд ФИО1 обращался в прокуратуру об оказании содействия в восстановлении нарушенных прав (л.д. 16-105).
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
С доводом жалобы о том, что судом первой инстанции в ходе рассмотрения дела не определена зона ответственности работы истца, судебная коллегия не может согласиться, поскольку судом первой инстанции установлено, что структура войсковой части 40218 включает в себя склад хранения зенитно-управляемых ракет, на котором на постоянной основе осуществляется размещение боеприпасов (л.д. 95-98).
В дополнении к Коллективному договору по социально-трудовым отношениям между командованием и гражданским персоналом войсковой части 40218 на 2020-2022 годы «Положение об оплате труда сотрудников» указано о том, что в ответственности гражданского персонала - работников штатной пожарной команды находится склад по хранению вооружения и боеприпасов (склад хранения зенитных управляемых ракет: площадка №.
Из дополнительного соглашения от <дата> к трудовому договору ФИО1, следует, что компенсационные выплаты к должностному окладу за особые условия работы назначены в связи с тем, что работа истца относится к зоне ответственности площадка №.
Таким образом, судом установлено, что в зоне ответственности, в которой работал истец, находится склад хранения зенитно-управляемых ракет (площадка 102).
В этой связи, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у ФИО1 права на получение компенсационной выплаты за особые условия работы.
Доказательств того, что работа истца в спорный период не связана с зоной ответственности по охране склада хранения зенитно-управляемых ракет (площадка 102) стороной ответчика не представлено. Также не представлено доказательств, что склад хранения зенитно-управляемых ракет (площадка №) находился в зоне ответственности иных работников. Напротив, в ходе рассмотрения дела установлено, что за период работы истца в войсковой части 40218 трудовые обязанности ФИО1 не менялись - он работал пожарным и водителем пожарного автомобиля пожарной команды в войсковой части 40218, которая включает в себя склад хранения зенитно-управляемых ракет, на котором на постоянной основе осуществляется размещение боеприпасов.
Ссылки в апелляционной жалобе на иные судебные акты, судебная коллегия в качестве основания для отмены судебного постановления не принимает, поскольку вынесение судебного решения по другому гражданскому делу с участием других сторон не является преюдициальным.
Также, судебная коллегия не может согласиться с доводом ответчика о том, что права ФИО1 на получение компенсационной выплаты до 18 января 2022 года не нарушены.
Как установлено судом первой инстанции 10 декабря 2019 года вступил в действие Приказ Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 года № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», однако положение об оплате труда работодателем приведено в соответствие с действующим законодательством лишь 18 января 2022 года. При этом, ссылок на изменение условий труда, которые могли послужить основанием для назначения спорной выплаты в ходе рассмотрение дела не установлено.
Доводы о неправильном применении судом положений ч. 2 ст. 392 ТК РФ несостоятельны, основаны на ошибочном толковании и применении указанной нормы права.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые сторона указывала в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, они являлись предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда и оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, по делу не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327, 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 13 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу войсковой части 40218 - без удовлетворения.
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 01 августа 2023 года.
Председательствующий
Судьи